Методическая разработка урока в рамках реализации основной общеобразовательной программы с использованием оборудования центра «Точка роста»
методическая разработка по биологии (6 класс)

Катаева Валентина Дмитриевна

Растительные ткани, их функции. Лабораторная работа «Изучение строения растительных тканей»

 

Планируемые результаты:

Личностные

- сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым биологическим объектам;

- сформировать понимание важности знаний о тканевом строении организмов для объяснения единства строения многоклеточных форм жизни и понимания взаимосвязи строения и функций.

Метапредметные

 

Регулятивные УУД:

Познавательные:

-строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы;

-составлять план параграфа; работать с натуральными объектами.

Регулятивные:

-формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;

-работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять свои ошибки самостоятельно; 

-осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные:

-уметь взаимодействовать с членами коллектива;

-строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения.

Предметные

- сформировать умение объяснить значение понятия «ткань»;

- сформировать умение характеризовать особенности строения и функции тканей растений;

- сформировать умение устанавливать взаимосвязь строения и функции тканей растений, объяснять значение тканей в жизни растения;

 - создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности по изучению особенностей строения различных видов тканей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ардатовская средняя общеобразовательная школа»

Дубёнский муниципальный район

Республика Мордовия

Методическая разработка урока

 в рамках реализации основной общеобразовательной программы

с использованием оборудования центра «Точка роста»

Учитель биологии: Катаева Валентина Дмитриевна

2024г.

Класс

Место урока по тематическому планированию

6

7

Тема урока 

Растительные ткани, их функции. Лабораторная работа «Изучение строения растительных тканей»

Уровень изучения 

Базовый

Тип урока

 урок освоения новых знаний и умений

 урок-закрепление

 урок-повторение

 урок систематизации знаний и умений

 урок развивающего контроля

 комбинированный урок

 другой (впишите)

Ключевые слова: определяют понятия: «ткань», «покровная ткань», «образовательная ткань», «механическая ткань», «проводящая ткань», «запасающая ткань», «сосуды», «ситовидные клетки», «волокна», «гистология».

Краткое описание: Учебник В.В.Пасечника, инструктивная карточка, ноутбук, проектор, экран, презентация, Микроскоп цифровой Levenhuk, микроскоп световой на каждую парту, микропрепараты (готовые препараты срезов первичного строения корня, корня ириса, стебля берёзы, клевера, липы, листа камелии), листья традесканции виргинской и пеларгонии обыкновенной.

Технологическая карта урока

Планируемые результаты:

Личностные

- сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым биологическим объектам;

- сформировать понимание важности знаний о тканевом строении организмов для объяснения единства строения многоклеточных форм жизни и понимания взаимосвязи строения и функций.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Познавательные:

-строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы;

-составлять план параграфа; работать с натуральными объектами.

Регулятивные:

-формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;

-работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять свои ошибки самостоятельно;  

-осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные:

-уметь взаимодействовать с членами коллектива;

-строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения.

Предметные

- сформировать умение объяснить значение понятия «ткань»;

- сформировать умение характеризовать особенности строения и функции тканей растений;

- сформировать умение устанавливать взаимосвязь строения и функции тканей растений, объяснять значение тканей в жизни растения;

 - создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности по изучению особенностей строения различных видов тканей.

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Психологическая установка.

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

 Учитель представляет черный ящик и предлагает определить, что в нем находится? 

Загадка: «Здесь находится изделие рук человеческих, изготовленное из волокон с помощью текстильного станка». Демонстрирует различные виды тканей.

Учащиеся рассматривают ткани. Определяют связь между биологией и тканями (у живых организмов тоже есть ткани)

Про что у нас тема урока сегодня? Итак, запишем тему урока в тетрадь. Учитель на доске.

Этап 1.3. Целеполагание

Вместе с учениками определяет цель, задачи урока.

Формулируют и согласовывают цель и задачи урока

Предлагают пути их достижения

Составляют план работы на уроке

Вопрос классу:

- А что интересного может быть у растительных тканей?

Теперь определим цель урока и построим план его освоения.

Ты узнаешь:

 «Что такое ткань?»

«Какие бывают ткани?»

«Зачем нужны ткани?»

 «Где находятся ткани?»

«Как называется наука о тканях?»

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Предполагается индивидуальная и групповая формы учебной деятельности.

