Роль и значение реализации межпредметных связей в школьном курсе.
статья на тему

Король Ольга Анатольевна

Согласно современным тенденциям развития содержания образования одним из направлений является интеграция - попытки поиска единства различных компонентов образования. Так же существует Государственный стандарт образования, который регулирует обязательный минимум образования и максимально допустимый уровень нагрузки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Роль и значение реализации межпредметных связей в школьном курсе.

Согласно современным тенденциям развития содержания образования одним из направлений является интеграция - попытки поиска единства различных компонентов образования. Так же существует Государственный стандарт образования, который регулирует обязательный минимум образования и максимально допустимый уровень нагрузки.

Для продуктивного усвоения учеником знаний и для его интеллектуального развития важно давать такие задачи, которые ориентированы на установление широких связей как между разными разделами изучаемых курсов, так и между разными предметами в целом (внутрипредметная и межпредметная интеграция). Представляют ценность связи не только с родственными по содержанию дисциплинами (математика, геометрия), но и межцикловые связи (с математикой, географией, историей и т. д.). Большое значение интегративных задач для развития интеллектуальных творческих способностей учащихся объясняется тем фактом, что в современной науке все более усиливается тенденция к синтезу знаний, проявляется установка на осознание и раскрытие общности объектов познания.

По существу, ставится вопрос о формировании нетрадиционного способа мышления, характерного и необходимого для современного человека. И одним из вариантов решения этой проблемы являются интегративные познавательные задачи, рассчитанные на синтез различных репродуктивных уровней знания. Психологи утверждают, в частности, что интересы детей подчас бывает трудно распознать и что их пробуждению может способствовать знакомство с каким-то

ярким фактом, книгой, кинофильмом. Вот почему так настойчиво поддерживается идея интегрированного обучения, которая позволяет за   сравнительно короткое время выявить интересы ребенка и наметить пути их развития. Если ученик воспринимает информацию эмоционально, если его в ней что-то поражает, озаряет, именно в такие моменты совершенствуются природные задатки личности. Интегративность вопросов, их чередование из различных учебных дисциплин и объединение в одном задании знаний из разных областей - есть не что иное, как реализация межпредметных связей в обучении. Именно они наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе и на их основе -задачу формирования понятий, общих для разных учебных предметов. Следовательно, интегрируя, мы работаем над такими сквозными понятиями, которые являются объектом изучения разных наук. Усваивая их на одном уроке, ученик углубляет свои знания о признаках опорных понятий, обобщает их, устанавливает причинно-следственные связи.

Необходимость связи между учебными предметами диктуется так же дидактическими принципами обучения. Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Взаимосвязь между школьными дисциплинами имеет принципиальное значение и состоит в обеспечении многосторонних контактов между ними с целью гармоничного развития мышления учащихся. Связь между учебными предметами является отражением объективной связи между отдельными науками, между науками практической деятельностью человека. Современный этап развития науки характеризуется все возрастающей связью и взаимопроникновением наук друг в друга. Так, например, в последние годы возникли бионика, использующая данные физики, химии. Биологии, психологии, математики и других наук для изучения живых организмов в целях решения инженерно-технических задач.

Совокупность полученных результатов дает общее представление о мире. Использование межпредметных связей необходимо для того, чтобы, постигая процесс познания, учащиеся учились рассуждать диалектически. Использование межпредметных связей способствует развитию творческого мышления. Усвоение понятий данной науки происходит успешнее, если осуществляется их связь с понятиями другой науки. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в школе. Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию научного мировоззрения, единства материального мира. Это имеет огромное воспитательное значение. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей. Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся.

Виды межпредметных связей и пути их реализации.

Содержание и объем материала по межпредметным связям в школьном курсе определяется учебной программой. Перечень этих вопросов помогает учителю определить, на какие знания по другим предметам нужно опираться при изучении тех или иных тем курса. Например, при решении физических задач учитывается, что правила округления чисел уже изучены в курсе математики; при изучении кинематики, газовых законов, электромагнитных колебаний используются знания о функциях и умения строить графики. Важным этапом, определяющим успешность осуществления межпредметных связей, является предварительная подготовка учителя. Она включает анализ рубрики программы «Межпредметные связи», а также школьных учебников и методической литературы с целью установления уровня отражения в них требований программы.

Это позволит учителю выявить вопросы данной темы, которые целесообразно рассмотреть с использованием межпредметных связей.

Кооперированное усилие учителей различных предметов в формировании у школьников навыков самообразования - это один из перспективных аспектов реализации межпредметных связей. Важным фактором для правильного использования межпредметных связей является:

  • Взаимодействие педагогов - предметников;
  • Обмен опытом между предметниками и учителями, осуществляющими применение межпредметных связей на своих уроках;
  • Коллективное решение общих проблем, предъявление единых требований к оформлению отдельных видов работ;
  • Методически объединения учителей естественнонаучного цикла;

-        Совместные проведения методических объединений с учителями
других предметов.

Важным этапом, определяющим успешность осуществления межпредметных связей, является предварительная подготовка учителя. Она включает анализ рубрики программы «Межпредметные связи», а также школьных учебников и методической литературы с целью установления уровня отражения в них требований программы. Это позволит учителю выявить вопросы данной темы, которые целесообразно рассмотреть с использованием межпредметных связей. Важно изучить материал из учебников смежных дисциплин и согласовать изучение материала по математике. Целесообразно осуществлять межпредметные связи лишь на отдельных уроках. Учитель вправе использовать в своей работе и любые другие формы планирования межпредметных связей. Важно, чтобы это помогало в работе учителя, не создавая перегрузки ему и учащимся.

Важным фактором для правильного использования межпредметных связей является:

  • Взаимодействие педагогов - предметников;
  • Обмен опытом между предметниками и учителями, осуществляющими применение межпредметных связей на своих уроках;
  • Коллективное решение общих проблем, предъявление единых требований к оформлению отдельных видов работ;
  • Методически объединения учителей;
  • Совместные проведения методических объединений с учителями других предметов.

Источники:

  1. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. -М.: Просвещение, 1986.
  2. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения, -М.: Просвещение, 1989.
  3. Бурцева Н.М. Межпредметные связи как средство формирования ценностного отношения учащихся к физическим занятиям: Дис.  … канд. пед. наук. – СПб., 2001.
  4. Степанов М.Е. Математика и мифология // Математика в школе. – 2001 г

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация межпредметных связей при изучении физики

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность дал...

Реализация межпредметных связей на уроках математики

Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средст...

Реализация межпредметных связей в курсе физики.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для решения сложных проблем реальной действительности...

Статья: «Реализация межпредметных связей и роль химического эксперимента при изучении химического равновесия в 11 классе»

Как показывает практика, межпредметные связи в обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышен...

Межпредметные связи в школьном курсе математики

Первая статья, опубликованная в Пензе....

Роль учителя в организации межпредметных связей

Вторая статья, опубликованная в Пензе....

Интегрированный урок – эффективное средство реализации межпредметных связей ОБЖ с другими школьными дисциплинами

Школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»  уже по своей сути призван отражать современные насущные проблемы человечества. Именно поэтому, а также  в соответствии с...