Главные вкладки

    Центры происхождения культурных растений. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.»
    план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

    На уроке учащиеся знакомятся  с понятием «сорт», « селекция»; с центрами происхождения культурных растений; узнают историю открытия и введения в культуру тех растений, которые чаще всего употребляются в пищу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tsentry_proishozhdeniya_kulturnyh_rasteniy.doc36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок на тему: «Центры происхождения культурных растений. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.»

     

          Урок проведен в 10 «Б» классе.

           Учитель биологии Белкина Г. А.

     

    Цель урока: познакомить учащихся с понятием «сорт», « селекция»;

                              познакомить с центрами происхождения культурных растений;

                              показать историю открытия и введения в культуру тех растений, которые чаще всего употребляются в пищу.

    Оборудование и материалы: Карта центров происхождения культурных растений, разновидности капусты, рисунки картофеля, подсолнечника, чая, томата, арбуза, сорта яблок, папка – раскладушка» сорта тюльпанов», дидактические карточки.

    Оформление: на доске записан план и проблемные вопросы :

           1. Какие растения из числа культурных наиболее древние?

            2. Чем можно объяснить длительное введение в культуру картофеля в России?

            3. К каким семействам относятся представленные растения?

            4. Какому растению поставлен памятник?

                       План урока:

    1. Появление культурных растений.

    2. Сорт. Свойства и признаки сорта.

    3. Селекция растений.

    4. Н.И. Вавилов – советский биолог, академик, открывший центры происхождения культурных растений.

    5. Повторение систематики культурных растений, используемых в пищу.

                   Ход урока:

    1. Знакомство учащихся с целью урока.

       Рассказ учителя о появлении культурных растений, о возможности получать новые сорта растений.

    2. Работа по учебнику с выполнением задания: найти понятие сорта и записать его в тетрадь. Учащиеся записывают: сорт – это однородная группа растений, имеющих определенные признаки и свойства. Признаки: размер кроны, плода, форма плода. Свойства: урожайность, зимостойкость. устойчивость к заболеваниям и вредителям.

        Учитель демонстрирует яблоки различных сортов( «спартаковка», «делюшес», «банан»).

       Проводится беседа по вопросам:

      - Чем по внешнему виду отличаются яблоки данных сортов?

      - Какие сорта яблок вам еще известны?

      - Форма, цвет, вкус плода – это признаки или свойства сорта?

    Также демонстрируются различные сорта тюльпанов, названия которых учащиеся записывают в тетрадь.  

    3.Использование компьютерной программы «Методы селекции растений  и животных».Учитель рассказывает о том. что разные сорта растений можно получить, благодаря науке – селекции. Селекция растений – наука о методах выведения новых сортов растений. Имена известных селекционеров, наших соотечественников, учащиеся записывают в тетрадь. Это кубанские селекционеры: П.П. Лукьяненко, В. С. Пустовойт, В. Н. Ремесло, известный ученый – селекционер Н.И. Вавилов.

        Один из учащихся показывает презентацию  о  биографии Н.И. Вавилова, отмечает его любовь к природе с ранних лет, увлечения растениями. Заслуга Вавилова в мире биологии велика. Именно он в результате путешествий открыл центры происхождения культурных растений. Жизнь Н.И. Вавилова закончилась в застенках сталинской тюрьмы. Но и сейчас память об этом замечательном человеке жива в сердцах людей.

    4. Учитель знакомит учащихся с центрами происхождения культурных растений, показывая их по карте. Названия центров учащиеся записывают в тетрадь:

       - Южноазиатский

       - Восточноазиатский

       - Юго – Западноазиатский

      -  Эфиопский

       - Средиземноморский

      - Центральноамериканский

    Далее учащиеся работают по учебнику, выписывая названия растений, которые произошли в названных центрах. О некоторых из них учащиеся подготовили короткие сообщения. Рассматривая Юго – Западноазиатский центр, ученик рассказывает об истории введения пшеницы в культуру, говоря, что это очень древняя культура и что при раскопках древних поселений находили зерна пшеницы. Пшеница одна из основных культур, так как из нее получают хлеб. Хлеб – всему голова.

       Звучит стихотворение Р. Рождественского « Хлеб»

              - Хлеб – это тысячи сильных людей

                И гудящие трактора,

                Ожиданье крутых дождей.

                     Бездорожье.

                           Грозы.

                              Жара.

              Это – душные ночи без сна,

              И от пота в глазах темно,

               Это – хлещущее зерно!

               Моря! Океаны зерна!

    Учитель указывает на значение хлеба и на бережное отношение к нему. Рассказывает о хлебе блокадного Ленинграда, когда выдаваемые сто грамм хлеба были на вес золота.

       Рассказывая о Средиземноморском центре, обращают внимание на овощные культуры, в частности на капусту. Учащийся выступает с сообщением, в котором говорит о разновидностях капусты. Капуста содержит большое количество витамина С, богата микроэлементами, в народной медицине используются ее лечебные свойства.

      Ученик рассказывает о Центральноамериканском центре. Важные культуры этого центра: подсолнечник, картофель, перец,  баклажаны. Обращает внимание на блюда. которые можно приготовить из картофеля.

    5. Задание: Определить систематическое положение рассмотренных культур. Учащиеся работают по рядам. Каждый ряд выполняет свою работу по систематике. Например, определить систематическое положение картофеля.

       Царство Растения --- отдел Покрытосеменные --- класс Двудольные – семейство Пасленовые – род Картофель—вид картофель дикий.

       6.Закрепление.

     В конце урока подводятся итоги, учащиеся отвечают на вопросы, поставленные перед ними в начале урока.

       -- Самым древним растением является пшеница.

      --- Введение картофеля в культуру  в России сопровождалось «картофельными бунтами», так как крестьяне, употребляя в пищу не клубни, а плоды картофеля, часто умирали, потому что плод картофеля- ягода содержит большое количество ядовитого вещества солонина.

      ---- Представленные растения относятся к семействам злаковые, пасленовые,  крестоцветные и др.

     ---- Памятник поставлен пшенице.

    7. Домашнее задание:  стр.244-252, вопросы после текста.

       

      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Центры происхождения культурных растений.

    Презентация по биологии к теме "Происхождение культурных растений" для 6 и 10 классов....

    центры происхождения культурных растений

    материал для  урока биологии 9 класса...

    Презентация "Центры многообразия и происхождения культурных растений"

    Работа позволит учащимся более подробно разобраться самим и узнать в результате поиска центры происхождения таких культурных растений, которые им известны с детства....

    Селекция растений. Центр происхождения культурных растений

    презентация к уроку, выполнено ученицей 10б Абрамян Мариной...

    Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

    Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...

    Презентация "Центры происхождения культурных растений"

    Презентация "Центры происхождения культурных растений"...