Реализация ЦО "Точка роста"
опыты и эксперименты по биологии

Черепанова Татьяна Вячеславовна

Исследовательские работы с использованием цифрового оборудования по биологии и экологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 средняя школа № 3 Тутаевского муниципального района

Анализ качества воды,

которую использует моя семья

Исследовательская работа

Выполнил: Сиротин Александр

Работа допущена к защите

_________ баллов

____________/                        /

подпись                расшифровка

«____»___________20___г.

Алексеевич, обучающийся 10а класса

МОУ СШ №3

Руководитель: Черепанова Татьяна Вячеславовна

учитель биологии МОУ СШ №3

Консультант:

Шомина Елена Михайловна

учитель географии и биологии

МОУ СШ №г. Тутаев, 2022


        СОДЕРЖАНИЕ                                            стр

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………............................3

1.  ОБЗОР  ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ. …………………….……..5

1.1. Роль чистой воды..................................................... ……………..…........5

    1.2. Жесткость................................................................................................6

    1.3. Содержание железа.................................................................................7

    1.4. рН воды....................................................................................................7

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РЕЗУЛЬТАТЫ................................................8

    2.1. Органолептический метод......................................................................9

    2.2. Определение pH.......................................................................................9

    2.3. Определение наличия ионов железа......................................................9

    2.4. Жесткость воды......................................................................................10

3.  Практическая значимость............................................................................12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................12

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..………...13

ПРИЛОЖЕНИЯ .……………………………………… ………………..……14

ВВЕДЕНИЕ

Вода является необходимым элементом для жизни человека и его  хозяйственной деятельности.

Особенно важно оценить качество воды  при ее потреблении, поскольку санитарные нормы могут идти  вразрез с качеством потребляемой жидкости, в которой присутствуют даже вредные для здоровья вещества.  Часть населения получает воду, не соответствующую потребительским нормам.

Обоснование актуальности: Питьевая вода требует регулярного исследования, ведь она имеет большое значение в жизни человека. В день взрослый человек выпивает около 2 литров воды. Из-за загрязненной воды могут развиться различные заболевания, например анемия, холера и многие другие. В разных местах проживания люди используют воду по-разному назначению, и мне предстоит изучить, пригодна ли для питья та вода, которую использует моя семья.

Цель: с помощью исследований выявить наиболее пригодную для питья воду.

Задачи:

  1. Оценить на основании литературных источников и собственного опыта значение использования качественной воды в жизни человека.
  2. Произвести забор воды для исcледований из скажины и         бутилированной.
  3. Провести  анализы воды из скважины и воды         бутилированной.
  4. Провести сравнение показателей  проб воды

Гипотеза: качество воды из глубокой скважины, которую использует моя семья  и бутилированной соответствует допустимым нормам.

Благодаря проделанной работе, мы узнаем истинное качество, употребляемой нами воды.

Предмет  исследования: кислотность pH, мутность, цветность, прозрачность,  запах, содержание железа, жесткость.

Объект исследования: вода из скважины и бутилированная вода

Методики  представлены в Методических рекомендациях, приложенной к цифровой лаборатории и в Инструкции Тест-систем  [2,3] 

Методы исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, органолептический метод.

1. Органолептичесий метод

Органолептические методы исследования представляют собой определение качества той или иной продукции при помощи стандартных органов чувств человека, то есть зрительных, обонятельных, осязательных, вкусовых, а иногда даже слуховых. при исследовании воды я использовал следующие критерии:

  1. Мутность     2. Запах        3.     Цветность

2. Метод химического анализа

3. Работа с научной литературой;


1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.1. Роль чистой воды

Весь наш организм является совокупностью водных растворов, суспензий и прочих сложных по своему составу водных систем. Вода обогащает клетки организма питательными веществами и выводит отходы жизнедеятельности. Помимо этого, вода задействована в процессе терморегуляции и в процессе дыхания. [1]

Значение воды в жизни человека велико, особенно актуально это ощущается при ее потреблении, когда санитарные нормы идут вразрез с качеством потребляемой жидкости, в которой присутствуют вредные для здоровья пестициды, нитриты, нефтепродукты, соли тяжелых металлов. Половина населения получает опасную для здоровья воду, вызывающую около 80% всех известных болезней. [6] 

        В сельской местности, большей частью,  каждая семья использует природную воду: из прудов, рек, колодцев. Но не  каждая вода подходит для питьевых нужд. Поверхностные воды часто загрязнены.

