Выступление "Эффективный урок биологии"
статья по биологии

Махмутов Альберт Фирдинатович

Особенности организация эфеективного урока биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл efektivnyy_urok.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новосалмановская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевского района Республики Татарстан

Доклад на тему: Эффективный урок биологии

Подготовил:

Учитель биологии Махмутов А.Ф.

Август 2023

Эффективный урок – это такой урок, когда удаётся вовлечь всех учащихся в работу: и сильный, и слабый ученик находит себе на уроке посильную ему работу, а по итогам урока показывают хорошие знания. Конечно, после такого урока я получаю большую радость и стимул к дальнейшей такой же плодотворной деятельности, а детям, несомненно, захочется ещё раз побывать на таких уроках, появится стимул к учению.
Конечно, эффективность урока во многом зависит от субъективного отношения учащегося к изучаемому материалу, его волевых усилий, помогающих преодолеть трудности. Поэтому немаловажное значение имеет повышение мотивации учащихся к изучению предмета, которое достигается, прежде всего, путем осознания значимости предмета в повседневной жизни и учебной деятельности. 
На уроке как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, педагогические навыки, его научная подготовка, методические умения, способность организовать работу школьников. Реальная эффективность урока - его результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приемами ни пользовался педагог, но если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке учащиеся должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.

Как правильно начать урок? Волшебный якорь урока Восемь правил эффективного урока по слайдам За последнее время мир очень сильно изменился, мы живем в потоке быстро изменяющейся информации, стремительно развивающееся экономики. Востребованными становятся навыки 21 века, предполагающие не просто обладание знаниями, а умение эти знания применить на практике, умение найти свое место в жизни и приносить пользу обществу и государству. Для формирования навыков 21 века необходимо существенно изменить практику преподавания и обучения. Я не являюсь простым наблюдателем за происходящими переменами, я хочу идти в ногу со временем и стараюсь научить этому своих учеников. Мое обучение на курсах, явилось для меня хорошим решением проблемы внесения изменений в практику преподавания, переосмысления и углубления знаний, о том, как дети учатся, как сделать их обучение эффективным отвечающим реалиям времени. Во время обучения изменилось мое эмоциональное состояние, в связи с тем, что для себя я нашла ответы на многие вопросы использования новых подходов в обучение: обучение тому, как обучаться, диалоговое обучение, критическое мышление, обучение в сотрудничестве. Для меня открылись новые пути решения моих проблем, такие как тесное сотрудничество с педагогами школы прошедшими курсы, сетевое взаимодействие, доступность материалов содержащих лучший опыт. Для меня эффективный урок – это такой урок, на котором полностью решены все поставленные образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Одной из своих задач как учителя вижу в том, чтобы мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого планирую каждый урок, чтобы в нём были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью.

До обучения на курсах уроки по моему предмету строились на трансляции готовых знаний, ученик был пассивным наблюдателем, я устанавливала правила работы на уроке; моя речь - это монолог, бывает «Задаю вопросы и сама на них отвечаю»; использовала задания репродуктивного характера; не уделяла внимание формулировкам вопросов, преобладала фронтальная форма работы; основным является суммативное оценивание, оцениваю я.

Для себя я твердо решила, что при возвращении на работу, я изменю свой стиль преподавания. Это необходимо сделать, так как время не ждет. Детей надо обучать востребованным навыкам: критического мышления, решения проблем, ведению диалога, применения знаний и социального опыта в различных жизненных ситуаций. Я буду это делать путем построения уроков на основе конструктивистского преподавания, детального изучения процесса обучения детей, вовлечение их в обсуждение, оценку и рефлексию.

И вот что с этого получидось

Хотя возможно не все было правильно, я до сих испытываю затруднения при составлении среднесрочного планирования, приходится много обдумывать, обращаться к дополнительной литературе, но мне удалось пересилить себя и заставить делать это. Такое подробное разложение каждого этапа урока в среднесрочном планировании, помогло мне увидеть интеграцию семи модулей программы, в проведении рефлексии деятельности учащихся, своих действий по улучшению процесса обучения. Все это является доказательством того, что у меня уже произошло переосмысление и я готова к внесению изменений в практику преподавания. Работа в таком формате достаточно тяжкий труд, но без этого нельзя совершенствовать свою практику.

  • В настоящий момент
  • Ученики являются активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия
  • Обучение и преподавание на основе диалога помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление
  • Процесс метапознания согласуется с вопросами того, как детям можно помочь понять и взять на себя ответственность за собственное обучение, чтобы они могли продолжить обучение самостоятельно
  • Взаимосвязь развития критического мышления учеников и учителей. Критическое мышление; у учащихся представлено способностью, синтезировать информацию и идеи, умением делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнения идеи других; у учителя способность критически оценивать свою практику работы, попытки применения и оценивания новых методов и подходов
  • Мои ученики и я знаем сущность оценивания для обучения и оценивание обучения для того, чтобы предпринять последующие шаги в обучении
  • Развитие компетентности в цифровых технологиях и способности использования ИКТ в преподавании
  • Содействие обогащенному обучению всех учеников и выбор дифференцированной стратегии преподавания и обучения, способствующей удовлетворению потребностей всех учащихся
  • Учет возрастных особенностей при планировании и выборе заданий
  • Развитие лидерства на уроке

На проведенных уроках я наблюдала, что происходят изменения с учащися. Для потверждения происходящих изменений я проводила беседы и анкетирование учащихся.

