Урок биологии 6 класс Обобщение по теме: "Покрытосеменные"
план-конспект занятия по биологии (6 класс)

Князева Елена Васильевна

Обобщающий урок биологии по теме: «Строение и многообразие Покрытосеменных».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok_biologii_po_teme.docx33.97 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок биологии по теме: «Строение и многообразие Покрытосеменных».

Класс: 6 класс

Цели: обобщить и систематизировать изученный материал по строению и многообразию покрытосеменных растений; расширить кругозор учащихся.

Задачи:

Общеобразовательная: выявить уровень подготовки учащихся, уточнить и систематизировать их знания и умения по теме Покрытосеменные.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность мышления, продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе; формировать способности к совместной умственной деятельности.

Развивающая: развивать умение анализировать и сопоставлять, делая правильные выводы.

Планируемые результаты:

Предметные.

Учащиеся должны знать: биологические термины и понятия.

Учащиеся должны уметь: обобщать и систематизировать свои  знания о строении органов цветкового растения, семян, видоизменяемых корней, стеблей и листьев, о строении цветка, основных типах соцветий, классификации плодов; узнавать органы цветкового растения и их видоизменения.

Метапредметные.

Уметь анализировать и оценивать информацию, владеть умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; различать объем и содержание понятий.

Личностные.

Иметь познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; владеть интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); проявлять готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Оформление доски: число, тема, эпиграф «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Г.Х.Андерсен, в конце урока – рефлексия: цветик-семицветик.

Ход урока

I.  Приветствие учащихся.  Оргмомент.

Лети, лети лепесток через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели…

Вели, чтобы учащиеся 6 класса сегодня были самыми сообразительными, мудрыми и активными.

(Из какой сказки эти волшебные слова? Кто автор этой сказки? (В. Катаев)

Я вам предлагаю его выбрать эмблемой нашего урока Согласны?

Сегодня мы проведём Ботанический турнир. А соревноваться будем командами, давайте поделимся на команды. Команды  готовы? Покажите свою готовность: подмигните  с улыбкой правым глазом своим конкурентам, левым – гостям, и обоими мне. Молодцы! Я вижу ваши радостные лица и искорки знаний в глазах.

II. Актуализация знаний

Видеоролик «Цветы». Под музыкальное оформление «Вальс цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик» учитель читает стихотворение:

Есть, есть душа у каждого цветка,
Свой взгляд и стать у каждой есть травинки,
Цвет и рисунок венчика, листка,
И лепестка, и пестика с тычинкой.
У каждого цветка есть жизни срок,
Есть время детства, юности, цветенья,
Плодоношенья, старости порог,
Есть время сна и время пробужденья.
Таинственен, красив цветочный мир.
Войди в него — услышишь утром рано,
Как светлой музыкой наполнился эфир:
Поют луга, овраги и поляны…
Звучит Симфония Цветов! Вдали, вокруг —
Глядят «антенны» в Космос повсеместно
Земля — концертный зал, цветы — оркестр,
Цветок — волшебный инструмент оркестра.

- Ребята, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Ответ учащихся.А какие еще органы знаем?

Давайте сформулируем цель нашего занятия

Сегодня на уроке мы повторим все, что изучили по теме «Строение и многообразие Покрытосеменных растений». 

Итак, наш «Ботанический турнир» начинается. Во время игры необходимо выполнять 3 основных правила:

- внимательно слушать;

- активно работать;

- уважительно относиться к ответам своих одноклассников.

        

Давайте придумаем названия вашим командам

III. Повторение, обобщение и проверка знаний

Конкурс 1 «Разминка»

Каждой команде задается по 7 вопросов (блиц-опрос). За каждый правильный ответ — жетон. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 7 баллов. 

1-я команда

  1. Какую траву знают даже слепые? (Крапива)
  2. Какое растение любят кошки? (Валериана)
  3. Какое растение говорит о том, где оно живет? (Подорожник)
  4. Какое растение является символом горечи? (Полынь)
  5. Какая ягода поможет больному горлу? (Малина)
  6. Ягоды на этом дереве можно увидеть даже зимой. (Рябина)
  7. Богиня растений, давшая название царству растений. (Флора)

2-я команда

  1. Эта ягода поможет нормализовать зрение? (Черника)
  2. Какая трава поможет излечиться от кожных заболеваний? (Чистотел)
  3. На каком овоще спала принцесса? (Горох)
  4. Стоят в поле сестрички – желтые глазки, белые реснички. (Ромашка)
  5. Что без боли и печали доводит до слез ? (Лук)
  6. Какой цветок называют водяной красавицей? (Белая кувшинка)
  7. Cамая большая ягода на земле? (Арбуз)

3-я команда

  1. Из плодов  какого дерева изготовляют курагу? (Абрикос)
  2. Из плодов  какого дерева изготовляют шоколад? (Какао)
  3. Что такое изюм? (Сушеный виноград)
  4. Какой овощ называют корнем здоровья? (Редька)
  5. Венком из листьев этого дерева раньше награждали победителей? (Лавр)
  6. Ветка, какого растения украшает фуражку лесника? (Дуб)
  7. Какое дерево стало символом  России? (Береза)

Конкурс 2 «Чёрный ящик»

Каждой команде нужно отгадать растение, находящееся в  коробочке и назвать семейство, к которому оно принадлежит. Дается всего четыре подсказки. Чем больше подсказок используется, тем меньше баллов (жетонов) присваивается команде.


