Разработка интегрированного урока биологии и географии по теме "История формирования сообществ живых организмов. Биогеография. Основные биомы суши" для 11 класса
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему

Кузьменкова Ирина Николаевна

Вид урока – комбинированный, с применением ИКТ.

Программа: Захаров В.Б. Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Профильный уровень. В сборнике программ для образовательных учреждений. 5 – 11 классы. Автор-составитель Морзунова И.Б, М.: «Дрофа», 2008.

Учебник: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 класс. – М.: «Дрофа», 2010.

Урок предназначен для преподавания общей биологии в 11 классе по профильному уровню.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geobiologiya.rar2.48 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Рождественская средняя общеобразовательная школа»

Образовательная область: биология, география.

Номинация «Урок-презентация с использованием ИКТ»

Комбинированный урок биологии и географии по теме

 История формирования сообществ живых организмов. Биогеография.

Основные биомы суши

11 класс

Учителя:

Кузьменкова Ирина Николаевна,

учитель биологии,

Кохан Ольга Адольфовна,        

учитель географии        

Поселок Рождественский Ленинского района Тульской области.

2011

Цель урока.

Образовательная:

  • узнать, как происходило формирование сообществ живых организмов, какие биогеографические области, биомы суши образовались, их занимаемая территория (географическое положение), климатические условия, природные зоны, растительный и животный мир.
  • выяснить причины многообразия животного и растительного мира на Земле.

Развивающая:

  • уметь характеризовать каждую        биогеографическую область нашей планеты (географическое положение, климатические условия, природные зоны, растительный и животный мир), сравнивать зоны между собой.
  • устанавливать связи между средой обитания и строением животных и растений.
  • проводить биолого-географическое исследование биогеографических областей по плану
  • анализировать и использовать биологическую и географическую информацию пользоваться биологическими и географическими терминами, символикой
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде.

Воспитательная:

  • Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологической и географической науки, проведения исследований
  • Развитие убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней (так как жизнь живых организмов зависит от среды обитания) соблюдение этических норм при проведении биологических и географических исследований.

Задачи:

  • сформировать у школьников определенный круг практических, интеллектуальных и общеучебных умений в соответствии с целями урока.
  • Повысить уровень познавательной активности учащихся при помощи используемых на уроке методов, методических приемов, форм, средств обучения.
  • Продолжить формирование общеучебных приемов работы с учебником, с дополнительной литературой, ресурсами интернета, уметь сравнивать, обобщать, делать выводы.

Вид урока – комбинированный, с применением ИКТ.

Программа: Захаров В.Б. Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Профильный уровень. В сборнике программ для образовательных учреждений. 5 – 11 классы. Автор-составитель Морзунова И.Б, М.: «Дрофа», 2008.

Учебник: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 класс. – М.: «Дрофа», 2010.

Урок предназначен для преподавания общей биологии в 11 классе по профильному уровню.

Оборудование.

  1. Учебник биологии: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 класс. – М.: «Дрофа», 2010.

  1. Карты геологической истории материков, основных биогеографических областей суши.
  2. Доклады учащихся по темам: «Пангея. Разделение материков» (приложение 1), тесты (приложение 2), «Многообразие животных различных биомов суши. Их приспособленность к среде обитания» (приложение 3), «Многообразие растений различных биомов суши. Их приспособленность к среде обитания» (приложение 4).
  3. Компьютерная презентация к уроку.

Основные понятия.

Биогеография, биогеографические области, биомы, Пангея, Биогеоценоз, биоценоз, эндемичный вид, флора и фауна, экология.

Методы и приемы обучения: 

1. Методы стимулирования и мотивации обучения:

А) методы, формирующие интерес к учению: познавательные игры, учебная дискуссия, методы эмоционального стимулирования;

Б) методы, формирующие чувство долга и ответственности в учении: поощрение, признание, предъявление учебных требований.

2. Методы организации и осуществления учебных действий и операций:

А) Перцитивные (передачи и восприятия учебной информации по средством чувств):

  • Словесные (лекция, беседа, рассказ, дискуссия, объяснение, проблемное изложение, самостоятельное решение логических задач, самостоятельная работа с учебником и дидактическими материалами, эвристическая (поисковая) беседа).
  • Наглядные (иллюстрации, таблицы, схемы, демонстрации натуральных, экранных пособий, частично поисковый демонстрационный метод, работа с различными видами печатной или письменной информации).
  • Практические (упражнения различного характера, практическая работа).

Б) гностические (организация и осуществление логических операций): проблемно-поисковые, репродуктивные).

