рабочие программы по Биологии и георгафии.
рабочая программа по биологии (7 класс)

Малюшкина Наталья Григорьевна

разработанные рабочие программы по предметам естественных дисциплинн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_na_proverku_malyushkina.docx48.88 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования

Пояснительная записка программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Занимательная биология» реализуется в рамках естественнонаучной направленности, так как направлена на развитие интеллектуальных качеств личности учащегося (памяти, логического мышления, мыслительной активности, любознательности, аккуратности). Программа предназначена для развития интереса у детей среднего школьного возраста, начинающих изучение биологии. А также для более глубокого изучения интересных и сложных тем современной биологии, не входящих в школьную программу по биологии.

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательная биология» определяется несколькими факторами.

Во-первых, программа призвана активизировать у учащихся познавательный интерес к предмету посредством экспериментальной и  практической деятельности. Дает возможность изучать сложные темы в игровой форме, что позволит им в дальнейшем намного легче освоить школьную программу по биологии и иметь широкий кругозор.  

Во-вторых, учитывая возрастающий интерес к решению экологических проблем современности, способствовать переходу от трансляции знаний об экологических проблемах к формированию экологического мышления и обучения экологически ориентированной деятельности. Активизировать сознание подрастающего поколения к вопросам сохранения окружающей среды. А также воспитание у подрастающего поколения умение видеть красоту окружающего мира и желание охранять и защищать живую природу родного края.

Новизна данной программы заключается в следующем:  

  1. В программе реализуется комплексный подход к подаче учащимся биологических знаний.
  2. Большое значение для формирования биологической культуры учащихся имеет изучение природной окружающей среды, поэтому отдельное место в программе отводится изучению растительного и животного мира родного края. А также формирование экологического мышления и экологически ориентированной деятельности, в том числе посредствам проведения экологических уроков.
  3. В образовательном процессе большое место уделяется практическим работам и экспериментальной деятельности учащихся, способствующих формированию предметных, межпредметных и личностных качеств учащихся.  

Педагогическая целесообразность программы «Занимательная биология», заключается в активизации у учащихся познавательного интереса    к предмету посредством экспериментальной и практической деятельности.             И создании условий, способствующих систематизации, углублению и расширению биологических, экологических и межпредметных знаний, полученных во время обучения в общеобразовательной школе с целью подготовки учащихся к продолжению обучения и участию в олимпиадах и  конкурсах эколого-биологической направленности.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная биология» соответствует современным требованиям: в образовательном процессе используются все основные виды деятельности учащихся, содержание программы ориентировано на стимулирование познавательных процессов, формирование универсальных учебных действия, способствует  саморазвитию и самообразованию обучающихся.

Отличительные особенности программы «Занимательная биология» заключаются в том, что она направлена на развитие интереса к естественным наукам. В целях формирования мотивации и сохранения интереса к овладению биологическими знаниями учебный материал дается на максимальном уровне доступности и занимательности. Происходит постепенное усложнение и углубление материала.  

Содержание в свою очередь делится на теоретическую и практическую части. В теоретической части раскрываются основные темы школьного курса на более углубленном уровне.  

Важным акцентом программы является, то что большая половина часов отводится на выполнение практических работ, что развивает в учащихся самостоятельность и познавательный интерес к изучению предмета.  

В практической части предлагаются практические работы, направленные на исследование химического состава клеток, строения клетки, органоидов, тканей, идентификации грибов, лишайников и т.д.

Адресат программы

Программа «Занимательная биология» рассчитана на учащихся 12-14 лет без учета гендерных различий (учащиеся 5-7классов).  

Программа рассчитана на детей, которые заинтересованы в изучении предметов естественнонаучной направленности.

Уровень программы, объем и сроки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная биология» реализуется на базовом уровне. Предлагаемая программа рассчитана на 98 академических часов.  

Форма обучения - очная

Режим занятий

Программа «Занимательная биология» реализуется с нагрузкой  98 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа (сдвоенные, с 15- минутным перерывом).

Особенности организации образовательного процесса  

Особенностью организации образовательного процесса является:  

  1. Использование современных данных из различных разделов биологии, зоологии, ботаники и экологии.  
  2. Формирование гибкого мышления у учащихся при изучении живых организмов на разных условиях организации.

Методы и формы, представленные в программе способствуют:

  1. Расширению кругозора и улучшению качества усвоения естественнонаучных знаний.  
  2. Развитию умения познавать окружающий мир и самого себя, способности использовать знания и умения в реальной жизненной практике.  
  3. Формированию эмоционально-ценностного отношения к процессу изучения биологии и экологии.
  4. Занятия дают возможность учащимся лучше узнать и изучить животный и растительный мир своего края, принять практическое участие в охране и преобразовании природы своего края.

