Многообразие вирусов и бактерий
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Саблашева Лада Валерьевна

Урок открытия новых знаний для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogoobrazie_bakteriy_i_virusov.doc304.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека (5 класс)

Цель: сформировать представление о бактериях и вирусах как об особых царствах живой природы, их строении, жизнедеятельности, значении.

Задачи урока:

Образовательные

  • сформировать знания об особенности строения клетки бактерии (отличия клеток прокариот от клеток эукариот) и вирусов;
  • сформировать умение объяснять, как взаимосвязаны образ жизни бактерий и вирусов с их строением;
  • показать многообразие форм бактерий и вирусов;
  • сформировать знания об особенностях питания бактерий и вирусов;
  • сформировать знания об отличительных чертах бактерий и вирусов от других живых организмов;
  • сформировать умение понимать смысл биологических терминов: бактерия, спора, неоформленное ядро, автотрофы и гетеротрофы, прокариоты и эукариоты, цианобактерии, вирусы

Развивающие

  • продолжить развитие умений работать с информацией: анализировать полученную в ходе урока информацию, выделять главное в изучаемом материале, обобщать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни организма на примере бактерий и вирусов;
  • развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь других людей, умение самостоятельно организовывать учебное занятие

Воспитательные

  • привитие правил экологической культуры поведения.

Предметные результаты:

сформировать умение рассказывать о строении бактерий и вирусов;

сформировать умение объяснять, как строение бактерий и вирусов связано с их образом жизни;

сформировать умение понимать смысл биологических терминов: бактерия, спора, цитоплазма, мембрана, клеточная стенка, вирус.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные:

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Оценивать собственный вклад в работу группы (пары).

Регулятивные УУД

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД

Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД.

Сформировать умение слушать и понимать речь других людей

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (паре) (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Методы и методические приёмы: работа с учебником, работа с рабочей картой урока, работа в парах, самонаблюдение, заполнение схем и таблиц, тестовый контроль, самооценка, взаимоконтроль.

Ход урока.

I. Мотивация.

  1. Ребята, прежде чем приступать к изучению новой темы, давайте вспомним, что мы знаем о Царствах живой природы? Какие царства живой природы вы знаете? (слайд)
  2. Хоть меня не видит глаз,
    Заразить могу я вас.
    И холерой, и ангиной,
    Насморком и скарлатиной.

    Без меня не сваришь сыра,
    И не сделаешь кефира.
    Простоквашу и творог,
    Приготовить я помог.
  3. Что в шкатулке? (Показывает модели вирусов) Есть компьютерные вирусы, против них есть антивирусные программы, а есть….. (вирусы – особая форма жизни)
    Ребята, Вы догадались, о каких организмах сегодня пойдет речь? Как называются эти организмы? (Бактерии и Вирусы)

Итак, Отправимся в путь без сомнений и муки,

Чтоб тайны освоить великой науки.

Раскроем сегодня бактерий и вирусов секреты…

Тема урока: : Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека .(Слайд)

Целеполагание. Тема нашего урока…. Познакомимся… Узнаем…

II. Изучение нового материала. (Заполнение опорного конспекта – парная работа, выставлять себе баллы за весь урок на полях тетради))

Царство_____________________________

Ученый, открывший бактерии _____________.

Распространение: ___________________ (3б)

Форма бактериальной клетки (нарисовать и подписать):

Шаровидные

Два шарика

Цепочка шаров

В виде запятой (изогнутая)

Спиралевидная

Палочки

В виде виноградной лозы

рисунок

названия

(14 б)

1.

4.

2.

5.

3.

6.

(6 б)

Запишите главное отличие от клеток растений и животных:

НЕТ _____________ ____________, поэтому их называют ________.

Заполните схему:

БАКТЕРИИ (ПО СПОСОБУ ПИТАНИЯ)

_______________________ ___________________________

БАКТЕРИИ (ПО отношению к КИСЛОРОДУ)

_______________________ ___________________________ (4 б)

Размножаются бактерии_________________________. (Можно дополнить рисунком)

При неблагоприятных условиях ____________________.

Способы защиты от бактерий ______________________.

Выпишите термины с определениями: вирусы, пандемия, вакцинация.

Ученый, который открыл вирусы___________. (7 б)

Подпишите под рисунками названия вирусов.

Слова – подсказки: вирус СПИДа, бактериофаг, вирус гриппа. (3 б)

Заполните таблицу:

Заболевания, вызываемые бактериями.