Сравнивая начало традиционного урока и урока нового формата, сделала вывод: на традиционном уроке дети должны были ровненько встать возле стола, успокоиться, даже иногда приходилось «прикрикнуть» на ученика, для организации дисциплины, весь этот процесс по словам моих учащихся вызывал тревогу, возникало чувство даже страха, так как после того как они сядут на места, будут спрашивать домашнее задание. В анкете на вопрос: «Какие чувства возникали у тебя в результате такого начала урока?»даже сильные ученики, уверенные в себе отвечали, что у них возникал не управляемый страх, все что учил «вылетало из головы».

В новых условиях создания коллаборативной среды, я наблюдала что у учащихся создавался хороший эммоциональный настрой, по их словам они раскрепощались и возникало чувство уверенности, не было страха, что начнется опрос по домашнему заданию, потому что следующим этапом работы было распределение ролей, совместное выполнение задания по самостоятельному изучению и презентации новой темы. Коллаборативное обучение – это новый подход в обучении сотрудничеству, социальному взаимодействию и созданию среды способствующей формированию умения самостоятельно обучаться.

Развитию саморегуляции учащихся на уроке способствовало самостоятельное определение цели урока. Записывая её в тетрадь они фокусировали внимание на том, что они к концу урока смогут сделать. Записанная цель в тетради непроизвольно постоянно находится перед глазами, что способствует организации самонаправленности в обучении.

Самонаправленность действий я видела, при распределении ролей в группах, ученикам нравится выбирать и распределять роли. Ребята спорили, обсуждали кому какую роль дать в группе. В результате каждый чувствовал свою значимость.

Наблюдения показывают, что поставленная цель к каждому заданию на этапах урока также способствовала самостоятельному планированию действий по достижению результата. При организации работы я постоянно делала акцент и просила обратиться к поставленной цели, если дети уходили от её решения. Данная стратегия помогала направить вид деятельности на достижение результата. Важно, что они учились самостоятельно обучаться.

При составлении постеров у учащихся развивалась способность к фокусированию внимания на основных идеях, а для обоснования своего выбора необходимо было остановиться на подробностях, также развивалась способность длительной концентрации внимания. По результатам анкетирования работу над постером и созданием коллажа учащиеся отметили, как работу интересную, отличающуюся самостоятельным, совместным поиском материала. При такой работе есть с кем посоветоваться, если неправильно окажут помощь.

При работе над постером на уроке ученикам предлагалось использовались интернет – ресурсы и материалы электронного учебника. Интернет – учащиеся использовали для поика дополнительной информации, существующих идей, предположений, взглядов, таки образом расширялся круг знаний по теме урока, формировался навык поиска информации и работы с образовательными ресурсами. Электронный словарь, для перевода слов и предложений помогал учащимся конструировать предложения, осуществлять самопроверку.

При защите постера ученики просили, чтобы защита была групповой, но когда выходили, говорил один ученик. Я спросила: «Зачем вам выходить всем вместе, ведь выступает один? Они ответили: «Вместе спокойнее». Таким образом на эффективное представление результатов влияет коллективная поддержка, значит этот факт необходимо в будущем учитывать при планировании урока.

Демонстрация полученных результатов в виде постера, способствует осмыслению представленных на нем идей, способов достижения результата,

обмену информацией, демонстрирует накопленный группой опыт, способствует приобретению навыков представления итогов своей деятельности, поэтому даже если ученик и не принимает активного участия в создании постера, он хоть и возможно бессознательно, но включен в наблюдение, осмысление.

Были сложности с включением всех учеников в групповую работу, но и тут оказалось, что все не так плохо, как мне казалось.

Например, учащийся Н. при ответе на мой вопрос: «Как ты думаешь, почему у тебя не получилось включиться в работу при создании постера?» он ответил «Как не получилось? Ведь я же держал постер при защите. Мы вместе защищали». Таким образом ребенок ощущает свою необходимость, знаничимость для группы, т.е это уже мотив, первый шаг к включению в полноценную работу.

Наблюдения за учениками в ходе урока, показывает, что в процессе беседы, учащиеся учатся формулировать вопросы высокого порядка, демонстрировать понимание темы урока, конструировать проблемные вопросы, осознавать, что у людей есть другие мнения, объяснять, аргументировать свои идеи. При работе в парах на уроке «Здоровая и нездоровая еда» учащиеся аргументировали свой выбор КМ. Сначала дети распределились исходя из личных симпатий, потом я распределила их «сильный ученик – слабый ученик», с целью оказания помощи слабым учащимся.