Методы организации образовательного процесса:  

  • словесные (лекция, беседа, рассказ);
  • наглядные (метод иллюстраций и метод демонстраций);  практический (практические работы).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:  

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;  
  • частично-поисковый.

Формы организации образовательного процесса:

  • фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися);  
  •  групповой (организация работы по малым группам);
  •  индивидуальный.

Эти формы образовательного процесса позволяют учащимся глубже изучить предмет и найти ему в дальнейшем применение в своей жизни.

В программе реализуются различные формы проведения занятий:

  • беседа;
  • лекция,
  • наблюдение;
  • экскурсия,
  • занятие-игра;
  • практическое занятие;
  • круглый стол;
  • эксперимент.                

Цель: стимулирование познавательного интереса и создание условий для личностного развития учащихся через углубленное изучение биологии и экологии.

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать популяризации биологических знаний;
  • Способствовать развитию познавательного интереса к природе;
  • Развивать         знания         о         строении         и         функционировании         живых организмов;
  • Изучить основы охраны природы;
  • Изучить экологические проблемы Краснодарского края;
  • Дать основы правил санитарии и гигиены;
  • Научить проводить биологические опыты и осваивать биологические понятия.

Личностные:

  • Формировать у подрастающего поколения понимания жизни, как важнейшей ценности;  
  • Научить анализировать, сравнивать и обобщать;
  • Научить высказывать свои мысли и отстаивать их;
  • Развивать трудолюбие и ответственность;
  • Развивать общественную активность;
  • Формировать гражданскую позиции, за счет знаний по экологии;
  •  Развивать навыки здорового образа жизни, через знание биологии.

Метапредметные:

  • Развивать мотивацию к обучению;
  • Научить формулировать вопросы и владеть понятиями;
  • Научить работать со справочной литературой.

         

Учебно-тематический план программы

п/п

Название блока  

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Введение

2

-

2

2.

Микромир

6

35

41

3.

Растительный мир

30

10

40

4.

Исследовательская деятельность

2

32

34

5.

Животный мир

23

4

27

 

Итого:

63

81

144

Содержание учебного плана

1.Введение –2 ч. (2-0)

        Теория:   Вводное занятие.  Знакомство обучающихся с программой занятий. Цели и задачи, план работы объединения.  

Удивительная наука – биология. Что изучает биология? Биология — наука о всевозможных проявлениях жизни на Земле. Царства органического мира. Общие сведения о многообразии живых организмов. Просмотр слайд - презентации. 

2.Микромир –41ч. (6-35)

      Теория:  Правила работы с микроскопом и биологическим оборудованием. ТБ при работе с лабораторным оборудованием.      Практика: Пр. работа: «Изучение строения увеличительных приборов». Приготовление микропрепаратов «живая клетка», «фиксированный препарат».

     Теория:  Методы изучения и основные правила при приготовлении микропрепаратов. 

     Практика: Пр. работа: «Знакомство с клетками растений». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Работа с покровными и предметными стеклами, препоравальными иглами,  микроскопами. Работа с готовыми микропрепаратами.

     Теория:  Клетка – структурная единица живого организма. Строение растительной клетки, состав, свойства, включения, запасные вещества (крахмал, белок, жир, соли, кальций). Работа с моделями «Клетка растений».      Практика: Пр. работа: «Приготовление препарата и изучение строения растительной клетки». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Оформление графических работ в альбоме или тетради.

      Практика: Пр. работа: «Запасные вещества клетки: крахмал в клубнях картофеля, белковые включения в зерновке пшеницы, кристаллы оксалата кальция в плоде лимона, жировые капли в семени подсолнечника, рафиды (соли) в листе алоэ. ТБ  при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление препаратов и изучение строения запасных веществ. Оформление графических работ в альбоме или тетради.

       Теория: Простейшие под микроскопом. Протозоология – наука о простейших.  Многообразие и виды простейших. Интересные факты о простейших.

        Практика: Пр. работа: «Выращивание инфузории-туфельки и эвглены зеленой». ТБ  при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление питательной среды (вода из аквариума) для выращивания одноклеточных организмов, резервуар (стеклянная колба), подкормка (листья и корм – рыбий корм из растительных компонентов), выращивание простейших.

        Практика: Пр. работа: «Знакомство со строением и передвижением простейших (инфузории-туфельки, эвглены зеленой). ТБ  при работе с лабораторным оборудованием.  Реакция простейших на различные раздражители: соль, свет, тушь, уксусная кислота». Оформление графических работ в альбоме или тетради.

