Интегрированный урок биологии и географии в 8 классе «Млекопитающие. На каких материках они обитают» для обучающихся с умственной отсталостью
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Литомина Алена Сергеевна

Цели:

узнать, что общего у зверей, почему их называют млекопитающими;
узнать, чем различаются  млекопитающие (звери);
сформировать представление о разнообразии млекопитающих суши.
 
Задачи: 
 
образовательные:  сформировать представление о млекопитающих и их разнообразии, общих признаках и особенностях внешнего строения; способствовать развитию умений составлять связный рассказ о млекопитающих по плану, сформировать представление о приспособленности млекопитающих суши к среде обитания;
развивающие: развитие познавательных интересов, практических умений применять на практике полученные теоретические знания (устное объяснение); развивать чувство прекрасного;
воспитательные: пробуждать любознательность, воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_.docx42.77 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок биологии и географии в 8 «А» классе  (АООП)

Тема урока: «Млекопитающие. На каких материках они обитают»

Литомина А.С., педагог-дефектолог МОУ–СОШ №3 города Аткарска Саратовской области

имени Героя Советского Союза Антонова Владимира Семеновича

Цели:

  • узнать, что общего у зверей, почему их называют млекопитающими;
  • узнать, чем различаются  млекопитающие (звери);
  • сформировать представление о разнообразии млекопитающих суши.

Задачи:

  • образовательные:  сформировать представление о млекопитающих и их разнообразии, общих признаках и особенностях внешнего строения; способствовать развитию умений составлять связный рассказ о млекопитающих по плану, сформировать представление о приспособленности млекопитающих суши к среде обитания;
  • развивающие: развитие познавательных интересов, практических умений применять на практике полученные теоретические знания (устное объяснение); развивать чувство прекрасного;
  • воспитательные: пробуждать любознательность, воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе.

Предметные  результаты:

  • понимать значения слов «животные», «звери»,  «млекопитающие», «место обитания»;
  • знать, чем различаются млекопитающие и чем они похожи.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
  • умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • умение выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения; 
  • умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • умение учиться работать в паре.

Познавательные УУД:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 

Личностные результаты:

  • формирование мотивации к обучению и познанию;
  • формирование ценностно-смысловых установок обучающихся.

Оборудование урока:  презентация по теме урока, раздаточный материал для учащихся.

Этапы урока

СОДЕРЖАНИЕ

Формирование УУД

I. Организационный этап

  • Добрый день, ребята! 

Рада приветствовать вас!

Как в классе светло от сияющих глаз!

Давайте урок поскорее начнем,

Чтоб исследовать мир, в котором живем!

  • Сегодня у нас на уроке присутствуют гости:

  • Проверим готовность к уроку (перечислить все, что должно лежать на  столе: учебники по биологии и географии, рабочие тетради, письменные принадлежности, дневники).

Коммуникативные УУД:

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место;
  • планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;
  • настраивать себя на продуктивную работу;
  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

  • Итак, начнем. И пусть девизом нашего урока будут цитата из произведения М.М. Пришвина «Моя Родина»: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы». 

  • Вы догадались, о ком мы с вами сегодня будем говорить на уроке? Познанием какого большого мира мы займемся?

  • А еще мы с вами будем говорить о разнообразии животного мира нашей планеты.

  • Давайте вспомним, какие группы животных мы изучали в курсе биологии 8 класса. Перед вами карточки с изображениями животных. Распределите их на 4 группы. Затем дайте название каждой группе животных (пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, птицы). Всех ли животных вы распределили по группам? Какие животные у вас остались? Можем ли мы сейчас дать название этой группе животных?

  • Предлагаю вам вспомнить материки, которые мы изучали в этом году. Сколько материков на нашей планете? Узнайте материки их по изображению. Давайте распределим земноводных, пресмыкающихся, рыб и птиц по местам обитания на материках.

  • Как видите, животный мир нашей планеты огромный. Сегодня на уроке мы будем познавать часть этого большого мира. Дадим определение оставшейся группе животных, узнаем, что общего у представителей этой группы животных и чем они отличаются. А также нам предстоит дополнить животный мир материков представителями оставшейся группы животных.

