конспект урока СБО "Иммунитет. Виды иммунитета"
план-конспект урока (10 класс) по теме
Цель: познакомить учащихся что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока СБО "Иммунитет. Виды иммунитета" | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ «Шербакульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Конспект урока по социально-бытовой ориентировке
10 класс
« Иммунитет . Виды иммунитета»
Подготовила:
учитель СБО
Дрожжина Вера Алексеевна
Тема урока: « Иммунитет . Виды иммунитета»
Цель: познакомить учащихся что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.
Задачи: Образовательные: формирование новых понятий: иммунитет, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки. Коррекционно – развивающая: активизация мыслительных процессов учащихся; коррекция и развитие логического мышления Воспитательные: воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Иммунитет. Виды иммунитета”.
Ход урока
I. Организационный момент. II. Изучение нового материала.
Презентация “Иммунитет. Виды иммунитета” ( по ходу объяснения нового материала)
1. Вступительное слово учителя (слайд 1,2).Отрывок из произведения А. С. Пушкина “Пир во время чумы”: Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище Погорелое, стоит, -
Тихо все. Одно кладбище
Не пустеет, не молчит.
Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой.
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.
Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек.В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы: “Города и селения опустошались. Всюду был запах трупов, жизнь замирала, на площадях и улицах можно было увидеть только могильщиков”.
В VI веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения - 10 млн человек.Чуму называли черной смертью. Не менее опасна была оспа.В XVIII веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось “Знаков оспы не имеет”. В начале XIX века с развитием мировой торговли стала распространяться холера. Зарегистрировано шесть эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902 по 1926 год.
- Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних людей и проходили без особых последствий для других? (слайд 3) -Оказывается, организм имеет несколько преград для всего чужеродного, способного вызвать заболевание: первая преграда - это кожа и слизистые оболочки; вторая - иммунитет.
2. Сообщение на тему “Защитные свойства крови”:
На каждом шагу людей подстерегают микробы. Чем объяснить, что не всегда при заражении микробами человек заболевает, а если и заболевает, то болезнь протекает не у всех одинаково? Заражение и заболевание - разные процессы. Человек может заразиться, то есть быть носителем самых разных микробов, и в том числе очень опасных, но не всегда заболеть. Для некоторых болезней на 8-10 случаев носителей инфекции встречается один случай заболевания. Особенно часто люди бывают носителями туберкулезной палочки. Организм активно борется с инфекцией, задерживает ее развитие, и человек не заболевает. Заражение переходит в заболевание в том случае, если организм ослаблен (снижен иммунитет от недоедания, переутомления, нервного потрясения. Развитию простудных инфекций (гриппа, ангины, воспаления легких) способствует охлаждение тела. Пагубное влияние на течение заболеваний оказывает алкоголь - он угнетает иммунитет.
- Что же такое иммунитет? (слайд 4)
Иммунитет - способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, от инородных тел и веществ.
3. Иммунная система человека (слайд 5) - объединяет органы и клетки, защищающие организм от заболеваний. Органы – костный мозг, селезенка, миндалины, лимфатические узлы и тимус. Существует такая наука, изучающая иммунитет – это иммунология. Выдающиеся российский ученый И.И. Мечников Иммунология (от Иммунитет и ...Логия) наука о защитных реакциях организма
4. Виды иммунитета (слайд 6)
- Какие виды иммунитета существуют? (схема)
Естественный врожденный иммунитет - это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных. Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно. Искусственный активный иммунитет (слайд 9) вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки (так называется данная операция) человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от оспы, дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д. Пассивный искусственный иммунитет - это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни-дифтерии. Развитие очень опасной болезни - столбняка - можно предотвратить своевременным вливанием противостолбнячной сыворотки.
Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням.
В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.
5. Факторы, способствующие снижению или повреждению иммунитета: (слайд 10)
- нездоровый образ жизни (курение, алкоголь, наркотики, недостаток сна);
- неправильное питание;
- стрессы;
- загрязненная окружающая среда;
- тяжелые физические и умственные нагрузки;
- частые бактериальные и вирусные болезни, которые ослабляют организм и истощаю иммунную систему.
6. Заключительное слово учителя (слайд11) В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Возбудитель этого заболевания - вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) делает иммунную систему неработоспособной, и люди умирают от тех микробов, бактерий, грибков, которые здоровому, то есть со здоровой иммунной системой, человеку абсолютно безопасны.
Профилактикой СПИДа является соблюдение следующих правил:
- исключение случайных половых связей;
- использование для инъекций одноразовых шприцов.
Закрепление .
Итоги урока.
Рефлексия
Литература
- Биология. Человек. 9 класс. А.С. Батуев. - М.:Дрофа,1998.-240с.:ил.
- И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: пособие для учащихся. /Под ред. д-ра биол.наук Л.В. Латманизовой. – М.: Просвещение, 1996.с.160-164.
- Большая медицинская энциклопедия. - М.: Медицина, 2000. – 670 с.: ил.
- Привес М.Г. Лысенков Н.К. Бушкович В.И. Анатомия человека. Изд. 5-е. Изд. “Медицина”, 1985.
- Электронный учебник по анатомии и физиологии человека. - М.: Просвещение, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Соединение части вида с частью разреза на чертежах"
Цель урока: познакомить учащихся с правилами ГОСТа использования части вида и части соответствующего разреза, половины вида и половины разреза. Задачи: Закрепить изученный материал по теме "Разрезы". ...
Урок по биологии в 8 классе по теме Иммунитет. Виды Иммунитета
Второй урок темы "Кровь и кровообращение", анатомия человека 8 класс, материал содержит карточки для проверки опорных знаний по теме "Внутренняя среда организма", карточки на закрепление темы им...
Конспект урока по СБО: «Виды пассажирских вагонов», 7 класс
Конспект урока по социально- бытовой ориентировке «Виды пассажирских вагонов» для учащихся 7-х классов в коррекционной школе VIII вида. Целью урока является выявить, расширить и закрепить представлени...
Конспект урока по СБО "Виды транспортных средств"
Цель: познакомить учащихся с основными видами транспортных средств и их назначением.Задачи: 1. Образовательная: Выявить, расширить, закрепить представления и знания учащихся о видах транспортных...
Разработка урока в 8 классе на тему "Иммунитет. Виды иммунитета. Профилактика СПИДа."
Тема урока: «Иммунитет. Виды иммунитета. Профилактика СПИДа».Цель урока: овладение учащимися знаниями об иммунитете и его видах, о его значении для здоровья человека.Тип урока:...
Конспект урока в 8 классе "Иммунитет"
Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Любой организм при этом защищается от них различными способами. Разбор основного механизма защиты органи...
План конспект урока биологии 8 класс "Иммунитет"
Используется в качестве плана для проведения урока биологии в 8 классе. Содержит приложение для отроботки материала в формате ОГЭ....