Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс)

Князева Елена Васильевна

к учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология: Человек. 8 класс: учебник – М.: Дрофа, 2014г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8-kl.-biol.doc274.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Устино-Копьёвская средняя общеобразовательная школа»

«РАССМОТРЕНО»                                                                       

Руководитель ШМО ЕМЦ:                                                          

Романова  Е. А                                                                                     

Протокол  №1  от 30.08.2023

«СОГЛАСОВАНО»                                                                       «УТВЕРЖДЕНО»

Зам директора УВР Корж  М. М.                                          Директор  Кмита Н.В.  

от 01.09.2023г                                                                Пр. №54 от 01.09.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ

Князевой Е.В.

к учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология: Человек. 8 класс: учебник – М.: Дрофа, 2014г.

Предмет:                                                                      биология

Класс:                                                                           8

Образовательная область:                                       естествознание

МО                                                              естественно-математического цикла   

Учебный год:                                                           2023 - 2024


Устинкино, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «Биология» составлена на основе учебной программы по биологии для 5-9 классов. Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, образовательной программе основного общего образования и учебному плану МБОУ «Устино-Копьёвская СОШ» на 2023-2024 уч.г.

В 8 классе на уроки биологии отводится 68ч (2 ч в неделю – из обязательной части базисного учебного плана, 34 учебные недели).

При прохождении программы возможны риски: актированные дни (низкий температурный режим), карантин (повышение уровня заболеваемости), перенос праздничных дней (в соответствии с Постановлением Минтруда соцзащиты). Отставания по программе будут устранены в соответствии с Положением о мероприятиях по преодолению отставаний при реализации рабочей программы по учебным предметам (курсам) (раздел 3, п.3.3.). Изменения вносятся в Лист регистрации изменений, вносимых в рабочую программу.

Цели и задачи преподавания учебного предмета

Изучение биологии  в  8 классе  направлено на достижение следующих целей:

*   развитие знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья;

*  формирование   умений по оказанию первой  (доврачебной) медицинской помощи;

*  развитие ответственного отношения к собственному здоровью и формирование здорового образа жизни.

Курс биологии «Человек»  решает следующие  задачи:

 *    обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартами биологического образования;                                          

*    создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей;

*   продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить био-логические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности.

  Для курса биологии важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, протекающие в организме человека.  Знания по химии о катализаторах, кислотной, щелочной и нейтральной реакциях среды учащиеся применяют при изучении пластического и энергетического обмена.  При  нахождении   новой информации и  оформлении  докладов,  рефератов применяют знания из  информатики,   при изучении   нового открытия в биологии существует связь с историей.  

 

Преемственность в изучении учебного предмета

Опираясь на понятия, содержащиеся в курсе «Биология. 7 класс», при обучении биологии в основной школе возможно более полно и точно с научной точки зрения раскрывать сущность биологических процессов и явлений. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий и концепций на ступени среднего (полного) общего образования. Программа продолжает знакомить с основными биологическими закономерностями, с которыми учащиеся  знакомятся с 5 класса, такими как: связь строения органов и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, клеточное строение, единство и целостность организма, обмен веществ и энергии и др.

Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии. Курс биологии в основной школе начинается с изучения в 6 классе раздела «Многообразие покрытосеменных растений», в 7 классе  изучается раздел «Животные», в 8 классе  – «Человек», в 9 классе «Основы общей биологии». Это позволяет ученикам, оканчивая основную  школу, получить достаточно полное представление о закономерностях живой природы, биологическом разнообразии и его ценности для Земли и человека, о возможностях рационального практического использования богатств природных ресурсов биосферы.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Теоретические идеи о функциональных группах организмов, круговороте веществ и энергии, связи живой и неживой природы, подготавливают к изучению курса биологии следующего класса, в котором многообразие живых организмов рассматривается в свете идей эволюции и экологии. Таким образом, достигается внутрипредметная интеграция, преемственность биологических курсов.

        В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа,  тестирование, диктант, письменные домашние задания и т.д. Изучение программы по биологии сопровождается применением дидактического  и раздаточного материалов, микропрепаратов и микроскопов.

Программа предусматривает следующие условные обозначения:  Лаб. раб – лабораторная работа, Практ. работа - практическая работа, М/П – демонстрация микропрепарата.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся;  практические и лабораторные работы. Лабораторные  и практические работы оцениваются по усмотрению учителя.

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Всего часов

Раздел 1.

Введение. Науки, изучающие  организм человека

2

Раздел 2.

Происхождение человека.

3

Раздел 3.

Строение  организма человека

6

Раздел 4.

Опорно-двигательная система

6

Раздел 5.

Внутренняя среда организма

3

Раздел 6.

Кровеносная  и лимфатическая системы

7

Раздел 7.

Дыхательная система

4

Раздел 8.

Пищеварительная система

7

Раздел 9.

Обмен веществ и энергии

3

Раздел 10.

Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение

5

Раздел 11.