        Подземные воды формируются в основном из атмосферных осадков, выпадающих на земную поверхность и просачивающихся в грунт на некоторую глубину.

Проникновение вод в грунты зависит от физических свойств этих грунтов.

В  зависимости от качества подземной воды ее подразделяют на техническую и питьевую. [10]

Прежде чем пробурить скважину и использовать её воду,  нужно знать, к какой категории относятся подземные воды.

        К защищенным подземным водам относятся напорные и безнапорные межпластовые воды, имеющие сплошную водоупорную кровлю. Наличие ложа и кровли в межпластовой структуре и длительная фильтрация, защищает содержимое горизонта от загрязнений. С точки зрения гигиены, ей присущи высокие физиологические качества, низкое содержание химических элементов и безопасность использования без предварительной очистки. Глубокое залегание, дебит и чистота не зависят от времени года.

Однако межпластовая жидкость часто насыщена соединениями фтора, серы, железа настолько, что непригодна для хозяйственного и питьевого пользования. Вызывается это затеканием в водоносный пласт через трещины в кровле различных, в том числе, химических загрязнений. [11]

        Иногда исследование качества воды — это не настоятельная рекомендация, а прямое требование закона. В обязательном порядке оценку безопасности воды проходят медицинские, детские и оздоровительные учреждения, а также производители бутилированной воды.

        Ежедневно в процессе жизнедеятельности человек использует огромное количество воды, которая уходит на удовлетворение пищевых, гигиенических и бытовых нужд. Очень важно, чтобы химический состав воды являлся безопасным для человека, влияя на здоровье положительным образом, а не травмируя его. Критерии качества полезной для потребителей воды четко прописаны в нормативных документах, а проверить соответствие источника питья требованиям нормы позволяет химический анализ. [7]

1.2. Жесткость воды

Жёсткую воду вредно пить в больших количествах, так как это приводит к отложению солей в суставах и в почках. Однако стоит сказать, что она снижает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и гипертонии. Если жидкость используется для технических целей, то она будет соприкасаться со всеми бытовыми приборами – стиральной и посудомоечной машиной, кофеваркой, чайником и бойлером. В каждом таком бытовом приборе есть нагревательный элемент, есть поверхности, которые нагреваются и при кипячении появляется твёрдый налёт – накипь, что приведет к выходу из строя Вашей техники. [4]

1.3. Содержание ионов железа в воде

Организму человека необходимо железо, и суточная норма варьируется в интервале 15-22 мг. Казалось бы, полезный элемент можно было бы получать из воды с повышенным содержанием железа и не беспокоиться о гемоглобине. Но такие строгие нормы СанПин ввел неслучайно: практически все нужное количество Ferrum организм получает из пищи: мяса, круп, овощей и фруктов с высоким содержанием необходимого элемента. Избыток железа, марганца и других примесей не только не усвоится, но и может навредить. 

Избыток железа в питьевой воде оказывает негативный эффект на организм человека. Все “лишнее” железо не может усвоиться и не выводится телом целиком. Ткани и внутренние органы аккумулируют металл и при достижении определенных концентраций начинают разрушаться. [8]

1.4. рН воды

Слишком кислая или слишком щелочная вода одинаково вредна для здоровья человека. Это продемонстрировало шведское исследование колодезной воды, которое установило, что крайние значения рН приводят к возникновению проблем. Организм просто не предназначен постоянно усваивать высокощелочную воду. Именно поэтому вопрос того, какую воду вы будете пить ежедневно - является без преувеличения фундаментальным. Разумно пить воду, которая подходит организму, в том числе с точки зрения рН. [5]