Коммуникативные УУД:

  • воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;
  • слушать и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

Предметные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
  • структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

III.  Актуализация знаний

  • Объявление темы. Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока «Млекопитающие. На каких материках они обитают».

  • Давайте выясним, каких животных относят к группе млекопитающих, почему их так назвали. Посмотрите на слайд с изображением лисы с детенышами. Верно ли, что  лиса откладывает яйца, высиживает их и из них  появляются лисята?

  • Посмотрите на следующий слайд. Что общего у этих животных в появлении детенышей? (Рождаются живыми) Чем вскармливают самки детенышей, чтобы они были крепкими и здоровыми? (Молоком)

  • В древности слово  «молоко» звучало как «млеко». А мамы кормят детенышей «млеком». Разгадаем слово «млекопитаюшие». Это простое слово или сложное? Из каких двух слов оно образовано? Давайте запишем в тетради Млеко+питание+ющие= млекопитающие. Молодцы! Запишите в тетрадь. Млекопитающие – группа животных, которые выкармливают своих детенышей молоком.

  • Как называют животных на слайде? А сейчас мы можем дать название той группе животных, которая у нас осталась? (Млекопитающие).

Предметные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • прогнозировать предстоящую работу.

Познавательные УУД:

  • осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Коммуникативные УУД:

  • строить понятные для собеседника высказывания;
  • высказывать свое мнение (точку зрения).

IV.   Практическая работа. Обобщение и систематизация знаний.

  • А теперь мы поговорим об общих признаках млекопитающих и их различии. Нарисуйте в тетради таблицу с двумя столбцами. Первый столбец назовем «Общие признаки млекопитающих», второй – «Различия млекопитающие». А поможет нам заполнить таблицу текст на с. 138-139 учебника.

  • Итак, чем различаются млекопитающие? 1. Размеры (колеблются в значительном диапазоне: самым мелким представителем этой группы животных является карликовая многозубка: до 4,5 см. А наиболее крупным считается саванный слон – до 4 м). 2. Форма тела (в теле млекопитающих выделяют голову, шею, туловище, хвост и парные конечности. Форма и соотношение этих частей у разных видов разные и отражают приспособление к среде обитания и способам передвижения). 3. Окраска (в подавляющем большинстве это бурые, коричневые и серые тона). 4. Волосяной покров (шерсть). 5. Расположение ног под туловищем. 6. Детеныши. Все ли детеныши млекопитающих рождаются способными сразу самостоятельно передвигаться? (Нет. Например, кролики рождают детенышей голых и слепых, а лоси – покрытых шерстью, зрячих и способных почти сразу после рождения бежать за родителями). 7. А еще животные бывают дикими и домашними.

  • Пришло время немного отдохнуть. Поиграем в игру «Ты - мне, я – тебе». Я называю зверя и бросаю мяч. Вы отвечаете, домашний зверь или дикий (носорог, слон, таракан (слово-ловушка: это насекомое), верблюд, свинья, петух (слово-ловушка), заяц, рысь, конь, лось, сом (слово-ловушка), олень, зебра,  курица (слово-ловушка).

  • Заполним второй столбец. 1. Мы уже знаем, что млекопитающие рождают живых детенышей. 2. Вскармливают детенышей молоком. 3. Глаза имеют веки с ресницами. 4. Наружная ушная раковина.

  • Как вы думаете, где встречаются животные? (Лес, степь, горы, пустыни, водоемы, почва). Можно ли сказать, что животные обитают на разных материках? Давайте поместим наших животных на материки. Я называю животное и материк, а вы прикрепляете это животное на материк. 

  • Обыкновенная жаба обитает на большей части Европы, в Северной Азии и в небольшой части Северо-Западной Африки. Ареал обитания лягушек крайне широкий. Их можно увидеть на всех материках за исключением Антарктиды. Определим местом обитания жабы и лягушки Африку. Ареал распространения тритонов охватывает практически весь земной шар. Они обитают в Северной и Южной Америке, Европе и Азии, встречаются даже за Полярным кругом. Прикрепите тритона на материк Северная Америка.

  • Щука распространена в пресных водах Евразии, центральной России и севера России. Синие киты живут во всех морях и океанах земного шара. Например, их можно встретить в водах Индийского океана вблизи Южного полюса. А в водах Индийского океана вблизи Южного полюса водятся некоторые виды трески.

