Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему «Слово и его лексическое значение»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Муратова Галия Габдулловна
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Цели урока: личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания. метапредметные: регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки . познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам (синонимы, антонимы, омонимы). коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehn_karta_6_kl_rus_yaz_slovo_i_ego_leks_znachenie.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Слово и его лексическое значение.

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока:   урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели урока:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания.

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки .

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам (синонимы, антонимы, омонимы).

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.

Понятия: лексикология, лексическое значение слова, словарная статья, антонимы, омонимы, синонимы.

Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения.

Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.

Оборудование: мультимедиа (презентация), школьный толковый словарь, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Большой толковый словарь современного русского языка Д. Н.Ушакова, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, смайлики трех цветов у каждого ученика, учебник.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Добрый день, ребята! На ваших партах лежат по 3 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

(слайд 1)

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

- Вспомним, какие разделы языкознания мы знаем, и что они изучают. Соотнесите слова из первого столбика со словами из правого столбика

1.Фонетика            

2.Пунктуация

3.Графика

4.Синтаксис

5.Лексика

6.Морфемика

А) буквы

Б) предложение

В) слова

Г) звуки

Д) знаки препинания

Е) части слова

- Сегодня мы с вами вспомним еще один интересный раздел, а какой именно вам предстоит вспомнить самим…Но для начала вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов:

Пос…деть – пос...деть;

Прим…рять -прим…рять

Пол…скать – пол…скать

(слайд 3)

Работают самостоятельно.

Самопроверка. (слайд.2)

-Правописание зависит от лексического значения слова.

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

Познавательные УУД:

1.Проверка изученного.

III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности. Создание проблемной ситуации.

- Давайте сформулируем тему урока         « Слово и его лексическое значение». (слайд 4)

- Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться?

-Какова главная цель урока?

(слайд 5)

-Какова задача урока?

Зачитать цель и тему урока на слайде

Сегодня перед вами стоит важная задача:  узнать, что такое слово и его лексическое значение.

Каждое слово обладает лексическим значением и грамматическим. И нам предстоит ответить на этот вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова и научимся определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря.

А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова

А.Пушкина:

«Изучайте значение слов – и вы избавите свет от половины его заблуждений». (слайд6)

Понять, что такое лексическое значение слова.

Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас.

Записывают дату и тему урока.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему;

3.Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

IV. Открытие нового знания.

Работа в группе.

-Итак, перед вами предложение (на слайде 7) «Ворон ворону летит, ворон ворону кричит».

Сколько здесь слов?

- Как называются слова в русском языке: ворон – ворону – к ворону.

- Распределите следующие признаки в нужную группу. (слайд 8)

- Проверим!!!

Ворон – большая черная птица, одна из самых умных – это лексическое значение слова.

Имя сущ., м.р., 2 скл., И.п. – это грамматическое значение.

(слайд 9)

А как определить ЛЗ слова? Для этого давайте обратимся к учебнику стр.51 и прочитаем правило.

Прием «Инсерт»

Индивидуальная работа, самостоятельное чтение текста. Учитель просит по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:

\/ - эту информацию я знаю;

+ - это новая для меня информация;

? – эта информация для меня не понятна.

После чтения текста беседа:

- Какая информация вам была знакома?

- Какие новые сведения вы для себя отметили?

- Все ли понятно? Какие появились вопросы?

- Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют?

- 7,4.

Формы слова.

Одна из самых умных, мужской род, И.п., 2 скл., ед.ч., большая черная птица, имя существительное.

Познавательные УУД:

1.Выделять главное, извлекать информацию;

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

4.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;

Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле;

2.Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность;

3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

V.Физминутка.

Включаем музыку

Выполняют гимнастику.

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

VI. Обобщение и систематизация знаний:

индивидуальное задание, работа в парах.

Теперь отдохнули и можем применить прочитанное правило.

- А как вы думаете, что важнее: лексическое значение слова или грамматическое?

- Иногда мы не можем точно определить ЛЗ слова, что нужно тогда сделать?

Самостоятельная работа.

Упр.92.

Взаимопроверка.(слайд 10)

Работа в парах.

Упр.96,97 (устно),99.

(слайд 11, 12)

Для понимания текста важно ЛЗ, а для построения предложения, связи слов важно ГЗ.

- Подобрать однокоренные слова или обратиться к толковому словарю.

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

3. Пользоваться словарями разных типов.

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль.

2. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные УУД:

  1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

VII.Рефлексия

- А теперь подведем итог нашей работы.

- Какую цель ставили на урок?

- Добились мы поставленной цели?

- Оцените свою работу на уроке.

- Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте.

Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

VIII.Домашнее задание.

Упр 96 + разборы. П.20

Записывают домашнее задание.

Список литературы:

  1. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. : учебник. – 10-е изд. – М.: Дрофа, 2012.
  3. http://www.prodlenka.org/index.php?option=com_mtree&task=att_download&link_id=37191&cf_id=24

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Актуализация знаний – 3 мин.
  3. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. Создание проблемной ситуации – 5 мин.
  4. Открытие нового знания – 10 мин.
  5. Физминутка – 2 мин.
  6. Обобщение и систематизация знаний (индивидуальная работа, работа в парах) – 20 мин.
  7. Рефлексия – 2 мин.
  8. Домашнее задание – 1 мин.

1.Фонетика            

2.Пунктуация

3.Графика

4.Синтаксис

5.Лексика

6.Морфемика

А) буквы

Б) предложение

В) слова

Г) звуки

Д) знаки препинания

Е) части слова

1.Фонетика            

2.Пунктуация

3.Графика

4.Синтаксис

5.Лексика

6.Морфемика

А) буквы

Б) предложение

В) слова

Г) звуки

Д) знаки препинания

Е) части слова

         

Лексическое значение слова

Грамматическое значение слова

Одна из самых умных  птиц  мужской род именительный падеж  2 склонение

единственное число   большая черная птица   имя существительное.