        Теория: Многообразие водорослей. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Значение водорослей для человека и природы. Интересные факты их жизни водорослей. Работа со слайд – презентацией и видеоматериалами.         Практика: Пр. работа: «Изучение внешнего строения водорослей». Изучение одноклеточных зеленых водорослей на примере «Спирогира, Хлорелла». ТБ  при работе с лабораторным оборудованием. Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради.

        Теория: Колонии и культуры микроорганизмов. Методы выращивания и приготовления питательных сред. Значение колоний микроорганизмов для человека.

         Практика: «Изучение бактериологического состояния разных помещений школы». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Оформление графических работ в альбоме или тетради. 

         Практика: Пр. работа: «Жизнь на кончиках пальцев». Присутствует ли жизнь на кончиках пальцев? ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов». Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради. 

         Практика: Пр. работа: «Влияние  природных и лекарственных антибиотиков на рост и развитие микроорганизмов». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов». 

       Природные антибиотики: лук и чеснок, лекарственные антибиотики: тетрациклин, стрептомицин.

         Практика: Пр. работа: «Изучение влияния природных и лекарственных антибиотиков на рост и развитие колоний микроорганизмов». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради. 

         Практика: Пр. работа: «Изучение строения плесневых и дрожжевых грибов». Одноклеточные микроскопические грибы: плесень (гриб Мукор) и дрожжи». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Работа с микроскопом. Приготовление микропрепарата грибницы Мукора, клеток дрожжей. Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради. 

Практика:  Пр. работа: «Гигиеническая оценка качества воды из разных источников».  Определение осадка, цвета, прозрачности, запаха, воды из разных источников: прудовая, колодезная, вода из водопровода, негазированная питьевая, озерная. Приготовление и рассмотрение препарата воды под микроскопом на наличие микроорганизмов. Электронные измерители воды: рН, электропроводность. ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Наблюдение, оформление графических работ в таблицы. 

3.Растительный мир  – 40 ч. (30-10)

        Теория: Флора Амурской области. Наука, изучающая растения – ботаника. Разнообразие растений. Классификация растений (низшие, высшие). Работа с гербарными материалами. Просмотр слайд – презентации.         Теория: Внешнее строение растений. Распределение растений по группам: травянистые растения, деревья, кустарники, кустарнички. Составление схемы «Строение растений», по группам: травянистые растения, деревья, кустарники, кустарнички.           Практика: Пр. работа: «Изучение внешнего строения растений». Работа с увеличительными приборами. Работа с гербариями цветковых растений и рисунками растений. Зарисовка схем строения растений в альбоме или тетради.          Теория: Гербаризация растений. Что такое гербаризация растений? Методика гербаризации и его хранение. Значение гербаризации в изучении растений. Правила сбора и гербаризации растений. Гербаризация растений (сбор, методика заготовки и сушка).         Практика: Пр. работа: «Изготовление гербарных образцов». Повторение правил ТБ при работе.         

       Теория: Растения-индикаторы. Природные, культурные и комнатные растительные индикаторы. Как определить качества (плодородие) почвы с помощью растений-индикаторов. Методика изготовления индикаторов из природного сырья. Просмотр слайд – презентации.

        Практика: Опыт: «Приготовление вытяжек растворов из частей растений, обладающих свойствами индикаторов». Изготовление растворов индикаторов из природного сырья: комнатные, культурные и  плоды растений. Проведение исследования по определению среды растворов. Изучение изменения окраски природных индикаторов в зависимости от среды. Соблюдение ТБ при работе.

        Теория: Растения – фитонциды. Природные, культурные и комнатные растения, выделяющие фитонциды (растительные антибиотики – вещества, убивающие болезнетворные бактерии). Способы получения масляных экстрактов из растительного сырья. Просмотр слайд – презентации.

        Практика: Опыт: «Получение масляных экстрактов из растительного сырья». Приготовление и получение масляных экстрактов из природных, культурных и комнатных растений (сосна, ель, лук, чеснок, лимон, герань, бегония, каланхоэ). Соблюдение правил ТБ при работе. 

         Теория: Растения – красители. Красильные растения: природные, культурные, плоды. Растительные краски. Просмотр слайд – презентации.            Практика: Опыт: «Окрашивание тканей натуральными природными красителями». Приготовление природных красителей:  сок овощей, ягод, шелуха лука, крапива. Окрашивание хлопковых и ситцевых тканей. Соблюдение правил ТБ при работе.

         Теория: Лекарственные растения леса. Дикорастущие лекарственные растения, виды, лечебные свойства и применение (использование) в фармакологии и народной медицине. Просмотр слайд – презентации. Интеллектуальная викторина «Лесная аптека». Викторина о дикорастущих лекарственных растениях, их лечебных свойствах и пользе.   

