Конспект урока 6 класс Строение цветка
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Домнина Ольга Альбертовна

Цветы живая красота земли. Они нужны нам и в праздники и в будни, они всегда с нами. Цветы делают человека добрее, благороднее и даже… красивее. Ведь они – выражение наших чувств, настроения, нашего понимания прекрасного. Природа – зеркало, которое отражает нашу суть. Таково и царство растений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_stroenie_tsvetka.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Строение цветка. 6 класс

Цель: познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.

Задачи:

Образовательные:

  • изучить особенности строения цветка,
  • показать связь строения цветка с выполняемой функцией,
  • сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.

Воспитательные:

  • умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,
  • прививать бережное отношение к природе,

Развивающие:

  • развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам,

оценивать и сравнивать.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: репродуктивный, проблемный, практический.

Оборудование: динамическая таблица «Строение цветка», раздаточный материал (динамические карточки с заданиями, схема «Строение цветка»), таблица «Редкие и исчезающие виды растений», карточки «Тест-соответствие», инструктивные карточки для лабораторной работы.

Опережающее задание учащимся:

Подготовить интересные факты о цветах, нарисовать любимые цветы

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация материала
  3. Изучение нового материала

4. Интересные факты о цветах

5. Физминутка

6. Первичное закрепление материала (работа по карточкам)

7. Вторичное закрепление материала (лабораторная работа)

8. Рефлексия

9. Подведение итогов урока

#1047;адание на дом

Ход урока:

Организационный момент

Активизация внимания учащихся

Актуализация материала

Кто на солнышке цветет? Кто пчеле подарит мед? (Цветок)*** Зеленеет, и растет, И всю жизнь лишь воду пьет. Место жительства – горшок, А зовут его …. (Цветок)

Тема нашего урока: «Строение цветка». Мы познакомимся со строением цветка, рассмотрим различные виды цветков, научимся составлять формулы цветка, выполним лабораторную работу

Цветы живая красота земли. Они нужны нам и в праздники и в будни, они всегда с нами. Цветы делают человека добрее, благороднее и даже… красивее. Ведь они – выражение наших чувств, настроения, нашего понимания прекрасного. Природа – зеркало, которое отражает нашу суть. Таково и царство растений

О цветах сложены песни, рассказы, поэты и писатели всех времён и народов воспевали их. Художники отображали их на своих полотнах. Цветы рисовали. Отливали в металле, высекали на камне. А какие простые и ласковые названия им давали: василёк, анютины глазки, медуница, незабудка, колокольчик. Красота цветов покоряет душу, и издавна язык цветов в общении, в любви и дружбе им пользуется, передавая послания от сердца к сердцу.

Перед вами листок и карандаши. Вы должны нарисовать свой любимый цветок.

Рассматриваем работы, что общего и различного в изображении цветов

- Одинаковы ли цветы?

- А чем они отличаются?

- А что у них общего?

(разнообразие цветков по форме, окраске, размерам, строению)

-Давайте докажем, что цветы, какими бы разными они не были, имеют одинаковое строение.

Цветы возникли задолго до появления человека.

(сообщение учащегося о появлении цветов на земле)

Как вы думаете для чего растениям цветок?

Это генеративный орган, то есть орган полового размножения.

На месте цветка появляется плод и семена. Например, после цветков рябины появляются ягоды рябины, на месте цветков виолы – коробочки с семенами, а после цветения одуванчика разлетаются парашюты с семенами.

Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание.

Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки.

Изучение нового материала

СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА

Пестик – часть цветка, образующая плод.

#1055;естик подразделяется на:

  • Рыльце - верхняя часть из особой ткани, служит для улавливания пыльцы,
  • Столби к и завязь -нижняя расширенная часть, в которой созревают женские гаметы – яйцеклетки.

Если в пестике нет столбика и рыльце располагается на завязи, то оно называется сидячим.

Из пестика цветка развивается плод с семенами.

#1058;ычинка состоит из :

  • тычиночной нити, с помощью которой она крепится к цветоложу
  • пыльника, который содержит пыльцу с мужскими гаметами – спермиями.

Если тычиночной нити нет и пыльник располагается прямо на цветоложе, он называется сидячим.

Пестик и тычинки главные части цветка, в них образуются половые клетки – гаметы.

Пестик и тычинки участвуют в процессах опыления и оплодотворения и максимально соответствуют успешному протеканию этих процессов. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен при изучении темы «Половое размножение растений».

Большинство растений имеет цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики. Это обоеполые цветки. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики – это пестичные, или женские, цветки, а другие – только тычинки, это тычиночные, или мужские, цветки. Такие цветки называют раздельнополыми.

