Проект по экологии "Противоинфекционный иммунитет"
проект по биологии (11 класс)

Крючкова Елена Анатольевна

Проект по экологии победителя Всероссийской олимпиады школьников и экологических чтений "Мир вокруг нас"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kokorina_raota_po_ekologii.docx85.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 «Пеликан»

_________________________________________________________________

Экологический проект по теме:

Противоинфекционный иммунитет

Автор: Кокорина Виктория Ивановна, ученица 11 «А» класса

 Научный руководитель: Елена Анатольевна, учитель химии и биологии[a] высшей квалификационной категории

Новосибирск, Новосибирская область

2019


Оглавление

Введение        2

Обзор литературы        5

Материалы        6

Методы снижения уровня заболеваний учащихся        7

Результаты        8

Обсуждение        9

Выводы        10

Литература        11

Список литературы        11

Приложение        12


Введение

«Система иммунитета человека зависит наполовину от наследственности, так как начинает формироваться ещё в утробе матери, и на 50 % — от образа жизни. Три кита, на которых держится иммунитет человека, это здоровый сон, физические нагрузки и сбалансированное питание.» (Миличь, 2014)

Ежегодно в мире появляются новые разновидности инфекций. Как противостоять им ещё до заражения? Как известно, лучшее лечение – это профилактика. А универсальной профилактикой любой болезни является укрепление иммунитета, поэтому я заинтересовалась: «Как именно можно помочь своему иммунитету?» Мой иммунитет на данный момент очень слаб. Возникает резонный вопрос: почему?

В последнее время в средствах массовой информации часто упоминается понятие «иммунитет». Все чаще используется оно и при обсуждении вопросов по экологии, охране окружающей среды и здоровью человека. Какие знания об этой способности организма защищать себя необходимы каждому образованному человеку?

Эти вопросы натолкнули меня на мысль изучить состояние своего иммунитета, иммунитета одноклассников и провести исследовательскую работу. Эти вопросы волнуют каждого, и меня в том числе. Именно они подтолкнули меня на выбор темы для проекта.

Цель: проанализировать состояние противоинфекционного иммунитета среди моих одноклассников и предпринять меры по его улучшению.

Задачи:

  1. Изучить частоту пропусков по болезни моих одноклассников в течение 2017-2018 учебного года;
  2. Узнать о средствах укрепления иммунитета;
  3. Обсудить полученную информацию со специалистом;
  4. Подготовить материалы для лекции;
  5. Провести лекцию в моём классе о иммунитете для воспитания культуры здоровья;
  6. Изучить частоту пропусков по болезни моих одноклассников в течение первого полугодия 2018-2019 учебного года;
  7. Сравнить полученные данные;
  8. Подвести итоги.

Гипотеза: Улучшить состояние иммунитета можно, только если ежедневно работать над этим.


Обзор литературы

Что такое иммунитет?

Иммунитет – это комплексная реакция организма, направленная на защиту его от внедрения чужеродного материала. Бактерий и их токсинов, вирусов, паразитов, донорских тканей, измененных собственных клеток (например, раковых) и т.д.

Виды иммунитета.

Иммунитет бывает видовым или врожденным (например, человека к возбудителю чумы собак) и приобретенным. Приобретенный иммунитет может быть активным в результате перенесенного инфекционного заболевания или введения вакцины (живых или убитых возбудителей заболевания), когда в организме формируются антитела к данному возбудителю, готовые в любой момент его нейтрализовать. Приобретенный иммунитет бывает также пассивным и возникает при введении препаратов, содержащих уже готовые антитела (сыворотки крови человека или животного, перенесшего инфекционное заболевание).

Вакцина — это суспензия живых, но очень ослабленных или убитых микроорганизмов (бактерий, вирусов) или их компонентов. Т.е., это пример активной иммунизации. При введении вакцины организм начинает вырабатывать антитела на этот вид микроорганизмов.

Сыворотка — препарат антител, который получают из сыворотки крови животных, уже иммунизированных соответствующей вакциной. Т.е. это пассивная иммунизация.

Иммунитет и здоровье

В последнее время в средствах массовой информации часто упоминается понятие «иммунитет». Все чаще используется оно и при обсуждении вопросов по экологии, охране окружающей среды и здоровью человека. Какие знания об этой способности организма защищать себя необходимы каждому образованному человеку?

Иммунитет обеспечивается одной из функций крови, заключающейся в защите организма от чужеродных тел и веществ. Таковыми являются не только микроорганизмы (бактерии, вирусы, простейшие) и вырабатываемые ими вещества. Пересаженные в результате операции органы и ткани для организма тоже являются чужеродными, что значительно усложняет излечение ряда заболеваний. Чужеродными становятся и собственные измененные клетки — раковые, или опухолевые.