          Практика: Пр. работа: «Фитобар». Соблюдение правил ТБ при работе. Приготовление фиточая из частей растений и их плодов.  Рецепты фиточая для укрепления иммунитета.   

          Теория: Ядовитые растения Иркутской  области.  Работа с иллюстрациями. Просмотр слайд – презентации. Интерактивная игра:

«Самые опасные растения».                                                                                                  

         Теория: Краснокнижные растения Амурской области. Работа с Красной книгой. Просмотр слайд – презентации. Изготовление буклета «Краснокнижные растения Иркутской  области». Подбор материала. Оформление буклета. Соблюдение правил ТБ при работе. Презентация своих работ.

         Теория: Комнатные растения – лекари. Виды домашних растений, их лечебные свойства и применение в фармакологии и народной медицине. Просмотр слайд – презентации. Составление памятки «Использование комнатных растений в лечебных целях». Выбор материала и оформление памятки. Соблюдение правил ТБ при работе.

         Теория: Викторина «Путешествие на Зеленую планету». Викторина о закреплении знаний растений, грибах: дикорастущих, лекарственных  и комнатных, их лечебных свойствах. Методический материал викторины: презентация, картинки «Деревья», «Лекарственные растения», загадочный ящик, филлворд «Грибы», пазлы «Цветы», жетоны «Дары природы».

           Теория: Лиственные породы деревьев Амурской области. Работа с  гербарными материалами.  Работа с карточками, иллюстрациями. Просмотр слайд – презентации. 

            Практика:  Пр. работа: «Изучение внешнего строения листьев, плодов и семян покрытосемянных растений». Работа с лупой. Оформление графических работ в альбоме или тетради. 

          Теория: Хвойные породы деревьев Амурской области. Работа с гербарными материалами. Работа с карточками, иллюстрациями. Просмотр слайд – презентации.  

           Практика: Пр. работа: «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений». Работа с лупой. Оформление графических работ в альбоме или тетради. 

            Теория: Определение возраста деревьев.  По мутовкам и годичным кольцам. Работа с коллекцией спилов деревьев. Просмотр слайд – презентации.

            Практика:  Практическая работа «Определение возраста деревьев по мутовкам, годичным кольцам». Работа с увеличительными приборами -  лупой. Оформление графических работ в альбоме или тетради.

            Теория: Лесная кухня: ягоды, шишки. Работа с иллюстрациями. Просмотр слайд – презентации. Викторина «Что съедобно?». Викторина о лесных дарах: ягодах, шишках. Методический материал: пазлы «Плоды, шишки», Кроссворд «Лесные ягоды», филлворд «Плоды леса», загадочный ящик.

            Практика: «Определение съедобных растений по плодам и шишкам». Работа с увеличительными приборами -  лупой. Сочные и сухие плоды и шишки растений. 

Теория: Разнообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы, грибы паразиты. Удивительные грибы. Применение грибов. Работа с карточками, муляжами, с литературой, иллюстрациями «путаница», филлворды, кроссворды. Просмотр видеоматериалов «грибы». Определение грибов по карточкам, иллюстрациям,  муляжам. Настольная игра: фото-викторина «Грибы» (съедобные и ядовитые).

            Теория: Экологическая игра-викторина «Что такое лес?». Викторина закреплении знаний о деревьях, растениях, дарах леса. Методический материал: лаборатория лесника (гербарный материал)  «  Листья  и хвоя деревьев», картинки животных, картинки грибов, записи птичьих голосов, фишки для команд, симфоническая мелодия «Лес», 

      Теория: Изготовление макета «Лес и его обитатели». Работа над данным макетом проходит в несколько этапов:

1.     предварительный: обогащение личного опыта детей (рассматривание картин, иллюстраций, презентаций, чтение художественной и познавательной литературы, проведение тематических прогулок и

экскурсий);

2.     соблюдение правил ТБ при работе.

3.     изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом. В процессе создания макета дети сами выбрали наиболее интересный для них вид продуктивной деятельности: конструирование из бумаги и аппликация. 

4.     выбор материала для макета: бросовый, природный материал, пластилин, ножницы, фигурки зверей, вырезанные из старых книг, журналов, ветки деревьев.

5.     презентация макета "Лес и его обитатели" представлены деревья, кустарники, птицы, такие дикие животные как лиса, медведь, лось, еж и др. 

