Технологическая карта урока "Многообразие и значение бактерий" 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Бешевец Елена Евгеньевна

Сформировать знание о многообразии и значении  бактерий  как живых одноклеточных  организмов, населяющих разные среды обитания. Закрепить и систематизировать понятие о средах обитания, типах питания. Ввести понятия «цианобактерии, гнилостные, молочнокислые, болезнетворные бактерии». Формировать  метапредметные  компетенции в ходе выполнения  проектной работы.Создать условия для развития универсальных учебных действий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beshevets_bakterii_tehnologicheskaya_karta_word_4.docx233.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  1. ФИО учителя Бешевец Елена Евгеньевна, МБОУ « СОШ № 174» Советского района г Казань
  2. Класс: 5
  3. Тема урока: Многообразие и значение бактерий
  4. Цели урока: 1. Предметные - Сформировать знание о многообразии и значении  бактерий  как живых одноклеточных  организмов, населяющих разные среды обитания. Закрепить и систематизировать понятие о средах обитания, типах питания. Ввести понятия «цианобактерии, гнилостные, молочнокислые, болезнетворные бактерии». Формировать  метапредметные  компетенции в ходе выполнения  проектной работы.

2.Создать условия для развития универсальных учебных действий: Личностных – постепенно выстраивать собственную целостную картину мира. Познавательных – сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника и презентации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания  в устной форме; анализ объектов; выбор оснований  и критерий для сравнения. Регулятивных – проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, контроль в форме сличения способа действия и его результата  с заданным эталоном  с целью обнаружения отклонений  и отличий от эталона. Осознание качества  и уровня усвоения, саморегуляция. Коммуникативных –формировать навыки учебного сотрудничества, учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.    

 3. Способствовать формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту, привитию правил экологической культуры поведения, создать эмоциональную мотивационную основу для изучения темы

5. Ожидаемые результаты: знать многообразие и значение бактерий; научиться объяснять термины ; решать проблемные вопросы; развивать навыки работы с иллюстрациями, текстом, схемами, таблицами.

      6. Методы обучения: частично поисковый, проблемный, здоровьесберегающий.

      7. Тип урока: комбинированный.

     8. Вид урока: Урок усвоения нового материала, практикум.

      9. Формы работы: Индивидуальная, фронтальная.

     10. Оборудование:  ЦОР: презентация; объекты для демонстрации:  почва в демонстрационном стаканчике и влажный препарат клубеньков бобового растения (почвенные бактерии), йогурт (молочнокислые бактерии), немытые овощи – морковь, огурец и мыло (болезнетворные бактерии); бумага, карандаши, ножницы, клей.

   11. Используемые ресурсы: Биология. 5 класс. Авторы И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова.

http://scienceland.info -  Науколандия. Ответы на вопросы по естественно-научным дисциплинам и математике                                    https://ru.wikipedia.org – Википедия. Свободная энциклопедия.                                                                                                                          http://puzkarapuz.ru -  PuzKarapuz — помощник по вопросам воспитания и развития детей.                                                                                        http://gigabaza.ru -  Особен ности современного урока в рамках введения ФГОС.                                                                                                       http://www.prosv.ru  – сайт издательства «Просвещение».

Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная деятельность

Регулятивная деятельность

Осуществляемые учебные действия

Формируемые  способы деятельности

Осуществляемые учебные действия

Формируемые  способы деятельности

Осуществляемые учебные действия

Формируемые  способы деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

Актуализация знаний учащихся

Предлагаю вопросы на связь нового материала с ранее изученными темами: К какому царству относят данные организмы? Можно ли тело данных организмов назвать клеткой? Почему? Какие особенности строения бактерий  вы заметили? Где обитают данные организмы?  

Отвечают на вопросы

Анализировать, выделять существенные признаки.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Высказывать своё мнение

.

Самоконтроль выполнения задания

Определять степень успешности выполнения работы.

Постановка темы и цели урока

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока  в ходе фронтальной беседы

Отвечают на вопросы, анализируют ответы, формулируют свою точку зрения

Выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания

Контролируют правильность ответов обучающихся

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Освоение нового материала

Задает вопросы, ставит проблемные вопросы, предлагает найти ответы в учебнике или вспомнить то, что было сказано в ходе обсуждения на уроке. Предлагает свой вариант, дает указание записи. Определяет задания. Анализирует ответы учащихся, корректирует при необходимости. Ведет диалог

Выполняют задания индивидуально, затем фронтально

Исследование и отбор необходимой информации, её структурирование

Объединяются в группы, распределяют роли, взаимодействуют друг с другом при решении общей задачи

Работать в группе в разных ролях, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения заданий в группах

Выдвигать версии, определять средства решения проблемы, планировать деятельность

Закрепление знаний и способов действий

Предлагает учащимся продемонстрировать итоги своей деятельности

Представляют результаты своей проектной деятельности

Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать, сравнивать

Выслушивают ответы учеников

Высказывать своё мнение, подтверждая аргументами, при необходимости отстаивать свою точку зрения

Проводят самооценку своей деятельности на уроке

Определять степень успешности выполнения работы

Рефлексия

Анализирует деятельность учащихся. Предлагает учащимся произвести самооценку деятельности

Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать

Высказывать свою точку зрения

Проводят самооценку своей деятельности на уроке

Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха

Постановка домашнего задания

Определяет обязательный для всех уровень домашнего задания, а так же предлагает творческое задание.

