программа кружка "Юный натуралист"
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

 

В системе биологического обучения трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, эстетического. Именно в начальных и средних классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к  трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований к жизни,  утверждению в ней.

        Главным направлением деятельности кружка «Юный натуралист» является работа, имеющая общественно - полезную значимость. Работа кружка организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны детей, безопасности труда и личной гигиены. Занятия кружка должны решать общеобразовательные задачи, способствовать трудовому и нравственному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_yunyy_naturalist.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Советская средняя общеобразовательная школа»  

Акбулакского района Оренбургской области

                                                     

                                                     

                                                                 Утверждена на заседании

                                                                 педагогического совета

                                                                 школы

                                                         

Кружок  «Юный натуралист».

Направление: общественно-полезное.

Программа рассчитана на учащихся  4-6 классов

Срок реализации: 1 год.

                                                                    Автор:

2013 г.

Пояснительная записка

         В системе биологического обучения трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, эстетического. Именно в начальных и средних классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к  трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований к жизни,  утверждению в ней.

        Главным направлением деятельности кружка «Юный натуралист» является работа, имеющая общественно - полезную значимость. Работа кружка организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны детей, безопасности труда и личной гигиены. Занятия кружка должны решать общеобразовательные задачи, способствовать трудовому и нравственному воспитанию.

       Содержание занятий обогащает природоведческие знания учащихся, формирует навыки экологически правильного поведения детей, интерес к природе, бережное и заботливое отношение к ней, желание охранять и преумножать ее красоту. Учащиеся должны осознать необходимость и целесообразность своего труда. Следует обращать внимание на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности и самостоятельности. Труд детей должен быть разнообразным как по характеру, так и по объему, посильным для данной возрастной группы.

      Кружковая деятельность организуется во внеурочное время и тесно связана с уроками технологии, изобразительного искусства, окружающего мира. В работе используются  как традиционные формы и методы (беседа, рассказ, практические работы, экскурсии), так и нетрадиционные (познавательные игры, праздники и экологические акции).  Контакт с родителями осуществляется в совместных мероприятиях: походах, экскурсиях, экологических акциях.

      Программа разработана для детей 10-11 лет, рассчитана на 1 год обучения.  Включает разделы: осенний период (24 часов), зимний период (22 часов), весенний период (22 часов). Рассчитана  на  68 часа с проведением занятий 1 раз в неделю (продолжительность занятий 90 минут).

Содержание программы расширяет и углубляет круг представлений о живой природе, о труде людей, о сезонных изменениях в природе и в жизни людей.

Оборудование, инструменты и материалы: садовый инвентарь (грабли, носилки), опорные колышки, лейки, лопатка для посадки комнатных растений, семена цветочно-декоративных растений, грунт, кисточки для удаления пыли, комнатные растения,  черенки комнатных растений.

Цель курса - воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к художественному творчеству и желание трудиться.

Основные задачи курса:

-формирование представлений о необходимости труда в жизни людей и потребности трудиться;                                                                                                                                                     -расширение и обогащение практического опыта детей, знаний о производственной деятельности людей, о технике, технологии;

-воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности;

-воспитание трудолюбия; выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности;

-развитие    любознательности, памяти,  воображения, творческого, технического    и    художественного    мышления,    конструкторских способностей;            

-развитие сенсорного опыта, координации движений, ловкости, глазомера, пространственных представлений.                                                                                                                              

        В программе усилено внимание к опытнической работе учащихся: дети знакомятся с влиянием влаги, тепла и света на рост растений; влиянием различных способов подготовки семян на их прорастание, сроков посева. В программе содержание направлено на более   раннее   знакомство   детей   с   элементами   агротехники, сельскохозяйственной  техники,   профессиями   сельского   хозяйства. Значительное время отводится занятиям сельскохозяйственного труда, где школьники знакомятся с правилами выращивания цветочно-декоративных растений.

 

Тема

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1.Экскурсии.

14

7

2.Работа на учебно-

опытном участке.

20

4

16

3. Гигиена труда.

6

2

4

4.Жизнь

замечательных людей.

2

2

5.Мир профессий.

4

2

2

6.Комнатные растения

и уход за ними.

10

4

6

7.Цветочно-

декоративные

растения.

