Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Юный исследователь". Точка Роста.
рабочая программа по биологии (6 класс)

Осипова Светлана Борисовна

Данная рабочая программа предусматривает активную исследовательскую деятельность учащихся с использованием микроскопов и оборудования " Точки  Роста". Материал, который придется детально рассматривать, - ботаника, мир растений. По новым ФГОС это материал 6 и 7 класса. Поэтому для занятий можно набрать разновозрастную группу учащихся, с пятого по 7 класс. Старшие школьники научат более младших работать со световым микроскопом. Отличительной особенностью программы является то, что она предусматривает в качестве промежуточного контроля создание презентаций и видеороликов с последующим размещением их в соцсетях. Это позволяет приблизить формат занятий к привычному укладу жизни подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_obrazovanie_munitsipalnyy_rayon.docx61.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Муниципальный район «Ульяновский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ульяновская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТО:                                                                      УТВЕРЖДАЮ:

Педагогический совет                                                    Директор МОУ «Ульяновская СОШ»

№1 от 24 августа 2023 года                                           ___________________А.А. Крайнов

МОУ «Ульяновская СОШ»                                           Приказ № 62/4  от 24.08.2023 г.

        

     

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  

естественнонаучной  направленности

«Юный исследователь »  

ТОЧКА РОСТА

 

 

                                                                              Возраст обучающихся: 11-14 лет

                                                                                   Срок реализации программы: 1 год

 

 

 

                                                                                      Автор-составитель программы:

                                                                                         

                                                                               учитель химии и биологии

                                                                                  высшая  квалификационная категория

                                                                                       Осипова Светлана Борисовна

 

                                                       с. Ульяново, 2023  

Пояснительная записка

В настоящее время биологическое образование предполагает не только усвоение определённого теоретического материала, но и овладевание  практическими навыками, такими как работа с современным оборудованием, выполнение лабораторных и практических работ с применением этого оборудования, оформление практических результатов исследовательской деятельности.

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5- 7 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС и учётом нормативно- правовых документов:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 « Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р;
  • Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ) и других нормативных документов;

Уровень освоения программы – базовый.

 Направленность программы.

Дополнительная общеобразовательная программа имеет естественнонаучную направленность и ориентирована на приобретение знаний по разделам биологии – микробиологии, ботанике ; на развитие практических умений и навыков; напрвлена на формирование интереса к опытной, экспериментальной и исследовательской деятельности, которые способствуют познавательной и творческой активности обучающихся.

Актуальность программы.

Актуальность программы заключается в том, что её реализация предполагает работу с современным оборудованием. Школьникам  предстоит не только изучать биологические объекты и явления с помощью этого оборудования, но и оформлять отчёты о своей работе, в том числе и с помощью таким хорошо   знакомые им приёмов, как создание видеороликов и видеоклипов, размещение результатов исследований на специальной страничке в соцсетях. Школьникам предстоит попробовать себя в роли популяризаторов биологических исследований.

Отличительной особенностью программы является то, что в ходе её реализации будет задействовано оборудование « Точки роста» , электронные микроскопы, а также  активная деятельность в соцсетях.

Педагогическая целесообразность программы.

В учебном плане на  предмет  «Биология» отведено всего 1 час в неделю в 5-7 классах, что дает возможность сформировать у обучающихся только базовые знания по предмету.

В то же время  этот возраст характеризуется тем, что у ребят ещё не угасла любознательность и жажда открытий. Необходимо перевести её из пассивной фазы, которую им навязывает интернет, через обычное созерцание небольших видеороликов, к активному – созданию видеоконтента с занятий биологических кружков. Это побуждает подростков к активному действию. Биологические знания перестают быть формальной теорией. Они при таком формате обучения вписываются в привычный уклад современного ребенка.

Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.

Адресат программы, условия набора.

Программа предназначена для детей 11-14 лет. Наполняемость группы - 18 человек. Условия набора – принимаются все желающие. Рекомендовано посещать группу учащимся, проявляющим интерес к живой природе, растениям, животным, тем, кого интересуют вопросы охраны природы родного края.

Объем и срок реализации программы

Объем программы — 34 часа

Срок реализации программы — 1 год

Учебная нагрузка – 1 час в неделю.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса.

Программа является традиционной и представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения.

Организационные формы обучения.

При проведении занятий используются следующие  формы работы:

  • индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником.
  • групповая форма  учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах.
  • Фронтальная форма  предполагает работу преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами.
  • Коллективная форма  отличается от фронтальной тем, что учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия.
  • При парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками.