Предлагает рассмотреть изображения тканей и сформулировать ответ на вопрос: «Что такое ткань?»

Учащиеся рассматривают изображения тканей, анализируют и формулируют определение, ищут информацию в учебнике.

Выписывают определение «ткань», «межклетники».

Ткань - группа клеток, сходных по строению, функциям и имеющих общее происхождение.

Межклетники (межклеточное пространство) – промежутки между клетками.

В одних тканях межклеточного пространства практически нет, в других же, наоборот, оно занимает огромное пространство.

Есть отдельная наука, которая занимается изучением тканей живых организмов – гистология (от греческих слов «гистос» - ткань и «логос» - учение). Основоположниками являются итальянец Мальпиги и англичанин Грю. Какие же виды тканей выделяют у растений.

Просмотр Видеофрагмента «Ткани растений».

Задает вопрос: Какие виды тканей выделяют у растений?

Виды тканей растений:

  • образовательные ткани
  • основные ткани
  • покровные ткани
  • проводящие ткани
  • механические ткани

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Индивидуально –групповая форма учебной деятельности. Учитель создает условия для активной работы на основном этапе урока, объясняет ход работы.

Делит класс на группы, для изучения темы.

- Вы разделились на две группы, каждая группа изучает информацию по учебнику про  виды тканей растений.

Внимательно читайте текст. Приступаем к работе.

Работают с учебником стр. 28-30, изучают рисунки 16.

Самостоятельно изучают новый материал урока.

Познавательные УУД: построение речевого высказывания в устной форме; излечение необходимой информации из текста

Формулируют выводы и записывают их в тетрадь.

Регулятивные: добывают новые знания

Коммуникативные: учитывают разные мнения, планируют работу учебного сотрудничества.

Предлагает обсудить результаты деятельности групп и заполнить общую таблицу.

Каждая группа представляет результаты своей деятельности. Во время отчёта групп все учащиеся заполняют таблицу.

 Учитель следит за ответами учащихся, помогает и корректирует, демонстрирует изображения растительных тканей.

Ткани растений

Ткань

строение

функции

местоположение

образовательная

основная

покровная

проводящая

механическая

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Приложение№1Лабораторная работа в парах. Определяют понятия: «ткань», «покровная ткань», «образовательная ткань», «механическая ткань», «проводящая ткань», «запасающая ткань», «сосуды», «ситовидные клетки», «волокна». Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты.

Учитель демонстрирует изображения разных видов тканей, при помощи цифрового микроскопа выводит их на экран.

Выполните лабораторную работу. 

Лабораторная работа «Изучение строения растительных тканей»

Класс делится на две группы. Первая выполняет лабораторную работу «Изучение покровной ткани растений».

 Вторая лабораторная работа «Изучение проводящей ткани органов растений»

Развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов, умение на их основе делать выводы о взаимосвязи строения органа с выполняемой функцией.

 Познавательные УУД: умение применять правила и пользоваться инструкциями, узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности

 Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину при выполнении практической работы. Потребность в объективной оценке своей работы. Готовность к саморазвитию. Целостный взгляд на мир природы.

Регулятивные УУД: умение работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму.

Коммуникативные УУД: умение работать в малых группах, эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Посмотрите, ребята, какое многообразие предметов окружающего нас мира сделано из растений. Оглядитесь вокруг. Какие еще предметы сделаны из ткани растений?

Как вы думаете, в каких областях производства могут использоваться ткани растений? (Дети рассуждают вслух и делятся своими знаниями с классом.)

Как видите, растения используются во многих областях производства.

Природа дарит нам разнообразный и удивительный мир, который служит благосостоянию человека.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА

Приложение №2

Этап 3.4. Систематизация знаний и умений

Тест по теме «Ткани растений»

  1. Как называются группы клеток, сходных по строению и выполняемым функциям?

а) межклетники    б) ткани    в) хлоропласты    г) лейкопласты

  1. Каковы функции покровной ткани?

а) образование в теле растения сети сосудов, соединяющей все его органы

б) обеспечение твердости некоторых органов растения и помощь в противостоянии большим механическим нагрузкам

в) защита организма от потери воды и проникновения болезнетворных организмов, создание условий для газообмена

г) создание и накопление питательных веществ

  1. Как называется ткань, по которой передвигаются питательные вещества?