Заболевания, вызываемые вирусами.

(по 1 б) мах – 6 б

III. Закрепление материала. Ответьте на вопросы

  1. Каково принципиальное отличие бактериальной клетки от клеток других живых организмов?
  1. Почему у бактерий постоянная форма тела?
  2. Что позволяет бактерии двигаться?
  3. Почему вирусов считают паразитами? (по 1 б, мах – 4б)
  4. Выполните соответствие

Название

Форма

1 Вибрионы

2 Спириллы 3 Стрептококки 4 Бациллы

5 Кокки

6 Диплококки

7 Стафилококки

Ы. В виде виноградной грозди

О. Шаровидная

М. Изогнутая (в виде запятой)

К. Цепочки из кокков

Р. Палочковидные клетки

И. Спиралевидные клетки

Б. Кокки, слитые попарно

1

2

3

4

5

6

7

МИКРОБЫ (7 Б)

Выберите верные утверждения

  1. Бактерии – это одноклеточные и многоклеточные организмы.
  2. Клетки бактерий не имеют оформленного ядра.
  3. Бактерии освоили все среды обитания на земле.
  4. Бактерии имеют разнообразную форму.
  5. Капсула бактериальной клетки не играет существенной роли в жизни бактерии.
  6. Бактерий относят к прокариотам.
  7. При помощи спор бактерии размножаются.
  8. Бактерии ведут прикреплённый образ жизни.
  9. Вирусы- внутриклеточные паразиты.
  10. Размножаются бактерии простым делением клетки надвое.

За каждый верный ответ выставляется 0,5 балла ( всего 5 баллов)

Эталон верного ответа 2,3,4, 6,9, 10. (5 б)

VI. Рефлексия. Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его.

Мне было интересно…
Мне было трудно…
Сегодня я узнал…
Я научился...

У меня настроение… (Нарисуйте микроб- смайлик, отображающий ваше настроение за урок. Нарисуйте глаза и рот)

Оценивание. Взаимопроверка и оценивание напарника.
Подсчеты баллов и выставление оценок: 47 – 59 – «5»,
35-46 – «4», 18-34 – «3», 0-17 – «2».
Домашнее задание.
  1. Нарисуйте схемы «Значение вирусов, значение бактерий»
  2. Решите одну задачу на выбор.

Задача № 1. Одна бактериальная клетка через 20 минут образует две особи. Сколько бактерий будет в чашке Петри на питательной среде через час, если изначально их было 100.

Задача № 2. В больницу поступил человек с диагнозом «грипп». Ему необходимо пройти курс лечения в течение 10 дней. Какое количество антибактериального препарата необходимо выписать лечащему врачу, если дозировка составляет 1 таблетка 3 раза в день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – диспут по биологии «Вирусы и бактерии, опасные для современного человека»

Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи. … само поражение в споре может не слишком огорчать, ибо побежденный больше выигрывает в т...

Рабочая программа по биологии 7 класс УМК Н.И.Сонин, В.Б.Захаров Многообразие живых организмов. Бактерии, Грибы, Растения

Рабочая программа по биологии 7 класс УМК Н.И.Сонин, В.Б.Захаров Многообразие живых организмов. Бактерии, Грибы, Растения...

Технологическая карта урока "Многообразие и значение бактерий" 5 класс

Сформировать знание о многообразии и значении  бактерий  как живых одноклеточных  организмов, населяющих разные среды обитания. Закрепить и систематизировать понятие о средах обитания, ...

Правильные многогранники в геометрии вирусов и бактерий

Урок на котором учащиеся закрепляют представление о правильных многогранниках и их применение в строении вирусов и бактерий, умение моделировать правильные многогранники из простых материалов и сопост...

Открытый урок по ФГОС "Многообразие и значение бактерий" 5 класс

Разработка открытого урока  имеет цель  раскрыть роль бактерий в природе и жизни человека, познакомить с болезнетворными бактериями и мерами предупреждения заболеваний, вызываемыми бактериям...

Самостоятельная работа "Вирусы и бактерии"

Данные задания можно использовать в качестве самостоятельной работы с учебником (для закрепления изученного материала) или проверочной работы....

Строение и многообразие вирусов

Открытое мероприятие 19.12.2023 по теме "Строение и многообразие вирусов", где рассматривались вопросы неклоточного инфекционного агента, который может воспроизводиться только внутри клеток....