Подсказки для 1-й команды:

  1. Это растение называют «кормильцем Востока».
  2. Это растение относят к зерновым культурам.
  3. Очень влаголюбивое растение, посевы его сплошь затапливают водой.
  4.  Из семян растения готовят  каши и плов.

      Ответ: Рис.

Подсказки для 2-й команды:

  1. Долгое время этот цветок рос в садах как декоративное  растение. Цветами, этого  растения украшала себя сама французская королева.
  2. Съедобная часть этого растения по незнанию употребляли вначале в сыром виде, а употребляя его плоды – ягоды, получали отравления.
  3. Сейчас это растение называют вторым хлебом.
  4. Посевы этого растения нещадно уничтожает колорадский жук.

Ответ: Картофель.

Подсказки для 3-й команды:

  1. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что это растение  люди стали использовать со времён каменного и бронзового веков. 
  2. Римляне использовали это растение не только в пищу, но и как лекарство почти от всех болезней. Растение обладает противораковым и антибактериальным эффектами.

3.   На древнеримском языке название этого овоща звучит как капут, что означает голова.

4.   В настоящее время этот овощ является основой многих блюд русской кухни, используется как в свежем, так и в квашеном виде.

        Ответ: Капуста

Конкурс 3-ий: «Органы растений»
Каждой команде нужно ответить на вопросы, эти вопросы попадаются и в ВПР, и в ОГЭ, и в ЕГЭ. Будьте внимательны, за каждый правильный ответ можно заработать 1балл!

1. Цветковыми растениями называют такие растения, которые:

а. цветут один раз в году

б. цветут хотя бы один раз в жизни

в. цветут через каждый второй год

2. На какие две группы делятся все органы цветкового растений? (вегетативные и генеративные)

3. Какие органы относят к вегетативным? (корень, побег, лист, стебель)

4. – Какие органы относят к генеративным? (цветок, плод)

5. – Какие виды корней есть у растений? (главный, боковые, придаточные)

6. – Какие типы корневых систем вы знаете? (стержневая, мочковатая)

7. – Назовите способы расположения листьев на стебле? (очередное, супротивное, мутовчатое)

8. – Какие типы жилкования листьев вы знаете? (дуговое, сетчатое, параллельное)

9.  Назовите главные части цветка. (пестик и тычинки)

10 – Определите тип соцветия укропа.(сложный зонтик)

11 – Чем покрыта снаружи верхушка корня? (корневым чехликом)

12 – Зона корня с корневыми волосками. (зона всасывания)

13– С какой стороны листа расположены устьица у растений с плавающими листьями? (с верхней стороны листа)

14. -  Плод сухой, семян много, и расположены они в один ряд. У созревшего плода створки скручиваются, выбрасывая семена. Назовите плод. (боб, стручок)

15 – Плод сочный, с тонкой кожицей, мякотью и твердым внутренним слоем околоплодника, с косточкой, внутри которой находится семя. Это ... (костянка)

Конкурс 4-ый: «Назови лишнего»

- На экране даны слайды -  изображения 4-х картинок. Найдите лишнюю картинку  и объясните, почему вы считаете, что  именно она является лишней. За правильный аргументированный ответ  - 2 балла 

1. Цветок подсолнуха и клевера, цветок лилия и сирени. Цветок лилии- одиночный .

2. Корнеплоды моркови, сельдерея и редиса, плоды сливы. Слива – лишняя – генеративный орган.

3.Листья рябины, акации, розы  и березы. Лист березы –простой.

5-ый конкурс «Станция историческая»:

  1. Это растение называли «солнечным цветком» и считали священным. Его родина – Южная Америка. В Европу он был завезен испанцами в 1510 г. Первые его семянки высеяны в Мадридском ботаническом саду. В Россию этот цветок попал из Голландии при Петре I и долго оставался декоративным. Из декоративного в масленичную культуру он превратился благодаря крепостному крестьянину Бокареву в 1829 г., который при помощи ручного пресса извлек из семян этого растения масло.

 (Подсолнух)

  1. Дерево это любимо в народе, почитается как символ весны, молодости и чистоты. Чудесным его плодам в мифах и сказках разных народов приписывается волшебная сила, а неповторимая красота этого цветущего дерева весной радует душу и воспевается поэтами, художниками и музыкантами. Плод, который трижды влиял на судьбы человечества.

