Главные вкладки

    Рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему:
    Программа внеурочной деятельности "Юный натуралист"

    Корогодина Алена Владимировна

     

    Программа разработана с целью развития у детей  знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл yunyy_ekolog.docx74.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Заливинская средняя общеобразовательная школа»

    Тарского муниципального района Омской области

    Рассмотрено:

    На  педагогическом совете 

    Протокол № … от «…» ……… 2015 г.

    Согласовано:

    Заместитель директора школы

    по ВР БОУ «Заливинская

    СОШ»_______Н.Г. Васильева

    «…..» ……………..  2015 г

    Утверждено:

    Приказ № …..

    от «……» ……………. 2015 г.

    Директор  БОУ «Заливинская СОШ» __________ А. П. Лосев

    Общеразвивающая программа внеурочной деятельности

    «Юный натуралист»

    Направление: общеинтеллектуальное (эколого-биологическое)

    программа рассчитана на обучающихся 5-7 классов, срок реализации 2 года

    Составитель программы: Корогодина Алена Владимировна

    учитель биологии

    первой квалификационной категории

    БОУ « Заливинская СОШ»

    2015

    Рабочая программа разработана на основе:

    1. Федерального Закона от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ»
    2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

    3.ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 - http://standart.edu.ru/

    4. Приказ МО и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

    5. Программа УУД на ступенях  начального и основного общего образования http://moysosh3.ucoz.ru/FGOS/programma/programma_uud_gotovo.pdf 

    6. Учебного плана БОУ «Заливинская СОШ»»  на 2015-2016 учебный год.

    7. Регионального компонента (Омское Прииртышье: программа для общеобразовательных учреждений 1-11 классы/Н.А.Ждан, Т.С.Горбунова и др., Омск: БОУДПО «ИРООО», 2013.

    8. Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960.

    1. Предложения в план по реализации Стратегии развития воспитания   в Российской Федерации. Резолюция межмуниципальной диалоговой площадки от 08.09.2015г

    Пояснительная записка

    Актуальность программы

    Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

             В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в  школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.

       Цель программы -  формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.

    Задачи:

    • Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.
    • Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
    • Формирование экологически  ценностных   ориентации в деятельности детей.
    • Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
    • Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
    • Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
    • Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
    • Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

    Общая характеристика курса

      В основе реализации   программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

    • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального,  поликультурного.
    • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития занимающегося;
    • развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
    • признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития занимающихся;
    • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся;

     Метапредметные связи программы внеурочной деятельности.

    •  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 
    • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
    • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
    • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
    •  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
    • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
    • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
    • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями предмета;
    • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
    • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
    • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
    • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием предмета;
    • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
    • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.

    Предметные результаты.

    • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
    •  формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
    • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
    • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
    • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

    Планируемые результаты освоения

    учащимися программы внеурочной деятельности.

    Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

    Личностными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих  компетенций:

    • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
    • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

    Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

    Показатели в личнстной сфере ребёнка

    интерес к познанию мира природы;

    - потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;

    -осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

    - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

    Метапредметные результаты программы внеурочной деятельности по научно-позновательному направлению обеспечивает формирование у школьников целостной картины окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях; экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, гражданина, любящего своё Отечество, уважающего образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

    Изучая этот предмет, учащиеся знакомятся с методами познания окружающего мира (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, классификация и др.); усваивают предметные знания и умения, а также комплекс личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе.

    Формирование УУД

    Реализация возможностей формирования у школьников УУД обеспечивается: логикой развёртывания содержания и его структурой, представленной в учебниках; системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности учащихся (она представлена в учебниках различными методическими приёмами); системой учебных ситуаций, учебно-познавательных и учебно-практических задач, предложенных в учебниках, в рабочих тетрадях, в тетрадях для тестовых заданий; методическими рекомендациями учителю, в которых даны советы по формированию предметных и универсальных учебных умений при организации познавательной деятельности учащихся.

