Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный натуралист»
методическая разработка по биологии

Программа направлена на поиск одаренных учащихся, на то, чтобы одаренные дети имели возможность развиваться и совершенствоваться. Знания и умения, необходимые для осуществления учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для создания и реализации научно-исследовательских проектов при обучении в ВУЗах и средних специальных учебных заведениях. Программа позволяет реализовать актуальные сегодня личностно-ориентированный и деятельностный подходы в обучении. Срок реализации программы: 1 года. Возраст детей: 11–16 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_naturalist._grekova_g.a.docx48.63 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                «Гальбштадтская средняя общеобразовательная школа»

«РАССМОТРЕНО»

Председатель экспертного совета

         ___________ Е.Н.Кожанова

Заключение  от __________2021 г.

 «УТВЕРЖДАЮ»

 Директор

_________ Н.Ф. Осипова

Приказ № 193 от 24  августа 2021 г.

Рабочая программа

 курса внеурочной деятельности

«Юный натуралист»

2021 – 2022 учебный год

 5-10 класс

                                     

                 

                                                                               

Программу составила
Грекова Г.А,  

                                                                                               учитель

    высшей квалификационной категории

                                         с. Гальбштадт -  2021 г

                                              

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности курса социальной направленности  «Юный натуралист» составлена с учетом следующих нормативных документов:

-Основная образовательная программа основного  общего образования  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Гальбштадтская средняя общеобразовательная школа» Немецкого национального района Алтайского края (утв. приказом директора МБОУ «Гальбштадтская СОШ» от  23.12.2020. № 338)

- Положение об организации внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ начального общего образования и основного общего образования МБОУ «Гальбштадтская СОШ» (утв. приказом директора МБОУ «Гальбштадтская СОШ» от 1августа 2018 № 193). 

- Положение об организации внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ  среднего общего образования   МБОУ «Гальбштадтская СОШ» (утв. приказом директора МБОУ «Гальбштадтская СОШ» от 1 апреля 2019 №  52). 

Данная  программа  курса «Юный натуралист» предназначена для общеобразовательной школы и является очной формой обучения. Программа дает возможность обучающимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, она знакомит их с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность проводить научные эксперименты и исследования.

Актуальность программы. Программа направлена на поиск одаренных учащихся, на то, чтобы одаренные дети имели возможность развиваться и совершенствоваться. Знания и умения, необходимые для осуществления учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для создания и реализации научно-исследовательских проектов при обучении в ВУЗах и средних специальных учебных заведениях. Программа позволяет реализовать актуальные сегодня личностно-ориентированный и деятельностный подходы в обучении. Срок реализации программы: 1 года. Возраст детей: 11–16 лет.

Цель программы: формирование и распространение исследовательской компетентности в образовательном пространстве как условие развития творческого мышления и качества образования школьников.

Достижение данной цели предполагает решение школьниками следующих задач:

1. Приобрести знания о содержании и структуре учебно-исследовательской работы, о способах поиска необходимой для исследования информации;

2. Освоить метод научного познания, овладеть методикой научного исследования;

3. Овладеть операциями анализа и обобщения, способами обработки результатов;

4. Освоить требования к оформлению реферата исследовательской работы;

5. Овладеть основами практического выступления с научным докладом;

Предназначение программы  школы – выявлять и поощрять детей, которые реально желают заниматься научно-исследовательской деятельностью; дать возможность школьникам развить свой познавательный интерес, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном мире.

Программа направлена на формирование организационно-деятельностных качеств обучающихся, таких как способность осознавать цели и задачи учебно-исследовательской деятельности, умение ставить цель и организовать ее достижение, а также развитие креативных качеств – вдохновленность, гибкость ума, критичность, наличие своего мнения, умение выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Учебная программа «Юный натуралист»  по направленности содержания – надпредметная. Состоит из трех модулей:

1 модуль – “Первые научные пробы. Самоопределение в науке”

2 модуль – “Поиск истины. От замысла к открытию”

3 модуль – “Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом”.

Продолжительность образовательного процесса – 1 год.

Форма обучения очная.

Формы организации деятельности – групповая и индивидуальная.

Основная организационная форма обучения – погружение.

Программа предполагает использование следующих обучающих форм:

Установочные и аналитические мини-лекции.

Научные практикумы.

Интенсивная школа (в каникулярное время)

Уроки-дискуссии.

Психологические тренинги.

Консультации.

Беседы.

Защита исследовательских мини-проектов.

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные результаты.

  • ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;   
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  • основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты

  •  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); мотивация к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
  • экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 Тематический план курса внеурочной деятельности  «Юный натуралист»  
   
Наименование  раздела
Всего часов
1

1 модуль  «Первые научные пробы. Самоопределение в науке»

12
2

2 модуль «Поиск истины. От замысла к открытию»

9
3

3 модуль «Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом»

14

Итого

35

Формы итоговой и промежуточной аттестации по курсу внеурочной деятельности «Юный натуралист» не предусмотрены.

Содержание курса внеурочной деятельности.

1 модуль  «Первые научные пробы. Самоопределение в науке»

Тема 1.

Введение в программу. Ознакомление с деятельностью  курса.

Правила поведения детей на занятиях. Правила техники безопасности и личной гигиены (рабочая поза, частота смены положения тела, наличие чистого материала, требования к инструментам, перерывы для отдыха и т.д.) Познавательная игра по теме.

Тема2.                                                                                                                                     Экскурсия в парк. «Зеленый наряд нашей планеты». Наблюдение за живой и неживой природой.                                                                                

1.Провести наблюдения за изменениями в неживой природе.
2.Учить нахождению признаков отличия растений осенью в сравнении с летом.
3. Продолжить формирование понятий “неживая природа”, “живая природа”,            актуализировать представления о жизненных формах растений.
4.Учить наблюдению за поведением животных.
5.Продолжить формирование умения эстетически воспринимать природу вокруг себя. Формировать представления об экологических связях и зависимостях явлений и объектов живой природы.

         Первую экскурсию в природу необходимо провести в сентябре, выбрав солнечный день. Учащиеся еще живут воспоминаниями о прекрасной летней поре и помогут проведению беседы на высоком эмоциональном уровне. В зависимости от того, где планирует провести экскурсию учитель: степной участок, сквер, водоем,  лес, в ответах учащихся будут называться различные природные объекты. Данный  урок может быть разделен на две экскурсии, или сокращено содержание.

Тема3.                                                                                                                                        Работа на учебно-опытном  участке. Знакомство с учебно-опытным участком (площадь, размеры, структура) и осенними работами на нем. Правила   безопасности труда при работе с ручным садовым инвентарем (грабли, носилки),   приемы работы с ним.  

Тема 4.

Практическая работа на учебно-опытном участке: удаление мусора, сгребание  граблями опавших листьев, веток. Экология пришкольного участка. Привлечь родителей к подготовке доклада.  

Тема 5.

Лекарственные растения на учебно-опытном участке. Что такое лекарственные растения.

Немного истории. Заготовка, сушка и хранение лекарственных растений. Приготовление и применение лекарственных средств. Как искать, собирать и охранять лекарственные растения.

Практическая работа:  заготовка лекарственных растений.

Тема 6.

Перспективные технологии в борьбе с отходами на пришкольном участке. Опасные отходы в быту. Что может сделать гражданин для сохранения окружающей среды (на кухне, в школе, на работе, в дороге, саду, на даче ).

Тема 7. Практические занятия на  школьном учебно-опытном участке:  сбор урожая. Очистка участка от остатков растений, внесение перегноя.

Хранение плодов и овощей. Хранение корнеплодов. Переработка овощей. Рецепты – хозяйке на заметку. Конкурс на самый лучший рецепт.

Тема 8. Селекция в домашних условиях. Сорт и семена. Значение сорта. Качество семян. Сбор семян.  Сушка семян. Сортировка семян, подготовка их к зимнему хранению.

Практическая работа:  проверка всхожести семян, приготовление семенного материала.

Тема9.                                                                                                                                            Экскурсия в природу. «Здравствуй, осень золотая!» Листопад в жизни  растений, сравнение и сбор осенних листьев.

Тема10.                                                                                                                           Знакомство с жизнью и деятельностью знаменитого биолога И.В.Мичурина.

Тема 11.  Все профессии важны, все профессии нужны. Кем быть? Знакомство с профессиями «Человек-природа».  

Тема 12.  Все профессии важны, все профессии нужны. Кем быть? Знакомство с    профессиям«Человек-природа».                                                                                                    Практическое занятие. Можно выбрать профессию школьного повара. Повар проводит мастер-класс с участием детей. Итог, например, чаепитие.

2 модуль «Поиск истины. От замысла к открытию»

Тема 13- 14. Экскурсии на рабочие места родителей учащихся. Можно посетить рабочие места тех людей, о профессиях которых говорили на теоретическом занятии.

Тема 15. Использование знаний  по гигиене труда на практике. Изучение основных свойств некоторых материалов. Изготовление различных поделок (по усмотрению учителя).