  (Яблоня)

  1. Впервые эти растения и их цветки были воспеты персидскими поэтами. 3тыс. лет назад они украшали сады Персии (нынешний Иран). И называли их тогда тюрбанами, поскольку они напоминали головной убор мусульман. Изображением этого растения украшали ковры, ткани, кружева. В наше время центром разведения этого растения является  Голландия.   (Тюльпан)

6-ой конкурс «Угадайка»

1.Сеем семена, едим семена! горох

2.Сеем семена, едим плоды! томат

3.Сеем плоды,  едим семена! подсолнечник

4.Сеем плоды, едим плоды! кукуруза

7 станция «Модельеров» Из разборных моделей  собрать модель цветка

1команда – собрать модель цветка обоеполого

2 команда - собрать модель цветка пестичного (женского)

3 команда – собрать модель цветка тычиночного (мужского)

8 конкурс “Это вкусно”.

Говоря в начале урока о роли покрытосеменных растений, мы сказали, что их человек использует в пищу. Едим мы плоды, листья, побеги, корнеплоды, луковицы. Суть конкурса состоит в следующем. За три минуты вы должны записать на листе бумаги, на котором записан алфавит, напротив каждой буквы название растения, используемого человеком в пищу: овоща, фрукта, ягоды. Побеждает та команда, которая перечислит больше растений.

9 конкурс Музыкальный

Назовите как можно больше песен, в которых поётся о покрытосеменных (цветковых) растениях

10 конкурс Кроссворд

Решить кроссворд, за каждое слово 1 балл

IV Подведение итогов

Давайте подведем итоги, но сначала вспомним:

- На Земле всего около 350 тыс.видов растений из них (более 200 тыс. видов покрытосеменных).

- Какую роль они играют в жизни человека? (выделяют кислород, поглощая углекислый газ, человек использует их в пищу, из некоторых делают бумагу, ткань, мебель, музыкальные инструменты, спички, используют для изготовления лекарственных препаратов, эстетическое значение, поглощают шум, очищают воздух от загрязнения).

Без покрытосеменных растений человек не смог бы жить на Земле.

Для закрепления давайте составим синквейн.

Синкве́йн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая под влиянием японской поэзии.

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
  1. Растения.
  2. Цветковые, покрытосеменные.
  3. Цветут, растут, плодоносят.
  4. Покрытосеменные господствуют среди растений, населяющих сушу Земли.
  5. Жизнь

V Рефлексия (посчитайте ваши лепестки!)

Ребята, вам урок сегодня понравился? Много мы сегодня повторили? Я хочу, чтоб вы свои знания оценили через лепестки, которые лежат у вас на столе. Если вы считаете, что хорошо освоили данную тему, то возьмите яркие лепестки, а кому необходимо повторить, то побледнее. Прикрепите их, пожалуйста, на доску, и что у нас получилось? Так, значит, можно его считать эмблемой нашего урока. А почему именно цветок? Какие растения мы повторили? А как ещё по - другому называется отдел покрытосеменные? Цветковые. Я тоже прикреплю свой цветок, и у нас получится букет. А кому мы его подарим? Думаю нашим гостям, чтобы у них тоже было хорошее настроение.

Закончить наш урок я хочу словами великого  сказочника Г.Х.Андерсена «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Согласны вы с этим? Всем большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии7 класс "Обобщение по теме "Рыбы".

Урок обобщение. Урок насыщен различными педагогическими технологиями. На одном уроке можно использовать набор тех или иных технологии. Это и игровые и ТРИЗ, игральные карты, пазлы, кроссворды, тесты, ...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока 8 класс Обобщение и повторение по теме: "Изменения происходящие с веществами"

Конспект урока используется для повторения раздела в 8 классе "Изменения происходящие с веществами". Можно использовать для подготовки к контрольной работе....

урок биологии "Класс Земноводные или «Лягушачьи секреты»"

План  конспект  урока  биологии,  технологическая  карта  урока....

Конспект урока биологии "Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых". 7 кл.

Методическая разработка урока биологии по учебнику Биология 7 класс В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко, Москва, изд-во "Вентана-Граф", 2004...

Технологическая карта урока «открытия новых знаний» на тему "Покрытосеменные, или Цветковые. Деление цветковых на классы"

Цель - познакомить обучающихся с систематической  единицей растений – класс; делением цветковых  растений на  два  класса: класс – однодольные  растения и  кл...

Презентация к уроку биологии "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии", 8 (7) класс

Презентация содержит конспект и иллюстрации по основным содержательным моментам изучения темы "Класс Пресмыкающиеся": характеристика класса, части тела, покровы, системы органов, размножение...