«Роль экопропаганды в воспитании подрастающего поколения»
статья по биологии (11 класс)

Тюленева Елена Александровна

«Человека не может не занимать природа.

 Он связан с ней тысячью неразрывных нитей.»

 И.С.Тургенев.

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Тот или иной уровень экологической культуры – есть результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе.

Вот характерная особенность нашего времени: многие сейчас разбираются и в музыке, и в живописи, разбираются в компьютерах…. И не знают названий птиц, порхающих возле дома, не могут отличить тополь от осины. Я считаю, что экологическое образование и воспитание надо начинать с того момента, когда ребенок стал понимать человеческую речь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры школьников .

«Человека не может не занимать природа.

 Он связан с ней тысячью неразрывных нитей.»

 И.С.Тургенев.

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Тот или иной уровень экологической культуры – есть результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе.

Вот характерная особенность нашего времени: многие сейчас разбираются и в музыке, и в живописи, разбираются в компьютерах…. И не знают названий птиц, порхающих возле дома, не могут отличить тополь от осины. Я считаю, что экологическое образование и воспитание надо начинать с того момента, когда ребенок стал понимать человеческую речь. Вводя ребенка в мир природы, очень важно показать ему все стороны своих взаимоотношений с природой, чтобы общаясь с ней, дети учились, говоря словами поэта М. Волошина:

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить.

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей Земле горящими ступнями,

Всё воспринять и снова воплотить….

Если вдуматься в эти слова, то тема воспитания экологической культуры очень актуальна. Экологическое образование в школе является необходимым для формирования адекватного отношения детей к окружающему миру, где условия существования во многом определяются влиянием человека.

Между тем, в настоящее время в школьной  системе предмет «экология» не является федеральным компонентом, обязательным для преподавания. В нашей школе-интернате экологическое образование осуществляется на многопредметной основе, дополненной факультативными программами экологических курсов и практикумов.  С этой целью выделяются часы для уроков экологии из вариативной части учебного плана.

Большой вклад в экологическое воспитание школьников вносит реализация программы дополнительного образования «Азбука нравственности».

Данная программа эффективно функционирует с сентября 2020 года и реализуется в 5-9 классах. При изучении «Азбуки нравственности» на каждой возрастной ступени отведено определённое количество часов для экологического воспитания.

Для развития у учащихся навыков экологической культуры в школе проводятся мероприятия экологической направленности: «Путешествие  в природу», «Экопутешествие  в  мир родного края», экологические  викторины «Наш дом  - Земля»,  «Кругом вода».

Среди заданий, используемых при проведении данных мероприятий, можно выделить следующие: конкурс эмблем; конкурс экологических листовок «Защитим мир»; конкурсы на лучшее исполнение песен о водоёмах, лесах, животных «Спой мне о…» ,

«Экологический КВН» среди 10-11 классов. При  этом  учащиеся  инсценируют русские  народные  сказки  «Старая сказка  на  новый  лад»,  освещая  при этом  экологические  проблемы, рекламируют  предметы, изготовленные  из  вторсырья  в конкурсе  «Отходы  в  доходы , показывают  своё  знание  повадок животных  в  конкурсе  пантомимы «Угадай животное». Такие мероприятия позволяют учащимся проявлять творческую активность в решении экологических проблем.

Воспитание экологической культуры учащихся осуществляется также через изучение

состояния окружающей среды. Членами  научного  общества  учащихся  проводится  научно-исследовательская,  проектная  деятельность  в  области  экологии, позволяющая  изучить  и  найти  решение  экологических  проблем Курской области. Наши проекты: «Оценка жизненного состояния леса по сосне и мхам», « Мир лекарственных растений моего посёлка», «Экологически чистый огород», «Учет численности дождевых червей», «Исследование содержание витамина «С» в различных фруктах», «Оценка экологического состояния леса по асимметрии листьев». В этом направлении деятельности учащиеся под руководством педагогов достигают хороших результатов. Участвовали  и стали победителями в  областном  форуме «Молодёжь – фундамент инновационного развития России»,  конкурс научных работ на базе областного центра развития творчества детей и юношества Итогом научно-исследовательской деятельности учащихся служат выступления школьников в рамках конференций :  форуме «Молодёжь – фундамент инновационного развития России», конкурс научных работ на базе областного центра развития творчества детей и юношества .Экологическая культура учащихся также формируется через проведение творческих дел экологический вернисаж «До свидания, лето!»,  фотовыставка «Братья наши меньшие», конкурсы  рисунков экологической  тематики  «Я  –житель  планеты  Земля»,«Соловьиная трель», классных часов: путешествие  по  станциям «Лесное лукошко»;  игры  «Природа  кричит:«SOS», «Экология вокруг нас»;    устные  журналы«Экологическая  тревога: загрязнение  окружающей среды», «Животные Курского края»; учащимися начальных классов в течение зимы проводится акция «Подкормите птиц!»

                  22 апреля в школе традиционно отмечается День Земли. Проводятся: акции «Зелёный день для школьников», «Экологический десант»;  анкетирование учащихся по вопросам экологии; конкурс стенгазет «Глобальные экологические проблемы человечества»; конкурс юных поэтов «Я -житель планеты Земля».

Формирование экологической культуры школьников через внеурочную деятельность.

В  рамках  традиционной Всероссийской  Недели Добра  проходят  следующие

акции:  акция «Живи книга»;  экологическая  акция «Спаси  дерево»  -  сбор макулатуры;  акция  «Чистый двор!»  по  уборке школьной территории. Учащиеся школы ходят в походы «Тропой родного края». Проведение  подобных  мероприятий  в школе-интернате  позволяет  расширить  кругозор школьников,  повысить  их  культурный уровень,  а  главное,  убедить  учащихся  в том, что забота об окружающей среде – это ответственность каждого.

И самое главное. Воспитать в ребёнке бережное отношение к природе, повысить уровень экологической культуры возможно лишь тогда, когда сами взрослые, будь то родители, или учителя, обладают определённой экологической культурой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в нравственном воспитании подрастающего поколения, в ориентировании его на ценности гражданского общества

Лекторий для родителей. Л.Н. Толстой:«из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».Но что означают нравс...

Статья по теме: "Роль семьи в воспитании здорового образа жизни подрастающего поколения"

« Если хочешь быть сильным – бегай, если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть умным – бегай». ...

Понимание роли героических личностей в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» как один из приемов историко-патриотического воспитания подрастающего поколения

В данной статье поднимается проблема понимания учащимися 10-х классов роли исторических личностей (М.Кутузова, Багратиона, Д.Давыдова и др.) в романе Л.Н.Толстого "Война и мир", героическое ...

«Народные традиции и их роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»

Время, в котором мы живем, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой, - возрастанием на этом фоне национального самосознан...

Роль комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики» в формировании системы непрерывного духовно – нравственного воспитания и просвещения подрастающего поколения.

«Пусть рвутся связи, меркнет свет,Но подрастают в мире дети…Есть в мире Бог или Бога нет,А им придется жить на свете».Н.Коржавина...

Статья на тему: "Воронежский музей спорта, его роль в воспитании подрастающего поколения"

В статье рассказывается о реализации проекта: "Воронежский музей спорта, его роль в воспитании подрастающего поколения",  обобщаются достигнутые результаты, отмечены нерешенные пр...

Научная статья "Родовое сообщество и его роль в воспитании подрастающего поколения"

Данная статья опублиована в научном журнале "Перспективы науки: образование", которая входит в пересень Высшей аттестационной комиссии(ВАК)...