Тема 16. Санитарный день в кабинете.                                                            

Тема 17-18-19. (1-теористическое,2-практических занятий)

1.Комнатное цветоводство. 3накомство с видами комнатных растений. Назначение и польза комнатных растений. Фэн-Шуй.                                                                                        

2-3.Практические работы: ухода за   комнатными растениями: полив, удаление пыли, сухих листьев, рыхление почвы. Выращивание комнатных растений и правила ухода за ними. Правила опрыскивания, подкормки, рыхление почвы. Размещение комнатных растений в зависимости от их отношения к свету, теплу. Заготовка черенков (традесканция, бегония, фуксия, герань). Посадка. Пересадка в цветочные горшки. Изготовление и наклейка табличек с названием цветов на цветочные горшки.                                                                                                                  

Эксперимент и уход за комнатными растениями в течение всей работы.  Опыт:  влияние удобрений на рост и развитие растений.

Тема 20.

Зимняя экскурсия в парк. Наблюдения за живой и неживой природой в холодное время года. Обратить внимание на изменения в природе, связанные со сменой времен года.

3 модуль «Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом»

Тема 21-22.Практическая работа(1и2).Оформление «Уголка природы в школе» - описание, фото редких комнатных растений; интересные факты из жизни растений; хобби людей – комнатные растения. Конкурс презентаций учащихся «Комнатные растения разных стран».

Тема 23.Экскурсия: Дом- музей комнатных растений.(Организовать посещение частного дома, где люди увлечены выращиванием комнатных растений и имеют большую коллекцию этих растений.)                                                                                                        

Тема 24.

  Знакомство с новыми сортами цветочно-декоративных растений.  Использование слайдов.                        

Тема 25.

Использование цветочно-декоративных растений в современном ландшафтном дизайне.

-что такое ландшафтный дизайн;

-его назначение;

-как называют человека, который занимается ландшафтным дизайном;

-как используется данное направление в нашей местности.

Тема 26-27.

Составление эскизов, макетов цветочных клумб. Знакомство с аранжировкой цветов.

Выставка работ на общешкольное голосование за лучший макет. Привлечение родителей.

Тема 28.

 Знакомство с семенами цветочно-декоративных растений. Практическая работа: подготовка семян к посеву. Посев. Выращивание рассады.                        

Тема 29-30. Планирование и проектирование пришкольного участка.

Подготовительный этап работы на участке:1)Выбор участка; 2)разбивка участка; 3)планирование отделов.  Основной этап работы: 1)содержание участка; 2)организация учебно-опытной работы; 3)почва и климатические условия; 4)современный дизайн участка.

Практическая работа:  применение разнообразных форм и окраски растений при дизайнерском оформлении цветников. (Планировка цветников. Разбивка клумб. Озеленение группами. Подбор растений по высоте и времени цветения. Декоративно – художественное оформление).

 Подготовка и посев семян в грунт. Посадка рассады.

 Тема31.                                                                                                                   Растениеводство как составная часть сельского хозяйства. Разнообразие культурных растений. Растения поля, сада, огорода. Основные фенологические фазы сельскохозяйственных культур (всходы, цветение, созревание).                                                                                                                                      

Практическая работа на участке: распознавание всходов культурных растений, полив, прополка, установка опорных колышков.

Тема 32.

Экскурсия: «Профессии в растениеводстве» (овощевод, садовод, агроном и др.).

Тема 33.Подготовка комнатных растений к лету. Высадка некоторых растений на пришкольный участок. Другие растения помещают в прохладные, затененные комнаты.

Тема 34-35. Проводится тестирование по всему курсу кружка.

Опытническое дело. Какие бывают опыты. Выбор опытнической работы на лето.

 

Календарно - тематическое планирование  курса внеурочной деятельности  «Юный натуралист» 2021-2022 уч.год

   

урока

Количество часов

Модули программы и изучаемые темы

  Дата проведения

12

1 модуль

“Первые научные пробы”.

Самоопределение в науке

1

1

Презентация курса «Юный натуралист»

Давайте познакомимся. Техники знакомства. Техники влияния

03.09

2

1

Структура учебно-исследовательской деятельности

10.09

3

1

Тема для исследования. Как найти интересную тему для исследования?

17.09

4

1

Преобразование учебной, научной информации в тему исследования

24.09

5

1

Актуальность и практическая значимость исследования.

01.10

6

1

Объект и предмет исследования.        