Бесполыми называют такие цветки, у которых отсутствуют все главные части: и тычинки, и пестики. Они выполняют только функцию привлечения насекомых-опылителей к другим цветкам, в которых главные части имеются. Бесполые цветки есть в соцветиях василька, подсолнечника и других растений.

#1054;колоцветник, самая красивая часть цветка, состоит обычно из ярко окрашенных крупных лепестков, которая служит для привлечения насекомых.

Околоцветник состоит из лепестков, который составляет венчик растения. И из мелких листочков чашелистиков, которые составляют чашечку.

Чашечка образует наружный круг околоцветника. При распускании цветка в некоторых случаях чашечка опадает, но чаще сохраняется и во время цветения.
Чашечка выполняет следующие функции:

1) защищает внутренние части цветка до раскрывания бутона.
2) в зеленых чашелистиках протекает процесс фотосинтеза.

Венчик содействует опылению цветка, привлекая насекомых-опылителей. Благодаря яркой окраске лепестков, венчик способен отражать солнечные лучи, предохраняя главные части цветка от перегрева. Закрываясь на ночь, венчик создает своего рода камеру, препятствующую охлаждению цветка или повреждению его холодной росой.

У одних растений (душистый табак, паслен черный, примула) лепестки венчика срастаются, образуя сростнолепестный венчик; у других (капуста, яблоня, вишня) венчик состоит из отдельных лепестков и называется раздельнолепестным, или свободнолепестным.

У некоторых растений, главным образом у однодольных (лилия, амариллис, тюльпан), все листочки околоцветника более или менее одинаковы. Такой околоцветник называют простым . У одних растений, например у тюльпана, рябчика или орхидеи листочки простого околоцветника крупные и яркие, как лепестки, – это простой венчиковидный околоцветник.

У других растений, например у ситника, свеклы, крапивы листочки простого околоцветника мелкие, невзрачные, обычно зеленого цвета, похожи на чашелистики, – это простой чашечковидный околоцветник.

Существуют цветки, не имеющие околоцветника (ясень, осока, ива), их называют голыми.

Листочки околоцветника (простого и двойного) могут располагаться так, что через него можно провести несколько осей симметрии (яблоня, вишня, капуста и др.). Такие цветки называют правильными. Цветки, через которые можно провести одну ось симметрии (горох, шалфей) или ни одной (канна), называют неправильными.

#1062;ветоложе и цветоножка .

Ось цветка – называется цветоложем. Цветоложе, разрастаясь, принимает различную форму плоскую, вогнутую, выпуклую, полушаровидную, конусовидную, удлиненную, колончатую. Цветоложе внизу переходит в цветоножку, соединяющую цветок со стеблем или цветоносом.

ФОРМУЛА ЦВЕТКА

Для условного обозначения строения цветка используют формулы. Для составления формулы используют следующие обозначения:

О – простой околоцветник;
Ч – чашелистики;
Л – лепестки:
Т – тычинки;
П – пестик.

Число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков показывают цифрами, а если их больше двенадцати, то значком .
Если какие-либо части цветка срослись, то соответствующие цифры пишут в скобках.
Правильный цветок изображают звездочкой *;
неправильный – стрелкой
;
однополые мужские (тычиночные) цветки –
;
женские (пестичные) – знаком
;
обоеполые – знаком
.

Например,

  • формула тычиночного цветка огурца: (15)Л(5)Т(5)По;
  • формула обоеполого цветка вишни: 5Л5Т5П1.

#1048;нтересные факты о цветах

Факт 1. Цветы вместо циферблата

Многие цветковые растения раскрывают свои венчики по определенному расписанию. Предрассветные пташки — цветы цикория и козлобородника. В пять утра пробуждается шиповник, часом позже — колокольчики и одуванчики, в восемь утра — бархатцы и вьюнки.

Засыпают цветы тоже в определенной последовательности. Поникли колокольчики — значит, на дворе около двух пополудни. Маки и одуванчики закрываются в 14:00−15:00, цикорий — ближе к 16:00. Дольше всех бодрствует шиповник — его венчики сворачиваются в 19−20 часов.

Еще в XVIII веке в Швеции придумали цветочные часы. Циферблат для них вскапывали прямо на земле. Вместо обычных делений его делили на сектора, в каждом из которых высаживали цветы определенного вида. Такие часы позволяли определять время довольно точно, но в пасмурную погоду — увы! — не работали.

Факт 2. Разведчики недр

В старинных преданиях встречаются растения, которые помогают находить различные клады. Наши предки верили в огненный папоротниковый цвет — добывают его в глухую полночь, на Ивана Купалу. Если подбросить цветок папоротника вверх — тебе вмиг откроются богатства, прячущиеся в земной тверди.

На самом деле папоротник не цветет. Зато многие настоящие цветковые действительно помогают геологам. Фиалки предпочитают почвы с высоким содержанием цинка, а один из родичей гвоздики, качим метельчатый, указывает на близкие залежи медной руды.

Ряд цветковых — хорошие индикаторы кислотности почв. Красный клевер и донник растут только на почвах с щелочной или нейтральной реакцией, а лютик или фиалка — лишь на сильнокислых.

Факт 3. Секреты цветочной переписки

Знаете, что в средние века был придуман тайный язык цветов? За каждым цветком закреплялось определенное значение, что позволяло влюбленным обмениваться посланиями, недосягаемыми для чужих ушей. Вручая избраннице веточку цветущей вишни, ей без слов признавались в любви. Скромные синие фиалки красноречиво свидетельствовали о верности, а букет из алых роз приравнивался к предложению руки и сердца.

#1060;изминутка

Вместе по лугу идём

Не спешим, не отстаём…

Вот выходим мы на луг

Тысячи цветов вокруг

Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер

Расстилается ковёр и направо, и налево,

Что нарвать цветы в веночек, наклоняйтесь до носочков

Раз цветок, два цветок,

А потом сплетем венок…

- только что мы с вами нарвали цветов и сплели девочкам веночки на голову. Как вы думаете, сколько вы сорвали цветов на один венок? Примерно 32 - 34

- А какие последствия нашего восторга от сплетенных венков ожидают целую природу?

Народная мудрость гласит « кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Живя на земле, мы постоянно должны помнить об охране природы и преумножении естественных богатств. Прекрасные представители флоры, к сожалению, убывают, и от нас с вами зависит не дать им исчезнуть навсегда.

Но мало кто из вас задумывался о том, что за время существования человечества наша планета потеряла более 50 % своего растительного покрова. Сотни видов растений исчезли с лица Земли и многие до сих пор на грани исчезновения. Посмотрите на таблицу «Редкие и исчезающие растения».

6. Первичное закрепление материала (работа по карточкам)

Практическое задание: установите соответствие частей цветка их описанию

Название частей цветка

Описание

1)Цветоножка

А) Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления.

2)Цветоложе

Б) Женский орган размножения. Из завязи пестика развивается плод.

3)Чашелистики

В) Мужской орган размножения.

4)Лепестки

Г) Похожи на листочки, имеют зеленую окраску.

5)Тычинки

Д) Прикрепляет к стеблю.

6)Пестик

Е) Располагаются чашелистики, лепестки, тычинки и пестик.

Взаимопроверка:

Норма — нет ошибок — «5»
1–2 — оценка «4»
3–4 — оценка «3»

7. Вторичное закрепление материала (лабораторная работа)

Лабораторная работа «Строение цветка»

Цель: Изучение строения цветка.

Оборудование: раздаточный материал « Строение цветка», живые комнатные цветы.

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите цветок .

2. Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик.

3. Подсчитайте число частей цветка, занесите данные в таблицу.

Строение цветка

Части цветка

Число частей цветка

Рисунок

Цветоножка

Цветоложе

Чашелистики

Лепестки венчика

Тычинки

Пестики


  1. Составьте формулу цветка
  2. Сделайте вывод


#1056;ефлеския: Оцените свое самочувствие на уроке.

Подведение итогов урока

Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с особенностями цветов, я думаю, что для себя вы узнали много нового и интересного.

Выставление оценок, оценка урока.

Задание на дом:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Самое прекрасное создание природы!"к уроку биологии в 6 классе "Строение цветка"

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает...

Разработка урока по биологии в 6-м классе "Строение цветка" на основе технологии развития критического мышления

В последнее время  в системе образования все больше становится актуальными педагогические технологии. Большинство ученых считают, что творческие способности  у учащихся формируются т...

Урок по биологии в 6 классе. "Строение цветка"

Разработанный урок может быть использован при изучении новой темы по биологии в 6 классе "Строение цветка"....

Урок- презентация "Строение цветка"

Урок « Цветок – генеративный орган, его строение и значение. Опыление растений» развивает познавательный интерес, формирует новые знания учащихся.Задачи урока:Сформировать у учащихся знания о цв...

разработка урока биологии 6 класса " Строение цветка" авт. Сонин

Разработка урока биологии 6 класса по теме " Строение цветка" по учебнику Сонина...

Урок по биологии в 6 классе "Строение цветка"

Урок по биологии в 6 классе "Строение цветка"...

открытый урок тема: " Строение цветка " 6 класс

техналогическая карта к уроку по биологии 6 класс Тема: " Строение цветка"презентация "Строение цветка"...