Программа внеурочной деятельности кружка по экологии "Юный натуралист" для 5 класса по ФГОС НОО.
рабочая программа (5 класс) по теме

Воронина Светлана Петровна

Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Представленная программа разработана для уча­щихся 5-х классов. На 1 год обучения - «Познавательная экология» (68 часов). Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному академиче­скому часу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа кружка по ФГОС НОО268 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

         Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

         В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в  школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со  школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.

  1. Цель и задачи курса «Земля – наш дом»

        Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.

        Программа  ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.

2.  Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3.   Формирование экологически  ценностных   ориентации в деятельности детей.

4.   Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5.   Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6.   Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7.  Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

  1. Особенности программы.

       Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

        Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

        Представленная программа разработана для учащихся 5-х классов.

На 1 год обучения - «Познавательная экология» (68 часов).  

Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному академическому часу.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.

     Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

  • Земля - единая экосистема.
  • Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

      Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

        В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

        Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

       Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного натуралиста».

        Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Юный натуралист» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежеквартальные  Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и выпуск экологической газеты.

  1. Место в учебном плане

        Программа рассчитана на 1 год, 68 часов. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 5-х классов.

  1. Ожидаемый результат.

Показатели в  личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России, Самарской области;

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

  • что такое наблюдение и опыт;
  • экология - наука об общем доме;
  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической     деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • составлять экологические модели, трофические цепи;
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 68 часов

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Планируемые результаты

теория

практика

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

        Введение     (2 часа)

1

1

Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель).

Личностные: стремиться к получению новых знаний,  проявлять активность в совместной учебной деятельности

Познавательные:(общеучебные) осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

(логические) анализ объектов  с целью выделения признаков.

Личностные: принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности.

Ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя.

Коммуникативные: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя.

Личностные: стремиться к получению новых знаний,  проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Регулятивныекоррекция

(исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).

Адекватная мотивация внеучебной деятельности,

учебные и познаватель-

ные мотивы,

анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

установление причинно-следственных связей.

1

Вводное занятие. Жизнь на Земле

1

2

Экскурсия «Живая и неживая природа»

1

   1.  Среда обитания  (12 часов)

8

4

2

Времена года на Земле

1

3

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

1

4

Изменения окружающей среды

1

5

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»

1

6

Условия жизни растений

1

7

Растения саванн и степей

1

8

Растения пустынь и полупустынь

1

9

Растения тайги

1

10

Растения тропических лесов

1

11

Природные зоны

1

12

Экологический проект «Растения наши друзья»

2

    2.   Жизнь животных (12часа)

10

2

13

Динозавры – вымерший вид животных

1

14

Животные, какие они?

1

15-16

Хищники.

2

16-17

Травоядные.

2

18

Падальщики.

1

19-20

Взаимоотношения в животном мире.

2

21

Просмотр видеофильма о жизни динозавров

1

22

 Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

1

23

 Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

1

   3.    Реки и озера  (12 часов)

9

3

24

Реки и озера

1

25

Получение кислорода под водой

1

26

Пресноводные животные и растения

1

27

Пресноводные животные и растения

1

28

Морские обитатели

1

29

Обитатели глубин

1

30

Жизнь у рек и озер

1

31

Вода это источник жизни.

1

32

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

1

33

Околоводные птицы

1

34

Подготовка акции «Сохраним воду!»

1

35

Акция « Сохраним воду!»

1

4.   Человек и животные

( 17 часов)

12

5

36

Одомашнивание животных.

1

37

Жизнь среди людей

1

38

Ролевая игра «Это все кошки»

1

39

Домашние животные

1

40

Викторина «Собаки – наши друзья»

1

41

Уход за домашними животными

1

42-43

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

2

4445

Экзотические домашние животные.

1

46

Люди и паразиты

2

47

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями.

2

48

Вакцина. Прививка.

1

49

Значение животных в жизни человека

1

50

Животноводство.

1

51

Породы животных.

1

5.    Сельскохозяйственный труд  (17часов)

7,5

9,5

52

Почва

0,5

0,5

53

Семена овощных и декоративных культур

1

54

Уборочная страда.

1

55

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений.

1

56

Подготовка почвы на пришкольном участке.

1

57

Составление проекта клумбы.

1

58

Выбор растений для клумбы.

1

59

Пикировка.

1

60

Высадка рассады  на участке. Составление графика полива.

1

61

Декоративные растения.

1

62

Рыхление.