Приложение

  1. Организационный: Приветствие учащихся. Проверка готовности обучающихся к уроку.
  2. Актуализация знаний учащихся:  (слайд 1)                                                                                                                                                                                       Сквозь волшебный прибор Левенгука                                                                                                                                                                                              На поверхности капли воды                                                                                                                                                                                                Обнаружила наша наука                                                                                                                                                                                                                 Удивительной жизни следы.                                                                                                                                                                                               Государство смертей и рождений,                                                                                                                                                                    Нескончаемой цепи звено,-                                                                                                                                                                                                          В этом мире чудесных творений                                                                                                                                                                                   Сколь ничтожно и мелко оно!

Но для бездн, где летят метеоры,                                                                                                                                                                                              Ни большого, ни малого нет,                                                                                                                                                                                                           И равно беспредельны просторы                                                                                                                                                                                               Для микробов, людей и планет.                                                                                                                                                                                                                                       Там я звездное чую дыханье,                                                                                                                                                                                               Слышу речь органических масс                                                                                                                                                                                                И стремительный шум созиданья,                                                                                                                                                                                                Столь знакомый любому из нас.

На предыдущем уроке вы изучили строение, способы питания бактерий.

 C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\Image-1_2012-01-09.JPG  К какому царству относят данные организмы? (слайд 2) Можно ли тело данных организмов назвать клеткой? (слайд 3) Почему? Какие особенности строения бактерий  вы заметили? (слайд 4) Где обитают данные организмы? Сегодня мы продолжим знакомство с этими удивительными живыми организмами.

  1. Постановка темы и цели урока: Посмотрев на предметы на моем столе, и послушав следующие строки

                                                                   «Да будь я хоть негром преклонных годов,
                                                                   Индейцем из западных прерий,
                                                                   Я руки вымыл только за то,
                                                                   Чтоб было поменьше бактерий».                              В.В. Салухов  (слайд 5)

Попробуйте сформулировать тему урока (слайд 6). Открываем тетради и записываем тему урока «Многообразие и значение бактерий». Какие задачи нам предстоит сегодня решить?

  1. Освоение нового материала: По способу питания на какие группы делятся бактерии? (слайд 7)Чем питаются гетеротрофы? (готовыми органическими веществами) Как питаются сапротрофы? (используют мёртвые  органические вещества) Как питаются симбионты? (вступают во взаимовыгодное сожительство с другими живыми организмами) Кого называют паразитами по способу питания? (организмы, живущие за счёт питательных веществ других живых организмов). Значение бактерий во многом зависит от их питания. 

К концу нашего урока вы должны будете создать мини проект: создать рекламную листовку о группе бактерий и составить рассказ так, чтобы предупредить об опасности или, напротив,  показать их пользу. Для этого у вас на столах лежат листы, карандаши,  иллюстрации, картинки, клей, предметы.

(Слайд 8) Перед вами два яблока.http://img-fotki.yandex.ru/get/3100/z5418.0/0_12bb_c87cb301_XL          http://www.careercurve.com/blog/wp-content/uploads/2011/03/Rotten-apple-small.jpg  - Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?   - Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке? - Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий? (Да)

  - Какую пользу приносят бактерии гниения?  Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, (слайд 9) участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.

Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения?

Но в почве есть еще один вид бактерий. Это почвенные бактерии, они так же превращают остатки организмов в минеральные вещества. Есть бактерии участвующие в образовании руд, природного газа и некоторых других полезных ископаемых.

Найдите в тексте учебника каких бактерий мы можем еще встретить в почве, они образуют симбиоз с бобовыми растениями. (Стр…  ) Клубеньковые бактерии.(слайд 10) Пользу или вред они приносят? В чем их польза? (способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями). Можно сказать, что эти бактерии производят натуральные азотные удобрения?.

Как вы думаете почему у меня на столе стоит йоргут? Под действием молочнокислых бактерий (слайд11) молоко превращается в простоквашу, йоргуты, кефир, а сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты, консервировании.

Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения). Это они вынуждают нас хранить продукты в холодильнике (слайд 12). Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.

Некоторые виды бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений (слайд 13), животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания (слайд 14), как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие(слайд 15). Найдите в тексте учебника способы заражения (стр…)

Что надо делать, чтобы избежать этих болезней? (слайд 16)Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.

  1. Закрепление знаний и способов действий: Мы познакомились с вами со значением и многообразием бактерий. На завершение мини проекта я вам даю … минут. Прошу команду выйти и защитить его.
  2. Рефлексия: Предлагает высказать свое мнение о результативности работы на уроке, просит дать оценку работе класса в целом, эмоциональной оценке урока в целом.
  3. Постановка домашнего задания: Объявляет домашнее задание. (слайд 20)

            Дает комментарии по выполнению домашнего задания:  «3» Параграф … читать, устно ответить  на вопросы в конце параграфов;

           «4» Заполнить таблицу «Значение бактерий в природе и жизни человека»;

          «5» Сочинить сказку об одной из бактерий и оформить в виде творческой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока "Многообразие растений"

Технологическая карта урока "Многообразие растений" (окружающий мир)...

Технологическая карта урока "Многообразие шляпочных грибов".

Урок разработан согласно требованиям ФГОС. Игровая форма поможет обобщить знания о многообразии шляпочных грибов. Опережающее задание заставит детей искать ответ на проблемный вопрос....

Технологическая карта урока по биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме: «Водоросли, их многообразие, строение, среда обита

Цель:расширить представление о многообразии живой природы. Формирование универсальных учебных действий....

Технологическая карта урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Слово и его лексическое значение".

План урока:1)    Организационный момент – 2 мин.2)    Актуализация знаний – 3 мин.3)    Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. С...

Технологическая карта урока «Многообразие видов форм, материалов и техник современного искусства».

Урок рассказывающий об искусстве разных видов керамики, гобелен, стекла "Витраж", глина, металл, различные нити, ткань. На уроке учащиеся выполняют работу по образцу, выделяя следующие акцен...