Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный натуралист"
рабочая программа на тему

Дополнительная общеобразовательная    программа   «Юный натуралист» естественнонаучной направленности. Она способствует эколого - биологическому развитию воспитанников, гармоничному взаимодействию с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_naturalist.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

                                                         УТВЕРЖДАЮ

                                                                               Директор  МБОУ ДОД  ДДТ

                                                                               Л.П. Зорина______________

                                                                                                       ''______''___________20____г.

Утверждена педагогическим советом

  Протокол №    от  ______ 201  г.

Дополнительная общеобразовательная программа

«Юный натуралист»

наименование объединения

«Юный натуралист»

(наименование учебной дисциплины, курса)

естественнонаучная

(направленность)

1 год

(срок реализации программы)

Общеразвивающая

   (тип программы)

Модифицированная

(вид программы)

8-10лет

(возраст обучающихся)

Деморец Оксана Николаевна

(Ф. И. О. педагога дополнительного образования, совместителя)

ст. Кавказская

2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

   Дополнительная общеобразовательная программа «Юный натуралист»   обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Дополнительная общеобразовательная    программа   «Юный натуралист» естественнонаучной направленности. Она способствует эколого - биологическому развитию воспитанников, гармоничному взаимодействию с окружающим миром.

  Актуальность  программы  заключается  в наличии потребности у детей в экологическом образовании. В условиях глубокого экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности. Во многих регионах страны принят закон «Об экологическом  образовании», который ставит своей задачей создание системы  непрерывного экологического образования, является основанием  для разработки эффективных средств  экологического образования. В начальной школе необходимо совершенствовать всю систему воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно  стать воспитание и становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром.     

Новизна программы  состоит в новом решении проблем дополнительного образования.  Программа  направлена на осознание себя и своего места в окружающем мире, предполагает работу с текстовой информацией в процессе игровой деятельности, проведения экологических акций,  максимум подвижности, занятия познавательного плана с активной моторикой.  Принцип занятий – развивая отдыхать.  В дальнейшем, при обучении в старших классах, их знания, умения и навыки будут расширяться и обогащаться.

 В   проведении занятий  используются новые педагогические технологии, такая   как технология проектирования и организации учебного сотрудничества.  

В процессе проведения занятий используются методы активного социального обучения: анализ жизненных ситуаций; игровые задания, направленные на развитие познавательных психических процессов. На занятиях используются  методики, позволяющие выявить личностные качества детей и их эмоциональное состояние. Предлагаемый курс, включает задания, позволяющие детям познать своё физическое Я – свою телесную сущность; своё духовное Я – субъективный внутренний мир; своё социальное Я – свои отношения с окружающим миром и другими детьми. Занятия интегрируют в себе различные знания по окружающему миру, изобразительному искусству, литературе, технологии, краеведению, которые направлены на их  объединение в практике детей.

Цель:  формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

 Задачи:

Обучающие:

 -Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, о взаимодействии природы и общества человека.

 -Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе.

Воспитательные:

 - Формирование экологических ценностных  ориентаций в деятельности учащихся.

 - Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, к природе живой и неживой.

Развивающие:

- Развитие способности формирования научных, нравственных и правовых суждений по вопросам, связанных  с экологией.

 -Развитие альтернативного мышления  в выборе способов  решения экологических задач и проблем.

 -Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

 - Развитие потребности в необходимости решения экологических проблем, доступных младшим школьникам.

 -Развитие потребности в ведении здорового образа жизни и стремления к активной практической  природоохранной деятельности.

Программа рассчитана на 1 год обучения, 144 часа в год (2 раза в неделю по 2 часа). Воспитанники, обучаясь по данной программе, получают знания, умения и навыки

- проявляют любознательность и живой интерес к познанию мира природы

- активность в изучении вопросов экологического характера повышается, большинство из ребят проявляют желание более глубоко изучать природу родного края

- поведение воспитанников в окружающей  среде становится более осознанным и адекватным.

   Главной задачей  является создание социальной ситуации развития ребёнка, которая сможет обеспечить формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности. Необходимым средством эффективной реализации  эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Юный натуралист».

Содержание программы реализуется через создание проблемных ситуаций на занятиях, через ситуации оценки деятельности, а затем и прогнозирования последствий поведения человека по отношению к природе.

Результативность и целесообразность работы по программе «Юный натуралист» выявляется с помощью комплекса диагностических методик:  в конце  учебного года проводятся тестирование и анкетирование учащихся, педагогов и родителей по изучению удовлетворённости; в течение учебного года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов выступают ежегодные недели биологии и экологии. Традиционные экологические праздники и мероприятия («День синиц», «День птиц», «День Земли»);  Традиционные акции  («Зеленая аптека»,  «Кормушка», «Покормите птиц зимой», «Первоцветы», «Подари скворцу скворечник», «Каждой  пичужке наша кормушка»); Экологические проекты («Мусору – вторую жизнь», «О воздухе чистом замолвите слово»); Выставки «Прикольные штучки из мусорной кучки».

