Конспект урока в 8 классе "Иммунитет"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Саак Надежда Владимировна

Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Любой организм при этом защищается от них различными способами. Разбор основного  механизма защиты организма человека от различных инфекций была и осталась актуальным на сегодняшний день.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon immunitet.doc269 КБ
Office presentation icon immunitet.ppt682.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Бурен-Бай-Хаак

Разработка урока

по теме:

        

Разработала учитель биологии

Кинсан Надежда Владимировна

2015 г.

Разработка урока по теме:

«Иммунитет»

Цели урока:

Образовательная:

  • познакомить с барьером, защищающий организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки;

Развивающая:

  • Продолжить формирование понятия об иммунитете и его вида (неспецифический, специфический);
  • Раскрыть знание клеточного и гуморального иммунитета;
  • Ввести сведения об органах иммунной системы;
  • Показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая инфекционные болезни

Воспитательная:

  • стремиться воспитывать  чувство  гуманности, коллективизма, взаимопомощи, отзывчивости к чужой беде, чувство долга, ответственности за порученное дело, гордости за нашу страну.

               

Оборудование:   проектор, компьютер, учебник, таблицы «Кровеносная и лимфатическая системы», «Состав крови», «Кровь», «Железы внутренней секреции», «Строение трубчатой кости», схема фагоцитоза, портреты Л. Пастера, И.И. Мечникова

Ход урока:

I Организационный  момент (2 мин.)

– Здравствуйте ребята, садитесь! Посмотрите на рисунок, что вы там видите? Как можно одним словом сказать на счет рисунка? Правильно, молодцы! Наш урок будет посвящен «ИММУНИТЕТУ». (Слайд1.)

II   Проверка знаний (8 мин.)

      На предыдущем уроке мы с вами познакомились с компонентами внутренней среды организма, выяснили как эти компоненты взаимосвязаны между собой, а так же подробно изучили состав и функции клеток крови.  Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.

      Индивидуальный опрос:

                     (двум  учащимся предлагается на доске выполнить задания по карточкам)

      Карточка 1:    «Внутренняя среда организма»    (базовый уровень)

  1. Внутренняя среда организма  - это ….
  2. Заполните схему:

             

                 

 Карточка  2:   Заполните таблицу «Клетки крови и их значение»  (повышенный уровень)

                          

Название клетки

Кол-ва в 1мм3 крови

Строение

Функции

Место образования

      Фронтальный опрос:

  1. Какие форменные элементы крови вам известны?
  2. Как строение и состав эритроцита обеспечивает его функцию?
  3. Чем опасен для организма угарный газ?
  4. Какую функцию выполняют лейкоциты?
  5. Что такое фагоцитоз и фагоциты?
  6. Как осуществляется процесс фагоцитоза?
  7. Назовите имя учёного открывшего это явление?
  8. Какие клетки способны к фагоцитозу?
  9. Каков механизм образования тромба?
  10. Каково значение свёртываемости крови для организма?
  11. Наличие каких веществ в плазме крови обуславливает процесс сворачиваемости?
  12. Какие параметры крови определяют при анализе крови?
  13. Что такое малокровие? Чем оно опасно?
  14. Какие органы в организме отвечают за процесс кроветворения?

III.   Изучение нового материала (18 мин.) (Слайд2.)

1. Актуализация знаний

2. Защитные барьеры организма   (Слайд 3.)

        Иммунитет  -  способность организма защищать себя от болезнетворных м/о и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма    (Слайд 3.)

3. Формы и механизмы иммунитета

Самой древней формой иммунитета является неспецифичный иммунитет, который действует на все виды мироорганизмов, независимо от их химической природы. Другая форма иммунитета – специфический иммунитет – связан со способностью организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.

                                         фагоцитоз                                                

                                                           (И.И. Мечников)                                                             нейтрализация

       Антигены   -  чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать

                                иммунную реакцию.

                                       * микробы, вирусы, любые другие клетки

 

Механизмы иммунитета

      Клеточный механизм иммунитета   (Слайд 4.)

           Уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами

    Гуморальный механизм иммунитета

           Уничтожение вредного фактора с помощью веществ, выделяемых самой клеткой

                                                                 * интерферон

       

4. Органы кроветворения   (Слайд 5.)

У позвоночных животных есть специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции.

Центральные органы иммунной системы:

Костный мозг

Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло.