4.Исследовательская деятельность – 34 ч. (2-32)

              Теория: Основы исследовательской деятельности. Цели, задачи, методы исследовательской деятельности. Что такое исследование? Этапы работы в рамках научного исследования. Требования к проведению научно – исследовательских работ. Распределение обучающихся на рабочие группы.               Практика: «Гидропонный метод проращивания растений». Беспочвенное выращивание растений: изучить рост и развитие растений в разных субстратах, и выявить проращивание растений методом гидропоники. Изучить особенности проращивания растений методом гидропоники. Сравнить рост и развитие растений в разных субстратах. Объект исследования растения семейства Бобовые (горох, фасоль, бобы). Метод исследования: эксперимент (опыт), обработка данных. Работа со справочной   литературой. Сбор информации. Закладка опыта. Наблюдение. Оформление опытнического дневника. Анализ полученных результатов. Вывод. Оформление исследовательской работы. Создание презентации. Подготовка к выступлению. Выступление перед аудиторией начального и среднего звена школьников.  

              Практика: «Определение нитратов в овощах и фруктах». Методы определения содержания посторонних веществ во фруктах и овощах. Использование специального      портативного      прибора      –        нитрометра. Определить с помощью доступных методов химического анализа уровень содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов из различных мест закупки. 

Метод исследования: эксперимент (опыт), обработка данных. Работа со справочной   литературой и информацией из интернета. Сбор информации. Закладка опыта. Наблюдение. Оформление опытнического дневника. Анализ полученных результатов. Вывод. Оформление исследовательской работы. Создание презентации. Подготовка к выступлению. Выступление перед аудиторией начального и среднего звена школьников.  

  Практика: «Съедобные виды дикорастущих травянистых растений г. Райчихинска, кулинарные рецепты приготовления». Изучить, какие дикорастущие травянистые растения г. Райчихинска съедобны. Выяснить полезность этих растений. Узнать, какие части растений и  в каком виде их можно употреблять в пищу. Кулинарные рецепты их приготовления.   Метод исследования: эксперимент (опыт), обработка данных. Работа со справочной   литературой и информацией из интернета.  Сбор информации. Провести социологический опрос среди учащихся. Экспериментальное исследование. Наблюдение. Оформление опытнического дневника. Анализ полученных результатов. Вывод. Оформление исследовательской работы. Создание презентации. Подготовка к выступлению. Выступление перед аудиторией начального и среднего звена школьников.  

  Практика: «Польза витаминного фиточая и его влияние на организм». Изучить историю возникновения фиточая. Проанализировать, как влияет фиточай на здоровье человека. Изучить состав фиточая. Сравнить виды фиточая по составу и свойствам. Метод исследования: эксперимент (опыт), обработка данных. Работа со справочной   литературой и информацией из интернета. Сбор информации. Провести социологический опрос среди учащихся.

Экспериментальное исследование. Наблюдение. Оформление опытнического дневника. Анализ полученных результатов. Вывод. Оформление исследовательской работы. Создание презентации. Подготовка к выступлению. Выступление перед аудиторией начального и среднего звена школьников.  

5.  Животный мир-  27 ч. (23-4)

              Теория: Фауна Амурской области. Классификация животных по типу питания.     Разнообразие       животного мира.          Млекопитающие (звери)Амурской области. Просмотр слайд – презентации: «Разнообразие животных». Работа с дидактическими карточками «Животные леса». 

   Игра-викторина «Кто, чем питается?». Игра-викторина о видах животных и типах питания. Методический материал: катринки картинки с изображениями животных, кроссворд «Животные», путаница, филлворд, карточки-задания.

             Теория: Птицы Амурской  области. Типы питания птиц: хищники, насекомоядные, зерноядные, всеядные. Перелетные, кочующие, зимующие птицы. Как помочь птицам зимой. Работа с дидактическими карточками

«Птицы». Просмотр слайд – презентации. Интерактивная  викторина: «Что мы знаем о птицах». Викторина о перелетных, кочующих, зимующих птицах Амурской области. 

             Теория: Следы диких животных. Как изучать зверей? Учет следов животных. Работа с литературой. Просмотр слайд – презентации. Игра - викторина «Чей это след?». Игра-викторина о следах диких животных. Методический материал: картинки с изображениями животных, карточки-задания.             

Теория: Изготовление лэпбука «Следы зверей». Подбор материала. Изготовление и оформление лэпбука. Соблюдение правил ТБ при работе. Презентация своих работ.

           Практика: Экскурсия в парк г.Райчихинска. Соблюдение правил ТБ. Ознакомление обучающихся с видовым составом животных города. 

          Теория: Животные красной книги Амурской области. Работа с Красной книгой. Просмотр слайд – презентации.

         Теория: Изготовление буклета «Животные красной книги Амурской области». Подбор материала. Оформление буклета. Соблюдение правил ТБ при работе. Презентация своих работ.            

