План урока "Побег и почки"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Аникина Наталия Александровна

изучение новой темы "Побег и почки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pobeg_i_pochki.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

План урока по теме «Побег и почки» для 6 класса по программе В.В.Пасечник.


Предмет-Биология

Класс-6

Базовый учебник-Пасечник В.В. Биология. 6 класс. М.: Дрофа, 2013

Тема урока-Побег и почки

Цель урока:

-Изучить строение побега и почки

Задачи урока:

Образовательные:

-сформировать у учащихся знания о побеге: репродуктивном и вегетативном органе;

-объяснить понятия – почка, конус нарастания, узел, междоузлие, листовой рубец, листорасположение;

Развивающие:

-научить учащихся на уроке биологии, творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности;

-привить навыки работы с учебником: сравнивать, анализировать, делать выводы, развить логическое мышление;

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока-комбинированный

Планируемые результаты обучения

Предметные:

-учащиеся знакомятся со строением побега и почек, развитием побега из почки.

Метапредметные:

-учащиеся развивают умения проводить наблюдения, фиксировать результаты и на их основании делать выводы.

Личностные:

-у учащихся формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности.

Основные понятия урока: побег, почка, верхушечная, пазушная, придаточная почки, вегетативная, генеративная почки, конус нарастания, узел, междоузлие, пазуха листа, очередное, супротивное, мутовчатое листорасположение.

Материалы и оборудование:

проектор, компьютер, учебник В. В. Пасечник «Биология», Таблицы «Строение почки», « Листорасположение»

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

#1054;рганизационный этап. (2мин)

Цель этапа: настроить учащихся на успешную учебную работу.

Активизирует внимание учащихся, делает их участниками учебного занятия.

-Здравствуйте ребята. Садитесь. Я рада видеть вас на уроке.

-С каким настроением вы пришли на урок?

-Давайте постараемся сохранить наше хорошее настроение и работоспособность на весь урок.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на активную работу

Оценивают свое настроение и возможности к учебной деятельности.

#1055;роверка знаний.(5 мин)

Цель этапа: выявить уровень усвоения знаний по теме «Корень»

-Какой орган растения мы изучали несколько последних уроков?

-Давайте посмотрим, какие знания вы получили о корне.

Выбрать правильные утверждения:

  1. #1050;орень - орган почвенного питания.
  2. #1057;уществуют корневые системы: мочковатая, верхушечная, придаточная.
  3. #1041;оковые корни отходят от главного.
  4. #1055;ридаточные корни образуются только на боковых корнях.
  5. #1050;орень всасывает воду из почвы с помощью корневых волосков.
  6. #1050;ончик корня покрыт корневым чехликом.
  7. #1042; корне за зоной всасывания идет зона деления.
  8. #1050;орневые волоски - это выросты клеток покровной ткани.
  9. #1043;лавный корень одуванчика похож на стержень.
  10. #1059; пшеницы, кукурузы – стержневая корневая система.

1)+ 6)+

2)- 7)-

3)+ 8)+

4)- 9)+

5)+ 10)-

Проводят самооценку, выставляют балл в лист оценки.

3. Изучение нового материала.

  1. Строение побега.

Работа с учебником. Изучите статью и вставьте пропущенные слова.

  1. Стебель с расположенными на нем листьями и почками называют ………….
  2. Осевая часть побега……………
  3. Боковая часть побега………….
  4. Участки стебля на которых развиваются листья называют …………..
  5. Участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега называют …………………
  6. Угол между листом и находящимися выше междоузлием называется …………………………

Виды побегов.

Побеги могут быть вегетативными и цветоносными (генеративными).

Объясните, почему они получили такое название?

Физкультминутка: - Ребята представьте, что мы с вами молодые деревья в роще, и вдруг налетел ветер, клонит нас в разные стороны. Ветер стих, а листочки на деревьях шелестят.

Мы с вами отдохнули и возвращаемся к работе.

Листорасположение.

Рассмотрите растения (демонстрирует два растения)

-Одинаково расположены листья на стебле? –Что такое листорасположение?

Изучите рисунок 17 на стр 26

-Какие типы листорасположения существуют?

Дайте характеристику каждому типу листорасположения.

Строение почек .

-Что еще есть на побеге кроме листьев?

Почка- это зачаточный побег.

Используя рисунок 19 на стр 27. Помогите мне закончить фразу.

-По местоположению на побеге почки разделяют на ?.

Иногда почки развиваются на междоузлие, на листьях- такие почки называют придаточные.

Почка –это зачаточный побег, А побеги могут быть вегетативные и генеративные , а значит и почки могут быть вегетативные и генеративные.

Рассмотрите рис.

(демонстрируются вегетативные и генеративные почки)

Сравните эти почки, назовите сходства и различия.

Почки, в которых находятся зачаточные побеги с листьями, называют листовые или вегетативные, почки в которых находятся бутоны цветков, называют цветочные или генеративные.

-Подумайте, что помогает почкам пережить зиму?

