Подготовка к исследованиям PISA Формирование естественно-научной грамотности средствами предмета «Биология».
материал по биологии

Бабкина Ирина Викторовна

Основное направление исследования цикла Pisa

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_babkina_i.v.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к исследованиям PISA-2022. Формирование естественно-научной грамотности средствами предмета «Биология».

Подготовила Бабкина И.В.

Ученики школ XXI века должны быть начитанными, эрудированными и способными применять свои знания во взрослой жизни.

Чтобы оценить уровень школьного образования, в России и других странах планируется провести глобальный опрос «Пиза-2022». Исследование PISA проводится раз в три года, но пандемия все испортила, и мероприятие, которые были запланированы на 2021 год, было перенесено на следующий.

в первую очередь смотрят, как пятнадцатилетние школьники умеют применять свои школьные знания в повседневной жизни

В России же программу реализует бюджетное учреждение ФИОКО – Федеральный институт оценки качества образования.

В ходе программы PISA исследуют применение информации, полученной детьми в школе, на практике по трем направлениям:

  1. Читательская грамотность – под ней подразумевается, насколько хорошо ученик может воспринимать и понимать информацию в тексте, размышлять о сведениях, которые получает, и помогает ли ему чтение в достижении своих целей. Также расценивается, насколько он эрудирован, может ли взаимодействовать с обществом других людей.
  2. Математическая грамотность – расценивается, способен ли учащийся мыслить математически, формулировать, интерпретировать и использовать математику для того, чтобы решать задачи не только в теории, но и в жизни. Это широкий показатель, охватывающий процедуры, факты и термины, понятия, инструменты для объяснений, описания и даже прогнозирования отдельных явлений. Эта грамотность дает возможность понимать главную роль математики в жизни, принимать правильные решения, совершать логичные действия.
  3. Естественнонаучная грамотность – ее можно воспринимать как способность человека к активной гражданской позиции в естественных науках, увлечению идеями естественнонаучных областей. В наши дни важно, чтобы человек понимал и мог объяснить явления, интерпретировал доказательства и данные, мог планировать и оценивать исследования, принимал участие в обсуждении проблем, наиболее актуальных в мировом масштабе.

Помимо трех перечисленных присутствует четвертое направление – как правило, каждый год оно разное. Дополнительной темой исследования Пиза-2022 же будет креативное мышление. Почему именно оно вошло в международное оценивание 2022 года? Очень просто: в современном мире ценится нестандартный творческий подход во всех областях деятельности.

  • Все задания международного тестирования PISA являются межпредметными.

Основное направление исследования цикла Pisa-2022 – математическая грамотность, в виде дополнительного предмета добавили креативное мышление. В 2022 году в рамках международного исследования PISA будет целенаправленно проводиться оценка частого применения математики в важнейших жизненных аспектах: в обществе, профессии и лично

Значимость международных исследований, в том числе PISA, крайне высока, каждая страна будет знать свой уровень, плюсы и минусы в определенных сферах, а значит, будет, к чему стремиться. Исследование PISA-2022 поможет улучшить систему образования и покажет, в какую сторону сделать упор в школах.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

  • научно объяснять явления;
  • понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
  • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Функциональная грамотность учащихся по предметам естественнонаучного цикла - это уровень образованности учащихся, выражающий степень овладения ими ключевыми компетенциями, определяемых образовательным стандартом по предметам естественнонаучного цикла общего среднего образования, позволяющий эффективно действовать в учебной и вне учебной деятельности.

 Поэтому для организации учебной деятельности обучающихся на уроках естественнонаучных дисциплин необходимо подобрать такие методы и педагогические технологии, которые способствуют формированию функциональной грамотности, а в частности естественнонаучной грамотности.

подчеркнуть проблемы формирования естественнонаучной грамотности

Задания PISA – нетипичны, т.е. их решение сложно однозначно описать и получить доступ к заученному алгоритму. Это одна из причин их трудности для российских учащихся. Вот и ответ на поставленный вопрос: чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности

Из своего опыта выявила следующие проблемы при формировании естественнонаучной грамотности учащихся:

1.Малое количество часов, которых хватает только на освоение основной программы.

2. Использование готовых “ PISA-подобных” заданий из различных источников неудобно, т. к.они  слишком большие для использования на уроке.

3. Нехватка мотивации учащихся к разбору и решению данных заданий. Ученики не понимают, зачем им разбирать подобные задания.

Мои пути решения выявленных проблем:

1.Нехватка часов – одна из главных проблем, которая не подвластна учителю. На изучение биологии в 5-7 классе отведен 1 час в неделю, что крайне мало для развития необходимых знаний и умений. В моей практике нет дополнительного времени  на изучение естественных наук во внеурочное время. Но, если бы они и были,  данные занятия могут посещать не все учащиеся т.к. посещают какие-либо секции и кружки.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными и результативными, на мой взгляд, являются следующие педагогические технологии:

  • Информационно-коммуникационная технология;
  • Технология критического мышления;
  • Технология проектного обучения;
  • Кейс-технология;
  • Технология-интегрированного обучения;
  • Технологии уровневой дифференциации;
  • Педагогика сотрудничества

Такой педагогический микс, позволяет сформировать у детей необходимый набор ключевых компетенций для успешного выполнения не только Риза, но и  ГИА, ВПР и т. д.

За школьным порогом не встретишь чисто биологическое, или чисто химическое, математическое явление, поэтому чрезвычайно важно формирование на уроках целостного мировосприятия и умения применять естественнонаучные знания для решения жизненных проблем.

Развитие естественнонаучной грамотности  зависит от эффективности используемых учителем  методов  и приёмов  и того, настолько творчески он подходит к проблеме. Систематическая работа по разработке, созданию и применению на урокахтворческих заданий  приводит к следующим результатам: дети  активны, положительно эмоциональны, мечтательны, любознательны. Собственное творчество детей, их интерес к наукам,  можно мотивировать  через блоки заданий в нестандартной форме

Использование ситуаций, рассматриваемых как в рамках изучения школьных предметов, так и выходящих за эти рамки, приводит к более ответственному отношению к биологии как учебному предмету, наглядно показывает, что биология - наука о наиболее общих законах природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметных умений школьников средствами предмета биологии

Обобщение опыта работы   по формированию  метапредметных умений  школьников как на уроках биологии , так и во внеурочной деятельности с использованием  технологии критического...

Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс

Задания на формирование естественно-научной функциональной грамотности 8 класс...

Разработка ситуационной задачи по естественно-научной функциональной грамотности для урока биологии по теме "Разнообразие птиц"

Решение практико-ориентированных заданий по формированию естественно-научной грамотности...

Формирование естественно-научной грамотности через решение заданий PISA

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность  интере...