Виды занятий (в зависимости от целей занятия и его темы), включая учебные занятия, направленные на проведение текущего контроля освоения программы и создание видеопродуктов после каждого занятия:

  • Мини-лекции – изложение преподавателем предметной информации.
  • Семинары – заранее подготовленные сообщения, выступление и обсуждение
  • Дискуссии – постановка спорных вопросов, отработка умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения.
  • Презентация – публичное представление определённой темы или видеопродукта, в том числе в соцсетях
  • Защита проекта – обоснование и представление проделанной работы
  • Круглый стол – неформальное обсуждение выбранной тематики
  • Мозговая атака – решение нестандартных задач в коллективе
  • Ролевые игры – предложение ребёнку действовать в каой- либо роли в моделируемой ситуации

 

Режим занятий-

 Продолжительность одного академического часа - 40 мин.

Общее количество часов в неделю – 1  час.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Цель и задачи программы

Цель: формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к миру живой природы, приобретение необходимых практических умений и навыков проведения экспериментов, основ исследовательской деятельности, навыков публичного представления результатов своей работы

Задачи:

Обучающие:

  • расширение кругозора обучающихся;
  • расширение и углубление знаний обучающихся по овладению основами методов познания, характерных для естественных наук (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение);
  • обучение созданию новых продуктов на основе имеющихся знаний
  • обучение приёмам представления информации;
  • подготовка обучающихся, ориентированных на биологический профиль обучения, к усвоению материала повышенного уровня сложности по химии.

Развивающие:

  • развитие умений и навыков проектно - исследовательской деятельности;
  • развитие творческих способностей и умений учащихся самостоятельно приобретать и применять знания на практике;
  • развитие умений публично представлять интересы своей работы.

Воспитательные:

  • воспитание экологической грамотности;
  • воспитание эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру;
  • воспитание умений работать в коллективе, отвечать за успех общего дела.

Содержание учебного плана.

Тематическое планирование.

Название раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Лаборатория успеха.

   3

3

0

Входное диагностическое собеседование

Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка. 

Биологическая лаборатория,  правила работы в ней. Оборудование  биологической лаборатории.

Оборудование « Точки Роста».  Правила техники безопасности при работе в лаборатории.

2

Мир под микроскопом

17

4

13

Лабораторные работы с микроскопом, отчёт о работе, самостоятельная работа, создание презентации и видеоролика

Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы.

Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним.

  Лабораторная работа № 1: «Устройство микроскопа».

 Электронный микроскоп, его особенности. Создание видеоролика « Устройство микроскопа

Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка»,  « временный микропрепарат» «фиксированный микропрепарат». Лабораторная работа № 2: «Изготовление временного микропрепарата»

Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение.  Создание видеоролика « Микропрепарат».  

Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоти плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом. Лабораторные работы:№ 3, 4 «Приготовление препарата кожицы лука, мякоти плодов томата, рябины и их изучение под микроскопом»

Лабораторная работа «Приготовление микропрепарата картофеля, яблока и их изучение под микроскопом.

Создание видеоролика  « Клетки растений под микроскопопом»

Бактерии и грибы под  под микроскопом. Приготовление сенного настоя, выращивание культуры сенной палочки и изучение её под микроскопом.  Лабораторная работа № 5 «Выращивание культуры сенной палочки и изучение её под микроскопом».

Создание видеоролика « Знакомьтесь, живая бактерия».

Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. Лабораторные работы № 6: «Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом»,  

  Лабораторные работы «Выращивание плесневых грибов»,  «Изучение строения плесневых грибов под микроскопом» .Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов.  

Создание видеороликов « Плесень бывает разная» и « Семейка дрожжей».  

Колонии микроорганизмов. Методы выращивания и изучения колоний микроорганизмов. Питательные среды для выращивания микроорганизмов. Выращивание колоний и изучение их под микроскопом. Лабораторная работа № 9: «Выращивание колоний и изучение их под микроскопом».  «

Школа под микроскопом. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов.

Лабораторная работа № 10. «Посев» микроорганизмов. Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.)

 Оформление результатов исследовательской работы. Создание видеороликов «Школа под микроскопом».  Польза и вред микроорганизмов.

Влияние физических и химических факторов на рост и развитие микроорганизмов. Влияние антибиотиков на развитие микроорганизмов.

3

Жизнедеятельность растений – взгляд из лаборатории

14

2

12

Отчёт об экскурсии

Работа с определителями.