3. Методы самоуправления учебными действиями: самостоятельная работа (индивидуальная, групповая, коллективная), дифференцированная.

4. Методы контроля и самоконтроля: устный, письменный, практический, самоконтроль.        

Ход урока.

  1. Организационный момент. Знакомство с целями урока и ходом работы на уроке. (Учитель биологии. 1 - 2 минуты.)

Фрагмент видеоролика в презентации к уроку как вступление к теме.

Беседа с учащимися по повторению ранее изученного (актуализация знаний учащихся). (Учитель географии, 2 - 3  минуты).

Что такое природные зоны? (Природные зоны – это пространства на Земле, которые получают от солнца одинаковое количество тепла, света, осадков, имеют одинаковые погодные условия, на них живут приспособленные к ним одинаковые растения и животные).

Какие природные зоны вам известны? (Арктика,         тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепь, степи, пустыни и полупустыни, высокогорные области.)

Что такое природный комплекс? (Природный территориальный комплекс – это природная геосистема, географический комплекс, природный ландшафт, который включает в себя участок земной коры с присущим ему рельефом, относящиеся к нему поверхностные и подземные воды, приземный слой атмосферы, почвы, сообщества организмов.)

Какие природные комплексы вы знаете? (Леса, луга, степи…)

Чем объясняется разнообразие животного и растительного мира на планете?

  1. Объяснение нового материала (15 минут). Сопровождается слайдами компьютерной презентации.

Начинает учитель географии. Сегодня на уроке речь пойдет о биогеографии. Биогеография – это наука, изучающая закономерности географического распространения животных и растений, а также характер фауны и флоры отдельных территорий. Биогеография разделяется на зоогеографию (географию животных) и фитогеографию (географию растений).

2.1.История формирования сообществ живых организмов.

Сначала нам следует рассмотреть причины, обусловливающие несходство живого мира в тех или иных местах земного шара.

Первая – геологическая история материков.

Сотни миллионов лет назад континентов не было и суша представляла собой монолитный массив – Пангею (см. слайд № 3).

 Доклад учащегося на тему «Пангея. Разделение материков».

Объяснение учителя географии.

Около 200 миллионов лет тому назад        в триасовом периоде мезозойской эры единый суперматерик раскололся на две крупные части: Лавразию и Гондвану (слайд №4).

Гондвана двинулась на юг. Она включала в себя будущие Антарктиду, Австралию, Индию, Африку и Южную Америку, которые обособились впоследствии в отдельные континенты вследствие продолжавшихся разломов и подвижек земной коры (слайд № 5).

Европа и Северная Америка долго еще составляли единый материк. Такое расположение континентов сложилось к началу кайнозойской эры, т. е. ко времени около 65 млн лет назад (слайд №6).

Разделение материков не могло не отразиться на эволюции растений и животных. Например, Австралия обособилась еще до появления плацентарных млекопитающих и в результате этого сохранила до наших дней яйцекладущих и сумчатых животных, которые на других материках были вытеснены более совершенными высшими зверями. В Новой  Зеландии обитает до сих пор представитель давно вымершего отряда первоящеров – гаттерия.

Южная Америка сравнительно недавно соединилась с Северной Панамским перешейком, и ее животный мир представлен броненосцами, муравьедами, ленивцами, тапирами и другими формами, которых нет ни в Северной Америке, ни в Евразии.

В то же время фауна и флора Евразии и Северной Америки очень сходны вследствие того, что Берингов пролив на месте перешейка возник в период формирования современных сообществ.

Второй фактор – изоляция.

В наиболее яркой форме этот фактор представлен для островных популяций. Острова заселяются видами, способными преодолевать морские просторы и зачастую попадающими туда случайно. Поэтому видовой состав обитателей островов значительно беднее, чем на континентах в тех же широтах. Кроме того, изоляция влияет и на формирование сообществ живых организмов и на материках. Ограничивают передвижения реки, горы, пустыни, болота. Имеет значение и индивидуальная подвижность организмов.

Третий фактор – различие климатических условий в широтном направлении.

От полюсов к экватору увеличивается количество солнечной энергии, падающей на единицу площади земной поверхности. В зависимости от температурного режима формируются специфические сообщества растений и животных.

  1. Биогеография. Основные биомы суши.        

(Учитель биологии.) Ученые выделяют 6 крупных биогеографических областей: Неарктическую, Палеарктическую, Восточную, Неотропическую, Эфиопскую, Австралийскую. Каждая из них характеризуется определенными биомами. 