1

63

Высадка культурных растений.

1

64

Составление паспорта участка.

1

65

Вредители сельскохозяйственных культур.

1

66

Биологические методы борьбы с вредителями.

1

67

Насекомые опылители.

1

68

Птицы помощники на огороде.

1

43,5

24,5

                                              Итого:

68 часов

Содержание курса

«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»  - 68 часов

«ВВЕДЕНИЕ». (2 час)

Тема 1. Введение.  Жизнь на Земле (2 часа)

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

                Раздел 1.      «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (6 часов)

Тема 2. Времена года на Земле (1 час)

Сравнение  времен года в разных географических  поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.

 Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (1час)

Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

 Тема 4.  Изменения окружающей среды (1час)

 Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)

 Тема 5. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»  (1час)

Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.

Тема 6. Условия жизни растений (1час)

Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения

Тема 7.  Разнообразие животных, условия их жизни (1час)

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.

               Раздел 2.      «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (4 часа)

Тема 8. Динозавры – вымерший вид животных (1час)

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков

Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров (1час)

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (1час)

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

Тема 11.  Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час)

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края.  Разгадывание загадок.

                Раздел 3.    «РЕКИ И ОЗЕРА   » (8 часов)

Тема 12. Реки и озера (1час)

Пресная вода. Осадки.

Тема 13. Получение кислорода под водой (1час)

Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)

Тема 14. Пресноводные животные и растения (1час)

Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов

Тема 15. Жизнь у рек и озер (1час)

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)

Тема 16. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» (1час)

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов

Тема 17.  Околоводные птицы (1час)

Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания

Тема 18. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» (1час)

Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.

Тема 19. Акция «Сохраним первоцвет!» (1час)

Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов.

Раздел 4.      «ЧЕЛОВЕК  И  ЖИВОТНЫЕ » (8 часов)

Тема 20. Жизнь среди людей (1час)

Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек

Тема 21. Ролевая игра «Это все кошки» (1час)

Тема 22. Домашние животные (1час)

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.

Тема 23. Викторина «Собаки – наши друзья» (1час)

Загадки, рассказ учителя (материал  из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».

Тема 24. Уход за домашними животными (1час)

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

Тема 25. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». (1час)

 Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

Тема 26. Люди и паразиты (1час)

Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.

Тема 27. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час)

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»

Раздел 5.      «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД » (7 часов)

Тема 28. Почва   (1 час)

Представление о  необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).

Тема 29. Семена овощных и декоративных культур (1час)

Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.

Тема 30. Заботы хлебороба весной (1час)

Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда  людей весной в поле.

Тема 31.Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений (1час)

Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян  овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной  из пшеничной муки.

Тема 32. Подготовка почвы на пришкольном участке (1час) 

Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических  удобрений.

Тема 33. Высадка рассады  на участке. Составление графика полива (1час)

Инструктаж по технике безопасности.  Составление плана – проекта клумбы  (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.

Тема 34. Декоративные растения (1час)

Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности кружка «Здоровячок»

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка, спортивной направленности. Комплекся дыхательной гимнастики, подвижные игры, комплексы общеразвивающих упражнений....

Рабочая программа внеурочной деятельности (кружка) по иностранному языку (английскому языку) «Путешествие по Англии» для 5 класса

Программа «Путешествие по Англии» основана на формировании социокультурной компетенции учащихся. Программа предполагает занятия с учащимися 12-13 лет.Цель: Дать представление о социокультурном по...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка по английскому языку «Учимся дружить!» в рамках клуба интернациональной дружбы. ФГОС

Уровень общего образования:  основная школаРуководитель: Чайникова Е.К.Срок  реализации программы: 1 годКоличество часов по учебному плану: всего  35 часовРабочая программа составлена н...

Рабочая программа внеурочной деятельности/кружка английского языка 7-9 классы

Пояснительная записка и планирование."Современная грамматика и лексика", 2 ч/нед. Повторение и обобщение грамматики и лексики в рамках ОГЭ по книге: "Учебное пособие для подготовки к ГИ...

программа внеурочной деятельности кружка "Введение в химию" 7 класс

программа внеурочной деятельности кружка "Введение в химию" для 7 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Занимательный английский» для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Занимательный английский» для 3 класса рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня....

Программа внеурочной деятельности (кружка) "Занимательный английский" (6 класс)

Программа внеурочной деятельности (кружка) "Занимательный английский"...