Половой диморфизм
методическая разработка по биологии (10 класс)

Нацаренус Алёна Николаевна

Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы. Огромное видовое разнообразие организмов обеспечивает постоянный режим биотического круговорота. Появление раздельнополых существ является важной ступенью эволюции любого вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: Строение и функции почек

Цели урока: 

  • формирование у обучающихся знаний о признаках дифференциации особей по полу, типах брачных отношений между особями, целесообразности проявления разных форм полового диморфизма на примере надкласса Tetrapoda;
  • развитие биологической компетентности по теме Целесообразность полового диморфизма у надкласса Tetrapoda;
  • развитие элементов информационной компетенции;
  • развитие коммуникативной компетенции.


Задачи:

     - образовательные: 

  • актуализировать у обучающихся знания о понятии половой диморфизм,

 дать характеристику первичных и вторичных половых признаков, охарактеризовать типы брачных отношений между особями; сформировать знания о целесообразности проявления различных форм

полового диморфизма на примере надкласса Tetrapoda. Продолжить формирование общеучебных умений через работу с доской,   дидактическими карточками, учебником, тетрадью.

- развивающие: 

  • продолжить развивать личностные качества: внимательность, коммуникативность, аккуратность через работу в группах; продолжить совершенствование биологической речи и навыков устного общения через ответы у доски; продолжить формирование приемов логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, умение делать выводы через самостоятельную работу с дополнительным материалом и иллюстрациями.

- воспитательные: 

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: проблемный урок.

Методы: - словесные (объяснение, беседа);

                 - наглядные (изобразительные средства наглядности).

Средства обучения: - изобразительные средства наглядности

                                    (дидактический раздаточный материал).

Формы работы: индивидуальная, групповая.

ХОД УРОКА

1.Организация класса:

- Приветствие учителя и учащихся.

- Проверка присутствующих на уроке и готовности учащихся к уроку.

2.Изучение нового материала:

а. Актуализация опорных знаний:

Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы. Огромное видовое разнообразие организмов обеспечивает постоянный режим биотического круговорота. Появление раздельнополых существ является важной ступенью эволюции любого вида.

- Так ли это на самом деле? Как вы думаете?

Обоеполые организмы более примитивные представители как растительного так и животного мира, а раздельнополые занимают уже более высокую ступень организации живых организмов.

б) Постановка познавательной задачи(проблемного вопроса):

При наличии различий между мужскими и женскими особями раздельнополых видов возникает половой диморфизм.

- Но так ли он необходим? В чем целесообразность проявления разных признаков у самцов и самок? На этот вопрос мы должны будем с вами ответить после изучении новый темы.

в) Постановка темы урока:

- Итак, давайте сформулируем тему нашего урока.

Целесообразность полового диморфизма.

-Данную тему мы рассмотрим на примере надкласса Тетрапода.

- Открываем тетради и записываем тему урока.

г)Мотивация нового материала:

 Разделение популяции на представителей мужского и женского пола обусловлено, прежде всего, различием их основных функций. Женский организм предназначен для продолжения рода, мужской же больше подходит для добывания пищи и защиты территории и потомства. Это закономерно практически для всех биологических видов.

д) Последовательное изучение новых понятий:

Для решения поставленного проблемного вопроса нужно рассмотреть следующие пункты:

1. Определение понятия половой диморфизм.

2. Признаки дифференциации особей по полу.

3. Классификация полового диморфизма. Типы брачных отношений между особями.

4.Проявление различных форм полового диморфизма на примере надкласса Tetrapoda.

На основе изученного материала мы сможем сделать вывод о целесообразности полового диморфизма у надкласса Тетрапода.

После чего проведем небольшую самостоятельную работу для закрепления материала.

1. Начнем с определения понятия. Этимология слова, формулировка.

2. Каждая особь, как мужская так и женская имеет определенные признаки. Все эти признаки разделяют на первичные и вторичные. Описание записывают.

3. Само явление полового диморфизма так же классифицируют на две формы. Описание записывают.

Но,  говоря об этом явлении нельзя не упомянуть типы брачных (половых) отношений между самцом и самкой одного вида. Всего есть три таких типа, два из них основные.

- Можете назвать их назвать? я работаю с доской и черчу одну схему для примера, оставшиеся две схемы чертят ученики.

моногамия, полигамия, полиандрия.

4. Мы рассматриваем половой диморфизм на примере надкласса тетрапода.

- А что же это за надкласс животных? Какие классы входят в него?

земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Самостоятельная работа уч-ся. Делю их на 4 группы. Каждой даю задание по работе с дидактическими карточками и раздаточным материалом.

Один пример заполнения карточка рассказываю сама.

4 класса - 4 группы по 1 примеру. 10 минут на подготовку.

1 Группа: Рис.2. Прыткая лягушка − Rana dalmatina

2 Группа: Рис.3. Красноухая черепаха − Trachemys scripta

3 Группа: Рис.4. Обыкновенный павлин ‒ Pavo cristatus  

После ответа по птицам демонстрирую видеофрагмен как пример сезонного полового диморфизма.

4 Группа: Рис.5. Южный морской слон − Mirounga leonina

Одни уч-ся докладывают, другие записывают.

 Далее демонстрирую пример полиандрии - пример реверсии п.д.

Формулируем выводу по пройденному материалу.

  1. Половым диморфизмом называют анатомические различия между самцами и самками одного и того же биологического вида, исключая различия в строении половых органов.
  2. Особи одного вида дифференцируются по половому признаку благодаря первичным (половые железы, половые органы) и вторичным (все различия в морфологии и физиологии особей за исключением первичных признаков) половым признакам.
  3. Половой диморфизм проявляется как в постоянных (форма тела, волосяной покров, роговые образования и т.д.), так и в сезонных (брачный окрас, брачное поведение) формах.
  4. На примере надкласса Tetrapoda были наглядно продемонстрированы биологическая и адаптивная целесообразность полового диморфизма. Биологические системы включают в себя две противоположные тенденции: наследственность – сохранение неизменным у потомства всех родительских признаков, и изменчивость, благодаря которому возникают новые признаки, при этом женский пол олицетворяет устойчивость, через него действует стабилизирующий отбор, а мужской пол несет функции подвижного начала и создает поле для эволюционной изменчивости.

3. закрепление материала.

Задание 1. Дайте определение:

…   ‒  совокупность особенностей или признаков, отличающих один пол от другого, исключая различия в строении половых органов.

Задание 2. Выберите правильные утверждения:

А. Половой диморфизм  проявляется в анатомических различиях между самцами и самками одного и того же биологического вида;

Б. Первичные половые признаки – это различия особей по размерам тела;

В. Вторичные половые признаки проявляются в изменении окраса в брачный период и поведения особей;

Г. Полиандрия является примером реверсии полового диморфизма.

Д. При половой диморфизме самец всегда крупнее самки.

Задание 3. Задание на сообразительность.

Установите соответствие между формой полового диморфизма и примером его проявления:

                                             1. Размеры тела самца Южного морского слона.

А. Постоянный                 2. Грива у Льва;

Б. Сезонный                     3. Рога у самца Благородного оленя;

                                           4. Бивни у самца Индийского слона;

                                            5. Брачные ухаживания Голубоногих олушей;

1 - вторичные половые признаки.

2. А,В,Г.

3. А - 1,2,3,4

    Б - 5

4. Домашнее задание

  • Разделитесь на 4 группы.
  • По группам подготовте анализ форм проявления полового диморфизма для любых 4 видов животных надкласса Tetrapoda (класс земноврдные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) из красной книги Красноярского края. Работу  оформить примеру классной работы с дидактическими карточками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Нетрадиционный урок по теме "Половая система человека. Развитие. Половые связи плюсы и минусы""

Нетрадиционный урок по биологии по теме Половая система человека" в  котором рассказывается не только о строении мужского и женского оргарнизма, а также о том что происходит и может произойти...

Доклад «Половое воспитание. Актуальность введения в школах элективных курсов, направленных на половое воспитание и просвещение школьников

Половое воспитание всегда было одно из самых  трудных. Оно является важной  составной частью нравственно-эстетического воспитания.        По дан...

План-конспект урока биологии 9 класс .Тема : «Половое размножение . Развитие половых клеток».

Цели урока: Образовательная: расширить и систематизировать  знания учащихся по материалу половое и бесполое размножение.Развивающая: способствовать развитию навыков аргументированного выступления...

Психологическое занятие по половому воспитанию для девочек 14-17 лет "Заболевания, передающиеся половым путем"

Психологическое занятие по половому воспитанию для девочек 14-17 лет "Заболевания, передающиеся половым путем" направлено на информирование учащихся о рисках, связанных с началом ранней половой ж...

Общая биология. Половой диморфизм

Работа учащегося НижегородскогоМедицинского Колледжа("0"-курсы "Сестринское дело").К программе по "Общей биологии."...