12

6

6

Итого

68

20

48

  1. Экскурсия в парк. «Зеленый наряд нашей планеты». Наблюдение за живой и  неживой природой.
  2. Знакомство с учебно-опытным участком и осенними работами на нем. Правила   безопасности труда при работе с ручным садовым инвентарем (грабли, носилки),   приемы работы с ним.
  3. Практическая работа на учебно-опытном участке: удаление мусора, сгребание    граблями опавших листьев, веток.
  4. Экскурсия в природу. «Здравствуй, осень золотая!» Листопад в жизни   растений, сравнение и сбор осенних листьев.
  5. Знакомство с жизнью и деятельностью знаменитого биолога И.В.Мичурина.
  6. Все профессии важны, все профессии нужны. Кем быть? Знакомство с   профессиями «Человек-природа».
  7. 3накомство с видами комнатных растений. Практическая работа: уход за    комнатными растениями (полив, удаление пыли, сухих листьев, рыхление почвы).
  8. Заочная   экскурсия в Ботанический сад. Знакомство с новыми сортами цветочно-

           декоративных растений.

  1. Знакомство с семенами цветочно-декоративных растений. Практическая работа:

            посев семян садовых цветов.

  1. Составление эскизов цветочных клумб. Знакомство с аранжировкой цветов.
  2. 3накомство с весенними работами на участке. Подготовка и посев семян в грунт,

            уход за посевами.

  1. Практическая работа на участке: распознавание всходов культурных растений,

             полив, прополка, установка опорных колышков.

  1. Экскурсия (по выбору учителя).

           В конце учебного года с целью проверки усвоения детьми программного материла

проводится тестирование на итоговом занятии.

          Итогом курса является презентация фотоальбома  «Юный натуралист».

Ожидаемый результат:

-        Сформированное представление о необходимости труда в жизни людей и потребности трудиться.

-        Приобретение практического опыта детьми, знаний о производственной деятельности, технике, технологии.

-        Уважительное отношение к людям труда и их  деятельности.

-        Точное выполнение правил трудовой и экологической культуры.

-        Творчество, активность,  желание трудиться.

Тематическое планирование.                                                                 Осенний период (24 ч.)

Тема 1.

Введение в программу. Ознакомление с деятельностью кружка.

Правила поведения детей на занятиях. Правила техники безопасности и личной гигиены (рабочая поза, частота смены положения тела, наличие чистого материала, требования к инструментам, перерывы для отдыха и т.д.) Познавательная игра по теме.

Тема2.                                                                                                                                     Экскурсия в парк. «Зеленый наряд нашей планеты». Наблюдение за живой и неживой природой.                                                                                

1. Провести наблюдения за изменениями в неживой природе.
2.    Учить нахождению признаков отличия растений осенью в сравнении с летом.
3.  Продолжить формирование понятий “неживая природа”, “живая природа”,            актуализировать представления о жизненных формах растений.
4. Учить наблюдению за поведением животных.
5.     Продолжить формирование умения эстетически воспринимать природу вокруг себя. Формировать представления об экологических связях и зависимостях явлений и объектов живой природы
.

         Первую экскурсию в природу необходимо провести в сентябре, выбрав солнечный день. Учащиеся еще живут воспоминаниями о прекрасной летней поре и помогут проведению беседы на высоком эмоциональном уровне. В зависимости от того, где планирует провести экскурсию учитель: степной участок, сквер, водоем,  лес, в ответах учащихся будут называться различные природные объекты. Данное   занятие может быть разделено на две экскурсии, или сокращено содержание.

Тема3.                                                                                                                                        Работа на учебно-опытном  участке. Знакомство с учебно-опытным участком (площадь, размеры, структура) и осенними работами на нем. Правила   безопасности труда при работе с ручным садовым инвентарем (грабли, носилки),   приемы работы с ним. Можно организовать «Праздник урожая» ,старшие ребята показывают результаты своей работы за предыдущий год(проекты, выставки, фотоальбомы и мн.др.)

Тема 4.

Практическая работа на учебно-опытном участке: удаление мусора, сгребание

   граблями опавших листьев, веток. Экология пришкольного участка. Привлечь родителей к подготовке доклада. (Задачи для изучения экологического состояния пришкольного участка. Приложение 2).

Тема 5. Лекарственные растения на учебно-опытном участке. Что такое лекарственные растения.

Немного истории. Заготовка, сушка и хранение лекарственных растений. Приготовление и применение лекарственных средств. Как искать, собирать и охранять лекарственные растения.

Практическая работа:  заготовка лекарственных растений. 

Тема 6.

Перспективные технологии в борьбе с отходами на пришкольном участке. Опасные отходы в быту. Что может сделать гражданин для сохранения окружающей среды (на кухне, в школе, на работе, в дороге, саду, на даче ).

 

Тема 7. Практические занятия на  школьном учебно-опытном участке:  сбор урожая. Очистка участка от остатков растений, внесение перегноя.

Хранение плодов и овощей. Хранение корнеплодов. Переработка овощей. Рецепты – хозяйке на заметку. Конкурс на самый лучший рецепт (участие заранее подготовленных родителей). 