    1. формирование основ экологической и генетической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
    2. формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических процессах, явлениях, закономерностях, их роли в жизни организмов и человека; овладение понятийным аппаратом биологии;
    3. приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;
    4. освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
    5. овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

    Личностные УУД

    В сфере личностных универсальных учебных действий формируется:

    • умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде
    • осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья
    • умение различать государственную символику Российской Федерации, своего региона (республики, края, области, административного центра); находить на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию России, её столицу – город Москву, территорию родного края, его административный центр; описывать достопримечательности столицы и родного края, особенности некоторых зарубежных стран.

    Регулятивные УУД: 

    В сфере регулятивных универсальных учебных действий формируется умение:

    • осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе
    • понимать перспективы дальнейшей учебной работы
    • определять цели и задачи усвоения новых знаний
    • оценивать правильность выполнения своих действий
    • вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности. 

    Особое внимание уделяется развитию способности к постановке (принятию) учеником учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые определяются перед изучением раздела, темы, чтением смыслового блока текста, выполнением заданий, перед проверкой знаний и умений в рабочей и тестовой тетради. Планирование учебных (исследовательских) действий ученик осваивает, наблюдая природные и социальные объекты, готовя о них сообщения, выполняя опыты в классе или в домашних условиях, участвуя в проектной работе.

     Познавательные УУД:

    При изучении курса развиваются следующие познавательные учебные действия:

    • умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.)
    • описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств)
    • устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.
    • пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания
    • моделировать объекты и явления окружающего мира
    • проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.

    Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные знаки и др.).

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

     Коммуникативные УУД:

    Развиваются и коммуникативные способности учащихся:

    • обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми;
    • приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
    • осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе;
    • осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами;
    • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
    • слушать и понимать речь других.
    • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
    • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

     

     Формы достижения результатов трёх уровней во внеурочной познавательной деятельности.

    Первый уровень - воспитательные результаты.

    Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Познание собственно социального мира, т. е. познание жизни людей и общества:

    принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. Причём важны не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком, находящимся в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п.

    Второй уровень - познавательная деятельность.

    Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества.

    Работу школьников с информацией воспитательного характера, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре, экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.

    При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют коррекции этого отношения, ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной. Например тема:

    «Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей?»

    Обращать внимание школьников на нравственные проблемы, связанные с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Например, можно обратить внимание школьников, увлекающихся биологией и экологией можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования.

    Внимание школьников можно акцентировать и на экологических последствиях открытия дешёвых способов изготовления синтетических материалов. Также можно предложить задуматься о том, к чему ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко всё новым жертвам. Такие проблемы педагогам рекомендуется поднимать и обсуждать вместе со школьниками. Позитивное отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания.

    Третий уровень - познавательная деятельность.

    Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или иных социально ориентированных акций. В кружках по предметам учащиеся могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

    Как улучшить качество питьевой воды в школе?

    Исчезающие биологические виды нашего региона: стратегии спасения.

    Способы решения конфликтов и преодоления агрессии в школе и семье.

    Химический состав популярных детских напитков и проблемы здоровья.

    Подобные темы могли бы становиться темами исследовательских проектов школьников, а их результаты — распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.

    Основные направления содержания программы.

    Представленная целостная программа разработана для учащихся 11-13 лет  на 70 часов. Программа имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

    Основные принципы содержания программы:

    • принцип единства сознания и деятельности;
    • принцип наглядности;
    • принцип личностной ориентации;
    • принцип системности и целостности;
    • принцип экологического гуманизма;
    • принцип краеведческий;
    • принцип практической направленности.

         

      Содержание процесса внеурочной деятельности.

    Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням.

    1 уровень

    2 уровень

    3 уровень

    школьник знает и понимает общественную жизнь

    школьник ценит общественную жизнь

    школьник самостоятельно действует в общественной жизни

    Для достижения данного уровня необходимо.

    взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

    взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

    взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

    Формы организации  внеурочной деятеятельности – кружок,  форма добровольного объединения детей.

    Функции:

    • расширение, углубление, компенсация предметных знаний;
    • приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности;
    • расширения коммуникативного опыта;
    • организации детского досуга и отдыха.

    Формы учета для контроля и  оценки планируемых результатов освоения

    программы внеурочной деятельности.

    Для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

    Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

    Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

    • Оценка  конечного  результата умение применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
    • составлять экологические модели, трофические цепи;
    • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
    • заботиться о здоровом образе жизни;
    • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
    • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
    • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
    • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
    • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

     Прямыми  критериями  оценки  результатов обучения служат: успешное  освоение  программы по  годам обучения, участие  в  мероприятиях при  наличии  положительного  результата.

     Косвенными  критериями  служат: создание  стабильного  коллектива  объединения, заинтересованность обучающихся в  выбранной  деятельности, развитие  чувства  ответственности  за  порученное  дело, воспитание  сознательных  патриотов  своего  края.

      Допрофессиональная  подготовка:   по  окончании  курса    занятий  данного  курса по  программе  обучающиеся  получают  свидетельства  об  окончании  курса.

                                    Программа «Юный эколог» (1-й год обучения)

     Учебно-тематический план

    п/п

    Тема

    Всего часов

    Теория

    Практика

    1

    Вводное занятие.

    2

    1

    1

    2

    Что такое экология.

    5

    3

    2

    3

    Энергия-основа основ.

    5

    2

    3

    4

    Суша как часть биосферы.

    5

    2

    3

    5

    Атмосфера.

    4

    1

    3

    6

    Гидросфера.

    3

    1

    2

    7

    Живая природа.

    8

    2

    6

    8

    Природоохранная деятельность

    3

    -

    3

                   Итого: 35

                                               

    Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности.

    П/п

    Тема

    Решаемые проблемы учеником

    Планируемые результаты

    (в соответствии с ФГОС)

    УУД 

    Личностные результаты 

     1

    Введение.

    Правила поведения в  природе.

    Как осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь?

    Р.: применять подбор информации для составления портфолио.

    П.: обосновывать положительное влияние занятий внеурочной деятельности на формирование личности.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний на занятии.

    Формировать адекватную самооценку собственного здоровья.

    2

    Осенние явления в жизни природы.

     Как правильно  вести фенологический дневник?

    Р.: применять подбор информации для составления портфолио.

    П.: определять назначение физкультурно  - оздоровительных занятий, их роль и значение в режиме дня.

    К.: обосновывать положительное влияние занятий внеурочной деятельности на формирование личности.

    Формировать экологическое мышление.

    3

    Что такое экология?

    Наука экология.

    Как научиться обсуждать проведенные занятия, личное участие каждого ученика?

    Р.: применять подбор информации для составления портфолио.

    П.: давать оценку экологии в жизни человека.  

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний вне школы.

    Формировать экологическое мышление.

     4

    Биосфера-живая оболочка Земли.

    Как согласовать действия с возможностями ученика?

    Р.: – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

    П.: давать оценку населенности биосферы.

    К.: осуществлять взаимный контроль и сотрудничество со сверстниками.

     Формирование экологически сообразного поведения учащихся в природе.

    5

    Экологические системы.

    Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.

    Р.: ставить учебную  задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

    П.: давать оценку экологических систем.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний.

    Формирование основ экологической грамотности.  

    6

    Цепи питания.

    Как правильно устанавливать причинно-следственные связи и постановку задач?

    Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.  

    П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

     Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к мнению сверстников.

    7

    Природные зоны родного края.

    Как правильно устанавливать причинно-следственные связи и постановку задач?

    Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик.

    П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

    Внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе.

    8

    Энергия -основа основ.

    Значение Солнца для жизни на Земле.

