Опорный конспект к уроку "Круговорот химических элементов в биосфере" 11 класс
методическая разработка по биологии (11 класс)

Конспект  к уроку "Круговорот химических элементов в биосфере" 11 класс содержит схемы круговорота азота, углерода, фосфора и пояснения к этим схемам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._krugovorot_veshchestv_v_biosfere.docx802.78 КБ

Предварительный просмотр:

Круговорот веществ в биосфере (11 класс)

Биологический круговорот — циклически повторяющиеся перемещения биогенных элементов в биосфере, в которых участвуют живые организмы и абиотическая среда. Все элементы — углерод, водород, кислород, азот, фосфор, сера и другие, поглощаются организмами из окружающей среды, входят в состав их тел (белков, нуклеиновых кислот, липидов, углеводов) и, наконец, в результате минерализации (разложения) погибших организмов, возвращаются в окружающую среду, чтобы использоваться повторно.

В биосфере совершается постоянный круговорот химических элементов, переходящих из организма в организм, в неживую природу и снова в организм. Это биогенная миграция, отличающаяся от происходящих на Земле физико-химических перемещений в водной среде (растворение элементов, передвижение растворов в почвенных, грунтовых и поверхностных водах) и атмосфере (передвижение газообразных соединений и паров воды).

Биогенная миграция атомов - круговорот химических элементов, переходящих из неживой природы в живые организмы и обратно

В круговороте веществ биосферы в состав живых организмов и неживой природы входят одни и те же элементы (углерод, азот, водород, кислород, сера). На самом деле в природе существует огромное количество изотопов химических элементов, но далеко не все из них входят в состав живых организмов. В состав органических соединений входят определенные изотопы элементов. Из трех изотопов водорода 'Н, 2Н, 3Н в состав веществ живых организмов входит первый. В природе существуют три изотопа кислорода: О, |70, 180. Кислород 160, наиболее легкий, входит в состав воды и участвует в фотосинтезе. Известно, что в состав органических веществ входит 12С, тогда как в неорганических процессах участвует 13С.

Расселение, передвижение организмов (бактерий, спор, семян, насекомых, птиц, рыб и др.) способствуют миграции атомов. Перенос химических элементов производится дальними миграциями птиц, рыб и насекомых. Биогенная миграция вызывается тремя процессами жизни: обменом веществ в организмах, ростом и размножением их.

В.И.Вернадский выделил два рода биогенной миграции атомов: первый производят микроорганизмы и второй — многоклеточные организмы. Миграция атомов первого рода превышает миграцию второго. Человечество овладело миграцией атомов третьего рода, идущей под влиянием его деятельности.

Виды биогенных миграций:

  1. миграции 1 рода – микроорганизменные
  2. миграции 2  рода – многоклеточные
  3. миграции 3  рода – антропогенные

Круговороты химических элементов

Круговорот Углерода

Пояснение к схеме (смотри цифры на схеме).

  1. В неживой природе углерод содержится в виде углекислого газа в атмосфере или растворён в водах Мирового океана.
  2. В ходе фотосинтеза углекислый газ поглощается растениями и преобразуется в органические вещества
  3. Животные, поедая растения, получают углерод и включают его в свои органические соединения
  4. При дыхании, разложении после отмирания, живые организмы  выделяют углекислый газ, который возвращается в атмосферу.
  5. Из воды углекислый газ поглощается водными организмами (коралловыми полипами, моллюсками, простейшими), накапливается в их организмах в виде карбоната кальция (раковины, известковые скелеты). После отмирания таких организмов образуются залежи мела, мрамора, известняка (похожий процесс идёт и при отмирании наземных растений, при котором образуются залежи угля, нефти, торфа, природного газа – стрелку забыла сразу пронумеровать, обнаружила это только, когда уже вставила схему в документ)
  6. Эти горные породы органического происхождения на миллионы лет изымаются из круговорота веществ. Их может использовать человек в качестве полезных ископаемых. В результате промышленного использования (например, при сжигании топлива) соединения, из которых они состоят, превращаются в углекислый газ и тем самым углерод возвращается в круговорот веществ.