Наиболее эффективной и сложной была организация и проведение исследовательской беседы. Беседа проводилась по заранее данному алгоритму, так как у детей нет навыка проведения таких бесед. Ребята указали на то, что им сложно формулировать гипотезу, для этого я им дала шаблон, в который необходимо вставить пропущенные слова.

Наблюдения за исследовательской беседой на уроке показали, что каждый предлагает информацию, но эта информация тщательно не оценивается, участники задают вопросы только низкого порядка, участники спрашивают, но не обосновывают то, что сказано, участники группы стремятся достичь согласия, прийти к общим выводам.

Таким образом, необходимо в будущем консультировать учащихся по вопросам тщательной оценки предлагаемой информации, учить конструировать вопросы высокого порядка, например, используя метод «Начало вопроса» для разработки вопросов высокого порядка и объяснений.

В процессе наблюдения за групповой работой на уроках можно выявлять одаренных детей. Такие дети отличаются оригинальностью мышления, предлагают нестандартные решения, проявляют глубину в познании материала, очень быстро выделяют ключевые идеи, могут предлагать стратегии при выполнении заданий. Моим упущением на проведенных уроках было, то, что я только предлагала таким ученикам помогать и обучать своих одноклассников в процессе работы. На последующих уроках я планирую продумывать систему дифференцированных заданий, для того, чтобы помочь им совершенствовать свои способности.

Важными на уроке, безусловно, являются различные формы оценивания. Раньше я использовала в качестве оценивания похвалу за проделанную работу, комментировала и определяла для ученика направления, в котором ему необходимо совершенствоваться и объясняла, как это можно сделать. Но не знала, что такой вид оценивания называется формативным. Сейчас я не представляю урока без использования формативного оценивания, так как оно является хорошим стимулом для ученика в совершенствовании своего обучения. Оценивание по критериям никогда не использовались мною. Внедряя критериальное оценивание, я увидела, все его преимущества. Ценность данной формы оценивания в том, что оно помогает определить направления, в котором ученику следует развиваться и вовлекает учащихся в процесс оценивания. Традиционное суммативное оценивание также присутствовало на моих уроках, с целью определения уровня усвоения знаний. Достаточно сложным оказалось самооценивание. Спросила у ребят: «Почему?». Ответили: «Стыдно поставить высокую оценку и не хочется плохую». Для этого необходима разъяснительная беседа по поводу того, что самооценивание важно для анализа своей работы, определения дальнейших действий.

Все виды оценивания предполагают процессы: наблюдения, интерпретации полученных данных, заключения для определения дальнейших действий.

Рефлексия очень важный этап урока, на котором учащиеся соотносят «новую информацию» со «старой», используя полученные знания. Производят отбор информации, наиболее важной для понимания сути изучаемой темы. Они выражают новые идеи и информацию собственными словами, т.е учатся интерпретировать. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию, для этого я использовала прием «рефлексивные вопросы», который заключается в наборе вопросов, задаваемых в конце занятия на этапе рефлексии. Например,

Что показалось вам сегодня трудным? Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе? Что, в изученном сегодня, для вас самое главное? Какие мысли прозвучавшие сегодня созвучны с вашими?

У меня появились планы на будущее. Мне необходимо отойти от традиционного стиля преподавания, используя среднесрочное планирование серии последовательных уроков, стать полностью открытой к новым идеям, постоянно совершенствуя свое мастерство через непрерывное обучение, повышение квалификации. Регулировать составляющие преподавания в соответствии с тем, что наиболее применимо в конкретный момент по отношению к учащимся, сосредоточится на их обучении, обязательно беседовать с учащимися о процессе обучения. По - моему мнению, только при реализации обозначенных выше планов можно будет говорить о качественном преподавании, которое является главной цель каждого педагога.

Внесение изменений является одним из путей решения возникающих в процессе обучения проблем.

Мои планы на будущее вы можете посмотреть на слайде

Планирование дальнейшего развития практики

  • Сосредоточиться на обучении учеников, прислушиваться к

мнению учащихся

  • Среднесрочное планирование уроков
  • Подбор эффективных стратегий, методов и приемов работы

на уроке

  • Использование критериев для выявления одаренных детей
  • Сотрудничество с коллегами
  • Составление плана внесения изменений в практику обучения и преподавания

Подводя итоги всего вышесказанного, хочется сказать, что результат эффективности деятельности на уроке зависит от профессионализма и творчества учителя. И от нас с вами зависит, каким быть уроку, и будет ли этот урок стимулом к успеху. Как для ученика, так и для Учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Урок можно считать современным, если прослеживается 3 момента: исторический аспект информации, связь с настоящим, опора на современность и выход в будущее на будущую профессию. Иными словами, урок должен быть жизненным. Итак, целеполагание – оптимальный объём урока – интенсивность – разнообразие – рефлексия – вот главные составляющие эффективного урока А главными составляющими эффективного урока конечно же являются целеполагание – оптимальный объём урока – интенсивность – разнообразие и рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...