Изготовление гербария

Результаты работы с цифровой лабораторией « Точка Роста», творческая работа, защита творческих работ

Обмен веществ у растений. Дыхание. Испарение воды растениями.  Изучение механизмов испарения воды листьями.  Тургор в жизни растений.

Лабораторная работа №11 «Дыхание листьев»,

Лабораторная работа № 12 «Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев».  

Лабораторная работа №13 «Испарение воды листьями до и после полива».

Лабораторная работа № 14 «Тургорное состояние клеток» .

Создание видеоролика « Все мы дышим»,

Создание видеороликов «Элементы конспирации в транспирации», « Что такое тургор».

Воздушное питание растений — фотосинтез. Кутикула. Условия прорастания семян. Деление клеток. Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека.  Вегетативное размножение растений.

Лабораторная работа № 14  «Фотосинтез».

Лабораторная работа № 15 «Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения».

Лабораторная работа № 16«Условия прорастания семян.  Значение воды и воздуха для прорастания семян».

Лабораторная работа № 17 «Обнаружение хлоропластов в клетках растений» ,

Создание видеоролика « Жизнь растений».

Подведение итогов.

Итого

34

9

25

Содержание

Лаборатория успеха(3 ч).

Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка. Биологическая лаборатория,  правила работы в ней. Оборудование биологической лаборатории. Оборудование « Точки Роста».  Правила техники безопасности при работе в лаборатории.

Мир под микроскопом(18 часов).

Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы.

Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним.

  Лабораторная работа № 1: «Устройство микроскопа». Электронный микроскоп, его особенности. Создание видеоролика « Устройство микроскопа»

Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка»,  « временный микропрепарат» «фиксированный микропрепарат». Лабораторная работа № 2: «Изготовление временного микропрепарата» Клетки растений под микроскопом. Изготовление микропрепаратов и их изучение.  Создание видеоролика « Микропрепарат».  

Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоти плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом. Лабораторные работы:№ 3, 4 «Приготовление препарата кожицы лука, мякоти плодов томата, рябины и их изучение под микроскопом» «Приготовление микропрепарата картофеля, яблока и их изучение под микроскопом.  Создание видеоролика  « Клетки растений под микроскопом»

Бактерии и грибы под  под микроскопом. Приготовление сенного настоя, выращивание культуры сенной палочки и изучение её под микроскопом.  Лабораторная работа № 5 «Выращивание культуры сенной палочки и изучение её под микроскопом». Создание видеоролика « Знакомьтесь, живая бактерия».

Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом. Лабораторные работы № 6, 7, 8: «Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом»,  «Выращивание плесневых грибов»,  «Изучение строения плесневых грибов под микроскопом» .Культуральные и физиолого-биохимические свойства микроорганизмов. Создание видеороликов « Плесень бывает разная» и « Семейка дрожжей».  

Колонии микроорганизмов. Методы выращивания и изучения колоний микроорганизмов. Питательные среды для выращивания микроорганизмов. Выращивание колоний и изучение их под микроскопом. Лабораторная работа № 9: «Выращивание колоний и изучение их под микроскопом».  «

 Школа под микроскопом. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. Лабораторная работа № 10. «Посев» микроорганизмов. Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет и др.) Оформление результатов исследовательской работы. Создание видеороликов «Школа под микроскопом».  Польза и вред микроорганизмов.

Влияние физических и химических факторов на рост и развитие микроорганизмов. Влияние антибиотиков на развитие микроорганизмов.

Раздел 3. Жизнедеятельность растений – взгляд из лаборатории ( 13 часов)

Обмен веществ у растений. Дыхание. Испарение воды растениями.  Изучение механизмов испарения воды листьями.  Тургор в жизни растений.

Лабораторная работа №11 «Дыхание листьев», Лабораторная работа № 12 «Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев».  Лабораторная работа №13 «Испарение воды листьями до и после полива. Лабораторная работа № 14 «Тургорное состояние клеток» . Создание видеороликов « Все мы дышим», « Элементы конспирации в транспирации», « Что такое тургор».

 Воздушное питание растений — фотосинтез. Кутикула. Условия прорастания семян. Деление клеток. Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека.  Вегетативное размножение растений

 Лабораторная работа № 14  «Фотосинтез». Лабораторная работа № 15 «Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения». Лабораторная работа № 16«Условия прорастания семян.  Значение воды и воздуха для прорастания семян».