Тема 8. Селекция в домашних условиях. Сорт и семена. Значение сорта. Качество семян. Сбор семян.  Сушка семян. Сортировка семян, подготовка их к зимнему хранению.

Практическая работа:  проверка всхожести семян, приготовление семенного материала. 

Тема 9.                                                                                                                                            Экскурсия в природу. «Здравствуй, осень золотая!» Листопад в жизни

   растений, сравнение и сбор осенних листьев.

Тема 10.                                                                                                                           Знакомство с жизнью и деятельностью знаменитого биолога И.В.Мичурина.

Тема 11.  Все профессии важны, все профессии нужны. Кем быть? Знакомство с

   профессиями «Человек-природа». Проводится час по профориентации в начальной школе «Я  знаю пять профессий». (Приложение 3).

Тема 12.  Все профессии важны, все профессии нужны. Кем быть? Знакомство с    профессиями«Человек-природа».                                                                                                    Практическое занятие. Можно выбрать профессию школьного повара. Повар проводит мастер-класс с участием детей. Итог, например, чаепитие.

Зимний  период (22 ч)

Тема 13- 14. Экскурсии на рабочие места родителей учащихся. Можно посетить рабочие места тех людей, о профессиях которых говорили на теоретическом занятии.

Тема 15. Использование знаний  по гигиене труда на практике. Изучение основных свойств некоторых материалов. Изготовление различных поделок (по усмотрению учителя).

Тема 16. Санитарный день в кабинете.                                                             

Тема 17-18-19. (1-теористическое,2-практических занятий)

1.Комнатное цветоводство. 3накомство с видами комнатных растений. Назначение и польза..комнатных..растений.Фэн-Шуй.                                                                                         2-3.Практические работы: ухода за   комнатными растениями: полив, удаление пыли, сухих листьев, рыхление почвы. Выращивание комнатных растений и правила ухода за ними. Правила опрыскивания, подкормки, рыхление почвы. Размещение комнатных растений в зависимости от их отношения к свету, теплу. Заготовка черенков (традесканция, бегония, фуксия, герань). Посадка. Пересадка в цветочные горшки. Изготовление и наклейка табличек с названием цветов на цветочные горшки.                                                                                                                  

Эксперимент и уход за комнатными растениями в течение всей работы кружка. Опыт:  влияние удобрений на рост и развитие растений.

Тема 20.

Зимняя экскурсия в парк. Наблюдения за живой и неживой природой в холодное время года. Обратить внимание на изменения в природе, связанные со сменой времен года.

Тема 21-22.Практическая работа(1и2).Оформление «Уголка природы в школе» - описание, фото редких комнатных растений; интересные факты из жизни растений; хобби людей –комнатные растения. Конкурс презентаций учащихся «Комнатные растения разных стран».

Тема 23.Экскурсия:Дом- музей комнатных растений.(Организовать посещение частного дома, где люди увлечены выращиванием комнатных растений и имеют большую коллекцию этих растений.)                                                                                                        

Весенний  период (22 ч.)

Тема 24.

Заочная   экскурсия в Ботанический сад. Знакомство с новыми сортами цветочно-

   декоративных растений ( видеоурок). Использование слайдов.                        

Тема 25.

Использование цветочно-декоративных растений в современном ландшафтном дизайне.

-что такое ландшафтный дизайн;

-его назначение;

-как называют человека, который занимается ландшафтным дизайном;

-как используется данное направление в нашей местности.

Тема 26-27.

Составление эскизов, макетов цветочных клумб. Знакомство с аранжировкой цветов.

Выставка работ на общешкольное голосование за лучший макет. Привлечение родителей.

Тема 28.

 Знакомство с семенами цветочно-декоративных растений. Практическая работа:

 подготовка семян к посеву. Посев. Выращивание рассады.

                       

Тема 29-30. Планирование и проектирование пришкольного участка.

Подготовительный этап работы на участке:1)Выбор участка; 2)разбивка участка; 3)планирование отделов.  Основной этап работы: 1)содержание участка; 2)организация учебно-опытной работы; 3)почва и климатические условия; 4)современный дизайн участка.

Практическая работа:  применение разнообразных форм и окраски растений при дизайнерском оформлении цветников. (Планировка цветников. Разбивка клумб. Озеленение группами. Подбор растений по высоте и времени цветения. Декоративно – художественное оформление).

 Подготовка и посев семян в грунт. Посадка рассады.

 Тема 31.                                                                                                                   Растениеводство как составная часть сельского хозяйства. Разнообразие культурных растений. Растения поля, сада, огорода. Основные фенологические фазы сельскохозяйственных культур (всходы, цветение, созревание).                                                                                                                                       

Практическая работа на участке: распознавание всходов культурных растений, полив, прополка, установка опорных колышков.