Нервная система.

5

Раздел 12.

Анализаторы. Органы чувств

2

Раздел 13.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

2

Раздел 14.

Железы внутренней секреции

1

Раздел 15.

Индивидуальное развитие организма

2

Повторение

11

Итого:

68 часов

 

        Требования к уровню подготовки  учащихся

Учащиеся должны знать:

—  систематическое положение человека и его происхождение;

— особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию;

—  о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ;

—  особенности индивидуального развития организма человека;

—  об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;

—  приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;

—  правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

—  факторы, разрушающие здоровье человека;

—  этические нормы межличностных отношений.

Учащиеся должны уметь:

—  распознавать органы и их топографию, системы органов; объяснять связь между их строением и функциями; понимать влияние физического труда и спорта на организм; выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

—  объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;

—  оказывать первую помощь при несчастных случаях;

—  соблюдать правила личной и общественной гигиены;

—  пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты;

—  работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

Контроль уровня обучения

Тема

Вид контроля

Дата

План

Факт

1

Обобщение по теме: Строение организма

Зачет

2

Обобщающий урок по теме «Кровеносная и лимфатическая системы».

Самост.  работа

3

Обобщение по теме: Пищеварение. Обмен веществ.

Зачет

4

Обобщение по курсу Биология «Человек»

Тест

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Критерии оценивания

Единые нормы являются основой при оценке как контрольных, так и всех других письменных, а также практических работ по биологии. Применяя эти нормы, учитель должен индивидуально подходить к оценке каждой письменной и практической работы учащегося, обращать внимание на качество выполнения работы в целом, а затем уже на количество ошибок и на их характер.

Содержание и объем материала, включаемого в контрольные и письменные работы, а также в задание для повседневных письменных упражнений, практических и лабораторных работ, определяются требованиями, установленными программой. При этом контрольные и другие письменные работы по биологии должны содержать не только материал по изучаемой или только что изученной теме программы, но и задания на применение ранее усвоенных знаний. Контрольные письменные работы должны способствовать закреплению и углублению знаний учащихся.

Наряду с контрольными работами по отдельным разделам темы следует проводить итоговые контрольные работы по всей изученной теме.

Оценка письменной работы определяется с учетом прежде всего ее общего билогического уровня, оригинальности, последовательности, логичности ее выполнения, а также числа ошибок и недочетов и качества оформления работы. Ошибка, повторяющаяся в одной письменной работе несколько раз, рассматривается как одна ошибка.

Оценивание устного ответа учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности

рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает

рассказ новыми примерами, умеет применить знания    в новой ситуации при выполнении

практических  заданий;   может  установить  связь  между   изучаемым   и   ранее   изученным

материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание

вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и

неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные

элементы   содержания   или   присутствуют   все   вышеизложенные   знания,   но   допущены

малозначительные   биологические   ошибки,   нелогично,    пространно   изложено   основное

содержание вопроса.

Оценка «3» ставится,  если учащийся имеет неполные знания,  не может их применить,

раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка  «2»  ставится,   если  учащийся   не  овладел  основными  знаниями  и  умениями  в

соответствии с требованиями программы и допустил  больше ошибок и  недочетов,  чем

необходимо для оценки «3».

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 
Отметка «5» ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. При оценивании используется следующая шкала:

для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «3»;

• три ошибки — оценка «2».

Календарно-тематическое планирование

Тема

Тип урока

Цель

Общеучебные умения и навыки

Форма организации обучения

Форма контроля

Домашнее задание

План

Факт

Приме-чание

Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 часа)

1

Науки, изучающие организм человека.

УФНЗ

Обучающая: Показать человека как биосоциальное существо; раскрыть черты сходства и отличия человека от животных; познакомить с предметом и задачами анатомии, физиологии, психологии и гигиены человека.

Воспитательная: Формировать интерес к изучению раздела о человеке, любознательность.

 Развивающая: обогащать словарный запас, развивать глазомер.

Сравнить человека с другими организмами, биологические науки, составлять таблицы сравнительного характера.

Беседа с использованием таблиц.

Рассказ с заполнением таблицы.

& 1

2

Становление наук о человеке

Учащиеся должны знать:

— биологические и социальные факторы антропогенеза;

— основные этапы эволюции человека;

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником  и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

Определять сходство и различие человека и млекопитающих животных

Слушают объяснения учителя, фронтальный опрос, самостоятельная работа с учебником, комбинированный урок

& 2

Раздел 2. «Происхождение человека» (3 часа)

3

Систематическое положение человека.

Комбинированный урок.

Обучающая: Познакомить с доказательствами животного происхождения человека; раскрыть основные этапы эволюции человека; показать влияние биологических и социальных факторов на нее.

Воспитательная:  Формировать любознательность, научное мировоззрение.

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер.

Использовать знания для доказательства.

Рассказ с элементами беседы.

Беседа с использованием таблиц.