    Как научиться обсуждать проведенные занятия, личное участие каждого ученика?

    Р.: применять подбор информации для составления портфолио.

    П.: давать оценку значения Солнца.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний вне школы.

    Формирование основ экологической грамотности.

     9

    Фотосинтез.

    Как правильно устанавливать причинно-следственные связи и постановку задач?

    Р.: ставить учебную  задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

    П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

    Внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе.

    10

    Семена-аккумуляторы

    солнечной энергии.

    Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности?

    Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.  

    П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

    Формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе.

    .

    11

    Распознавание плодов и семян деревьев.

    Как правильно применять на практике теоретические знания?

    Р.: применять теорию на практике.

    П.: давать оценку практическим знаниям.

    К.: соблюдать правила безопасности.

    Организовывать совместные занятия вне аудитории со сверстниками.

    12

    Различные источники энергии.

    Как правильно осмыслить  и принять цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач?

    Р.: уважительно относиться к сверстнику.

    П.: давать оценку различным источникам энергии.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе занятий.

     Формирование адекватной самооценки учащихся.

    13

    Суша как часть биосферы.

    Геологичес-кое строение Земли.

    Как согласовать действия с возможностями ученика?

     

    Р.: ставить учебную  задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

    П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

    Формирование адекватной самооценки учащихся.

     14

    Горные породы и минералы.

    Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности?

    Р.: использовать теорию на практике.

    П.: давать оценку горных пород и минералов.

    К.: соблюдать правила безопасности.

    Формирование адекватной самооценки учащихся.

    15

    Механический состав почвы, типы почв.

    Как взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний?

    Р.: использовать теорию на практике.

    П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

    Формирование адекватной самооценки учащихся.

    16

    Представители почвенной фауны.

    Выбор действия с возможностями ученика.

    Р.: ставить учебную  задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

    П.: давать оценку представителей почвенной фауны.

    К.: использование проблемных ситуаций, споров дискуссий.

    Формирование уважительного отношения к живым организмам .

    17

    Охрана почв.

    Как взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного усвоения знаний?

    Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик.

    П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

    Формирование адекватной самооценки учащихся.

    18

    Атмосфера.

    Значение атмосферы.

    Как выполнить коллективное обсуждение  проведенных занятий, личное участие каждого ученика?

    Р.: ставить учебную  задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

    П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний.

    Формировать адекватную самооценку здоровья занимающихся

    19

    Погода и климат Подмосковья.

    Как правильно устанавливать причинно-следственные связи и постановку задач?

    Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик.

    П.: давать оценку погоде и климату Подмосковья.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний.

    Формировать адекватную самооценку здоровья занимающихся.

    20

    Наблюдения за жизнью растений и животных зимой.

    Как правильно  вести фенологический дневник?

    Р.: использовать теорию на практике.

    П.: создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

    Формирование основ экологической грамотности.  

    21

    Загрязнение атмосферы человеком.

    Как правильно устанавливать причинно-следственные связи и постановку задач?

    Р.: использовать теорию на практике.

    П.: давать оценку загрязнению атмосферы.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

    Формирование основ экологической грамотности.  

    22

    Гидросфера.

    Значение воды для всего живого.

    Как правильно осмыслить  и принять цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач?

    Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик.

    П.: давать оценку значения воды.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

    Формирование основ экологической грамотности

    23

    Обитатели водной среды.

    Как взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного усвоения знаний?

    Р.: ставить учебную  задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

    П.: давать оценку обитателей водной среды.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

    Формирование положительного отношения к живой природе.

    24

    Источники загрязнения воды.

    Как выполнить коллективное обсуждение  проведенных занятий, личное участие каждого ученика?

    Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик.

    П.: давать оценку загрязнения воды.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

    Формирование основ экологической грамотности

    25

    Живая природа.

    Многообразие растений.