Поддержание нормальной кислотности желудка также необходимо для защиты от бактериальных и вирусных инфекций. Изменение кислотной среды желудка чрезмерным употреблением щелочной воды делает вас открытыми для кишечных инфекций. [6]

Любители пить сильнощелочную воду со временем будет получать меньше минералов и питательных веществ – по сути, ряд этих последствий для здоровья уже можно увидеть у особо сильных фанатов питья сильнощелочной воды. Щелочность также потенциально является проблемой из-за своих антибактериальных свойств, ведь это потенциально может нарушить баланс полезных бактерий в организме. [9]

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РЕЗУЛЬТАТЫ

Исследования  проводились в октябре 2021 г. на базе химико- биологической  лаборатории МОУ СШ №3 г. Тутаева «Школа открытий 76»

Для анализа была взята вода в соответствии с тем, что употребляют члены моей семьи: из скважины и бутилированную.

Скважина:  Тутаевский район деревня Копнинское,  глубина 20 метров.

Бутилированная вода «Святой источник»,  разливается в Костромской области на территории Костромской Православной Епархии (производитель IDSBorjomiRussia)

ГОСТы, использованные в процессе исследования:

Нормы качества питьевой воды СанПиН 2.1.4.1074-01: ГН 2.1.5 1315-03

Методики, используемые в работе представлены в Методических рекомендациях, приложенной к цифровой лаборатории и в Инструкции Тест-систем.

2.1. Органолептический метод

С помощью органов чувств (зрение, обоняние, вкус) я изучил различные пробы воды. В таблице представлены средние значения  (Таблица №1)

Сравнительный анализ проб воды из скважины и бутилированной при помощи органолептического метода  показал, что обе пробы не имеют отклонений от нормы и могут употребляться в пищу.

2.2. Определение pH

Для проведения эксперимента нам понадобился: мультидатчик, электроды рН и Mg-Caи доп. оборудование из штатива, мерного цилиндра и ноутбук (Приложение А)

Цель: Определить рН воды химическим методом.

 Оборудование: Пробирка. Универсальная индикаторная бумага

 Объект исследования: пробы воды из природных водоемов.

Проведение исследования.

В пробирку наливаем  немного исследуемой воды. Сухими чистыми руками берём одну полоску индикаторной бумаги и сравниваем с цветом шкалы.

Вывод.                     «Проба №1». Бутилированная вода  рН = 6,8

                                 «Проба №2». Вода из скважины рН= 7

 (Таблица №2)

Это соответствует норме.

2.3. Определение наличия ионов железа

Для определения железа мне понадобится тест-система для определения железа (II,III)

  Цель: Определить  наличие ионов железа.

 Оборудование: Пробирка. Роданид калия.

  Объект исследования: пробы воды из  скважины и бутилированной.        

Проведение исследования.

             Условия проведения реакции

1. Температура комнатная.

К 10 мл пробы воды прибавляем 1 каплю азотной кислоты, затем 2-3 капли пероксида водорода и вводим 0,5 мл роданид калия.

При концентрации  ионов железа более 2,0 мг/л появляется розовое окрашивание.

Тест-система состоит из капельницы с раствором реагента 1, сухого реагента 2, цветовой шкалы (Приложение Б).

Проба №1.  Бутилированная вода: содержание ионов железа 0,1. Это соответствует норме.

Проба №2. Вода из скважины: содержание ионов железа- 0,3.Это соответствует норме ( норма 0,3)

Из результатов следует, что  бутилированнаявода имеет наилучшие показатель (Таблица №3)

2.4. Жесткость воды

Для определения жесткости воды понадобится тест-система для определения жесткости.

Тест-система включает  в себя капельницу  с раствором реагента 1, капельницу  с раствором реагента 2, капельницу  с раствором реагента 3, таблица жесткости (Приложение В)

Вода из  скважины  наиболее жесткая  (Таблица №4)


3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ

Проведённое исследование позволило правильно оценить качество воды, которую использует моя семья. На основе полученных результатов можно рекомендовать использование воды для местного населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Значение воды в жизни человека велико, при этом важно чтобы вода, используемая для питья и приготовления пищи была качественная. Несоответствие показателей воды нормам негативно влияет на здоровье человека.