& 3

4

Историческое прошлое людей

УФНЗ

Обучающая: продемонстрировать основные этапы эволюции человека, показать влияние на нее биологических и социальных факторов; ввести понятие «антропогенез». сформировать понятие «человек разумный как единый биологический вид»; доказать единство происхождения всех рас и их равноценность; раскрыть сущность понятий «раса», «народность», «нация»,  «народ».

Воспитательная: Формировать интерес к изучению раздела о человеке, любознательность.

Развивающая: обогащать словарный запас, развивать глазомер, развивать трудолюбие.

Выбирать главные мысли, анализировать, делать выводы. Устанавливать взаимосвязь расовых различий с факторами внешней среды.

Рассказ. Самостоятельная работа по составлению таблицы.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

& 4, 5

Закончить составление таблицы.

5

Расы человека. Среда обитания

Рк: Население Республике Хакасия

Раздел 3. Строение организма человека (6 ч.)

6

Общий обзор организма человека

УФНЗ.

Обучающая: сформировать понятие об уровнях организации организма человека, структуре тела, органах, системах органов живого организма; ввести понятие «гормоны».

Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, глазомер, формировать оперативную память

Работа с анатомическими таблицами.

Беседа с элементами рассказа. Заполнение таблицы, составление схем.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

&6

7-8

Клеточное строение организма.

Лаб. раб «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп»

Комбинированный урок.

Обучающая: показать единство органического мира, проявляющегося в клеточном строении, раскрыть строение и функции клеточного организма, определить хим. состав клеток, ввести понятия об обмене веществ, ферментах, раздражимости, возбудимости, клеточном гомеостазе. Сформировать знания о жизненных свойствах клетки, обмене веществ, раздражимости, движении, размножении и росте.

Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Развивающая: трудолюбие, глазомер, формировать оперативную память

Устанавливать взаимосвязь строения и функций.

Беседа с элементами рассказа. Заполнение таблицы

&7

Деление клетки. Жизнедеятельность клетки.

9

Ткани.

Лаб. раб «Рассматривание микропрепаратов тканей в микроскоп»

УФНЗ

Обучающая: Ввести понятие «ткань» и «орган», «тканевая жидкость», «межклеточное вещество», познакомить с основными типами тканей и их локализацией в организме, научить распознавать ткани и органы

Воспитательная: Продолжать формировать навыки работы с микроскопом, интерес к изучению раздела о человеке, любознательность.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие.

Работа с микроскопом, ориентация в микроструктурах тканей.

Объяснение с использованием анатомических таблиц. Лабораторная работа.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

&8

10

Рефлекторная регуляция.

Практическая работа: «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения».

Комбинированный урок

Обучающая: Познакомить с природой нервных импульсов, с центральной и периферической нервной системой,  дать понятия о нервных путях, возбуждении и торможении.

Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, глазомер, формировать оперативную память.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций.

Рассказ с опорой на знания, с использованием рисунков учебника.

Индивидуальный опрос

&9, подг. к контрольной работе

11

Обобщение по теме: Строение организма.

УК(К)З

Обучающая: Выявить уровень усвоения ЗУН по теме: Клеточное строение организма. Ткани. Рефлекторная регуляция.

Воспитательная: воспитывать чувство долга, трудолюбие, взаимопомощи.

Развивающая: развитие навыков самоконтроля, активности, организации, планирования

Применение знаний, умение систематизировать, обобщать, анализировать.

Дифференцированный контроль

Зачет

Раздел 4. Опорно-двигательная система (6 часов)

12

Значение и состав опорно-двигательного аппарата. Строение костей.

Лаб. раб «микроскопическое строение кости»

Комбинированный урок

Обучающая: Показать значение скелета и мышц, опорную, защитную и двигательную функцию, химический состав, макро- и микростроение костей.

Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, воспитывать навыки коллективного труда целеустремлённость.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, точность движений, оперативное мышление

Постановка эксперимента, анализ результатов, выводы, работа с микроскопом.

Беседа с использованием таблиц, натуральных объектов, лабораторная работа по рассматриванию микропрепаратов костной ткани

Индивидуальный опрос по типам тканей.

&10

13

Скелет человека.

Типы соединения костей

УФНЗ

Обучающая: Пополнить знания о строение и функциях частей скелета, сравнить со скелетом млекопитающих, выявить особенности строения скелета человека, связанный со строением мозга, прямохождением, трудовой деятельностью. Познакомить учащихся с типами соединения костей

Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память

Сравнивать скелеты человека и животных. Составление опорной схемы по рассказу.

Беседа с использованием анатомической таблицы, рисунков учебника.

Индивидуальный опрос

&11-&12

14

Строение мышц.

Практическая работа: «мышцы человеческого тела»

Комбинированный урок

Обучающая: Повторить материал о мышечной ткани и особенностях поперечно-полосатой мышечной ткани, познакомиться с морфологией мышц, основных группах мышц человека.

Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память

Работа с рисунками, таблицами.

Анализ результатов теста. Практическая работа.