Тимус (вилочковая железа)

Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты.

Периферические органы иммунной системы:

Селезёнка

Находится в левом подреберье. Содержит большое количество Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов, которые обеспечивают иммунологическую «проверку» крови.

Лимфатические узлы

Располагаются по ходу лимфатических сосудов. Содержит В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги.

5. Воспаление                          (Слайд 6.)

Признаки:

1. покраснение поражённого участка

2. повышение температуры

3. боли

4. нагноение

Воспаление   -  это местная реакция организма на проникновение микроорганизмов, вирусов, различных

                            веществ

Значение:

1. не допустить распространение микробов на весь организм

2. полное уничтожение микробов

                 Гной                  погибшие микроорганизмы и фагоциты

                                Илья   Ильич  Мечников

     Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Родился 15 мая 1845 года в селе Ивановка Харьковской губернии Российской империи.

    Один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, основатель научной геронтологии.

    Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).

     Обнаружив в 1882 явления фагоцитоза (о чём доложил в 1883 на 7-м съезде русских естествоиспытателей и врачей в Одессе), разработал на основе его изучения сравнительную патологию воспаления (1892), а в дальнейшем — фагоцитарную теорию иммунитета («Невосприимчивость в инфекционных болезнях» — 1901).  

     Многочисленные работы Мечникова по бактериологии посвящены вопросам эпидемиологии холеры, брюшного тифа, туберкулёза и др. инфекционных заболеваний. (Слайд 7.)

     Грипп:  (Слайд 8)

 Грипп и ОРВИ занимают первое место по частоте и количеству случаев в мире и составляют 95% всех инфекционных заболеваний. Разновидности: Вирус гриппа А, Вирус гриппа В, Вирус гриппа С.

Меры профилактики гриппа  (Слайд 9.)

  • тщательное мытьё рук, фруктов и овощей
  • кипячение, обработка дезинфицирующими средствами
  • изоляция и лечения заболевших гриппом
  • соблюдение мер личной гигиены
  • профилактические прививки, лечебные сыворотки

и другие

V   Закрепление (8 мин.) (Слайд 10.)

1. Установите соответствие

1. Иммунитет

А. Особые белки, специфически связывающиеся с проникающими в организм чужеродными веществами

2. Антитела

Б. Клетки крови, играющие главную роль в иммунной защите организма

3. Антигены

В. Препарат, приготовленный из убитых или ослабленных бактерий и вирусов

4. Фагоциты, Т- и В-лимфоциты

Г. Комплексная реакция организма, направленная на защиту от болезнетворных микробов, вирусов, инородных тел и веществ

5. Вакцина

Д. Общее название чужеродных веществ, проникающих в организм

6. Лечебная сыворотка

Е. Препарат, содержащий готовые антитела, полученный из крови животного, перенесшего заболевание

2. Заполните пропуски в тексте  (Слайд 11.)

Иммунитет – это способность организма избавляться от ……………. тел и соединений, сохранять химическое ……………….. внутренней среды и биологическую индивидуальность. Первым барьером на пути болезнетворных факторов являются ………….. и …………… оболочки. Вторым барьером на пути болезнетворных факторов является ………….. среда организма (…………. и лимфа). В состав иммунной системы входят ……………………. мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, ……………. .

3. Заполните пропуски в тексте  

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – эпидемическое заболевание человека, охватившее 150 стран мира. Болезнь поражает преимущественно …………… систему человека. Возбудитель заболевания – ……………………….. (ВИЧ). В результате его проникновения в организм человек становится беззащитным к микробам, в обычных условиях не вызывающим заболевания. Один из наиболее частых путей передачи ВИЧ и распространения СПИДа – ……………………. . Мерами профилактики СПИДа являются: ……………………………………………………. .

VI   Итоги урока (2 мин.) (Слайд 12.)

  1. Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов.
  2. Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом.
  3. Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды м/о) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген).
  4. Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы.
  5. Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.

VII    Домашнее  задание (2 мин.)  (Слайд 13.)

Выучить  с. 122-123, читать; Уметь отвечать на вопросы после параграфа.