           Теория: Домашние питомцы. Просмотр слайд – презентации. Работа с карточками, перепутанными иллюстрациями. Интерактивная игра «Домашние питомцы».          

    Теория: Разнообразие насекомых. Удивительный класс насекомых. Полезные насекомые для человека. Насекомые-вредители. Значение насекомых. Работа с коллекцией «Насекомые». Демонстрация иллюстраций насекомых. Просмотр видеофильма: «Насекомые».  

           Теория: Игра-путешествие «Загадочный мир насекомых». Играпутешествие о разнообразии насекомых, их пользе. Методический материал: филлворд, кроссворд, лупы, коллекция «Насекомые». 

          Теория: Настольная игра-викторина «Биология». Закрепление знаний у обучающихся о простейших, растениях, деревьях, птицах, животных, насекомых. 

Теория: Итоговое тестирование.

Тестовый контроль знаний.

Беседа о проблемных вопросах в изучении биологии.

Награждение за успехи.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знание о строении и функционировании живых организмов;
  • Знание основных правил санитарии и гигиены;
  • Знание основ охраны природы;
  • Умение проводить биологические опыты;  Умение идентифицировать изучаемые объекты;  Знание терминологии.

Личностные:

  • Интерес к процессам, происходящим в природе;
  • Умение анализировать, сравнивать и обобщать;
  • Сформированное целостное мировоззрение;
  • Развитие общественной активности;
  • Развитие гражданской позиции, через знание экологических проблем;
  • Уметь себя самопрезентовать;
  • Навыки здорового образа жизни, через знание биологии.

Метапредметные:

  • Мотивация к обучению;
  • Умение пользоваться справочными материалами;
  • Осуществлять анализ и синтез;
  •  Умение формулировать вопросы;
  • Самоанализ деятельности.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

 

Календарный учебный график (Приложение №1).

Условия реализации программы

Для проведения занятий имеется отдельный кабинет. Оснащение процесса обучения, согласно программы, обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

Учебники по различным разделам биологии.

Учебные пособия: рабочая тетрадь, дидактические материалы, сборники контрольных работ по биологии.  

Научная, научно-популярная, историческая литература.

Справочные пособия (словари, сборники основных формул, энциклопедии, справочники по биологии).

Методические пособия для учителя.

Печатные пособия: 

  • Таблицы
  • Рисунки
  • Плакаты
  • Портреты ученых

Информационные средства:

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания, презентации.

Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых  тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.

Инструментальная среда по биологии.

Технические средства обучения:

  • учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
  • персональный компьютер - рабочее место педагога;
  • интерактивная доска;
  • проектор;
  • ноутбук "Packard bell";
  • шкафы секционные для хранения литературы и демонстрационного оборудования;
  • стенд.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • аудиторная доска                  пробирка стеклянная
  • лупа                                         стекло покровное 20/20
  • фолдскоп                                       стекло предметное
  • микроскоп учебный                  цилиндр мерный с носиком
  • капельница с пипеткой          чашка Петри 50
  • палочка стеклянная                  штатив для пробирок

Формы аттестации

Различают предварительный, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля. Цель предварительного контроля (или контроля готовности к овладению деятельностью) заключается в том, чтобы установить исходный уровень познавательной активности и присущие учащимся индивидуально психологические качества, которые способствуют успешности обучения. Такой контроль обеспечивает дифференцированный подход к обучению и позволяет наметить стратегии обучения предмету.  

Текущий контроль позволяет судить об успешности овладения знаниями, процессе становления и развития критического восприятия. Этот контроль должен быть регулярным и направленным на проверку усвоения учащимися определенной части учебного материала.

Промежуточный контроль проводится по завершении изучения темы. Он позволяет судить об эффективности овладения разделом программного материала.

Итоговый контроль направлен на установление уровня владения материала. Особенность такого контроля заключается в его направленности на определение, прежде всего уровня личностной компетенции. Для этого используются специальные тесты, позволяющие с достаточной степенью объективности оценить результаты обученности каждого учащегося.

Эффективность контроля во многом зависит от того, насколько он соответствует требованиям дидактики и методики обучения. Основными требованиями, предъявляемыми к контролю, являются его объективность, регулярность (интенсивность работы учащихся и длительность сохранения в памяти усвоенного материала во многом зависят от частоты и регулярности контроля), дифференцированный характер, а также ясность и четкость формулировки контрольных заданий. 

Контроль знаний и умений учащихся творческого объединения «Занимательная биология» строится с соблюдением следующих условий:  

  • создание для каждого учащегося ситуации успеха и уверенности; гарантирование каждому обучающемуся права на ситуацию успеха;
  • гарантированное каждому учащемуся права на ситуацию успеха;
  • своевременное проведение контроля знаний и умений каждого учащегося.  