   Занятия проводятся в доброжелательной и  творческой атмосфере, организуется диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, преимущественно 8 -10 лет.

Предполагаемый педагогический результат:

К концу учебного года воспитанники:

- Имеют знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, о взаимодействии природы и общества человека, о экологических ценностях.

 - Имеют представления о нормах и правилах поведения в природе.

 Воспитанно ответственное отношение к своему здоровью, к природе живой и неживой.

- Развита способность формирования научных, нравственных и правовых суждений по вопросам, связанных  с экологией.

 - Развито альтернативное мышление  в выборе способов  решения экологических задач и проблем.

 - Развиты знания и умения по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

 - Развита потребность в необходимости решения экологических проблем, доступных младшим школьникам.

 - Развита потребность в ведении здорового образа жизни и стремление к активной практической  природоохранной деятельности.

                             Методики отслеживания результативности.

Диагностика мотивации познавательной деятельности методом анкетирования.

Отметь свой вариант ответа:

- на занятиях интересно

- родители заставляют

- хочу подготовиться к будущей профессии

- Незнайкой быть нельзя

- нравиться узнавать новое

- люблю наблюдать, исследовать

Результаты анализа анкет можно выразить в таблице

Мотивы

Кружковцы (%)

Познавательный интерес

Мотивация благополучия

Широкие социальные мотивы

Эта методика предложена в журнале «Экология в школе» № 4 – 2009 год с. 12, статья Яковлевой З. И. «Формирование экологической культуры младших школьников как фактора саморазвития личности»

       

                                            Этапы педагогического контроля

Сроки,

Какие ЗУН контролируются

Форма подведения итогов

Сентябрь,

начальный

Знание     норм и правил поведения в природе.

Умение проявлять ответственное отношение к своему здоровью, к природе живой и неживой.

Опрос.

Декабрь,

промежуточный

Умение соблюдать правила поведения в природе;

Умение  ухаживать за домашними растениями и животными.        

Беседа,

Наблюдение.

Май,

итоговый

 Умение использовать народные приметы в наблюдениях за природой;

Навыки ведения здорового образа жизни;

 Умение использовать  свои знания  для наблюдений в природе.

  Наблюдение.

  Викторина.

Обучение по программе предполагает:

Вид занятий: групповые и индивидуально-групповые.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы занятий: игры (ролевые, тематические, имитационные, дидактические), изготовление поделок из природного  и вторичного материала, экскурсии и прогулки в природу, экологические конкурс, операции, акции, изготовление гербариев, коллекций и т.д. Предполагаются различные формы привлечения семьи: участие в практических заданиях, в проведении общешкольных  и кружковых мероприятий.

Реализация программы осуществляется через игровые занятия, через опытническую деятельность и через выход на исследовательские задания,  через создание проблемных ситуаций на занятиях, через ситуации оценки деятельности, а затем и прогнозирования последствий поведения человека по отношению к природе.

3.Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие. Посвящение в юннаты.

1

1

2

2

Что такое экология? Человек – обитатель экосистемы.

2

4

6

3

Мир растений.

15

21

36

4

Птицы в жизни человека.

4

8

12

5

Животные рядом с нами.

13

15

28

6

Экосистемы нашей местности. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Красная книга Краснодарского края

4

6

10

7

Природоохранные меры.

8

40

48

8

Итоговое занятие.  

-

2

2

                                                                                                  Итого:

47

97

144

4. Содержание программы обучения

1. Вводное занятие. Природа в жизни человека

Теория:   Игры на знакомство. Знакомство с содержанием обучения. Организационные вопросы. Техника безопасности.

Практика: Посвящение в юннаты.

2. Что такое экология. Человек обитатель экосистемы.

Теория: Что такое экология. Человек-обитатель экосистемы. Народные обычаи, связанные с природой и пользование ее богатствами. Нормы поведения в природе.

Практика: Экологический конкурс «В союзе с природой».  Народные приметы, кроссворды, ребусы, пословицы, поговорки о природе.

3. Мир растений

Теория: Разнообразие растений. Жизненные формы растений. Дары осени. Что приносит осень? История использования лекарственных растений человеком. Группы лекарственных растений. Знакомые растения: сосна, боярышник, шиповник, брусника, смородина, черемуха, береза. Значение лекарственных растений. Части растения. Дикорастущие лекарственные растения: лекарственные растения леса (сосна, береза, боярышник, шиповник, смородина),  лекарственные растения луга (подорожник, одуванчик). Культурные лекарственные растения: культурные растения, имеющие лекарственные свойства(морковь, чеснок, лук, капуста, свекла, картофель, укроп). Плодовые культуры (черемуха, смородина, облепиха, рябина). Цветочно – декоративные лекарственные культуры (календула, ромашка). Комнатные растения (герань, алоэ, каланхоэ). Какие растения и почему полезно выращивать в помещениях, полезные свойства комнатных растений. Ядовитые растения.  Строение растений. Способы разведения.