а) покровная   б) проводящая    в) основная     г) образовательная

  1. Каковы функции основных тканей?

а) обеспечение роста растения за счет постоянного деления клеток

б) защита растения от перегрева и пересыхания. Обеспечение газообмена

в) создание и накопление питательных веществ

г) обеспечение передвижения  веществ в организме

5. Клетки этой ткани с утолщенными и одревесневшими оболочками:

а) покровная   б) проводящая    в) основная     г) механическая

Взаимопроверка теста.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

- Ребята оцените свою деятельность на уроке, поставьте оценку в тетради и сдайте мне их на проверку.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов.

Обеспечивает понимание практический значимости полученных знаний и умений.

- Ребята, давайте вернемся к цели урока. Как вы думаете мы достигли поставленной цели? Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

Учитель инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Ученик выбирает две пословицы, которые соответствовали ему на уроке, показав уровень усвоения сегодняшней темы.

Рефлексия
1. Сделал дело – гуляй смело.
2. Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.
3. Работа – не волк, в лес не убежит.
4. Одна голова – хорошо, а две – лучше.

Этап 5.2. Домашнее задание

Учитель дает ученикам право выбора. Определяет объем и содержание дифференцированной домашней работы. Проанализировав уровень усвоения новых знаний и умений и, согласно этому уровню, самостоятельно выбирают домашнее задание и записывают его.

Ребята учатся сами планировать деятельность в учебной ситуации.

1.Параграф № 5, ответить на вопросы в конце параграфа.

 

2. Найти интересный материал о тканях растения и подготовить сообщение (2-3 мин)

Приложение №1

Лабораторная работа «Изучение покровной ткани растений»

Цель: изучить особенности строения покровной ткани растений на примере листьев комнатных растений- традесканции виргинской и пеларгонии обыкновенной

Оборудование: ноутбук и USB-микроскоп, лабораторные стекла, пинцет, пипетка, вода, бумага, листья пеларгонии обыкновенной и традесканции виргинской.

Основные сведения.

Название тканей отражает их положение – они покрывают тело растений (животных) и располагаются на границе с внешней или внутренней (в завязи пестика) средой. Покровная ткань растения – это наружная ткань, которая защищает растения от неблагоприятных воздействий окружающей среды (перепадов температур, засухи, механических повреждений) и от различных бактерий, вирусов и грибов. Также эти ткани способствуют всасыванию и выделению воды, осуществляют газообмен. Характерной особенностью покровных тканей является то, что они состоят из плотно сомкнутых живых или мертвых клеток, среди которых есть специальные поры – устьица, которые состоят из замыкающих клеток. Также присутствуют волоски или трихомы, состоящие из одной или нескольких клеток.

Ход работы:

1. Подготовьте USB-микроскоп к работе.

2. Приготовьте препараты кожицы листьев комнатных растений и рассмотрите их под микроскопом (можно воспользоваться готовыми микропрепаратами эпидермиса листа пеларгонии обыкновенной (герани) и традесканции виргинской).

3. Зарисуйте строение эпидермиса листьев пеларгонии обыкновенной и традесканции виргинской, указав на рисунке устьичные клетки.

4. Сделайте вывод, в котором укажите значение эпидермиса.

Вопросы: 

1.Какие особенности покровной ткани растений наблюдаются у различных видов растений?

2. Какую функцию выполняют устьица?

3. Чем можно объяснить отсутствие хлоропластов в клетках эпидермиса листьев пеларгонии и традесканции?

Лабораторная работа «Изучение проводящей ткани органов растений»

Оборудование: ноутбук и USB-микроскоп, готовые препараты срезов первичного строения корня, корня ириса, стебля березы, клевера, липы, листа камелии

Цель: изучить особенности строения проводящей ткани органов растений.

Основные сведения.