Тест по строению человека Индивидуальный опрос

&13

15

Работа скелетных мышц и их регуляция.

Практическая работа: «Утомление при статистической и динамической работе»

Комбинированный урок

Обучающая: дать понятие о двигательной единице, о механизмах регулирующих силу мышечного сокращения, об изменении мышц при тренировках, об особенностях мышц антагонистов.

Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память

Эксперимент, наблюдение, анализ результатов, выводы.

Рассказ, беседа, лабораторная работа

Фронтальный и индивидуальный опрос.

&14

16

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Практическая работа: «Выявление нарушений осанки, плоскостопия»

Комбинированный урок

Обучающая: познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки.

Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, воспитывать навыки коллективного труда целеустремлённость.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, точность движений, оперативное мышление

Лабораторная работа по инструкциям, выводы

Беседа с использованием таблиц, лабораторная работа.

Фронтальный опрос.

&15

17

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

Рк: Травматизм в Республике Хакасия

УФНЗ

Обучающая: разъяснить цели доврачебной помощи, показать её отличие от профессиональной, дать элементарные сведения о травмах костно-мышечной системы и мерах первой помощи при них.

Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие.

Физиологическое обоснование мер первой помощи

Частично-поисковая беседа.

Индивидуальный опрос.

&16, основные положения главы

Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 часа)

18

Компоненты внутренней среды.

Лаб. раб «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

УФНЗ

Обучающая: Ввести понятия «гомеостаз», «фагоцитоз», «антиген», «антитела» познакомить с функциями плазмы и форменных элементов крови, рассмотреть механизм свёртывания крови.

Воспитательная: Формировать навыки работы с оборудованием, научное мировоззрение

Развивающая: Формировать оперативную память, способности выделять главное, систематизировать

Работа с таблицами, микроскопом, микропрепаратами.

Частично-поисковая беседа с использованием опорной схемы, лабораторная работа

Индивидуальный контроль

&17

19

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

Рк Вакцинация в Республике Хакасия

УФНЗ

Обучающая: показать роль барьеров, защищающих организм человека, раскрыть роль экологической защиты от патологических микроорганизмов, продолжить формировать понятие об иммунитете, раскрыть значения клеточного и гуморального иммунитета.

Воспитательная: Формировать навыки работы с оборудованием, научное мировоззрение Развивающая: развивать навыки культуры труда, точность движений, оперативное мышление

Выполнение заданий и ответы на вопросы

Рассказ с использованием таблиц и рисунков.

Индивидуальный контроль

&18

20

Иммунология на службе здоровья 

УФНЗ

Обучающая: познакомить с наукой иммунологией, историей открытия вакцинации, определить роль вакцин в профилактике болезней, дать классификацию иммунитета.

Воспитательная: воспитывать нравственное и эстетическое отношение к живым объектам, аккуратность, любознательность

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер

Работа с рисунками, таблицами.

Поисковая беседа, решение познавательных задач.

Терминологический диктант

&19

Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (7 часов)

21

Органы кровеносной и лимфатической системы

Комбинированный урок

Обучающая: Повторить материал о крови, лимфе, тканевой жидкости, функциях крови и иммунитете, замкнутом и незамкнутом кровообращении. 

Воспитательная: Формировать интерес к изучению раздела о человеке, любознательность.

Развивающая: обогащать словарный запас, развивать глазомер, развивать трудолюбие.

Участие в учебном диалоге, находить нужную информацию в учебнике.

Поисковая беседа. Решение познавательных задач.

Терминологический диктант.

&20

22

Круги кровообращения. Практическая  работа «Функции венозных клапанов. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращения»

Обучающая: Познакомить с общим планом строения сердца и движение крови по большому и малым кругам кровообращения.

Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер

Работа с биологическими терминами, выполнение лабораторной работы.

Беседа, рассказ с использованием таблиц. Лабораторная работа.

Фронтальный опрос

&21

23

Строение и работа сердца

УФНЗ

Обучающая: раскрыть связь строения сердца и его функций, дать понятие о сердечном цикле, ввести материал о симпатической и парасимпатической системах, автоматизме сердечной деятельности, показать связь местной и центральной регуляции, нервной и гуморальной регуляции.

Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие.

Показать взаимосвязь строения сердца и функций.

Беседа с элементами самостоятельной работы

Индивидуальный опрос.

&22

 

24

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Практическая работа «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса».

УФНЗ

Обучающая: Выяснить причины движения крови, изменение скорости крови в сосудах, разъяснить принципы измерения артериального давления, дать понятие о гипертонии, дать зависимость кровоснабжения от интенсивности работы органов, механизме регуляции кровоснабжения.

Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память, обогащать словарный запас

Постановка эксперименты, наблюдение, выводы.

Рассказ с элементами беседы. Лабораторная работа.

Индивидуальный опрос.

&23. Подгот. доп. материал о СС заболеваниях

25

Гигиена ССС. Практ. раб «Реакция ССС на дозированную нагрузку».