Практика: Экскурсия в природу. Операция «Зеленая аптека» Выставка поделок из природного материала «Чудо–юдо овощи и фрукты». Сбор семян однолетних культурных растений. Операция «Семечка». Оформление коллекции семян.  Проект «Прикольные штучки из мусорной кучки».  Сбор и хранение лекарственных растений. «Семена и плоды». Знакомство с лекарственными растениями.  Использование лекарственного сырья: приготовление сока из лекарственных растений в домашних условиях; Правила сбора. Сушка, расфасовка и хранения лекарственных растений .Разведение комнатных растений: отростками, черенками, отводками, листами. Конкурс рисунков «Мой любимый цветок ».

4. Птицы в жизни человека

Теория: Роль человека в охране и защите птиц. Птицы в жизни человека. Зимующие птицы нашего края.   День синиц. Наблюдение за зимующими птицами.

Практика: Конкурс рисунков «Зимующие птицы» Осенние наблюдения за птицами. Экскурсия «Почему улетают птицы?». Оформление материалов экскурсий в природу. Осенние наблюдения за птицами. Подготовка кормов для подкормки в зимнее время. Операция «Кормушка»  - подкормка птиц в зимнее время.  Акция «Каждой пичужке наша кормушка» -развешивание кормушек для птиц.

5.Животные рядом с нами

Теория: Ознакомление с дикими животными Краснодарского края. Традиции содержания животных. Отношение людей к животным. Животные – помощники. Красота и привлекательность животных. Животные помогают сохранить здоровье. Животные, с которыми можно дружить. История одомашнивания собаки. Удивительные истории о собаках. Как выбрать собаку? Воспитание щенка. История одомашнивания  кошки. Поведение кошек. Удивительные истории о кошках. Воспитание котят. Как подружиться с кошкой? Комнатные птицы. Группы комнатных птиц. Попугайчики, канарейки. Как правильно ухаживать за птицами в неволе. Почему нельзя ловить птиц? Аквариум дома. Аквариумные рыбы и как за ними ухаживать. Кормление аквариумных рыб. Этика взаимоотношений с домашними животными.

Практика: Просмотр видеоматериалов: как ухаживать за собакой; как ухаживать за кошкой, как ухаживать за птицами, как правильно помочь другу. Дневник наблюдений за домашними животными. Рисование и фотографирование животных. Как помочь другим полюбить твоего питомца.  Изготовление поделок из природного материала: «Мои любимые животные».

6.Экосистемы нашей местности. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Красная книга Краснодарского края.

Теория: Природа родного края и особо охраняемые территории: заповедники, заказники, памятники природы. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Красная книга Краснодарского края.

Практика: Просмотр кинофильмов о заповедниках и заказниках. Проект «О воздухе чистом замолвите слово». Выставка рисунков и фотографий редких и исчезающих видов растений и животных  «Они нуждаются в нашей охране».

7. Природоохранные меры.  

Теория:  Охрана водоемов и почв. Экономия природных ресурсов. Ценнейшие минеральные источники Краснодарского края. Что посадить возле дома. Бытовой мусор – глобальная проблема. Охрана зеленых насаждений.

Практика: Благоустройство территории. Экологические тропы. Экскурсия - наблюдение «Что происходит с растениями». Оформление материалов наблюдений. Экологический конкурс «Путешествие в город  Эко Град». Высадка растений на приусадебном участке. Операция «Прикольные штучки из мусорной кучки». Оформление цветочного отдела пришкольного участка. Уборка бытового мусора. Проект «Эко марафон». Изготовление коллажа «Природа вокруг нас». Акция «Зеленая аптека». Оформление и расстановка природоохранительных знаков. Выпуск плакатов «Защитим первоцветы».  

9. Итоговое занятие.

 Подведение итогов учебного года.

 

5. Методическое обеспечение образовательной программы «Юный натуралист»

Образовательные области

Название темы

Форма занятий и

 форма подведения итогов

Знания

Умения

1

Словесность

Беседа «Что такое природа и как люди её используют .Что такое экология?». Человек- обитатель экосистемы.

Теория, рассказ, показ беседа. Опрос, практическая работа, наблюдение

Знание элементарных терминов по экологии и естествознанию, экологических особенностей сохранения природы

Умение рассказать о способах сохранения природы, применить термины  во время занятий.

