Конспект урока «Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека».
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Минеева Елена Геннадьевна

Конспект открытого урока в 7 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mou_ssh_no2_g._nikolaevska.mineeva_e.g._urok.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

конспекта урока

Аттестуемый педагог (ФИО) _Минеева Елена Геннадьевна

Предмет_Биология                                               Класс   7 класс

Тема урока  «Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека».

(При написании конспекта урока на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности учителя и ученика, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса, в котором проводился данный урок в предшествующий период)

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;
  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Проверить свою готовность к уроку, уточнить  наличие необходимых принадлежностей.

Адаптация учащихся к учебной деятельности на уроке

Беседа

Психологическая позитивная установка на результативную работу.

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном  этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;
  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Формировать экологическое сознание, понимание роли и места человека в природе.

Назвать примеры насекомых по заданию, выбрать из предложенных иллюстраций нужные.

На доске картинки представителей насекомых со слайдов.

(пчёлы, саранча, тутовый шелкопряд, муха, тля, бабочка – аполлон, колорадский жук, таракан, муравей, жужелица, таракан)

- Скажите, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-  Мы изучали «Общественные полезные насекомые, краснокнижные насекомые»

- Если я скажу, что на доске даны рисунки полезных и редковстречаемых насекомых, верно? А кто из, предложенных, будет относиться к общественным и охраняемым, назовите?  Остался ряд насекомых, которых мы будем говорить сегодня. О чём будем вести разговор?

- (о насекомых, которые приносят вред человеку)

Методы закрепления и проверки знаний:

устно или с использованием учебника.

3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

Формировать умения анализировать, классифицировать и обобщать факты и явления, устанавливать причинно-следственные связи. Формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать ее. Формировать исследовательские умения (постановка и решение проблем).

Формулирование темы (проблемы) урока.  Постановка учебных задач, планирование последовательность действий.

Сформировать представление о вредных насекомых, отрабатывать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, делать выводы),

- Как вы думаете, о чем говорит профессор Енотов в известной детской книжке Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»?

- говорит об отрицательной роли насекомых.

- В чём проявляется отрицательная роль вредителей?

Давайте покажем это в схеме.

НАСЕКОМЫЕ

  1. Уничтожение с/х растений
  2. Переносчики болезней, паразиты
  3. Порча продуктов, построек, жилища

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О НАСЕКОМЫХ – ВРЕДИТЕЛЯХ.

- Спасибо, молодцы. Материал очень интересный.

-  Перед вами лежит таблица. Ваша задача – используя текст учебника на стр. 140-142, образцы из коллекции «Насекомые –вредители»,  заполнить её по следующим графам:

Самостоятельная работа в парах с последующим обсуждением . Словесные, дифференцированные, метод проблемного изложения материала.

Работа с учебником, иллюстрациями и образцами  из коллекции «Насекомые – вредители».

Использование интересных фактов и чтение занимательной литературы (отрывки текста). Использование коллекции насекомых-вредителей.

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
  • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Учебная цель для учащихся: закрепить  пройденный материал, ответив на вопросы учителя.

. Выполнение практического задания (формирование исследовательских умений). Анализ, оценка правильности и коррекция полученного результата.

Выявить уровень усвоения нового учебного материала.  Систематизировать полученные знания при объяснении

Формы и методы работы учителя в ходе закрепления учебного материала: устные и наглядные.

 Метод взаимопроверки.

Рефлексия

Объём воспроизведённого при повторении учебного материала;

Умение выделять главное и делать самостоятельно выводы;

Активность учащихся при ответах и уверенное поведение на уроке.

Пути действия учителя, если часть учащихся не усвоила новый учебный материал:

В таком случае учитель использует методы, где задействованы все анализаторы учащихся (зрительные, слуховые).

Словесные методы, чтобы повторить а затем проговорить материал; наглядные и практические (упражнения по рабочей тетради или схема, рисунки на доске, практическое закрепление в виде решения задачи).

5.

Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

В домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы.
Многие учащиеся с готовностью находят и читают книги, журналы, обращаются к энциклопедиям, или интернет-ресурсам  и затем уместно сообщают на уроке дополнительную информацию.  

Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса .Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.

Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика.

Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы.

Составление домашней работы для соседа по парте – новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».

Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.

Домашнее задание:

      § 29

  1. Измените условие  задачи о капусте и бабочке, так чтобы получился другой вариант ответа (Б, В, Г или Д).

  2. Предложите способы сохранения урожая капусты.

  3. Стр. 96 таблица насекомые – переносчики возбудителей заболеваний,

  4. Математическое  задание на выбор №5 в раб. тетр.

(На выбор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

насекомые- вредители культурных растений и переносчики заболеваний

презентация -сопровождение урока природоведения 7 класс по программе Пономаревой...

Урок-конференция "Насекомые - вредители культурных растений, животных и человека"

Урок предусматривает обобщение пройденного материала по теме: Тип Членистоногие Класс Насекомые. Ученики готовят сообщения о насекомых вредителях...

Центры происхождения культурных растений. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.»

На уроке учащиеся знакомятся  с понятием «сорт», « селекция»; с центрами происхождения культурных растений; узнают историю открытия и введения в культуру тех растений, которые чаще всего употребл...

Насекомые-вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека и животных.

Представленная разработка урока имеет целью ознакомление с разнообразием и характерными биологическими особенностями насекомых-вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в практической дея...

Значение домашних животных и культурных растений для человека

Презентация " Значение домашних животных и культурных растений для человека" к первому уроку по биологии 5 класс по Н.И.Понамарёвой...

Презентация по теме Животные - переносчики заболеваний

Данную  работу можно использовать на уроках краеведения в 9 классе...

Разработка открытого урока биологии в 7 классе по теме:«Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека».

Разработка открытого урока биологии в 7 классе по теме:«Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека»....