Формы контроля усвоения знаний и умений обучающихся 

  • контроль умения анализировать информацию;
  • контроль знания терминологии;
  • контроль правильного восприятия и изложения изучаемого материала.

Формы итогового контроля:

  • собеседование;
  • круглый стол;
  • тестирование (контрольная работа).  

Способы определения результативности

Диагностика успешности овладения учащимися содержания программы осуществляется на всем протяжении реализации программы.  

Педагогический мониторинг осуществляется с помощью наблюдения, тестов и диагностики личностного роста.

В программе используются различные формы контроля – предварительный, текущий, промежуточный и итоговый.

Как показатели результативности программы также учитываются творческие достижения учащихся.

Оценочные материалы

Как оценочные материалы применяются карточки, тестирование, участие в круглых столах и конференциях.  

 Методические материалы

 

Тема программы

Формы

занятий

Приемы и методы

организации

образовательного процесса

Дидактический материал

Форма подведения итогов

Вводное занятие

Беседа,

Тест-игра

Создание обстановки доверия,

Инструктаж по ТБ. Тесты на познавательную активность.  

Рефлексия настроения и

эмоциональн ого

уверенности в успехе.  

состояния (стикеры  

4 цветов).

Введение  в основы биологии

Лекция, практическая работа,

круглый

стол , презентация

Предоставление информации разными способами,  анализ результатов  работы

Презентации. Карточки для

проведения викторины «Определи живоенеживое».  

Микроскопия.

Рефлексия деятельности

Микромир

Лекция, беседа, практическая работа, презентация  

Стимулирование учащихся к анализу и обобщению.

Презентация, практическая работа, микроскопия, приготовление сред,  игра на закрепление знаний, рисунки,  Красная книга

По результатам круглого стола

Растительный мир

Лекция, практическая работа, беседа, игра, круглый стол

Создание  обстановки доверия, уверенности  в успехе.  

Макеты клеток, Микроскопия. Рисунки «Ткани», Презентации. Карточки с заданиями материалы для игры  

Рефлексия настроения и эмоционального состояния, контрольная работа

Исследовательская деятельность

Лекция, игра, практическая работа, экскурсия

 Игровые ситуации, размышления вслух, проблемнопоисковая деятельность

Презентации, мультимедийный проектор, компьютер. Карточки для проведения игры, Составление коллажа

Круглый стол

Зашита исследовательской работы

Животный мир

Лекция, практическая работа

Стимулирование к размышлению, проблемно-поисковая деятельность, анализ результатов работы

Мультимедийный проектор, компьютер, составление коллажа, экскурсия.

Круглый стол

Итоговое занятие

Круглый стол

Создание обстановки уверенности в успехе

Ватман, стикеры, плакаты, мультимедийный проектор, компьютер.

Обсуждение результатов, награждение.

 

         

Список использованной литературы (для учащихся)

  1. Адоева, Е.Я. Биология клетки. Учебное пособие / Е.Я. Адоева, Ю.Ф. Захаркив и др, под ред. А.Ф. Никитина – СПб.: СпецЛит, 2015. – 168 с.
  2. Батуев, А.С. Большой справочник. Биология для школьников и поступающих в ВУЗы./ А.С. Билич, М.А. Гулякова, А.Г. Еленевский и др. – М.: Дрофа, 1999. – 216 с.
  3. Гигани, О.Б. Биология. Руководство к лабораторным занятиям./ О.Б. Гигани, М.М. Азова – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 272 с.
  4. Константинов, В.М. Охрана природы /В.М.Константинов. –

                  М.:Изд.Академия, 2003. – 240с.

  1. Коробкин, В.И. Экология / В.И.Коробкин, Л.В. Передельский. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 602 с
  2. Кучма В.Р. «Гигиена детей и подростков» М.:ГЭОТАР-Медиа 2012 г. – 480 с.
  3. Мельчаков Ю.Л. Окружающая среда: контроль и рекомендации.

                  Часть 1/ Екатеринбург, 1999. – 58с.  

  1. Слюсарев А.А., Жукова С.В. Биология - К.: Вища шк. Головное издательство, 1987. - 415 с.

 

Список использованной литературы (для педагога)

  1. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У.  Биология. В 3 т.   3-е изд. - М.: 2004.  
  2. Пивоваров, Ю.П. Гигиена и основы экологии человек

                /Ю.П.Пивоваров. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 512с.