2

Естествознание

Животный мир, растения в своем населенном пункте, лекарственные растения, исчезающие виды растений, животные рядом с нами

 зимующие птицы. Просмотр кинофильмов о заповедниках и заказниках.

Теория, рассказ, показ беседа. Наблюдение за ростом растений, записи и зарисовки наблюдений.

Знание об окружающем мире,о животных, птицах, растениях. Об особенностях поведения человека, о взаимосвязях существующих в природе.

Умение выполнять правила поведения в окружающем мире, наблюдать за объектами живой и неживой природы

3

Искусство

Рисование и фотографирование животных.. Подготовка выставок и презентаций.Выставка рисунков и фотографий редких и исчезающих видов растений и животных. «Они нуждаются в нашей охране».Конкурс рисунков «Мой любимый цветок ».

Лекции, беседы, просмотр наглядного материала, репродукций мастеров живописи. Уроки – экскурсии, подготовка и участие мероприятиях.

Знание творческого наследия художников, поэтов, писателей, композиторов, их произведений о животных, растениях, явлениях природы.

Умение всматриваться в окружающую природу, которую воспевают поэты, писатели, художники. Видеть красоту

4

Технология

Изготовление коллажа  «Сделаем жизнь нашу чище и краше» Изготовление коллажа «Природа вокруг нас». Оформление материалов наблюдений.Составление фотоальбома памятников природы Краснодарского края.

Рекомендации по выполнению творческой работы. Показ, беседа, практическая работа. Практическая разработка изготовления изделий

Знание понятий, правил, способов работы и правил техники безопасности при работе с различными материалами, инструментами.

Умение выполнять качественно работу, используя необходимую технологическую последовательность действий

5

Психологическая культура

Понятия о способностях людей, о качествах личности, об особых качествах воспитанников. Понятия о правилах совместной деятельности.

Беседы, лекции, игры на сплочение коллектива. Наблюдение.

Знания о культуре поведения в различных ситуациях.

Умение находить общий язык, помогать другим, выполнять правила поведения

6

Культурная антропология

Кавказский заповедник. Древние обитатели Кубани. Традиции, обычаи и обряды родного края. История

Рассказы, беседы, подготовка и участие в конкурсах и конференциях.

 Знания истории некоторых традиций, обычаев, имен знаменитых людей.

Умение рассказать о древних обитателях Кубани, о традициях своего края.

7

Здоровый образ жизни

Понятие о экологически чистых материалах. Лекарственные растения. Организация труда на занятиях

Практические занятия, физ. минутки, экскурсии.

Знания о здоровом образе жизни. Знание целебных свойств некоторых растений.

Умение вести здоровый образ жизни

8

Социальная практика

Правила общения людей, требования к занятиям. Понятие о правилах хорошего тона, о правилах совместного труда, права и обязанности воспитанников и педагогов

Разбор ситуаций, тренинги, практические занятия, игры на сплочение коллектива.

Знание о правилах хорошего тона, совместного труда. Знание о правилах и обязанностях гражданина

Умение применять на практике полученные знания. Навыки поведения в социуме

                                              6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРА

  1. Евладова Е.В.,Логинова Л.Г.,Михайлова Н.Н.Дополнительное образование детей.Владос.2002.
  2. Грехова Л. И.  В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми,  М.; ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002.
  3. Дежникова Н.С., Иванова Л. Ю., Клемяшова Е, М., Снитко И.В., Цветкова И. В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М.; Педагогическое общество России, 2001.
  4. Ковинько А.  Секреты природы – это так интересно!.. М.; Линка-Пресс, 2004
  5. Литвинова Л. С., Дендебер С. В., Жиренко О. Е. Пойми язык живой природы. Экологическое воспитание, Воронеж, 2006.
  6. Молодова Л. П.  Игровые экологические занятия с детьми. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей, Минск, Асар, 2001.
  7. Нагалевский Ю. Я., Чистяков В. И. Физическая география  Краснодарского края. Учебное пособие, Краснодар, «Северный Кавказ», 2001.
  8. Подымов Н.Г.  Экология, Краснодар, 2006.
  9. Потапова Л. М.  Детям о природе. Экология в играх для  детей 5-10 лет; Ярославль, Академия развития, 2000
  10. Рудский В. Г. Экология. Природные комплексы. Учебное пособие для учащихся 3 класса. Томск, 2000
  11. Шинкаренко И. В. Исчезающий мир. Рассказы о редких и исчезающих животных и растениях. Челябинск: Аркаим, 2004

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный натуралист»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный натуралист» реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью образования: направлена на формирование у обучающихся гум...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный натуралист"

Программа «Юный натуралист» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности. Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 7-10 лет, пр...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Картотека игр, используемых на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе «Юный натуралист»

Игровая технология является составной частью педагогических технологий, используемых при реализации дополнительной общеобразовательной программе «Юный натуралист»....