 Проводящие ткани растений можно сравнить с кровеносной системой человека, которая пронизывает весь наш организм, доставляя питательные вещества к клеткам и удаляя продукты обмена веществ из них. Строение проводящей ткани растений достаточно сложное, так как содержат разные структурные и функциональные элементы. Эти ткани служат для передвижения по организму растения растворенных питательных веществ. Имеется два направления тока: от корней к листьям (восходящий ток – ксилема (древесина)) и от листьев к корням (нисходящий ток – флоэма (луб)). Ксилема образована мёртвыми, разными по величине клетками. Цитоплазмы в них нет, стенки одревеснели и снабжены многочисленными порами. В местах соприкосновения у них имеются поры, по которым и передвигаются растворы из клетки в клетку по направлению к листьям. Так устроены трахеиды. У цветковых растений появляются и более совершенные проводящие ткани – сосуды. В сосудах поперечные стенки клеток в большей или меньшей степени разрушаются. Таким образом, сосуды – это полые трубки, образованные множеством мёртвых трубчатых клеток (члеников). По таким сосудам растворы передвигаются ещё быстрее. Помимо цветковых, другие высшие растения имеют только трахеиды. В силу того, что нисходящий ток более слабый, клетки флоэмы могут оставаться живыми. Они образуют ситовидные трубки – их поперечные стенки густо пронизаны отверстиями. Ядер в таких клетках нет, но они сохраняют живую цитоплазму. Ситовидные трубки остаются живыми недолго, чаще 2-3 года, изредка – 10–15 лет. На смену им постоянно образуются новые ситовидные трубки. Основной элемент проводящей системы растений – проводящий пучок. В состав проводящего пучка могут входить паренхимные клетки и образовательная ткань – камбий. Строение проводящих пучков различается в зависимости от органа растения и его вида

Ход работы:

1. Подготовьте USB-микроскоп к работе.

2. Рассмотрите предложенные вам микропрепараты тканей растений.

3. Изучите на микропрепарате особенности строения проводящих тканей на примере древесины (ксилемы) и луба (флоэмы). Какие функции выполняют проводящие ткани? Используйте материал учебника или интернет-ресурсы. Зарисуйте строение сосудов и ситовидных трубок в тетради.

4. Изучите на микропрепарате особенности строения механических тканей на примере лубяных волокон. Какие функции выполняют механические ткани, где они располагаются? Используйте материал учебника или интернет-ресурсы. Зарисуйте строение сосудов и ситовидных трубок в тетради.

5. Рассмотрите особенности расположения проводящих тканей в различных органах растений, расположение, форму и размеры сосудисто-волокнистых пучков. Зарисуйте схему строения проводящего пучка листа камелии.

6. Сделайте вывод на основании изучения проводящих тканей органов растений и различных видов растений.

 Вопросы:

1. Почему проводящие ткани растений сравнивают с кровеносной системой человека?

2. Почему сосуды образованы мертвыми клетками?

3. Что входит в состав проводящего пучка растений?

                                                                                                                                                                                                                      Приложение №2

1.Установите соответствие между характеристикой ткани растения и её видом. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТКАНИ

А) состоит из клеток, содержащих хлоропласты

Б) образована клетками с толстыми прочными стенками

В) выполняет роль каркаса

Г) выполняет функцию образования органических веществ из неорганических на свету

Д) служит опорой для растения

Е) придает растению постоянную форму

ВИД ТКАНИ

1) механическая

2) фотосинтезирующая

А

Б

В

Г

Д

Е

2.Рассмотрите изображение микропрепарата. Как называют вид растительной ткани, что указано под номерами 1,2,3,4

Рис. 3. Внутреннее строение листа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по технологии с использованием оборудования центра «Точка роста»,

Программа разработана на основе программы Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.М. Казакевича и др. - 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В.М. Казакев...

Рабочая программа по предмету "Информатика" (с использованием оборудования центра «Точка роста»)

Использование оборудования «Точка роста» позволяет создать условия: -для повышения познавательной активности обучающихся в технической области;-дл...

Научная работа по физиологии человека с использованием оборудования центра Точка роста

Работа по физиологии человека была проведена с использованием оборудования центра Точка роста на базе МОУ СОШ №1 с.п.В.Куркужин...

Занятие по практической биологии по теме "Строение клетки" с использованием оборудования центра «Точка роста»

Занятие ориентировано  на развитие практических умений и навыков, на формирование интереса к  экспериментальной и исследовательской деятельности, которые способствуют познавательной и творче...

Технологическая карта урока биологии в 6 классе "Дыхание растений" с использованием оборудования центра "Точка роста"

Тема урока: «Дыхание растений»Класс: 6 «Б» классЦель урока: изучить процесс дыхания у растений, установить, как происходит газообмен в растениях; продолжить формирование знаний...

Методические рекомендации по организации уроков технологии с использованием оборудования центра «Точка роста»

Методические рекомендации по организации уроков технологии с использованием оборудования центра «Точка роста»...