Тема 32.

Экскурсия: «Профессии в растениеводстве» (овощевод, садовод, агроном и др.).

Тема 33.Подготовка комнатных растений к лету. Высадка некоторых растений на пришкольный участок. Другие растения помещают в прохладные, затененные комнаты.

Тема 34. Проводится тестирование по всему курсу кружка.

Опытническое дело. Какие бывают опыты. Выбор опытнической работы на лето.

Тема занятия

Количество

часов

Дата

1

Введение в программу

2

2

Экскурсия  «Зеленый наряд нашей планеты»

2

3

. Знакомство с учебно-опытным участком

2

4

Экология пришкольного участка

2

5

Лекарственные растения

2

6

Что может сделать гражданин для сохранения окружающей среды

2

7

Хранение плодов и овощей.

2

8

Селекция в домашних условиях.

2

9

Экскурсия в природу. «Здравствуй, осень золотая!»

2

10

Знакомство с жизнью и деятельностью знаменитого биолога И.В.Мичурина

2

11

Знакомство с

   профессиями «Человек-природа».

2

12

Все профессии важны, все профессии нужны.

2

13-14

Экскурсии

4

15

Использование знаний  по гигиене труда на практике.

2

16

Санитарный день в кабинете

2

17

Комнатное цветоводство.

2

18

Комнатное цветоводство.

2

19

Комнатное цветоводство.

2

20

Комнатное цветоводство.

2

21-22

Конкурс презентаций учащихся «Комнатные растения разных стран».

4

23

Экскурсия: «Дом-музей комнатных растений»

2

24

Цветочно-   декоративные растения

2

25

Использование цветочно-декоративных растений в современном ландшафтном дизайне

2

26-27

Составление эскизов, макетов цветочных клумб. Знакомство с аранжировкой цветов

4

28

Знакомство с семенами цветочно-декоративных растений.

2

29-30

Планирование и проектирование пришкольного участка

4

31

Разнообразие культурных растений. Растения поля, сада, огорода

2

32

Экскурсия: «Профессии в растениеводстве»

2

33

Подготовка комнатных растений к лету.

2

34

Итоговое

2

Список учебной литературы и учебных пособий:                                                                                                

1. Журналы «Биология в школе» 1995 -2013 гг.

2. Молодова Д.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск, 1996г.

3.Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах. Москва,               Просвещение, 1998.

4.Наглядныепособия в виде таблиц.                                                                                            

5.Электронные приложения.

6. Кудрявцев Д.В., Петренко Н.А. Как вырастить цветы. Москва, Просвещение, 1993г.

7.  Петров В.П. Растительный мир нашей Родины. Москва, Просвещение, 1996г.

8. Комнатные цветы сборник

9. Цветоводство

Список литературы для родителей и учащихся:

1.         Танасийчук В. Экология в картинках. Москва «Детская литература» 1989.год.

2.        Алексин. Что такое. Кто такой.- М.: Педагогика - Пресс, 1992.год.

3.        Елкина Н. В., Тараборина Т. Н. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей  

             и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.

4.        Смирнов А. Мир растений.- М.:Молодая гвардия, 1988.

5.        Чудакова Н. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Культура. – Издательство

              ACT -ЛТД, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей "Юный натуралист"

Программа по экологическому воспитанию детей с использованием произведений Виталия Бианки. Программа рассчитана на 4 года.для учащихся 1-4 классов....

Программа кружка "Юный натуралист"

Программа кружка "Юный натуралист" составлена для дополнительных занятий по практической биологии с детьми 6-7 классов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный натуралист"

Дополнительная общеобразовательная    программа   «Юный натуралист» естественнонаучной направленности. Она способствует эколого - биологическому развитию воспитанников, гармон...

Дополнительная образовательная программа "Юный натуралист"

Дополнительная образовательная программа "Юный натуралист" разработана для детей в возрасте 10 - 12 лет, проявляющих инетерес к изучению природы. Программа может быть использована для организации заня...

Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный натуралист»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный натуралист» реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью образования: направлена на формирование у обучающихся гум...

Конспект занятия "Введение в дополнительную образовательную программу «Юный натуралист»"

Как заинтересовать, привлечь ребёнка в объединение дополнительного образования - проведите с ним  другое, отличное от школы занятие. На этом занятии не ставят привычных оценок, можно  свобод...

План-конспект занятия по программе "Юный натуралист" Тема: "Деревья -первоцветы"

Люди привыкли называть первоцветами травянистые  растения, которые распускаются первыми. Но мало кто знает, что настоящие первоцветы — это деревья....