2. Для проведения анализа была взята вода из скважины Тутаевский район деревня Копнинское,  глубина 20 метров и бутилированная  вода «Святой источник».  Моя семья для приготовления  пищи использует бутилированную воду  «Святой источник», а в летний период (когда мы живём на даче) воду из скважины.  

3. В результате проведённых анализов, установлено, что вода из скважины наиболее жёсткая, чем бутилированная. По содержанию ионов железа и рН оба образца соответствуют норме. Отличия в показателях незначительные. Органолептические показатели не имеют отклонения от нормы.

4.  Оба вида воды пригодны для питья и приготовления пищи,  но более качественной является бутилированная вода.

Гипотеза о разном качестве воды подтвердилась частично.

Более качественная вода бутилированная.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Кассиль Л.А. „Что такое? Кто такой?“ — энциклопедический трёхтомник для школьников» — Советская педагогика. Вып. 9-12. М. Академия педагогических наук СССР, 1990. — С. 12
  2. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум. С-П: изд-во Крисмас+, 2017 – 175 стр
  3. Муравьев А.Г. Руководство по анализу воды. Питьевая и природная вода, почвенные вытяжки. С-П: изд-во Крисмас+, 2018 – 359 стр
  4. https://www.who.int/water_sanitation_health/diseases/ru/
  5. https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.tiensmed.ru%2Fnews%2Fpost_new2210.htm
  6. https://www.syl.ru/article/169819/new_voda-v-jizni-cheloveka-biologicheskoe-i-ekologicheskoe-znachenie-vodyi (6. 09.2021)
  7. https://vodovoz.ru/article/kakaya_voda_luchshe_zhestkaya_ili_myagkaya_poleznye_kachestva_i_sovety_po_upotrebleniyu/ (22.09. 2021)
  8. https://blog.titanof.ru/problemy/voda-s-zhelezom-polza-i-vred/ (12. 10. 2021)
  9. http://nu-tru.ru/articles/rn-vody-tak-li-polezna-schelochnaya-voda (11.09.2021)
  10. https://aquaalians.ru/burenie/podzemnye-vody(12. 10. 2021)
  11. http://byrim.com/podzemnye-vody/mejplastovaya-voda.html (12. 10. 2021)


Приложение  А

Таблица №1 «Результаты органолептического метода»

Мутность

Запах

Цветность

Бутилированная

нет

нет

нет

Из скважины

нет

нет

нет

IMG_2305.JPGIMG_2306.JPG

IMG_2307.JPGПрибор – датчик для определения рН

Приложение Б

Таблица №2 « Определение кислотности воды  рН»

Виды воды

рН

Проба 1. Бутилированная вода

6,8

Проба №2. Вода из скважины

7

IMG_2501.JPGIMG_2502.JPG

Тест- системы для определения ионов железа

Таблица №3 «Определение содержания  ионов железа в воде».

Виды воды

Содержание ионов железа

Проба №1. Бутилированная вода

01

Проба№2. Вода из скважины

Приблизительно 0,3

Приложение В

IMG_2499.JPGIMG_2505.JPG

Тест системы для определения жёсткости воды

Таблица №4 «Определение жеcткости воды»

Виды воды

Жесткость воды

Проба №1. Бутилированная вода

Меньше7 (мягкая)

Проба№2. Вода из скважины

Приблизительно 7 (умеренно жёсткая)

Приложение Г  

Диаграмма « Соотношение бутилированной и воды из скважины, которые  использует моя семья»

        


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Департамент образования Администрации Тутаевского муниципального района Муниципальная сеть организации обучения на уровне СОО Сравнительный анализ качества воды из разных источников Исследовательская работа Обучающаяся : Копылова Ангелина Алексеевна , 10а класс СШ №3 Педагог-консультант : Черепанова Татьяна Вячеславовна учитель биологии МОУ СШ №3 Г. Тутаев, 2020 г.