Подготовить сообщения:  «Л. Пастер. Вакцина. Лечебные сыворотки»                                             «Э.Дженнер. Методы оспопрививания»

      Учебно-методическая литература:

  1. Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Биология: Человек»  Учебник для 8 кл.. М: Дрофа, 2005г.
  2. М.В. Высоцкая. Поурочные планы по  учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина – Волгоград: Учитель, 2008
  3. Т.В. Козачек. Биология. Весь школный курс в таблицах. – Минск: Современная школа: Кузьма, 2010.
  4. Биология. 5-11 классы: внеклассные мероприятия. – Вып. 2 / авт-сост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

Аннотация

Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Любой организм при этом защищается от них различными способами. Разбор основного  механизма защиты организма человека от различных инфекций была и осталась актуальным на сегодняшний день.

      Карточка 1:    «Внутренняя среда организма»    (базовый уровень)

  1. Внутренняя среда организма  - это ….
  2. Заполните схему:

             

                 

 Карточка  2:   Заполните таблицу «Клетки крови и их значение»  (повышенный уровень)

                          

Название клетки

Кол-ва в 1мм3 крови

Строение

Функции

Место образования


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Разработала учитель биологии МБОУ СОШ им. В.П. Брагина с.Бурен-Бай-Хаак Каа-Хемского района Республики Тыва:

Слайд 3

Проникновение м/о Кожа, слизистые оболочки (слёзы, пот, слюна, соляная кислота) + м\о живущие на коже и слизистых оболочках I барьер II барьер Кровь (лейкоциты); лимфа (лимфоциты); тканевая жидкость (макрофаги) Б О Л Е З Н Ь Иммунитет - способность организма защищать себя от болезнетворных м/о и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма

Слайд 4

Клетки иммунитета В-лимфоциты Т-лимфоциты макрофаги пожирают инородные вещества, м\о, клетки Т-хелперы Т-киллеры передают информацию об антигене Убивают чужеродные клетки Т-супрессоры блокируют чрезмерные реак-ции В-лимфоциты плазматические клетки клетки памяти выделяют вещества, убивающие бактерии и вирусы образуют антитела запоминание информации об антигене делают бактерии беззащит - ными перед фагоцитами

Слайд 6

Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Родился 15 мая 1845 года в селе Ивановка Харьковской губернии Российской империи . Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины ( 1908 ).

Слайд 7

Грипп и ОРВИ занимают первое место по частоте и количеству случаев в мире и составляют 95% всех инфекционных заболеваний. Разновидности: Вирус гриппа А, Вирус гриппа В, Вирус гриппа С.

Слайд 8

тщательное мытьё рук, фруктов и овощей кипячение, обработка дезинфицирующими средствами изоляция и лечения заболевших гриппом соблюдение мер личной гигиены профилактические прививки, лечебные сыворотки и другие

Слайд 9

1. Иммунитет А. Особые белки, специфически связывающиеся с проникающими в организм чужеродными веществами 2. Антитела Б. Клетки крови, играющие главную роль в иммунной защите организма 3. Антигены В. Препарат, приготовленный из убитых или ослабленных бактерий и вирусов 4. Фагоциты, Т- и В-лимфоциты Г. Комплексная реакция организма, направленная на защиту от болезнетворных микробов, вирусов, инородных тел и веществ 5. Вакцина Д. Общее название чужеродных веществ, проникающих в организм 6. Лечебная сыворотка Е. Препарат, содержащий готовые антитела, полученный из крови животного, перенесшего заболевание

Слайд 10

Иммунитет – это способность организма избавляться от ……………. тел и соединений, сохранять химическое ……………….. внутренней среды и биологическую индивидуальность. Первым барьером на пути болезнетворных факторов являются ………….. и …………… оболочки. Вторым барьером на пути болезнетворных факторов является ………….. среда организма (…………. и лимфа). В состав иммунной системы входят ……………………. мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, ……………. . Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – эпидемическое заболевание человека, охватившее 150 стран мира. Болезнь поражает преимущественно …………… систему человека. Возбудитель заболевания – ……………………….. (ВИЧ). В результате его проникновения в организм человек становится беззащитным к микробам, в обычных условиях не вызывающим заболевания. Один из наиболее частых путей передачи ВИЧ и распространения СПИДа – ……………………. . Мерами профилактики СПИДа являются: ……………………………………………………. .

Слайд 11

Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов. Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом. Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды м/о) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген). Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы. Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.

Слайд 12

Выучить с. 122-123, читать; Уметь отвечать на вопросы после параграфа. Подготовить сообщения: «Л. Пастер. Вакцина. Лечебные сыворотки» «Э.Дженнер. Методы оспопрививания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...