- Расскажите, почки,
Что у вас внутри?
- Клейкие листочки!
Хочешь, подсмотри,
Как чешуйки сдвинув,
Выглянут на свет.
И дивнее дива -
У природы нет!

-В почке можно различить не только зачаточный стебель, листья или бутоны, здесь расположен конус нарастания.

Как вы думаете, что это такое и зачем он нужен?

Рост и развитие побега.

-На верхушке, сбоку побега находятся почки – зачаточные побеги из которых будут развиваться новые побеги, ветви.

Конус нарастания образован образовательной тканью, за счет конуса нарастания из почки развивается новый побег.

Физкультминутка. Опускаем головы на парту. Медленно поднимаем голову, встаем, руки в стороны. Повторяем несколько раз.

Какой процесс мы показали?

-Ростом растения можно управлять. Подумайте как?

Ребята большинство почек на стебле располагаются в пазухах листьев, когда листья опадают на их месте остаются листовые рубцы, и выше них остаются почки. Поэтому по расположению почек можно определить листорасположение у исследуемого растения.

-У каждого растения есть свои особенности расположения почек, их размеры, цвет, и даже запах. Поэтому опытные ботаники, изучив небольшой побег, могут сказать, какому растению он принадлежит.

Подумайте. -Какое значение имеют побег и почки?

Отвечают:

#1055;обег –это стебель с расположенными на нем листьями и почками.

2. Осевая часть побега –это стебель,

3. боковые части – листья.

4. Узел-это участок стебля, на котором развиваются листья.

5. Расстояние между двумя узлами называют –междоузлие.

6. Пазуха листа – угол между листом и находящимся выше междоузлием.

На вегетативных побегах есть листья, на цветочных- цветки

учащиеся выполняют движения.

Листья на стебле расположены не одинаково:1-растение –листья расположены по очереди, у второго растения листья расположены напротив друг друга.

-почки

-Верхушечные и пазушные.

Выполняют задание

Сходства: почечные чешуи, зачаточные листья, конус нарастания.

Различия: у вегетативной почки имеются зачаточные листья, а генеративной еще имеются зачаточные цветки, форма почек.

-почечные чешуи, защищают почки.

Рост и развитие побега.

Если срезать верхушку с почкой то растение перестает расти вверх, и начинает ветвиться

Работают с рисунком. Определяют типы расположения почек у разных растений.

Выполняют задания в тетради.

Делают вывод о сходстве строения почки и побега.

#1047;акрепление

Цель: выявить степень усвоения и осознания учащимися новой темы

Ребята что мы с вами изучали на сегодняшнем уроке?

Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Согласны.

У вас на столах лежат конверты, откройте их.

В конвертах находятся части побега. (вырезанные стебель, листья, почки)

Задание: #1042; парах, совместно напишите названия частей побега.

#1055;оказать расположение почек (верхушечную, пазушную, придаточную)

3. Соберите очередное листорасположение, супротивное, мутовчатое.

  1. Впишите в текст пропущенные слова.

Побегом называется _____ с расположенными на нем _____ и _____. Участки стебля, на которых развиваются листья, называются _____ . Участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега называются _____. Пазуха листа – это _____ между листом и находящимся выше междоузлием.

-Побег, почки, листорасположение.

Учащиеся выполняют задание.

(двум учащимся первым и правильно справившимся с заданием предложить пройти по классу и проверить правильность выполнения задания).

Отвечают на вопросы

#1048;тоги урока.

Рефлексия.

Цель: выявить степень участия и эмоциональной удовлетворенности, учащихся в процессе занятия.

Давайте подведем итоги урока.

-Вам было интересно на уроке?

-Что вы узнали нового на уроке?

-Что у вас не получилось на уроке?

-Что вы теперь умеете?

- Как вы считаете, вам пригодятся знания о побеге в вашей жизни?

- Как бы вы оценили свою деятельность на уроке?

Отвечают на поставленные учителем вопросы.

Оценивают свою деятельность на уроке.

#1044;омашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Почки"

Пособие для студентов и преподавателей....

Презентация. Материал к кружку "Цветоводство" Строение декоративных растений. Побег.Лист.Почка

Материал к кружку "Цветоводство". Для учащихся 5-7 классов.  Раздел 2. Тема: "Строение декоративных растений"  "Побег. Виды почек. Лист. Функции листа"Материал можно использовать как для кру...

История России 11 класс поурочные поаны по всему курсу. По учебнеку Загладина

поурочные планы по истории России 11 клас по учебнеку Загладина...

Урок биологии в 6 классе по теме: "Побег и почки. Внешнее строение листа"

Пятый урок в теме "Покрытосеменные растения", 6 класс. В ходе урока учащихся познакомятся с особенностями строения побега, типами листорасположения, строением и типами  почек, особенностями ...

Презентация к уроку "Побег и почки. Внешнее строение листа", 6 класс.

Презентация к уроку по теме "Побег и почки. Внешнее строение листа", 6 класс....

«Строение и значение побегов у растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приёмы увеличения ветвления».

Цель: ознакомить учащихся с понятием побега, с особенностями вегетативных и генеративных почек.Задачи:-         Сформировать представление о побеге как сложном ...