  • Голуби населяют всю территорию Евразии. Попугай ара обитает в Южной Америке, а лирохвост в Австралии.

  • Вараны населяют почти всю Африку. Змеи не населяют разве что только Антарктиду. Очень много их в Австралии. Крокодила можно встретить в странах Латинской Америки, США и центральной Америки.

  • Белка обыкновенная распространена в северной зоне Евразии. Рысь обитает в местах с густой растительностью. Водится она в  Северной Америке. А пума любит не только Северную, но и Южную Америку.

Предметные УУД:

  • систематизировать, обобщить изученное;
  • соотносить имеющиеся знания с новым материалом;
  • устанавливать причинно-следственные связи.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск информации в тексте;
  • выделять главную информацию в тексте.

Коммуникативные УУД:

  • учет  разных мнений  и стремление  к координации различных позиций в сотрудничестве.
  • учиться работать в паре.

Регулятивные УУД:

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

  • Что у нас получилось? Вся планета заселена животными, и млекопитающим тоже на ней есть место. Какой путь прошли животные, чтобы жить в разных уголках нашей планеты? (Приспособились к тем условиям, в которых они живут. Благодаря особенностям своего строения, внешнего вида, они смогли заселить все среды обитания: наземную, воздушную, океаны и толщу почв. Встречаются в разных природных зонах (пустыни, тундра, леса, степи). Более 4500 млекопитающих расселились по всему свету: начиная от жарких знойных пустынь, кончая холодными и ледяными областями).

  • А закончить наш урок мы хотим на веселой ноте. Стихотворение читает С. Ц.

  • Вот одеть бы их по моде,

Нарядить и так и сяк,

Чтоб, гуляя на природе,

Люди видели бы, как

Щеголяют бегемоты

В разноцветных пиджаках,

А коровы носят боты

На высоких каблуках.

Впрочем, это лишь надежды,

Вызывающие смех.

У животных нет одежды —

Только шкура, только мех.

Только мех и только шкура

От копыт и до горба:

Уж такая их натура.

Уж такая их судьба.

У животных нет одежды

Ни для ног и ни для рук.

Ходят звери, как и прежде,

Без ботинок и без брюк,

Без носков и без рубашек,

И, простите, без трусов —

От малюсеньких букашек

До огромнейших слонов.

Регулятивные УУД:

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Коммуникативные УУД

  • слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

VII.Рефлексия.

 Домашнее задание.

Поведем итоги урока.

  1. Можем ли мы подтвердить девиз нашего урока: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы»?
  2. На каких материках обитают животные?
  3. О какой группе животных вы сегодня узнали?
  4. Почему их так называют?
  5. Назовите представителей группы млекопитающих.

Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: выполнить рисунок любого млекопитающего.

Регулятивные УУД:

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок биологии и географии в 6 классе коррекционной школы 8 вида.

Интегрированный урок биологии и географии в 6 классе коррекционной школы 8 вида.Тема урока: Полезные ископаемые. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых России.Цели коррекционно-образовательные:1...

Интегрированный урок биологии и географии "Природа тропического пояса" для обучающихся 6 класса в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Цели: 1) обобщить и систематизировать полученные знания обучающихся о материках, океанах, поясах освещённости земли, типах климата и сформировать представления о природе тропического пояса с исп...

Разработка интегрированного урока биологии и географии по теме "История формирования сообществ живых организмов. Биогеография. Основные биомы суши" для 11 класса

Вид урока – комбинированный, с применением ИКТ.Программа: Захаров В.Б. Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Профильный уровень. В сборнике программ для образова...

Урок биологии 6 класс ТРИ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ В ПРИРОДЕ (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Урок биологии 6 класс ТРИ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ В ПРИРОДЕ (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Презентация к уроку биологии 6 класс ТРИ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ В ПРИРОДЕ (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Презентация к уроку биологии 6 класс ТРИ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ В ПРИРОДЕ (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Проверочная работа по географии по теме : «Равнина, холмы» в соответствии с АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс.

Проверочная работа по географии по теме : «Равнина, холмы» в соответствии с АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс....

Проверочная работа по географии по разделу : «Земной шар» в соответствии с АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс.

Проверочная работа по географии по разделу : «Земной шар» в соответствии с АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс....