Межпредметные взаимосвязи в школьном курсе биологии и математики
презентация к уроку по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Хайбулина Карина Владимировна
Межпредметные взаимосвязи в школьном курсе биологии и математики
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл haybulina_k.v.rao-2_-_kopiya.pptx500.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

всероссийский семинар День наставника Межпредметные взаимосвязи в школьном курсе биологии и математики к.п.н,.доцент,доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Хайбулина К.В.

Слайд 2

Межпредметные связи – это взаимосвязи между различными учебными предметами, посредством которых достигается единство образовательной программы. [В.Н.Максимова, Н.В. Груздева.]

Слайд 3

Функции межпредметных связей 1. Методологическая 2. Обучающая 3. Развивающая 4. Воспитывающая 5. Конструктивная

Слайд 4

Считается, что предметная система образования не дает учащимся цельной картины мира, не стимулирует их к системному анализу и видению действительности. Для решения этой проблемы дидактика рекомендует учителю устанавливать межпредметные связи:

Слайд 5

Устанавливать межпредметные связи: видеть общие темы; видеть сквозные проблемы; видеть фундаментальные проблемы; строить обучение с опорой на комплекс предметов; создавать интегрированные курсы (учебные дисциплины, соединяющие знания из разных научных областей).

Слайд 6

Факторы, способствующие эффективному применению установления межпредметных связей: профессионализм учителя; уровень подготовки учащихся; открытый доступ к учебной и методической литературе; запас времени (резерв); продуманное обоснованное планирование межпредметных связей после каждой темы.

Слайд 7

Как применяется математика в биологии? 1) При подсчетах в экспериментах. 2) Использование современной вычислительной техники для быстрой обработки результатов биологического эксперимента. 3) Создание математических моделей с симуляцией живых систем. 4) Существует «обратная связь», она так же очень важна для этих наук. К примеру биология может стать источником новых математических задач и данных. 5) Многие процессы, которые происходят внутри организмов оказались тесно связаны с математикой, это сделало исследования более результативными. 6) В исследованиях взаимоотношений между популяциями животных, образующими сообщество, в изучение динамики численности популяций давно вошли математические методы. 7) Статистика.

Слайд 8

Как осуществляется взаимосвязь этих двух наук в процессе обучения школьного курса? На протяжении всего школьного курса биологии рассматриваются и применяются методы изучения биологии одним из которых является измерение и др. Любое исследование предполагает статистическую обработку результатов : ранжирование, построение графиков и диаграмм, подсчёт среднего арифметического, среднеквадратичного отклонения, процентной доли, коэффициентов корреляции. Использование понятий таких как симметрия, форма и др. Например в курсе растения, животные, человек и его здоровье и др. При изучении генетических законов, решении задач по генетике, биохимии и популяционной генетике математический аппарат необходим как при освоении теоретического материала, так и при решении конкретных задач.

Слайд 9

Использование математических расчетов в биологии способствуют : активизации мыслительной деятельности, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности; создают благоприятный эмоциональный фон; формируют и развивают познавательный интерес к предмету

Слайд 10

ЗАДАЧА №1 В нашей школе завтракают дети из 31 класса. Если в каждом классе найдётся 4 ребёнка, которые бросят бумажки от конфет на пол. Сколько бумажек будет валяться по школе?

Слайд 11

ЗАДАЧА №1 31х4=124 Следующий вопрос задачи: Мы хотим, чтобы наша школа походила на свалку мусора?

Слайд 12

ЗАДАЧА №2 На большой перемене на втором этаже бегают и кричат пятиклассники и шестиклассники. К концу перемены шум достиг 80 децибел. Сколько децибел не хватает им, чтобы перекричать взлетающий самолёт, производящий шум в 120 децибел.

Слайд 13

ЗАДАЧА №2 120-80=40 По мнению ученых, для того чтобы заработать бессонницу, достаточно длительно "слушать“ 42 децибела, чтобы стать раздражительным, достаточно постоянного шума в 35 децибел. А это уровень человеческого шепота! Для сравнения: шум оживленной улицы или громкого разговора - 70 дБ.

Слайд 14

ЗАДАЧА №3 Уроки закончились, все ушли из класса плохо закрыв кран. Зная, что за 1 секунду вытекает 10г воды, посчитайте, сколько воды утечёт : За 1час? За 10 часов? За 20 часов (следующий учебный день)?

Слайд 15

ЗАДАЧА №3 36000г=36кг=3 больших ведра 360000г=360кг=30 больших вёдер 720000г=720кг=60 больших вёдер На протяжении всей своей истории человечество время от времени страдало из-за нехватки воды. Чтобы не испытывать недостатка в воде даже во время засух, во многих городах и районах стараются ее запасать в водохранилищах и подземных коллекторах, но необходимы и дополнительные сберегающие воду мероприятия, а также её бережный расход.

Слайд 16

ЗАДАЧА №4 В нашем г.Королев живёт около 225 000 человек. Представим, что каждый 100 из них, побывав в соседнем парке, бросит там пакетик из-под чипсов и пластиковую бутылку. Сколько всего пакетов и бутылок будет под каждым деревом, если в парке 125 елей, 125 берёз, 125 осин и 125 клёнов.

Слайд 17

ЗАДАЧА №4 225 000:100 х2:(125+125+125+125)=9 Леса и парки - уникальная экологическая система. Не зря леса называют легкими планеты. Очевидный факт: без лесов и парков на планете не сможет выжить даже сегодняшнее 6-миллиардное население Земли, а что будет завтра, когда население в очередной раз удвоится, а лесов станет в два раза меньше? Столетие назад леса покрывали три четверти суши. К настоящему времени осталась четверть. Большой ущерб лесам наносят пожары, участившиеся в последнее время : ежегодно во многих странах мира выгорают миллионы км леса.

Слайд 18

ЗАДАЧА №5 На школьной аллее 10 молодых деревьев, на каждом дереве 15 веток. Если пятеро учеников будут ежедневно в течении сентября ломать каждый по одной ветке, сколько веток останется на всех деревьях?

Слайд 19

ЗАДАЧА №5 15х10-5х30=0 Следующий вопрос задачи: Мы хотим, чтобы двор нашей школы был самый зелёный в городе ?

Слайд 20

ЗАДАЧА №6 У входа в нашу школу 2 большие клумбы и 2 поменьше. На большой клумбе – 100 цветов, на маленькой – 53. В нашей школе 918 учеников. Если каждый третий сорвёт маленький цветочек, что будет с нашей клумбой?

Слайд 21

ЗАДАЧА №6 100х2 + 53х2 - 918:3 = 0 Следующий вопрос задачи: Мы хотим, чтобы двор нашей школы был самый красивый в городе ?

Слайд 22

ЗАДАЧА №7 В нашей школе 918 человек. Предположим, что каждый второй пришёл без «сменной обуви » и принёс в школу на подошвах всего 20 граммов пыли и грязи. Предположим, что 4 кг пыли остались на полу и её удалось смыть уборщицам. Сколько пыли осталось висеть в воздухе, которым мы дышим?

Слайд 23

ЗАДАЧА №7 918:2 х 20 – 4000 = 5180(г) 5180 г=5кг180г Следующий вопрос задачи: Мы хотим, чтобы эта пыль попадала в наши лёгкие?

Слайд 24

ЗАДАЧА №8 За сутки человек потребляет в среднем 560 л кислорода. На сколько дней хватит городку с населением 36 тыс. жителей кислорода, выделяемого гектаром леса за вегетационный период, если в солнечный день выделяет 200 кг кислорода, а в пасмурный день – 3/5 этого количества, процесс фотосинтеза активно осуществляется на протяжении 180 дней, а пасмурные и ясные дни равновероятны?

Слайд 25

Найдём, сколько килограммов кислорода выделяет гектар леса в пасмурный день: 200 кг × 3/5 = 120 кг. Найдём, сколько кг кислорода выделяется гектаром леса за весь вегетационный период: (120 кг + 200 кг) × 90 дней = 28 800 кг. 1 моль кислорода занимает объём (при н. у.) 22,4 л и весит 32 г. Найдём, сколько кг весят 560 л кислорода, потребляемые человеком за день: 560 л × 0,032 кг : 22,4 л = 0,8 кг. Найдём, сколько килограммов кислорода необходимо городу с 36-тысячным населением: 0,8 кг × 36 000 чел = 28 800 кг. Таким образом, кислорода, выделенного гектаром леса за год, хватит 36-тысячному городу на один день.

Слайд 26

Использование математических расчетов в биологии Источник новых математических и биологических задач способствуют : активизации мыслительной деятельности, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности; создают благоприятный эмоциональный фон; формируют и развивают познавательный интерес к предмету

Слайд 27

Используемая литература 1. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения биологии [Текст] / В.Н. Максимова, Н.В. Груздева. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с. 2. "Использование математических расчетов в биологии" презентацию -проект в рамках работы академический площадки АСОУ. МБОУ СОШ №10 г.о. Королёв - Инновационная деятельность (nethouse.ru) 3. "Использование математических расчетов в биологии" презентацию -проект в рамках работы академический площадки АСОУ. Киренкова Т.А. Использование математических расчетов в биологии..pdf - Google Диск

Слайд 28

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические законы в школьном курсе биологии

Представлен перечень основных законов экологии. Данный материал будет очень полезен при подготовке к экологической олимпиаде....

разработка курса предпрофильной подготовки учащихся в рамках внеурочной деятельности на базе школьного курса биологии

Разработка курса предпрофильной подготовки учащихся в рамках внеурочной деятельности на базе школьного курса биологии...

Межпредметные связи в школьном курсе математики

Первая статья, опубликованная в Пензе....

Роль и значение реализации межпредметных связей в школьном курсе.

Согласно современным тенденциям развития содержания образования одним из направлений является интеграция - попытки поиска единства различных компонентов образования. Так же существует Государственный ...

"Protozoa Самарской области (Фауна и использование в школьном курсе биологии)."

Данная работа является результатом многолетних исследований фауны Protozoa Самарской области, является вкладом в общие исследования учебных области по этому вопросу....

ИЗУЧЕНИЕ РАСТЕНИЙ ИЗ КРАСНОЙ КНИГИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ

Статья раскрывает моменты изучения растений из Красной книги Чувашской Республики на уроках биологии и во внеурочной деятельности....