"Спинной мозг"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Сиденко Динара Аскаровна

Тема: Спинной мозг

Класс: 8

УМК: Биология человека, Сонин

Тема данного урока является частью главы «Нервная система»

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и функциями спинного мозга.

Задачи:

  • Предметные: расширить знания о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга; рассмотреть функции спинного мозга.
  • Метапредметные: развить умение логически мыслить, делать выводы, сравнивать, обобщать, самостоятельно работать с текстом и рисунками, извлекая из них нужную информацию, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.
  • Личностные: продолжить формировать научное мировоззрение учащихся, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей.

Содержание урок соотвествует учебной программе, поставленным задачам.

Тип урока - открытия нового знания.

В соответствии с поставленной целью и содержанием материала урок строился по следующим этапам:

  1. Организационный этап
  2. Этап актуализации знаний и мотивации
  3. Этап изучения нового материала
  4. Этап первичного закрепления
  5. Рефлексия

Все структурные элементы урока были выдержаны. Организация учебного процесса построена деятельностным методом.

Целью первого этапа было быстро включить учащихся в деловой ритм. Этап прошел быстро, психологически и эмоционально подготовил учащихся к успешной работе на уроке.

На втором этапе были актуализированы знания, необходимые для работы над новым материалом (приведены факты о жизнедеятельности организма человека). С целью образования групп, а также проверки знаний проводилась подвижная деятельность учащихся. В качестве мотивации учащихся сообщилось домашнее задание с дифференцированным подходом. Для активизации познавательной деятельности использовались ИКТ.

На третьем этапе,  новое знание получено в результате групповой исследовательской деятельности учащихся, проведенного под руководством учителя.

При изучении материала проводилась частично-поисковая работа, поиск, выделение информации из текста, поиск информациии, соотвествующего конктерно-поставленному вопросу.

На данной этапе использовались такие педагогические технологии, как: технология проблемной ситуации, технология групповой работы.

На четвертом этапе выступление с мини-проектом позволила учащихся закрепить полученные знания и оценить степень усвоения материала.

Технологии: технология проекта, технология критического мышления.

Последний этап урока позволил учащимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке.

Высокая работоспособность обучающихся была обеспечена за счет благоприятной психологической атмосфере, рационально используемых методов и приемов. Групповая деятельность позволила вовлечь всех учеников в работу, при этом позволила исчезнуть болезненной реакции детей на неудачные ответы. Учебно-познавательная деятельность учащихся была высокой, что позволило учащимся усвоить большой объем учебной информации.

Методы: словесные, наглядные, практические.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока "Спинной мозг"23.1 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Спинной мозг: строение и функции»

Тип урока: открытия нового знания

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и функциями спинного мозга.

Задачи:

  • Предметные: расширить знания о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга; рассмотреть функции спинного мозга.
  • Метапредметные: развить умение логически мыслить, делать выводы, сравнивать, обобщать, самостоятельно работать с текстом и рисунками, извлекая из них нужную информацию, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.
  • Личностные: продолжить формировать научное мировоззрение учащихся, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей.

Вид  урока: урок командной деятельности.

Оборудование: ПК, проектор, дидактический материал для учащихся (карточки с заданиями, карточки с названиями элементов нервной системы, памятка с правилами командной работы, информационные листы, листы самооценки, карта «Менеджмент», номерки для столов, пазл «Спинной мозг», ватман, двусторонний скотч, магниты)

Ход урока:

1) Организационный момент - 1 мин.

Учитель: Здравствуйте, меня зовут Д.А., я учитель биологии и химии Марксовского района. Сегодня к вам я приехала на самый замечательный и очень важный предмет в вашей жизни – это предмет «Биология».

Учитель: Сегодня мы с вами будем работать на основе командной деятельности. У вас на столах есть карточка, она называется «Менеджмент» (Приложение 1). На этой карточке указан номер вашего участника команды. Давайте посмотрим, все нашли себя. Участники №1 поднимите руку вверх. Участник №2…№3…№4… Здесь же указан номер вашего стола (№1,2,3).

2) Актуализация знаний – 6 мин.

Учитель: Каждый день, каждый час, каждую минуту 150000000 клеток в нашем организме работают. Нет ничего удивительного, более совершенного в строении и великолепного в познании, чем организм человека.

Представьте, только лишь стоит поднять человека из горизонтального в вертикальное, в каждой клетке головного мозга должно произойти 120000 химических реакций, одномоментно.

В день мы делаем около 40000 морганий, 20000 вдохов, и совершаем более 3500 шагов. Много это? Да, примерно 20 км.

Человек это необыкновенное чудо природы. Но как хорошо мы знаем организм человека?

Учащиеся: …..

Учитель: Ребята, каждый из вас получил карточку (Приложение 2). Поднимите ее вверх и покажите друг другу. Спасибо! По-моему сигналу, вы, двигаясь по классу, и общаясь друг с другом, должны создать некие группы. Но принцип построения вы выберите сами. Вы ограниченны по времени – у вас на это есть всего 2 мин.

- Потихоньку встаньте! Задвиньте стулья! Пройдите ко мне в центр класса! Через 2 мин я хочу видеть группы!

- По какому принципу построена ваша группа?

Учащиеся: Строение нейрона. Рефлекторная дуга. Части нервной системы.