Рк: Заболевания ССС Республике Хакасия

УФНЗ

Обучающая: Раскрыть физиологические основы укрепления сердца и сосудов, познакомить с последствиями гиподинамии, с влиянием курения и спиртных напитков на сердце и сосуды, с сердечными заболеваниями и их профилактикой.

Воспитательная: : воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, научного мировоззрения

Развивающая: навыки обобщать, анализировать, систематизировать.

Выполнение заданий и ответы на вопросы

Рассказ с использованием самонаблюдений учащихся. Лабораторная работа.

Индивидуальный опрос, фронтальная беседа.

&24

26

Первая помощь при кровотечениях

УФНЗ

Обучающая: Познакомить с типами кровотечений и способами их остановки, уменьшение болевых ощущений, предохранение от возможных инфекций, знать правила наложения жгута и простых повязок, уметь их выполнять, понимать разницу между доврачебной и профессиональной помощью.

 Воспитательная: Формировать любознательность, навыки коллективного труда

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать навыки культуры труда.

Использовать знания для доказательства.

Рассказ с демонстрацией  наложения жгута и закрутки. Беседа.

Индивидуальный опрос, фронтальная беседа.

&25

27

Обобщающий урок по теме «Кровеносная и лимфатическая системы».

 Зачет

Учащиеся должны уметь:

— выявлять существенные признаки кровеносной системы;

Учащиеся должны уметь:

— обобщать и делать выводы по изученному материалу.

Тестирование

Раздел 7. Дыхание (4 часов)

28

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Заболевания дыхательных путей.

Рк: Статистика по заболеванию туберкулезом в Республике Хакасия

УФНЗ

Обучающая: Раскрыть значение биологического окисления, показать роль органов дыхания для поддержания в альвеолах лёгких постоянства газового состава, разъяснить связь дыхательной и кровеносной системы, рассмотреть строение и функции дыхательных путей, голосообразование и артикуляцию звуков речи.

Воспитательная: : воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, научного мировоззрения

Развивающая: навыки обобщать, анализировать, систематизировать.

Представить основное содержание текста в виде схем.

Рассказ, беседа с демонстрацией таблиц.

Самостоятельная работа

&26

29

Газообмен в лёгких и тканях

УФНЗ

Обучающая: Раскрыть связь кровеносной и дыхательной систем, показать роль большого и малого кругов кровообращения в газообмене, повторить строение дыхательных путей и лёгких, механизмы голосообразования и артикуляции.

Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение.

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать настойчивость.

Участие в диалоге.

Частично-поисковая беседа с изображением опорных схем.

Тест

&27

30

Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

УФНЗ

Обучающая: Познакомить учащихся с механизмом вдоха и выдоха, определить роль гуморального и нервного факторов в регуляции дыхательных движений, защитных рефлексов (кашель, чихание и др.), разъяснить вред курения, выявить источники загрязнения воздуха.

Воспитательная: Воспитывать аккуратность, рациональное использование времени.

Развивающая: Развивать умения обобщать, анализировать, развивать навыки учебной деятельности.

Включаться в коллективное обсуждение проблемы.

Беседа с элементами рассказа. Демонстрация опыта.

Индивидуальный опрос.

&28

31

Функциональные возможности, болезни и травмы органов дыхания. Приёмы реанимации.

Практ. раб «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»

УФНЗ

Обучающая: Показать простейшие приёмы самообследования дыхательной системы, измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха, измерение жизненной ёмкости лёгких и выносливости дыхательных мышц, разъяснить значение флюорографии, ввести понятия о клинической и биологической смерти.  

Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер.

Самообследование дыхательной системы

Беседа с элементами рассказа.

Лабораторная работа

Индивидуальный опрос.

&29

Раздел 8. Пищеварительная система (7 часов)

32

Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения

УФНЗ

Обучающая: Раскрыть значение пищеварения, пластическую и энергетическую функцию пищи, дать представление об органах пищеварения и их эволюции

Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие.

Анализ таблицы, выводы.

Беседа

Фронтальная беседа

&30

33

Пищеварение в ротовой полости. Лаб. раб «Действие ферментов слюны на крахмал»

Комбинированный урок

Обучающая: Разъяснить значение вкусовых рецепторов, познакомить со строением ротовой полости и топографией основных слюнных желёз, рассказать о зубах разного типа и их внутреннем строением, повторить правила гигиены ротовой полости.

Воспитательная: Воспитывать аккуратность, рациональное использование времени.

Развивающая: развивать умения обобщать, анализировать, развивать навыки учебной деятельности.

Постановка эксперимента, анализ, результаты и выводы.

Частично-поисковая беседа. Лабораторная работа.

Фронтальная беседа

&31

34

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов

УФНЗ

Обучающая: Раскрыть основные свойства ферментов, показать их роль в расщеплении пищи в ротовой полости, желудке, проследить за изменением пит. веществ при переходе из одного отдела в другой и подготовку их к всасыванию.