08.10

7

1

Определение цели и задач исследования

15.10

8

1

Формулирование гипотезы

22.10

9

1

Определение методов исследования

29.10

10

1

Планирование исследования

Распределение ролей при работе в команде

12.11

11

1

Виды литературных источников информации

Библиографическое описание        

19.11

12

1

Виды фиксирования и обобщения информации

26.11

9

2 модуль

“Поиск истины.

От замысла к открытию”.

13

1

Творческая личность. Качества творческой личности.

03.12

14

1

Азбука лидерства

10.12

15

1

Эксперимент и исследование.

17.12

16

1

Общая методология выполнения исследовательских работ.

24.12

17

1

Планирование, выбор методов эксперимента,

14.01

18

1

Подтверждение  гипотезы, анализ данных.        

21.01

19

1

Ведение дневника

28.01

20

1

Оформление работы и подготовка приложений

04.02

21

1

Рекомендации по размещению иллюстраций в работе

11.02

14

3 модуль

“Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом”

22

1

Практика презентации исследовательской работы

18.02

23

1

Успех презентации – залог признания и путь к номинации!

25.02

24

1

Индивидуальные консультации

04.03

25

1

Основные подходы к составлению защитной речи.

11.03

26

1

Стендовый доклад.

18.03

27

1

Тезисы и рецензия – это тоже важно!

Основные правила написания.

25.03

28

1

Предварительная презентация проекта и исследования.

08.04

29

1

Индивидуальные консультации

15.04

30

1

Критерии оценки научных работ.

22.04

31

1

Экспертиза.

29.04

32

1

Индивидуальные консультации

06.05

33

1

Публичное  предъявление и защита работа

13.05

34-35

2

Учимся рефлексировать!

Виды рефлексии. Рефлексия деятельности и рефлексия состояния.

20.05

27.05

Лист внесения изменений

Дата

Тема занятия

Содержание изменений

Основание (причина) изменений

Лист

экспертизы рабочей программы курса внеурочной деятельности

Курс внеурочной деятельности________________________________________,   __ класс

Составитель программы________________________________________________________

Эксперт:______________________________________________________________________

Дата заполнения:     _______________________20___г.

Критерии и показатели

Выраженность критерия

есть (+),  

нет (-)

Комментарий эксперта

(при показателе «нет»)

 Полнота структурных компонентов рабочей программы курса

1.1

Титульный лист

1.2.

Пояснительная записка

1.3.

Планируемые результаты освоения курса

1.4.

Содержание курса

1.5.

Календарно-тематический план

Качество пояснительной записки рабочей программы курса

2.1.

Раскрывает цели и задачи обучения, воспитания и развития обучающихся по данному направлению, педагогическую идею курса внеурочной деятельности

2.2.

Содержит информацию о продолжительности занятий, возрастную принадлежность,

2.3.

Содержит информацию о видах деятельности, формах подведения итогов работы

Качество описания планируемых результатов освоения курса

3.1.

Планируемые результаты соотносятся с целями и задачами изучения курса внеурочной деятельности

3.2.

Личностные и метапредметные результаты конкретизированы через соответствующие УУД

Качество описания содержания курса внеурочной деятельности

4.1.

Содержит информацию о теме раздела и его содержании

4.2.

Содержит информацию о формах организации и видах деятельности обучающихся

Качество тематического поурочного плана

5.1.

Содержит  информацию о продолжительности изучения раздела

5.2.

Отражает информацию о теме каждого занятия, дату его проведения

Грамотность оформления:  соответствие требованиям информационной  грамотности

6.1.

Содержание разделов соответствует их назначению

6.2.

Текст рабочей программы структурирован

6.3.

Текст рабочей программы представлен технически грамотно

Выводы  эксперта:_____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"

рабочая программа внеурочной деятельности  по математике 5 класс по общеинтеллектуальному направлению. рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...

рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"

рабочая программа внеурочной деятельности  по математике 5 класс по общеинтеллектуальному направлению. рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист"

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист" предназначена для учащихся 5 классов, для более углубленного изучения биологии и знакомства с особенностями природы Астраханской обла...

Программа внеурочной деятельности "Юный натуралист"

Программа разработана с целью развития у детей  знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозавис...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный натуралист"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный натуралист".Срок реализации 2 года....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный натуралист» для 5 класса на 2022-2023 учебный год

Раздел 1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа. Сведения о программе (примерной/типовой или авторской):Федеральный закон от 29.12.2012 г...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный натуралист"

Рабочая программа для 8-9 класса по внеурочной деятельности естественно- научной направленности " Юный натуралист"...