Как появляются в организме подобные клетки? Тело человека состоит из 10'2-1013 клеток, обладающих одинаковыми наследственными признаками. Клетки постоянно делятся. В детском и юношеском возрасте в результате интенсивного деления клеток происходят процессы роста и развития, а у взрослого человека — самообновление органов и тканей. Иногда процесс деления клеток протекает с отклонениями от нормы. В результате одна клетка из миллиона становится отличной от остальных. В организме человека находится от 1 до 10 млн таких измененных клеток.

Основное значение иммунитета заключается в поддержании постоянства структуры клеток организма. Иммунная система способна распознавать и уничтожать чужеродные и измененные клетки. Существенную роль в этом играют образующиеся в костном мозге клетки крови — фагоциты и лимфоциты. Процесс формирования клеток, участвующих в развитии иммунных реакций организма, представлен на рисунке 21.

Фагоциты распознают чужеродную клетку и расшифровывают структуру антигена. Лимфоциты, образующиеся в костном мозге (см. приложение 2), превращаются в плазматические клетки. Они вырабатывают антитела и борются с микроорганизмами, вызывающими инфекционные заболевания. Клетки-киллеры (убийцы) формируются из лимфоцитов, развивающихся в тимусе. Тимус, или вилочковая железа, после 16 лет начинает сокращаться в размерах. Поэтому у пожилых и старых людей увеличивается риск появления доброкачественных и злокачественных опухолей (онкологических заболеваний).

Онкологические заболевания в разговорной речи именуют раковыми. Рак является второй по распространенности причиной смерти людей. Но существует возможность избежать возникновения этого страшного недуга. Ученые подсчитали, что 2/5 всех злокачественных образований предотвращается в результате ряда профилактических мер.

Супериммунитет — угроза для самого человека. Любой сбой в этой огромной многокомпонентной сложной системе чреват нарушением работы остальных органов. Как пример:

Аллергия — результат сверхактивной иммунной системы, неадекватно реагирующей на вполне обычные для всех остальных белки. И, соответственно, как пример — аллергические астма и экзема.

«Цитокиновый шторм» — настолько мощная воспалительная реакция организма, при которой неконтролируемо вырабатываются огромные количества цитокинов, что может развиться полиорганная недостаточность и, как следствие, смерть пациента. «Цитокиновый шторм» является одной из причин смертей во время пандемии гриппа.

Аутоиммунные заболевания, когда аномально активные клетки иммунной системы ополчаются против собственного организма. Примеры — некоторые виды ревматоидного артрита, сахарный диабет 1 типа и др.

Экология и аллергия

Экологическая обстановка напрямую связана с развитием и протеканием аллергического заболевания. Приведем один факт: в городе аллергия развивается в 3 раза чаще и проходит гораздо тяжелее, чем в деревне. Значение имеет как малая, так и большая экология. Аллергены - пыльца, растения, животные - несут в себе все элементы большой экологии.

Малая экология складывается из микромира наших слизистых. Но внутренняя среда может настолько меняться, что на слизистых начинают размножаться микробы, которых там не должно быть, а полезные микробы, вырабатывающие гормоны, ферменты, витамины, на ней не удерживаются и гибнут. Это явление известно, как дисбактериоз, хотя сейчас говорят уже о дисбиозе слизистых, расширяя это понятие. Оно также меняет к худшему картину аллергического заболевания.


Материалы[b]

Состояние противоинфекционного иммунитета можно оценить по частоте и тяжести переносимых в течение года простудных заболеваний (ОРЗ). Если вы в течение года ни разу не болели, то можете оценить сопротивляемость своего организма инфекциям в 100 баллов.

При утвердительном ответе на следующие вопросы вычитайте из 100 баллов числа, указанные в правом столбике таблицы.

Вопросы

Вычесть из 100 баллов

1. Сколько раз в течение года вы болели простудными или вирусными заболеваниями?

1 раз

10

2-3 раза

25

4-5 раз

40

более 5 раз

60

2. Долго ли продолжаются ОРЗ?

10

3. Переходили ОРЗ в бронхит или пневмонию?

15

4. Подвержены ли вы аллергии?

15

Мною было оценено состояние противоинфекционного иммунитета в 10-11 «А» классе. Диагностика проводилась в сентябре 2017 и 2018 года (приложение 3 и 4).

Методы повышения иммунитета

а) Для повышения иммунитета очень важно поддерживать внутреннюю среду организма в чистоте. Не допускать систематического попадания в организм токсических веществ. Следует исключить курение.  
б) Для повышения иммунитета важно правильно питаться.
в) Чтобы повысить иммунитет необходимо давать организму физическую нагрузку. Ничто так не ослабляет организм как гиподинамия (недостаток движения). Вот что говорит известный российский профессор Н. Фёдоров: "Бег - довольно сильное напряжение всего организма. Он сопряжён с большой тратой энергии. Возникает дефицит этой энергии, что является сигналом для нервной системы, который приводит к выбросу гормонов, мобилизующих наши энергетические ресурсы... Это, в свою очередь, меняет при беге химический состав крови, активизирует кроветворение и иммунитет, так как ведёт к более быстрому обновлению и омоложению состава лейкоцитов крови, обеспечивающих иммунную защиту организма".
г) Мощным эффектом с позиции повышения иммунитета является закаливание. Здесь необходимо начинать постепенно, но довести интенсивность и продолжительность холодовых процедур до существенных величин. Например, начать с 1 минуты пребывания под прохладной водой в душе и, постепенно, довести до пребывания под холодной водой в течение 5-10 минут.
д). Крайне разрушительно на иммунную систему действуют стрессы.

