конспект урока СБО "Иммунитет. Виды иммунитета"
план-конспект урока (10 класс) по теме

Дрожжина Вера Алексеевна

Цель:  познакомить учащихся  что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ «Шербакульская  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Конспект  урока   по социально-бытовой ориентировке

10 класс

                                «  Иммунитет . Виды  иммунитета»

                                                                               Подготовила:

                                                                       учитель СБО

                                                                       Дрожжина Вера Алексеевна

Тема  урока:  «  Иммунитет . Виды  иммунитета»

Цель:  познакомить учащихся  что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.

 Задачи:                                                                                                    Образовательные: формирование новых понятий: иммунитет, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.                  Коррекционно – развивающая: активизация мыслительных процессов учащихся; коррекция и развитие логического мышления                     Воспитательные: воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни.                                                                          Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация   “Иммунитет. Виды иммунитета”.

Ход урока

I. Организационный момент.                                                                                                II. Изучение нового материала.

 Презентация “Иммунитет. Виды иммунитета” ( по ходу объяснения нового материала)

1. Вступительное слово учителя    (слайд 1,2).Отрывок из произведения А. С. Пушкина “Пир во время чумы”:                                                                                       Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище Погорелое, стоит, -
Тихо все. Одно кладбище
Не пустеет, не молчит.
Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой.
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.

Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек.В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы: “Города и селения опустошались. Всюду был запах трупов, жизнь замирала, на площадях и улицах можно было увидеть только могильщиков”.

В VI веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения - 10 млн человек.Чуму называли черной смертью.                                                           Не менее опасна была оспа.В XVIII веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось “Знаков оспы не имеет”.                                                                                                                      В начале XIX века с развитием мировой торговли стала распространяться холера. Зарегистрировано шесть эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902 по 1926 год.

- Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних людей и проходили без особых последствий для других? (слайд 3)                                                                                      -Оказывается, организм имеет несколько преград для всего чужеродного, способного вызвать заболевание: первая преграда - это кожа и слизистые оболочки; вторая - иммунитет.

2. Сообщение на тему “Защитные свойства крови”:

На каждом шагу людей подстерегают микробы. Чем объяснить, что не всегда при заражении микробами человек заболевает, а если и заболевает, то болезнь протекает не у всех одинаково?                                                                Заражение и заболевание - разные процессы. Человек может заразиться, то есть быть носителем самых разных микробов, и в том числе очень опасных, но не всегда заболеть. Для некоторых болезней на 8-10 случаев носителей инфекции встречается один случай заболевания. Особенно часто люди бывают носителями туберкулезной палочки. Организм активно борется с инфекцией, задерживает ее развитие, и человек не заболевает.                         Заражение переходит в заболевание в том случае, если организм ослаблен (снижен иммунитет от недоедания, переутомления, нервного потрясения.            Развитию простудных инфекций (гриппа, ангины, воспаления легких) способствует охлаждение тела. Пагубное влияние на течение заболеваний оказывает алкоголь - он угнетает иммунитет.

- Что же такое иммунитет? (слайд 4)

Иммунитет - способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, от инородных тел и веществ.

3. Иммунная система человека (слайд 5)                                                                         - объединяет  органы и клетки, защищающие организм от заболеваний.    Органы – костный мозг, селезенка, миндалины, лимфатические узлы и тимус. Существует такая наука, изучающая иммунитет – это иммунология. Выдающиеся российский ученый И.И. Мечников  Иммунология (от Иммунитет и ...Логия)  наука о защитных реакциях организма

4. Виды иммунитета (слайд 6)

- Какие виды иммунитета существуют? (схема)

Естественный врожденный иммунитет - это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.                                                                                                    Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.                            Искусственный активный иммунитет (слайд 9) вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки (так называется данная операция) человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от оспы, дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.                                                                                                                      Пассивный искусственный иммунитет - это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни-дифтерии.                               Развитие очень опасной болезни - столбняка - можно предотвратить своевременным вливанием противостолбнячной сыворотки.

Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням.

В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.

5. Факторы, способствующие снижению или повреждению иммунитета: (слайд 10)

  •  нездоровый образ жизни (курение, алкоголь,  наркотики, недостаток сна);
  •      неправильное питание;
  •       стрессы;
  •       загрязненная окружающая среда;
  •       тяжелые физические и умственные нагрузки;
  •      частые бактериальные и вирусные болезни, которые  ослабляют организм и истощаю  иммунную систему.

6. Заключительное слово учителя (слайд11)                                                             В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Возбудитель этого заболевания - вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) делает иммунную систему неработоспособной, и люди умирают от тех микробов, бактерий, грибков, которые здоровому, то есть со здоровой иммунной системой, человеку абсолютно безопасны.

Профилактикой СПИДа является соблюдение следующих правил:

  • исключение случайных половых связей;
  • использование для инъекций одноразовых шприцов.

 Закрепление .

Итоги урока.

Рефлексия

Литература

  1. Биология. Человек. 9 класс. А.С. Батуев. - М.:Дрофа,1998.-240с.:ил.
  2. И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: пособие для учащихся. /Под ред. д-ра биол.наук Л.В. Латманизовой. – М.: Просвещение, 1996.с.160-164.
  3. Большая медицинская энциклопедия. - М.: Медицина, 2000. – 670 с.: ил.
  4. Привес М.Г. Лысенков Н.К. Бушкович В.И. Анатомия человека. Изд. 5-е. Изд. “Медицина”, 1985.
  5. Электронный учебник по анатомии и физиологии человека. - М.: Просвещение, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Соединение части вида с частью разреза на чертежах"

Цель урока: познакомить учащихся с правилами ГОСТа использования части вида и части соответствующего разреза, половины вида и половины разреза. Задачи: Закрепить изученный материал по теме "Разрезы". ...

Урок по биологии в 8 классе по теме Иммунитет. Виды Иммунитета

Второй урок  темы "Кровь и кровообращение", анатомия человека 8 класс, материал содержит карточки для проверки опорных знаний по теме "Внутренняя среда организма", карточки на закрепление темы им...

Конспект урока по СБО: «Виды пассажирских вагонов», 7 класс

Конспект урока по социально- бытовой ориентировке «Виды пассажирских вагонов» для учащихся 7-х классов в коррекционной школе VIII вида. Целью урока является выявить, расширить и закрепить представлени...

Конспект урока по СБО "Виды транспортных средств"

Цель: познакомить учащихся с основными видами транспортных средств и их назначением.Задачи: 1. Образовательная: Выявить, расширить, закрепить представления и знания учащихся о видах транспортных...

Разработка урока в 8 классе на тему "Иммунитет. Виды иммунитета. Профилактика СПИДа."

Тема урока: «Иммунитет. Виды иммунитета. Профилактика СПИДа».Цель урока: овладение учащимися знаниями об иммунитете и его видах, о его значении для здоровья человека.Тип    урока:...

Конспект урока в 8 классе "Иммунитет"

Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Любой организм при этом защищается от них различными способами. Разбор основного  механизма защиты органи...

План конспект урока биологии 8 класс "Иммунитет"

Используется в качестве плана для проведения урока биологии в 8 классе. Содержит приложение для отроботки материала в формате ОГЭ....