Слайд 2

Цель и задачи Цель: провести сравительный анализ воды из разных источников: крана, колодца, фильтра и родника, и выявить наиболее пригодную для питья воду Задачи: 1 ) Собрать необходимый материал для исследований 2) Собрать информацию по данной теме 2 ) Выявить качественные источники 3 ) Обосновать на основе исследований и знаний влияние воды на организм человека

Слайд 3

Методы исследования Н аблюдение С равнение Э ксперимент О рганолептичесий метод Ионометрия

Слайд 4

Актуальность Питьевая вода требует регулярного исследования, ведь она имеет большое значение в жизни человека. В день взрослый человек выпивает около 2 литров воды. Из-за загрязненной воды могут развиться различные заболевания, например анемия , холера и многие другие. В разных местах проживания люди относятся к воде по-разному и мне предстоит изучить, где же вода наиболее пригодная для питья.

Слайд 5

Объект и предмет исследования Предмет исследования: кислотость pH , концентрация ионов, мутность, запах, привкус, содержание железа, жесткость Объект исследования: вода из различных источников

Слайд 6

Гипотеза Наиболее качественной является фильтрованная вода, а наименее – вода из колодца

Слайд 7

Дата проведения иссследований 10.10.2019 (лаборатория МОУ СШ №3) 17.10.2019 (лаборатория МОУ СШ №3) 05.11.2019 (лаборатория МОУ СШ №3, кабинет химии) 19.12.2019 (лаборатория МОУ СШ №3, кабинет химии) 10.01.2020 (лаборатория МОУ СШ №3, кабинет химии)

Слайд 8

Источники взятой воды Вода из крана - г. Тутаев, Ярославская область Фильтрованная вода - г. Тутаев, Ярославская область, фильтр «Арго» Родниковая вода - родник Николая Чудотворца, г. Тутаев Вода из колодца - д. Горка Ратаевская, Пошехонский район

Слайд 9

Роль чистой воды Весь наш организм является совокупностью водных растворов, суспензий и прочих сложных по своему составу водных систем.

Слайд 10

Вода обогащает клетки организма питательными веществами и выводит отходы жизнедеятельности. Помимо этого, вода задействована в процессе терморегуляции и в процессе дыхания.

Слайд 11

Жёсткую воду вредно пить в больших количествах, так как это приводит к отложению солей в суставах и в почках. Избыток железа в питьевой воде оказывает негативный эффект на организм человека. Все “лишнее” железо не может усвоиться и не выводится телом целиком. Слишком кислая или слишком щелочная вода одинаково вредна для здоровья человека .

Слайд 12

ГОСТы и методики Нормы качества питьевой воды СанПиН 2.1.4.1074-01: Водородный показатель (ед. рН) в пределах 6,5-8,5 Количество ионов ( Методики, которыми я пользовалась, были представлены в Методичке, приложенной к цифровой лаборатории для исследования воды, Методических рекомендациях и в Инструкции Тест-систем для определения железа в воде и ее жесткости

Слайд 13

Органолептический метод Из крана Фильтр. Из колодца Родник. Запах нет нет слабый Нет Мутность Очень слабая нет слабая Нет Вкус нет нет слабый слабый Сравнительный анализ различчных проб воды при помощи органолептического метода показал, что вода из колодца имеет наихудшие показатели из всех

Слайд 14

Ионометрия и определение pH Для проведения эсперимента нам понадобятся: мультидатчик ЭКО-1, электроды рН и Mg С a и доп. оборудование из штатива, мерного цилиндра Электрод рН Мультидатчик Штатив с мерным цилиндром

Слайд 15

Из крана Фильтр. Из колодца Родник. pH показатель 7.2 (соответсвует норме) 7,58 (соответствует норме) 6,5 (соответствует норме) 7,62 (соответствует норме) Ионометр 0,58 0,59 0,68 0,63 С помощью цифровой лаборатории мы выявили наименьшую пригодность воды из колодца