Воспитательная: Формировать любознательность, навыки коллективного трудаРазвивающая: Формировать оперативную память, развивать навыки культуры труда.

Учить выделять главные мысли и оформлять их в виде схем.

Рассказ с элементами беседы, с использованием рисунков учебника, таблиц.

Индивидуальный опрос, выполнение упражнений.

&32

35

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппетит

УФНЗ

Обучающая: Познакомить с функциями тонкого и толстого кишечника, строение ворсинок и механизм всасывания, показать барьерную роль печени, разъяснить роль аппендикса. Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память

Знать топографию органов пищеварения, их роль в организме.

Рассказ, работа с рисунками, составление опорной схемы.

Самостоятельная работа

&33

36

Регуляция пищеварения

УФНЗ

Обучающая: Показать новые возможности разработанного Павловым фистульного метода – исследование желудочно-кишечного тракта, изложить историю развития условного и безусловного рефлекса.

Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, воспитывать навыки коллективного труда целеустремлённость.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, точность движений, оперативное мышление

Учить применять знания в новой ситуации.

Частично-поисковая беседа на основе опытов Павлова.

Индивидуальный опрос.

&34

37

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

УФНЗ

Обучающая: Разъяснить правила потребления пищевых продуктов, их физиологическую значимость, обосновать правила гигиены питания,

Воспитательная: воспитывать нравственное и эстетическое отношение к живым объектам, аккуратность, любознательность

Развивающая: развивать навыки культуры труда, оказать словарный запас

Учить обоснованию высказываемых положений по соблюдений правил гигиены.

Частично-поисковая беседа. Составление таблицы.

Фронтальная беседа. Самостоятельная работа.

&35

38

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ

Комбинированный урок

Обучающая: Повторить материал о гигиене питания и заболеваниях желудочно-кишечных заболеваний, ввести определение-обмен веществ, энергетический и пластический обмен, познакомить со с стадиями обмена, проследить превращение в организме белков, жиров, углеводов.

Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер

Учить изображать процессы в виде схем, сравнивать и устанавливать взаимосвязи.

Рассказ, составление опорных схем.

Индивидуальный опрос.

&36

Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 часа)

39

Витамины

Рк: какие витамины необходимы жителям Республике Хакасия

УФНЗ

Обучающая: Разъяснить значение витаминов, дать понятие о авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах, познакомить со способами сокращения витаминов в пищевых продуктах.

Воспитательная: : воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, научного мировоззрения

Развивающая: навыки обобщать, анализировать, систематизировать.

Учить формулированию мысли.

Рассказ с использованием дополнительной информации.

Самостоятельная работа.

&37

 

40

Энерготраты человека и пищевой рацион.

Лаб. раб «Установление зависимости м/у нагрузкой уровнем энергетического обмена. Составление пищ. рацион. в зависимости от энергозатрат»

Комбинированный урок

Обучающая: Дать сведения об основном и общем обмене, энергетической ёмкости питательных веществ, энергетическом балансе, разъяснить роль питания в поддержании здоровья, познакомить с функциональной пробой с задержкой дыхания с задержкой дыхания на максимальный срок до и после дозированной нагрузки

Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память, обогащать словарный запас

Учить самоконтролю своего здоровья.

Рассказ, лабораторная работа.

Контроль результатов выполнения лабораторной работы

&38

41

Обобщение по теме: Пищеварение. Обмен веществ.

УК(К)З

Обучающая: Выявить уровень усвоения ЗУН по теме: Пищеварение. Обмен веществ.

Воспитательная: воспитывать чувство долга, трудолюбие, взаимопомощи.

Развивающая: развитие навыков самоконтроля, активности, организации, планирования

Применение знаний, умение систематизировать, обобщать, анализировать.

Дифференцированный контроль

Зачет

Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 часа)

42

Покровы тела. Строение и функции кожи

УФНЗ

Обучающая: Познакомить со строением и функциями кожи, волос, ногтей, выработать навыки установления связи между макро- и микроструктурами.

Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память, обогащать словарный запас.

Учить показывать взаимосвязь строения и функций.

Рассказ с элементами таблицы, заполнение таблицы.

Фронтальная беседа.

&39

43

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи

УФНЗ

Обучающая: Познакомить с анатомо-физиологическими сведениями, лежащими в основе гигиены кожи,  использование одежды и обуви, моющих средств, познакомить с болезнями кожи и мерами их профилактики.

Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать глазомер

Учить применять знания на практике.

Самостоятельная работа с книгой, выполнение заданий.

Выполнение заданий по группам.

&40

44

Терморегуляция организма. Закаливание

УФНЗ

Обучающая: Раскрыть механизмы терморегуляции, показать значение рецепторов холода и тепла в поддержании постоянной температуры тела, разъяснить причины теплового и солнечного удара, меры профилактики и первой помощи при их наступлении, выяснить причины, ведущие к закаливанию или простуде.

Воспитательная: Формировать любознательность, навыки коллективного труда

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать навыки культуры труда.