Круговорот азота

Пояснение к схеме

  1. В неживой природе азот содержится в воздухе в виде простого вещества (вспомните из курса химии, что в молекуле азота очень прочная тройная ковалентная неполярная связь, вследствие чего разорвать эту связь, т.е. вовлечь азот в химическую реакцию, очень сложно). Единственные организмы, способные усваивать атмосферный азот (т.е. использовать молекулы азота в реакциях обмена веществ), это азотофиксирующие  бактерии (и никто больше), которые могут жить свободно в почве или образовывать симбиоз с бобовыми бактериями (в этом случае их называют клубеньковыми)
  2. Соединения азота, образованные этими бактериями, получают растения и используют их для построения своих органических веществ (ОВ)
  3. Поедая растения, животные получают эти соединения азота и включают их в свой обмен веществ
  4. Есть ещё один путь связывания атмосферного азота. Под действием электрических разрядов (молний), в области действия которых температура повышается до нескольких тысяч градусов, возможно протекание химических реакций взаимодействия азота с кислородом (из химии вспомните это свойство азота), в результате чего образуются соединения азота, которые затем вымываются дождями из атмосферы и попадают в почву, а следовательно, могут усваиваться растениями.
  5. Отмирая, растения и животные разлагаются (в этом активное участие принимают гнилостные бактерии),
  6. При этом выделяется аммиак, который очень быстро превращается в ион аммония.
  7. Аммиак также выделяется в результате вулканической деятельности, вымывается дождями из атмосферы и попадает в почву.
  8. Соединения аммония могут из почвы усваивать растения (вспомните, эти соединения входят в состав азотных удобрений, например, аммиачной селитры)
  9. В почве обитают нитрифицирующие бактерии (это хемосинтетики, вспомните хемосинтез из 10 класса), которые превращают аммиак в нитриты и нитраты (отсюда и их название)
  10. Нитриты и нитраты также могут поглощаться из почвы растениями
  11. Часть нитритов и нитратов под действием денитрифицирующих бактерий (приставка «де» - разрушение) превращаются в молекулярный азот, который возвращается в атмосферу

Обратите внимание: в круговороте азота, как в никаком другом, очень большую роль играют различные бактерии.

Круговорот фосфора

Пояснение к схеме

  1. В неживой природе фосфор содержится в виде фосфатов в горных породах (например, фосфоритах и апатитах – вспомните полезные ископаемые). Эти соединения могут вымываться из горных пород и попадать в воды Мирового океана.
  2. В результате разрушения горных пород фосфаты попадают в почву
  3.  и могут усваиваться растениями
  4. а из растений переходят к животным
  5. водные организмы также могут поглощать фосфаты, но уже из воды. Фосфор накапливается в их телах (вспомните выражение «ешьте рыбу, в ней много фосфора, а фосфор полезен для мозга»)
  6. Птицы (чайки, буревестники и т.д.) питаются рыбой
  7. Гуа́но  — разложившиеся естественным образом остатки помёта морских птиц и летучих мышей. В большом количестве накапливается в местах птичьих базаров. В некоторых странах добывается как полезное ископаемое (можете посмотреть https://bigpicture.ru/?p=216660 ) и используется в качестве удобрения
  8. После перегнивания мёртвых остатков организмов соединения фосфора возвращаются в почву, откуда опять могут использоваться растениями.

Тест на повторение

1. Соотнести примеры веществ и их вид

Вещество биосферы

Вид

А. Каменный уголь

Б. Воздух

В. Известняк

Г. Торф

Д. Лишайник

Е. Гранит

Ж. Почва

  1. Косное
  2. Живое
  3. Биогенное
  4. Биокосное

2. Соотнесите примеры деятельности живых организмов и название их функции в биосфере

Пример

Функция

А. Фотосинтез

Б. Образование залежей мела

В. Выделение углекислого газа при дыхании

Г. Деятельность гнилостных бактерий

Д. Деятельность нитрифицирующих бактерий

  1. Энергетическая
  2. Газовая
  3. Концентрационная
  4. Окислительно-восстановительная
  5. Деструктивная
  6. Средообразующая
  7. Транспортная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и систематизация знаний по теме "Соединения химических элементов" в 8 классе

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Соединения химических элементов" в 8 классе. К уроку прилагается презентация....

План – конспект урока Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов.

Методическая разработка на тему "Знаки химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева" предназначена для  проведения урока в 5 классе. Преподавание в котором вед...

Опорная схема по теме "Химические свойства кислот" 8 класс.

Данную  опорную  схему можно использовать при изучении химических  свойств  кислот  в курсе химии 8-го класса. В ней указаны  условия  протекания  данных реакци...

Опорная схема по теме "Химические свойства оснований" 8 класс.

Опарную  схему  можно использовать  при изучении в 8-м классе химических  свойств  оснований,  а также  получение  растворимых оснований.  Используя ...

Конспект урока "Валентность химических элементов" к конкурсу "Мой лучший урок"

Пояснительная записка к уроку.Пояснительная записка к уроку по химии в 8 классе на тему «Валентность химических элементов» учителя химии МБОУ СОШ с.Шекпээр Ооржак Алефтины Алекандровны.Дан...

Опорные листы "Атомы и химические элементы"

Опорные листы используются на занятиях Детского научного клуба по программе "Химия для всех". Возраст детей – 10-12 лет. Занятие, для которого используются данные опорные листы,...