Учитель: Молодцы! Потихоньку пройдите к столам, сядьте. Для достижения успеха, ваша группа должна работать сплоченно и эффективно. В этом вам поможет памятка с правилами групповой работы (Приложение 3). Распределите обязанности (директор, секретарь, дизайнер, редактор).

Учащиеся знакомятся с памяткой и распределяют обязанности.

Учитель: Прежде чем перейти к изучению нового материала, я хотела бы вам сообщить о домашнем задании. Домашнее задание будет зависеть от оценки, которую вы получите за работу на уроке.

  Учитель на слайде выводит домашнее задание, комментируя его (слайд 5).

Учитель: Если оценка за урок 5 баллов: уточни понимание основных терминов, запиши в тетрадь значение спинного мозга в жизни человека. Если за урок 4 балла: внимательно поработай с рисунками в параграфе, запиши основные термины в тетрадь. Если оценка «3» и менее, то внимательно прочти параграф вновь, выпиши и выучи основные термины, устно ответь на вопросы после параграфа (Приложение 4). Листы с домашним заданием лежат на столе у каждой группы.

3) Изучение нового материла – 12 мин

Учитель: Ребята, для того чтобы определить тему урока, прошу вас просмотреть анимацию (слайд 1).

- Что вы увидели?

Учащиеся: Ответную реакцию на раздражение – рефлекс.

Учитель: Составьте рефлекторную дугу данного рефлекса

Учащиеся: 1-рецепторы кожи, 2-чувствительный нейрон, 3-вставочный нейрон, 4-исполнительный нейрон, 5-рабочий орган.

Учитель: Какая часть центральной нервной системы задействована в этом рефлексе?

Учащиеся: Спинной мозг.

Учитель: Верно! И сегодня тема нашего урока «Спинной мозг: строение и функции» (слайд 2)

- Какова цель нашего урока?

Учащиеся: Познакомиться с особенностями строения и функциями спинного мозга.

Учитель, если необходимо дополняет ответ учащихся, демонстрируя слайд 3.

Учитель: Для достижения цели, будем работать в командах. Каждая команда получила задания, на выполнение которых отводится 10 мин (команда №1 получает задание «Внешнее строение и местоположение СМ», команда №2 «Внутреннее строение СМ», команда №3 «Функции СМ. Последствия повреждения головного мозга» - Приложение 5). Результатом вашей работы будет стенгазета «Спинной мозг». Приступаем к выполнению заданий!

Учитель контролирует процесс формирования и усвоения знаний по теме. Если необходимо оказывает помощь консультанта.

4) Первичное закрепление – 8 мин

По истечению времени, учащиеся по очереди выступают с докладами по своей работе, демонстрируя результат работы – плакат. На выступление отводиться по 2 мин для каждой команды.

После выступления  проводится фронтальный опрос по 3 заданию в карточке (Задание: ответить на вопросы).

5) Рефлексия. Оценка – 5 мин

Учитель: Ребята, оцените работу каждого участника вашей команды, поставив общую оценку. – Теперь оцените свою работу в команде (Приложение 4 – Лист самооценки).

Учитель в это время проходит по классу, выставляя оценку каждому ученику за работу на уроке.

- Выведите среднюю оценку. Эта и есть ваша оценка за урок!

- Выберите высказывание философа, которое характеризует вашу работу на уроке. Прокомментируйте ваш выбор.

Учитель: Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

150 000 000 000

Слайд 4

120 000

Слайд 5

40 000 морганий

Слайд 6

20 000 вдохов

Слайд 7

3500 шагов 20 км

Слайд 8

?

Слайд 9

Домашнее задание Если оценка за урок 5 баллов: уточни понимание основных терминов, запиши в тетрадь значение спинного мозга в жизни человека. Если за урок 4 балла: внимательно поработай с рисунками в параграфе, запиши основные термины в тетрадь. Если оценка «3» и менее, то внимательно прочти параграф вновь, выпиши и выучи основные термины, устно ответь на вопросы после параграфа 1

Слайд 10

2

Слайд 11

Спинной мозг 3

Слайд 12

Цель урока расширить знания о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга; рассмотреть функции спинного мозга. 4

Слайд 13

5

Слайд 14

Спасибо за активную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку" строение нервной системы.Спинной мозг

данная презентация соответствует тексту параграфа " строение нервной системы.Головной мозг." Презентация готова для изложения нового материала...

Опорная схема для изучения темы: "Строение спинного мозга"

Опорная схема для изучения темы: "Строение спинного мозга", 8 класс....

Конспект урока на тему: "Спинной мозг его строение и функции", для учащихся 8 класса.

Конспект урока на тему "Спинной мозг его строение и функции", для учащихся 8 класса. Урок презентация. Формы контроля знаний: работа по индивидуальным тестам с разноуровневыми заданиями. Формы обучени...

Презентация "Строение и функции спинного мозга"

Презентацию можно использовать в 8 классе. Она содержит материал для изучения и закрепления...

презентация для 8 класса по биологии на тему Строение спинного мозга

Данная презентация содержит слайды с проверочным заданием, слайды , на которых видно строение спинного мозга в поперечном и общем виде....

Конспект урока "Строение и функции спинного мозга"

Конспект урока по ФГОС в 8 классе по учебнику Драгомилова А.Г., Маша Р.Д....

Урок по теме "Строение спинного мозга" 8 класс

Разработка урока применялась на дне самоуправления где урок проводил учащийся 11 класса...