2. Для повышения иммунитета важно насыщать организм всеми необходимыми веществами (витаминами, макро- и микроэлементами, ненасыщенными жирными кислотами, адаптогенами, типа женьшеня и др.). Для этого необходимо употреблять хорошие биологически активные комплексы (препараты, добавки).

Существует ряд продуктов, обязательных к употреблению, которые положительно влияют на укрепление иммунитета. К ним относятся:

 Чистая питьевая вода

Ее достаточное потребление обеспечивает не только нормальное пищеварение, но и полноценную работу всего организма. Вода также выступает в качестве балансира энергетической системы человека.

Кисломолочные продукты

Как показывают недавние исследования, их ежедневное употребление снижает риск простудных заболеваний, а также заболеваний кишечника. Они также являются прекрасным источником кальция и витамина D, укрепляющими систему иммунитета человека.

Чеснок и лук

Данный продукт имеет широчайший спектр воздействия и способен успешно бороться со многочисленными вирусами. Его положительное воздействие на иммунную систему заключается в увеличении общего числа лимфоцитов.

Фрукты и овощи

Богатейший источник витаминов, минеральных солей, органических кислот, эфирных масел и природных антиоксидантов. Содержат большое количество пищевых волокон, которые способствуют нормальной работе желудочно-кишечного тракта, выводят из организма токсины.


Обсуждение[c]

…..


Результаты

По данным в классном журнале «сведений о количестве уроков, пропущенных обучающимися» в 10 классе за год по болезни пропущено 346 дней среди 25 человек, т.е в среднем 15 дней с человека.

Разберёмся подробнее (Анализ приложения 1):

0-10

10-20 пропусков в год – большинство людей, их иммунитет можно оценить в

Денис Красутский – у него больше всего пропусков по болезни (64), это связано с его хронической болезнью. Она сильно ослабляет иммунитет, оценить в


Выводы

Оценка Гипотезы


Список литературы

Кузьмина, А. (20 Январь 2017 г.). Как повышать иммунитет? Получено из medaboutme: https://medaboutme.ru/zdorove/publikacii/stati/sovety_vracha/kak_povyshat_immunitet/

Миличь, М. (2014). 8 простых способов укрепить иммунитет. Аргументы и факты.

Нестерова, Ю. (2 Март 2017 г.). Повышение иммунитета: методы, которые работают. Получено из medaboutme: https://medaboutme.ru/zdorove/publikacii/stati/sovety_vracha/povyshenie_immuniteta_metody_kotorye_rabotayut/?utm_source=copypaste&utm_medium=referral&utm_campaign=copypaste


Приложение 1

Приложение 2

Образование клеток, участвующих в иммунных реакциях

 | Страница

[a]Точное название должности

[b]Модель объекта предоставить и обосновать и её недостатки

оценка экологического риска (К-4 Значимость работы для оценки возможного экологического риска в рассматриваемой области)

[c]К-8 Дискуссионность (полемичность) обсуждения полученных результатов с разных точек зрения, позиций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Иммунитет"

Презентация к уроку по теме: "Иммунитет. Органы иммуной системы человека" 8 класс.Изучение органов иммуной системы. Введение понятия "иммунитет"....

Урок по биологии в 8 классе по теме Иммунитет. Виды Иммунитета

Второй урок  темы "Кровь и кровообращение", анатомия человека 8 класс, материал содержит карточки для проверки опорных знаний по теме "Внутренняя среда организма", карточки на закрепление темы им...

Урок по биологии в 8 классе. Тема урока: «Иммунитет. Механизм и виды иммунитета. Органы иммунной системы »

Цели  урока:Образовательные:  дать представление о защитной системе организма – иммунитете, формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизма...

конспект урока СБО "Иммунитет. Виды иммунитета"

Цель:  познакомить учащихся  что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки....

Разработка урока в 8 классе на тему "Иммунитет. Виды иммунитета. Профилактика СПИДа."

Тема урока: «Иммунитет. Виды иммунитета. Профилактика СПИДа».Цель урока: овладение учащимися знаниями об иммунитете и его видах, о его значении для здоровья человека.Тип    урока:...

Исследовательский проект «Иммунитет и здоровый образ жизни».

Исследовательский проект «Иммунитет и здоровый образ жизни»....