    Как правильно осмыслить  и принять цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач?

    Р.: ставить учебную  задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

    П.: давать оценку многообразия растений.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

    Формирование положительного отношения к живой природе.

    26

    Сообщества леса, парка, луга.

    Как согласовать действия с возможностями ученика?

    Р.: использовать теорию на практике.

    П.: давать оценку природных сообществ.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

    Формирование положительного отношения к живой природе.

    27

    Наблюдения за весенними явлениями.

    Как правильно  вести фенологический дневник?

    Р.: использовать теорию на практике.

    П.: давать оценку весенних явлений.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

    Формирование положительного отношения к живой природе

    28

    Лекарствен-ные растения.

    Как правильно применять на практике теоретические знания?

    Р.: использовать теорию на практике.

    П.: давать оценку лекарственных растений.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

    Формирование положительного отношения к живой природе

    29

    Комнатные растения.

    Как правильно применять на практике теоретические знания?

    Р.: использовать теорию на практике.

    П.: давать оценку комнатных растений.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

    Формирование основ экологической грамотности.

    30

    Фауна нашего края.

    Как взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного усвоения знаний?

    Р.: ставить учебную  задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

    П.: давать оценку фауне родного края.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

    Формирование положительного отношения к живой природе

    31

    Экологические группы животных.

    Как выполнить коллективное обсуждение  проведенных занятий, личное участие каждого ученика?

    Р.: ставить учебную  задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

    П.: давать оценку экологических групп животных.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

    Формирование основ экологической грамотности.

    32

    Влияние человека на флору и фауну

    Как взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного усвоения знаний?

    Р.: использовать теорию на практике.

    П.: давать оценку фауне родного края.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

    Формирование основ экологической грамотности.

    33

    Природо-охранная деятельность.

    Охрана природы в России.

    Как согласовать действия с возможностями ученика?

    Р.: использовать теорию на практике.

    П.: давать оценку охраны природы в России.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

    Формирование активной жизненной позиции.

    34

    Сосновый бор-памятник природы.

    Как выполнить коллективное обсуждение  проведенных занятий, личное участие каждого ученика?

    Р.: использовать теорию на практике.

    П.: давать оценку памятникам природы.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

    Формирование активной жизненной позиции.

    35

    Село Заливино как урбосистема.

    Как правильно осмыслить  и принять цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач?

    Р.: использовать теорию на практике.

    П.: давать оценку с.Заливино как урбосистеме.

    К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний

    Формирование активной жизненной позиции.

                               

                                                       Программа «Юный эколог» (2-й год обучения)

     Учебно-тематический план

    п/п

    Тема

    Всего часов

    Теория

    Практика

    1

    Лаборатория природы

    7

    3

    4

    2

    Растительный мир как часть биосферы

    5

    4

    1

    3

    Правила для каждого

    6

    2

    4

    4

    Биоиндикация

    7

    5

    2

    5

    Подсказки природы

    7

    3

    4

    6

    Растения лекари

    2

    1

    1

    7

    Защита проекта

    1

    1

                   Итого: 35

                                               

    Тематическое планирование (2-й год)

    Название тем

    Общее количество часов

    Часы аудиторных занятий

    Проектно-исследовательская деятельность

    Экскурсии

    Раздел 1. Лаборатория природы

    7

    3

    2

    2

    1

    Методы исследовательской  деятельности. Измерения. Наблюдения. Последовательность действий при наблюдении (алгоритм наблюдения). Опыт. Алгоритм опыта.

    1

      1

    2

    Занимательные опыты : разноцветный сельдерей(бальзамин); как созревают овощи и фрукты

    2

    2

    3

    Фенологические наблюдения. Организация фенологических наблюдений. Проведение фенологических наблюдений.