Учить объяснять причины с физиологической точки зрения.

Поисковая беседа, решение проблемных вопросов.

Самостоятельная работа, фронтальная беседа.

&41

45

Выделение

УФНЗ

Обучающая: Раскрыть значения органов выделения в поддержании постоянства внутренней среды, показать механизмы мочеобразования на микро и макро уровне, разъяснить работу нефронов.

Воспитательная: Формировать интерес к изучению раздела о человеке, любознательность.

Развивающая: обогащать словарный запас, развивать глазомер, развивать трудолюбие.

Учить внимательно слушать и изъяснять материал в логической последовательности.

Рассказ с использованием таблиц.

Индивидуальный опрос.

&42

Раздел 11. Нервная система (5 часов)

46

Значение нервной системы

Комбинированный урок

Обучающая: Показать значение нервной системы в поддержании гомеостаза, согласовании работы органов, обеспечение выживания организма и его приспособление к природной и социальной среде, раскрыть роль психики.

Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение.

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать настойчивость.

Учить использовать наглядный материал как источник знаний.

Рассказ с элементами беседы. Составление опорной схемы.

Тематический контроль.

&43

47

Строение нервной системы. Спинной мозг

УФНЗ

Обучающая: Дать понятие о строении и функций центральной и периферической нервной системе, распределение серого и белого вещества спинного и головного мозга, рассмотреть строение и функции спинного мозга, рефлекс и рефлекторную дугу.

Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение.

Развивающая: Формировать оперативную память, развивать настойчивость.

Учить правильно использовать биологические термины при изложении материала.

Беседа

Индивидуальный опрос.

&44

48

Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост, и мозжечок и средний мозг.

УФНЗ

Обучающая: Познакомить учащихся со строением и функциями головного мозга, сходства и различия со спинным мозгом, рассмотреть строение и функции моста, среднего мозга и мозжечка.

Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, воспитывать навыки коллективного труда целеустремлённость.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, точность движений, оперативное мышление

Делать выводы на основе эксперимента, самонаблюдений.

Рассказ с использованием модели, таблиц, дополнительного материала.

Индивидуальный контроль.

&45

49

Функции переднего мозга.

Комбинированный урок

Обучающая: Познакомить со строением и функциями промежуточного мозга и коры больших полушарий головного мозга, разъяснить аналитическую и замыкательную функцию коры, раскрыть значение асимметрий левого и правого полушарий.

Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие.

Проводить самонаблюдения на основе эксперимента и делать выводы.

Рассказ с использованием модели, таблиц, дополнительного материала.

Индивидуальный контроль.

&46

50

Соматический и вегетативный отделы нервной системы

УФНЗ

Обучающая: Дать понятие о соматическом и автономном отделе нервной системы, симпатическом и парасимпатическом подотделах автономного отдела, раскрыть их взаимосвязь.

Воспитательная: Формировать навыки работы с оборудованием, научное мировоззрение

Развивающая: развивать навыки культуры труда, точность движений, оперативное мышление.

Усваивать материал на основе сравнения.

Рассказ с использованием таблиц.

Фронтальная беседа.

&47

Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (2 часа)

51

Анализаторы. Зрительный анализатор. Гигиена зрения.

Комбинированный урок

Обучающая:: Показать различия между понятиями «анализатор» и орган чувств, раскрыть механизм обработки информации корой больший полушарий, выяснить природу иллюзий;

раскрыть значение зрение, строение и функции глаза, рассмотреть механизм проектирования изображения на сетчатке глаза и его регуляцию, выяснить роль колбочек и палочек, дать представление о бинокулярном зрении

Воспитательная: : воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, научного мировоззрения

Развивающая: навыки обобщать, анализировать, систематизировать.

Учить строить ответы по аналогии

Рассказ с элементами беседы с использованием наглядности

Индивидуальный опрос, фронтальная беседа

§48, 49, 50

52

Слуховой анализатор. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса

УФНЗ

Обучающая: Показать общность в строении слухового и зрительного анализатора, проследить эволюцию органов слуха, рассмотреть строении и функции наружного, среднего и внутреннего уха, преобразование слуховой энергии в механическую, гигиену слуха.

Показать механизмы работы вестибулярного, кожно-мышечного, обонятельного и вкусового анализаторов, показать их взаимодействие и взаимный контроль.

Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие.

Учить показывать взаимосвязь строения и функций.

Беседа. Решение познавательных задач.

Индивидуальный опрос, фронтальная беседа

&51, 52

Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (2 часа)

53

Высшая нервная деятельность. Врождённые и приобретённые программы поведения.

УФНЗ

Обучающая: Раскрыть роль Сеченова, Павлова, Ухтомского в развитии учения о ВНД, разъяснить природу внешнего и внутреннего торможения, доминанты.

Показать филогенетическую обусловленность врожденных  форм поведения, направленных на сохранение вида в целом и приобретённые формы индивидуального поведения, позволяющие особи приспособиться к постоянно меняющимся условиям природной и социальной среды.

Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, воспитывать навыки коллективного труда целеустремлённость.

Развивающая: развивать умения обобщать, анализировать, развивать навыки учебной деятельности.

Выполнение заданий и ответы на вопросы

Рассказ с элементами беседы.

Индивидуальный опрос.

&53, 54

54

Сон и сновидения. Особенности ВНД человека. Воля, эмоции, внимание.

УФНЗ

Обучающая: Дать понятие о биоритмах на примере суточных ритмов, раскрыть природу сна и сновидений, показать фазы сна.

Дать понятие о базовых и вторичных потребностях, определить роль речи как средство общения, в развитии высших психических функций, в трудовой деятельности, в формировании основных познавательных процессов.  

Воспитательная: Воспитывать аккуратность, рациональное использование времени.

Развивающая: развивать умения обобщать, анализировать, развивать навыки учебной деятельности.

Выполнение заданий и ответы на вопросы

Рассказ с использованием самонаблюдений учащихся.

Индивидуальный опрос, фронтальная беседа.

&55, 56, 57

        Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (1 ч.)

55

Роль эндокринной регуляции. Функция желёз внутренней системы

УФНЗ

Обучающая: Познакомить с железами внутренней, внешней и смешанной секреции, показать свойства гормонов, их отличие от других биологически активных веществ, разъяснить связь нервной и эндокринной регуляции.

Воспитательная: Воспитывать аккуратность, рациональное использование времени.

Развивающая: Развивать умения обобщать, анализировать, развивать навыки учебной деятельности.

Выбирать главные мысли, анализировать, делать выводы.

Рассказ. Самостоятельная работа по составлению таблицы.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

&58, &59

Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (2 часа)

56

Жизненные циклы. Размножение. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

УФНЗ

Обучающая: Дать понятие о жизненных циклах, выявить преимущество полового размножения перед бесполом в адаптации к среде обитания, познакомить с мужской и женской половой системе, образованием и развитием зародыша.

Познакомить с биогенетическим закон Геккеля-Мюллера и разъяснить причины отклонений от него, показать закономерности органогенеза, раскрыть значение эмбриональных приспособлений к внутриутробной жизни, плодных оболочек, плодной жидкости, плаценты, рассказать о режиме беременности и родах. Раскрыть различия между наследственными  и врожденными болезнями, пути прогнозирования первых и профилактике вторых, дать понятие о профилактике симптоматике болезней, передающихся половым путём.

Воспитательная: Формировать любознательность, научное мировоззрение.

Развивающая: развивать навыки культуры труда, формировать оперативную память, обогащать словарный запас.

Выполнение заданий и ответы на вопросы

Рассказ с использованием таблиц и рисунков.

Индивидуальный контроль

&60, 61, 62

57

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности.

УФНЗ

Обучающая: Раскрыть физиологические основы гигиены новорождённых и грудных детей, обосновать правила ухода за ними, показать изменения мужского и женского организма в состоянии пубертата и обосновать правила гигиены, дать понятие о психологических особенностях человека.

Воспитательная: Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Развивающая: развивать навыки культуры

Выполнение заданий и ответы на вопросы

Рассказ с опорой на знания, с использованием дополнительного материала.

Тест

&63,64,

Повторение (11ч)

58-59

Повторение по теме: «Строение организма человека»

Повто-рения

Систематизировать и обобщить знания  по  курсу. Умение сравнивать, обобщать.

Выполнение заданий и ответы на вопросы

Рассказ с опорой на знания, с использованием дополнительного материала.

Фронтальная беседа

60-61

Повторение по теме: «Обмен веществ и энергии»

Повто-рения

Систематизировать и обобщить знания  по  курсу. Умение сравнивать, обобщать.

Выполнение заданий и ответы на вопросы

Фронтальная беседа

62-63

Повторение по теме: «Нервная система и высшая нервная деятельность»

Повто-рения

Систематизировать и обобщить знания  по  курсу. Умение сравнивать, обобщать.

Выполнение заданий и ответы на вопросы

Фронтальная беседа

64-65

Повторение по теме «Индивидуальное развитие организма»

Повто-рения

Систематизировать и обобщить знания  по  курсу. Умение сравнивать, обобщать.

Выполнение заданий и ответы на вопросы

Фронтальная беседа

66-67

Обобщение по курсу «Биология. Человек»

Повто-рения

Систематизировать и обобщить знания  по  курсу. Умение сравнивать, обобщать.

Выполнение заданий

Тест

68

Заключительный урок по курсу «Биология. Человек» 8 класс

УПЗУ

Обучающая: Подвести изучения биологии в 8 классе, познакомить учащихся ч заданиями по проведению летом.

Воспитательная: : воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, научного мировоззрения. Развивающая: Формировать оперативную память, развивать навыки культуры труда.

Формирование умения выбирать главные мысли, анализировать, делать выводы.

Рассказ с элементами беседы.

Фронтальная беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...