Лабораторная работа № 17 «Обнаружение хлоропластов в клетках растений» ,

Подведение итогов.

Планируемые результаты:

Планируемые результаты.

В процессе  прохождения программы  «Юный исследователь» у обучающихся формируются следующие результаты:

Предметные результаты:

• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

•получат возможность осознать своё место в мире;

•познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

•получат возможность приобрести базовые умения работы с современными ИКТ средствами поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации и видеоролики..

•получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Научаться представлять результаты учебной деятельности интересно и увлекательно в соцсетях.

  • научаться представлять результаты учебной деятельности интересно и увлекательно в соцсетях

Личностные результаты:

•учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

•ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

•способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

•формирование чувства ответственности за выполненное дело

Метапредметные результаты:

•планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

•учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

•оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

•различать способ и результат действия.

•в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

•осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

•осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

•строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; создавать простейшие видеоролики

•проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

•устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

•построить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

•формулировать собственное мнение и позицию;

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Календарно-учебный график.

Продолжительность учебного года

1 сентября -27 мая

Количество учебных недель

в учебном году

34

Режим работы

Вторник, 14. 15-14.55

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение .

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Юный исследователь» предполагают наличие следующего оборудования:

  • помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение,);
  • световые и электронные микроскопы
  • цифровая лаборатория по биологии;
  • комплект посуды и оборудования для ученических опытов;
  • мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, принтер, мультимедийная доска, флэш- карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет)

Формы аттестации, контроля.

Для отслеживания результативности образовательного процесса по программе

«Юный исследователь» используются следующие виды контроля:

  • предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения программы) - собеседование;
  • текущий контроль (в течение всего срока реализации программы);
  • итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам .реализации программы).

Реализация программы предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации:

  • выполнение практических/лабораторных работ (постановка опыта, эксперимента);
  • выполнение творческих работ; создание презентаций и видеороликов.
  • индивидуальный письменный и устный опрос, фронтальный опрос;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • создание фотоальбомов;
  • презентация и защита  индивидуальных и коллективных  проектов  и  творческих работ;
  • защита проектов.
  • защита портфолио (проходит на итоговом занятии в форме презентации).

Также к формам аттестации могут относиться:

 - Участие обучающихся объединения  в конкурсах, олимпиадах и конференциях областного и всероссийского уровня.

  • Отзывы родителей.
  • Публикации о результатах деятельности объединения в СМИ.
  • Аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики.

Формы отслеживания и фиксации предъявления образовательных результатов учащихся могут быть представлены в виде: грамот, дипломов, сертификатов, портфолио учащихся, отчетных выставок, аналитических результатов.

Список литературы и использованных ресурсов.

Программные материалы.

  1. Бурлуцкая С.А. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно- научной направленности « Юный биолог». Центр « Точка Роста», г. Красногор, 2022
  2. Лукьяненко Е.Л. Проектирование дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы. Г. Алексин, 2022
  3. Калакуток А.А. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа учебного объединения « Юный биолог», а. Старобжегоковая, 2021
  4. Черемисина Н.В. Рабочая программа внеурочной деятельности « Практическая биология», Точка Роста

Список литературы.

Антонова к. Мир под микроскопом. 4D книга

Мазур О. Невидимый мир. – М., Levenguk press,  2021

Роджерс. К. Микромир. Детская энциклопедия школьника.  – М.: Росмэн, 2022.

Раждак Э., Лавердан Д. Живой мир под микроскопом. М.: Эксмо, 2019 – 30с

Рейн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. – М.: Мир, 1991

Школьник Ю.К. Растения. Полная энциклопедия.  – М.: Эксмо, 2016

Интернет-ресурсы

1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт

«Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

4. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «естественно-научной направленности» «Природа и мы»

Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия,...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Программа направлена на формирование экологической культуры, устойчивых познавательных интересов к природе и к актуальным экологическим проблемам нашего региона. Её отличительная особенность состоит в...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «Школа безопасности»

Данная программа имеет естественно-научную направленность.Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, напра...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «естественно-научной направленности» «Юный эколог»

Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности Научное объединение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»

Программа школьного объединения естественнонаучной направленности «Научное объе­динение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»» МБОУ «СОШ № 6» (да...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эколог-исследователь» (ТОЧКА РОСТА)

Программа  внеурочной деятельности в Центре естественно-научной и технологической направленности "Точка роста". Данная программа рассчитана на обучающихся 5 класса. Продолжительность - ...