Различают ряд основных биомов суши; названия большинства из них определяются типом растительности, например хвойные или лиственные леса, пустыня, тропический лес и т.д. Однако в конечном счете фактором, определяющим тип биома, является климат, поскольку характер среды задается в основном температурой, количеством осадков, а также направлением и силой ветров. Близость к океану влияет на распределение осадков, а, следовательно, и на распространение типов растительности.

      Одни и те же биомы встречаются по всему земному шару, на разных континентах, в различных частях света. Однако леса, степи и т.д. имеют свои характерные особенности в различных областях планеты. Различны и животные, приспособившиеся к существованию в этих биомах. Рассмотрим кратко представителей фауны и флоры, образующих биомы различных биогеографических областей.

Далее учитель кратко с помощью слайдов характеризует выделяемые области.

Неарктическая область

     Неарктическая область включает территорию всей Северной Америки, Ньюфаундленд и Гренландию. На севере снега и льды сменяются тундрой, а затем широким поясом хвойных лесов. Южнее следует массив лесов умеренного пояса на востоке, прерии в центральной части и смешение гор, пустынь и хвойных лесов — на западе. Основные биомы следующие.

     Тундра. Низкорослая растительность: мхи, лишайники, осока, чахлые кустарники. Основные животные: олень, мускусный бык, леминг, полярный заяц, песец, волк, белый полярный медведь, белая сова.

     Хвойные леса. В основном густые леса из пихты, ели и других хвойных деревьев. Основные животные: лось, олень, дикобраз, полевка, землеройки, росомаха, рысь, дятлы, американские рябчики.

     Степи. Различное сочетание травяной и кустарниковой растительности. Основные животные: бизон, антилопа, дикий кролик, американский барсук, лисица, койот, степной тетерев, большое количество гремучих змей.

     Лиственные леса. Широколиственные леса, имеющие плотную крону: дуб, бук, клен; множество цветов. Основные животные: крот, суслик, черная белка, енот-полоскун, опоссум, бурундук, красная американская лисица, черный медведь, певчие птицы.

     Жестколистные леса. Заросли можжевельника и кустарников с кожистыми листьями. Представители фауны попадают из соседних биомов.

Пустыни. Из растений широко распространены кактусы, древовидная юкка, полынь и кустарники. Основные животные: дикий кролик, суслик, кактусовая мышь, карманчиковая мышь, кенгуровая крыса и другие.

Палеарктическая область

      Палеарктическая область включает в себя всю Евразию от Британских островов на западе до Берингова пролива на востоке и Индии и Индокитая на юге (рис.17.2,Б). Так же, как и в Неарктике, вдоль всей Палеарктики тянутся зоны вечных льдов, тундра и хвойные леса. Области с умеренным климатом в Китае и Японии, так же как и в Европе, покрыты лиственными лесами, однако видовой состав азиатских лесов богаче. Центральные районы Азии засушливы и безлесны. Животные севера Палеарктики близкородственны неарктическим, а на юге встречаются формы, характерные для Восточной области.

     Тундра. В тундре и флора и фауна существенно не отличаются от обитателей этой зоны в неарктической области.

     Хвойные леса. Древесные породы, составляющие эти леса, сосна, пихта, ель — принадлежат к тем же родам, что и соответствующие деревья Неарктики, но представляют собой отличные от них виды. То же самое относится и к животным — рыси, росомахе, лосю. Травы примерно такие же, как и в Неарктике. Типичные животные: сайгак и антилопа, дикие ослы, лошадь и верблюд, а также суслик, хомяк, тушканчик, куницы, шакал.

     Лиственные леса. В основном бук, клен, дуб, граб, липа, но других, нежели в Неарктике, видов. Фауна лиственных лесов также очень напоминает неарктическую.

      Район Средиземноморья очень похож на соответствующий неарктический биом, в котором обитают животные из различных соседних сообществ.

     Пустыни. Разрозненные кустики полыни, пальчатой травы, заросли верблюжьей колючки, саксаула и тамариска. Животный мир представлен несколькими видами травоядных, а также ежами, тушканчиками, песчанками, мешотчатой крысой и хомяками. Из птиц — орлы, соколы, совы.

Восточная область

      Включает в себя Индию и Индокитай, а также острова Цейлон, Яву, Суматру, Борнео, Тайвань и Филиппины. Все острова сплошь покрыты пышными тропическими лесами, тогда как значительная доля материковой части области занята горами с разнообразным растительным покровом, в западной Индии переходящим в сухие степи. Из всех тропических районов. Восточная область наиболее бедна эндемичными (от греч. endemos — местный), т.е. встречающимися только в данной местности, формами, хотя и является центром происхождения и расселения позвоночных.