    1

    1

    4

    Фенонаблюдения: метеонаблюдения, наблюдения за изменением растений, наблюдения за животными, народные приметы: к холодному времени года, к потеплению, к ненастью. Азбука народной мудрости. Экскурсия «фенологические наблюдения в природе»

    1

    2

    1

    2

    Раздел 2. Растительный мир как часть биосферы

    5

    4

    1

    5

    Разнообразие растений. Растительный мир планеты- важнейший компонент биосферы. Значение растений для обеспечения существования всех организмов на нашей планете

    2

    2

    6

    Растения как средообразующий фактор природы

    1

    1

    7

    Растения и становление древнейших цивилизаций человечества. Редкие и исчезающие растения

    1

    1

    8

    Проект «Родина культурных растений»

    1

    1

    Раздел 3. Правила для каждого

    6

    2

    1

    3

    9

    Правила поведения в природе. Заповеди друзей леса. Правила поведения на экологической тропе

    1

    1

    10

    Экологическая тропа. Проект «Конструируем экологическую тропинку»

    2

    1

    1

    11

    Экскурсии «Удивительные места родного края осенью (зимой, весной, летом)»

    3

    Раздел 4. Биоиндикация

    7

    5

    2

    12

    Растения – индикаторы почвы: определение почвенного плодородия; глубины залегания грунтовых вод; содержание химических элементов в почве; чистоты воздуха в водоемах; загрязнение воздуха

    5

    5

    13

    Исследовательская работа «Биологическое тестирование качества воды с использованием репчатого лука (семян гороха).

    2

    2

    Раздел 5. Подсказки природы

    6

    2

    4

    14

    Растения - собиратели загрязняющих веществ  – указатели времени, предсказатели погоды

    2

    2

    15

    Наблюдения за растениями : указателями времени, предсказателями погоды

    2

    2

    16

    Проекты: «Создаем «Цветочные часы», «Цветочный прогноз погоды»; «Растительный пылесос»; «природные кондиционеры» (по выбору)

    2

    3

    Раздел 6. Растения лекари

    1

    17

    Комнатные лекарственные растения. Дикорастущие лекарственные растения. Проект «Аптека на подоконнике»

    1

    18

    Итоговое занятие: защита проектов

    1

    1

    Итого

    35

    Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности.

    Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу  школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

            В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

            Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

           Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

            Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

    Учебные пособия для реализации программы:

    • Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы)
    • изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации.
    • Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

      Оборудование для  демонстрации мультимедийных презентаций:

     компьютер,  мультимедийный проектор, DVD, и др.

    Список используемой литературы для составления программы.

    1. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для     детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
    2. Зверев  И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 2010.
    3. Ишутинов  Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2011. -- № 6.
    4. Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. -  2010. - № 1.
    5.   Чернявский А.В., Ковальчук  Д. А.  Универсальный энциклопедический справочник ./  Харьков, Белгород – 2010 .
    6. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных.  Москва 2010.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа кружка "Юный натуралист"

    Программа кружка "Юный натуралист" составлена для дополнительных занятий по практической биологии с детьми 6-7 классов....

    Программа внеурочной деятельности кружка по экологии "Юный натуралист" для 5 класса по ФГОС НОО.

    Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.Представленная программа разработана для уча­щихся 5-х классов. На 1...

    Программа кружка "Юный натуралист"

    Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жи...

    Рабочая программа кружка юных натуралистов

    Рабочая программа кружка "Юный натуралист" нацелина на изучения растений Курской области...

    программа кружка "Юный натуралист"

    В системе биологического обучения трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, эстетического. Именно в начальных и средних классах зак...

    Программа кружка "Юные натуралисты"

    Пояснительная записка. Программа составлена на один год с учетом курса природоведения 5 классКурс рассчитан на 34 занятия в год (1 час в неделю). Цель: Создать условия для формирования и раз...

    Программа кружка Юный натуралист

    Кружок «Юный натуралист» рассчитан на учащихся 5- 6 классов.Основная его цель – формирование у школьников чувства любви к природе, развитие познавательных интересов, эстетического вк...