Слайд 16

Количество железа Для определения железа мне понадобится тест-система для определения железа ( II,III) Тест-система состоит из капельницы с раствором реагента 1, сухого реагента 2, цветовой шкалы Измерительная шкала Реагенты для определения железа

Слайд 17

Из крана Фильтр. Из колодца Родник. Количество Fe 0,05 (соответсвует норме) 0 (соответсвует норме) 0,05 (соответсвует норме) 0,05 (соответсвует норме) Из результатов следует, что фильтрованная вода имеет наилучшие показатель

Слайд 18

Жесткость воды Для определения жестости воды понадобится тест-система для определения жесткости Тест-система влючает в себя капельницу с раствором реагента 1, капельницу с раствором реагента 2, капельницу с раствором реагента 3, таблица жесткости Таблица определения жестости Реагенты

Слайд 19

Из крана Фильтр. Из колодца Родник. Жесткость 1 (соответсвует норме) 1 (соответсвует норме) 5 (соответсвует норме) 2 (соответсвует норме) Вода из колодца самая жесткая из всех

Слайд 20

Вывод Гипотеза подтвердилась пратически: вода из колодца оказалась непригодна для питья, а фильтрованная – пригодна. Жителям данной деревни и своим родственникам я не рекомендую пить воду из колодца.

Слайд 21

Практическая значимость В течение ряда исследований я научилась определять качество воды опытным путём с помощью различных методов. Эта работа дала мне алгоритм для исследования различных веществ в будущем

Слайд 22

Источники информации Л.А. Кассиль „Что такое? Кто такой?“ — энциклопедический трёхтомник для младших школьников» — Советская педагогика. Вып. 9-12. М. Академия педагогических наук СССР, 1990. — С. 12 https://www.who.int/water_sanitation_health/diseases/ru/ https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.tiensmed.ru%2Fnews%2Fpost_new2210.html https://www.syl.ru/article/169819/new_voda-v-jizni-cheloveka-biologicheskoe-i-ekologicheskoe-znachenie-vodyi https://dpva.ru/Guide/GuideTechnologyDrawings/WaterSupplyWasteWater/WaterInRF/ https://businessman.ru/new-organolepticheskie-metody-issledovaniya-i-ocenki-kachestva-tovarov-nedostatki-organolepticheskix-metodov.html https://studwood.ru/1778746/tovarovedenie/ionometriya


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС" (тезисы Коваленко Елены Германовны, опубликованные в сборнике "ИТО-Ростов-2014")

В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. в условиях перехода к ФГОС в основной школе в направлении организации практической деятельности учащихся. Цель рабо...

Программа внеурочной познавательной деятельности экологической направленности "Эко-рост" в условиях реализации образовательным учреждением ФГОС ООО

Программа адресована учителям естественно-научных и общественно-научных областей (биологии, географии) воспитателям  летних детских оздоровительных площадок,  лагерей. Идея программы за...

"Тренинг личностного роста педагогов в условиях перехода к реализации ФГОС в основной школе".

Методическая разработка тренинга личностного роста будет полезна психологам школы, практикующим практические групповые занятия по развитию личности педагогов. Тренинг способствует развитию умения проя...

Открытый урок в рамках городского семинара руководителей школ "Управление ростом профессиональной компетентности учителя в рамках реализации годовой задачи школы по формированию УУД"

Открытый урок в рамках городского семинара руководителей школ "Управление ростом профессиональной компетентности учителя в рамках реализации годовой задачи школы по формированию УУД"...

Методическое сопровождение профессионального роста учителя в условиях реализации ФГОС

Разработка стандарта общего образования второго поколения лежит в русле стратегии развития страны и стратегии развития образования до 2020 года. Стандарт является ключевым элементом модернизации росси...

«Формирование и реализация индивидуального образовательного маршрута молодого педагога. Профессиональный рост педагога»

Выступление в рамках курсов ПК по ДПП «Наставник молодого педагога» по теме «Формирование и реализация индивидуального образовательного маршрута молодого педагога. Професси...