      Тропический лес. Как и в других тропических лесах, здесь в изобилии растут сотни видов растений, образующих непроходимые заросли. Некоторые типичные растения: лианы, бамбук, манильская конопля и тик, баньян и черное дерево. Среди животных широко представлены приматы — гиббоны, орангутанг, мелкие сородичи обезьян — тупайя, долгопят, лори. Характерны также индийский слон, тапир, два рода носорогов, дикобраз, тигр, медведь-губач и бамбуковый медведь, олень и антилопы. Много фазанов, ядовитых змей и различных ящериц, два рода носорогов, дикобраз, тигр, медведь-губач и бамбуковый медведь, олень и антилопы. Много фазанов, ядовитых змей и различных ящериц. 

Неотропическая область

     В состав области входят Южная и Центральная Америка, тропическая часть Мексики и острова Карибского архипелага. В континентальной Южной Америке огромные пространства покрыты тропическими лесами и степями (пампой), однако в некоторых частях континента, так же как и в Центральной Америке, существуют относительно небольшие территории, представляющие собой один из самых сложных и своеобразных растительных комплексов мире. Поскольку эта область долгое время была полностью изолированной, ее фауна, в особенности грызуны, резко отличается от животных других областей.

     Тропический лес. Половина континента покрыта тропическим лесом, необыкновенно богатым лишайниками, мхами, орхидеями, бромелиевыми. Из других растений характерны капустная пальма, древовидный папоротник, тропический миндаль, бамбук, лианы. Множество мелких животных.

     Пустыня. Растительность состоит главным образом из трав и редких кустарников, в оазисах растут финиковые пальмы. На юге встречаются молочай и растения с клубненосными корнями. Из животных распространены газель, дикобраз, тушканчик, орел, ящерицы.

     Степи (пампа). Растительный покров представляет собой смешение различных трав. Животный мир — нанду, пампасский олень, морская свинка, туко-туко, скунсы. 

Эфиопская область

В состав области входит почти вся Африка, Мадагаскар и южная часть Аравийского полуострова. Западная Африка, а также горная часть Восточной Африки в лежащих у экватора районах покрыты тропическими лесами. Остальную часть Центральной Африки в основном занимают саванны и степи, простирающиеся до Сахары на север и до Калахари на юго-восток. Саванны Африки с бесчисленными стадами разнообразных копытных, пасущихся на них, представляют собой самый яркий в мире образец этого биома. Многие из обитающих в африканских саваннах млекопитающих не встречаются больше нигде. Основные биомы:

Тропический лес Африки беднее тропических лесов других частей света. Для деревьев наиболее характерна свиетения («красное дерево»), много хевей, папоротников, лиан, орхидей и других эпифитов, то есть растительных организмов, обитающих на других растениях. Их животных примечательны карликовая антилопа, карликовый бегемот, горилла, шимпанзе, зеленая мартышка и мартышка кардинал.

Саванна в основном покрыта травами и кустарниковой растительностью, встречаются деревья акации, баобаб, молочай и пальмы. Животный мир представлен травоядными: зебра, серно-бык, антилопы канна, бубал, гну и другие. Типичны также жирафы, слон, африканский страус, белый и черный двургие носороги, лев, бородавочник, гепард, гиеновая собака, суслики, златокрот.

Пустыня. Растительность состоит главным образом из трав и редких кустарников, в оазисах растут финиковые пальмы. На юге встречаются молочай и растения с клубненосными корнями. Из животных распространены газель дикоброаз, тушканчик, орел, ящерицы.

Австралийская область

      Австралийская область включает в себя Австралию, Тасманию, Новую Гвинею, Новую Зеландию и острова Тихого океана. В Австралии центральная часть материка представлена пустыней, окаймленной степями и саваннами с редкими участками тропического леса. Биомы островов различны — от тропической Новой Гвинеи до сравнительно холодной Новой Зеландии. Перешейки, соединявшие когда-то отдельные участки суши, давно исчезли, и на изолированных островах возникло множество эндемичных растений и животных. Нишу, во всех частях света занятую плацентарными млекопитающими, здесь занимают сумчатые звери и отчасти бескрылые птицы (киви). Основные биомы:

     Пустыня. Основная растительность — местные формы лебеды, акации и различные эвкалипты. Из животных — сумчатый крот, кенгуровая мышь, тушканчиковая сумчатая крыса, длиннохвостые попугайчики.