  1. Слюсарев А.А., Жукова С.В. Биология - К.: Вища шк. Головное издательство, 1987. - 415 с.
  2. Трифонова, Т.А. Прикладная экология / Т.А. Трифонова, Н.В. Селиванова, Н.В. Мишенко. – М.: Академический Проект, 2005. – 384 с.
  3. Ярыгин, В. Н. Биология. В 2 кн. 5-е изд., испр. и доп / Ярыгин В.Н., В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова. - М.: Высшая школа, 2003. Кн.1 - 432с., Кн.2- 334с.

Приложение1.

Календарно- учебный график.

п/п

теория

часы

Практика

часы

Форма промежуточной аттестации

1. Введение - 2 ч. (2-0)

 

 

1

Вводное занятие.

Удивительная наука – биология

2

 

 

 

2. Микромир - 29 ч. (5-24)

 

 

2

Правила работы с микроскопом и биологическим оборудованием

1

Пр. работа: «Изучение строения увеличительных приборов»

1

 

3

Методы изучения и приготовления микропрепаратов

1

Пр. работа: «Знакомство с клетками растений»

2

 

4

Клетка – структурная единица живого организма

1

Пр. работа:

«Приготовление препарата и изучение строения растительной клетки»

2

 

5

 

 

Пр. работа: «Запасные вещества клетки»

2

 

6

Простейшие под микроскопом

1

Пр. работа:

«Выращивание простейших»

1

 

7

 

 

Пр. работа: «Знакомство со строением и передвижением простейших»

2

 

8

Многообразие водорослей

1

Пр. работа: «Изучение внешнего строения водорослей»

1

 

9

 

 

Пр. работа: «Изучение бактериологическо го состояния микроорганизмов»

2

 

10

 

 

Пр. работа: «Жизнь на кончиках пальцев»

2

 

11

 

 

Пр. работа: «Влияние  природных и лекарственных антибиотиков на рост и развитие микроорганизмов»

2

 

12

 

 

Пр. работа: «Изучение влияния природных и лекарственных антибиотиков на рост и развитие бактерий»

2

 

13

 

 

 Пр. работа: «Изучение строения плесневых и дрожжевых грибов»

2

 

14

 

 

 Пр. работа:

«Гигиеническая оценка качества воды из разных источников»

2

 

 

3. Растительный мир -  47 ч. (25-22)

15

 Флора Амурской области

2

 

 

 

16

Внешний облик  растений

1

Пр. работа: «Изучение внешнего строения растений»

2

 

17

Гербаризация растений

1

Пр. работа: «Изготовление гербарных образцов»

2

 

18

Растения-индикаторы

1

Опыт:

«Приготовление вытяжек растворов

из частей

растений, обладающих свойствами индикаторов»

2

 

19

Растения - фитонциды

1

Опыт: «Получение масляных экстрактов из растительного сырья»

2

 

20

Растения - красители

1

Опыт:

«Окрашивание тканей натуральными природными красителями»

2

 

21

Лекарственные растения Амурской области

1

Пр. работа: «Фитобар»

2

 

22

Ядовитые растения Амурской области

2

 

 

 

23

Краснокнижные растения Амурской  области

2

 

 

 

24

Комнатные растения- лекари

1

 

 

 

 

26

«Путешествие на

Зеленую планету»

1

 

 

 

27

Лиственные породы деревьев Амурской области

1

Пр. работа: «Изучение внешнего строения листьев, плодов и семян покрытосемянных растений»

3

 

28

Хвойные породы деревьев Амурской области

1

Пр. работа: «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений»

3

 

29

Определение возраста деревьев

1

Пр. работа:

«Определение возраста деревьев по мутовкам, годичным кольцам»

2

 

30

Лесная кухня: ягоды, шишки

2

Пр. работа:

«Определение съедобных растений по плодам и шишкам»

1

 

31

Разнообразие грибов

2

 

 

 

32

«Что такое лес»

1

 

 

 

33

«Лес и его обитатели»

2

 

 

 

1. Исследовательская деятельность -  16ч. (2-14)

34

Технология исследовательской деятельности

2

 

 

 

35

 

 

Исследовательская деятельность

14

 

5. Животный мир -  14 ч. (15-2)

36

Фауна Амурской области.

Классификация животных по типу питания.

2

 

 

 

37

Птицы Амурской области

1

 

 

 

38

Следы диких животных

1

 

 

 

39

«Следы зверей»

1

 

 

 

40

 

 

Экскурсия в парк города Райчихинска

2

 

41

Животные красной книгиАмурской обл.

2

 

 

 

42

«Домашние питомцы»

1

 

 

 

43

Разнообразие

насекомых

 

1

 

 

 

44

«Биология»

1

 

 

 

45

Тестирование

2

 

 

Тестирование

Итого:         108

46

 

62

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...