     Саванна. В основном степи и заросли различных кустарников, эвкалиптов, в том числе красного эвкалипта и других специфических австралийских растений. Из животных наиболее характерны гигантский рыжий кенгуру и эму; встречаются также бандикуты, сумчатый кролик, вомбаты, какаду и другие попугаи.

     Тропический лес представляет собой либо типичный лес жаркого и влажного климата со сплошным пологом, многочисленными вьющимися растениями и лианами, либо редкий эвкалиптовый лес. В лесах обитают древесный кенгуру, коала, опоссум, сумчатый волк, тасманийский дьявол, утконос, летучая собака, лирохвост.

Таким образом, весьма краткий обзор биогеографических областей земного шара показывает, что на разных континентах сообщества, относящиеся к одним и тем же типам (например, влажные тропические леса или степи, лиственный лес или тундра), населены растениями и животными, принадлежащими к разным систематическим группам. Однако, эти животные и растения характеризуются сходными особенностями организации, обусловленными близкими экологическими условиями обитания. В каждом биоме имеются доминирующие, т.е. преобладающие, группы как среди типов растительных сообществ, так и между животным населением. Знание генетического родства форм, свойственных тому или иному сообществу в разных регионах нашей планеты, позволяет проследить не только развитие фауны и флоры, но и происхождение биома в целом.     

  1. Практическая работа учащихся (4 – 5 минут).

Проводит учитель биологии. Учащиеся по рядам получают задания.

Сравните        зоны: а) Восточную область и Неотропическую область;

б) Эфиопскую и Австралийскую область.

Сравнение провести устно по плану:

  1. Географическое расположение
  2. Общие биомы
  3. Различные биомы
  4. Сходства растительности и животного мира в одинаковых биомах.
  5. Отличия растительности и животного мира в одинаковых биомах.
  6. Сделайте вывод.
  1. Закрепление изученного материала (1 – 2 минуты).

Проводит учитель географии. Назвать факторы формирования сообществ живых организмов.

Назвать изученные на уроке биогеографические области.

Работа с раздаточным материалом (см. приложение 5). Индивидуальные ответы учащихся в заданиях на соответствие.

  1. Тестирование учащихся. (2 – 3 минуты.) Тесты прилагаются ниже. Проводит и проверяет учитель географии.
  2. Доклады учащихся на тему. (Всего на два доклада - 5 минут).
  3. Подведение итогов урока (2 - 3 минуты).

Итоги подводит учитель географии.

Что мы сегодня изучили на уроке? Чему мы научились? Сделайте выводы самостоятельно.

Учитель выставляет отметки за урок. Каждый учащийся получает оценку за тестирование, выставляются отметки за доклады и за практическую работу.

За урок были выставлены следующие оценки: за доклады – трое учащихся получили отметку «пять», за тестовое задание 50% учащихся получили «пять», 50% получили «четыре».

  1. Домашнее задание. Параграф 6.1., 6.2. учебника биологии. Составить компьютерную презентацию по одному из биомов суши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок биологии и географии в 6 классе коррекционной школы 8 вида.

Интегрированный урок биологии и географии в 6 классе коррекционной школы 8 вида.Тема урока: Полезные ископаемые. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых России.Цели коррекционно-образовательные:1...

Интегрированный урок биологии и географии "Природа тропического пояса" для обучающихся 6 класса в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Цели: 1) обобщить и систематизировать полученные знания обучающихся о материках, океанах, поясах освещённости земли, типах климата и сформировать представления о природе тропического пояса с исп...

Разработка интегрированного урока биологии + географии в 11 классе для одаренных детей на тему : "Экологические проблемы Дагестана"

Разработка интегрированного урока биологии + географии в 11 классе для одаренных детейна тему :...

КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».

Данный интегрированный урок был проведен в рамках Дня открытых дверей в МБОУ СОШ №15. Методическая тема: "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетенции школьников". Для проведени...

КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».

данный урок был проведен в рамках дня открытых дверей по методической теме "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетентности школьников"...

Интегрированный урок биологии и географии "Путешествие с комнатными растениями"

Интегрированный урок о комнатных растениях, их родине, условиях произрастания, климтических особенностях. Знания о происхождении помогают выбрать правильные методы выращивания любимых растений....

Интегрированный урок биологии и географии в 8 классе «Млекопитающие. На каких материках они обитают» для обучающихся с умственной отсталостью

Цели:узнать, что общего у зверей, почему их называют млекопитающими;• узнать, чем различаются  млекопитающие (звери);• сформировать представление о разнообразии млекопитающих суши....