Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)

Рассчитана на учащихся 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_9kl.docx39.44 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Муниципальное образование «Закаменский район»

‌‌​Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Бортойская средняя общеобразовательная школа»

(МАОУ ``Бортойская СОШ``)

РАССМОТРЕНО

на Педагогическом Совете

(Протокол от 25. 08.2023 г. №1)

СОГЛАСОВАНО

Наблюдательным Советом

(Протокол от 25.08.2023 г. №1)

УТВЕРЖДЕНО

Приказом по МАОУ «Бортойская СОШ»

 28.08.2023 года № 58  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Биология» (Базовый уровень)

для обучающихся 9  класса

улус Бортой‌ 2023‌​

Нормативными основаниями для составления рабочей программы являются следующие документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 16.11.2022 № 993
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287
  4. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28.
  5. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
  6. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Бортойская СОШ»
  7. Устав МАОУ «Бортойская СОШ»

УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ– базовый.

8 класс: 68 часов, 2 ч в неделю, всего 2ч*34 нед.=68 часов

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

          ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностные результаты обучения:

  -воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

  -осознание значения семьи в жизни человека и общества;

  -понимание основных факторов, определяющих взаимоотношение человека и природы;

  -умения реализовывать теоретические познания на практике;

   -осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

   -понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к   саморазвитию   и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 -умение пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

 -владеть системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся научатся:

-составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

-сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;

-проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;

-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях систем и органов человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;

-приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.

Предметными результатами освоения биологии в 8  классе являются:

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
  • аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными; аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных; аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов; выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.);
  • делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;
  • проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха; анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
  • описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научнопопулярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов; анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих;
  • последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Место человека  в системе органического мира (2 часа)

Повторение. Значение знаний о строении и функционировании организма человека.

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Раздел 2. Происхождение человека  (3 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. 

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека  .Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Раздел 3. Общий обзор строения и функций организма человека  (5 часов)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.

Раздел 4. Координация и регуляция (8 часов)

Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса.Строение  функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Раздел 5. Органы чувств (5 часа)

Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания,  вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств. 

Раздел 6. Опора и движение (6 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА.. Укрепление здоровья и двигательная активность.

Раздел 7. Внутренняя среда организма  (4 часа)

Понятие «внутренняя среда».  Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.  Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.

Раздел 8. Транспорт веществ (5 часов)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.  Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.

Раздел 9.  Дыхание  (4 часа)

Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Раздел 10.  Пищеварение  (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.

Раздел 11. Обмен веществ и энергии  (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии.Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Раздел 12. Выделение  (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Раздел 13. Покровы тела   (2 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.

Раздел 14. Размножение и развитие  (4 часа)

Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Раздел 15. Высшая нервная деятельность  (6 часов)

Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Раздел 16. Человек и его здоровье. Резерв  (6часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Темы

Количество часов

Раздел 1.  Место человека  в системе органического мира

2

1

Место человека в системе органического мира.

1

2

Особенности строения человека. Признаки сходства человека

1

Раздел 2. Происхождение человека

3

3

Эволюция человека.

1

4

Эволюция человека.

1

5

Расы человека, их происхождение и единство.

1

Раздел 3. Общий обзор организма человека

5

6

История развития знаний о строении и функциях организма.

1

7

Клеточное строение организмов

1

8

Ткани, органы.

1

9

Органы, системы органов, целостный организм

1

10

Контрольная работа

1

Раздел 4. Координация и регуляция функций организма человека

8

11

Гуморальная регуляция.

2

12

Гуморальная регуляция

13

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

1

14

Рефлекс. Рефлекторная дуга.

1

15

Строение и функции спинного мозга

1

16

Строение и функции головного мозга.

1

17

Полушария большого мозга.  

1

Раздел 5. Органы чувств.

5

18

Зрительный анализатор.

1

19

Анализаторы слуха и равновесия.

1

20

Кожно – мышечная чувствительность

1

21

Обоняние, вкус.

1

22

Контрольная работа  

1

Раздел 6. Опора и движение

7

23

Скелет. Строение и значение.  

1

24

Строение костей. Типы соединения костей.

1

25

Строение скелета

1

26

Первая помощь при  нарушениях ОДС.

1

27

Мышцы, их строение и функции.

1

28

Работа мышц.

1

Раздел 7. Внутренняя среда организма  

4

29

ВСО и ее значение. Кровь.

1

30

Форменные элементы крови.

1

31

Группы крови, резус – фактор. Переливание крови.

1

32

Иммунитет

1

Раздел 8. Транспорт веществ 

5

33

Органы кровообращения.      

1

34

Работа сердца.  

1

35

Движение крови по сосудам

1

36

Первая помощь при кровотечениях.

1

37

Контрольная работа

1

Раздел 9.  Дыхание  

4

38

Дыхание. Строение органов дыхания.

1

39

Газообмен в легких и тканях. Жизненная ёмкость лёгких.

1

40

Дыхательные движения и их регуляция

1

41

Гигиена дыхания. Первая помощь при нарушении дыхания.

1

Раздел 10.  Пищеварение  

5

42

Пищевые продукты и питательные вещества

1

43

Пищеварение в ротовой полости.

1

44

Пищеварение в желудке и кишечнике. Всасывание.

1

45

Гигиена питания.

1

46

Контрольная работа

1

Раздел 11. Обмен веществ и энергии  

2

47

Виды обмена веществ

1

48

Витамины.

1

Раздел 12. Выделение  

2

49

Строение и работа почек. Мочевыделение.

1

50

Предупреждение почечных заболеваний.

1

Раздел 13. Покровы тела   

2

51

Строение и значение кожи.

1

52

Роль кожи в терморегуляции организма. Гигиена кожи.

1

Раздел 14. Размножение и развитие  

4

53

Строение половой системы человека. Размножение и развитие.

1

54

Наследственные и врожденные заболевания.

55

Возрастные процессы

1

56

Контрольная работа

Раздел 15. Высшая нервная деятельность  

6

57

Рефлекторная деятельность нервной системы

1

58

Возбуждение и торможение, их виды, и значение.

1

59

Биоритмы. Сон, его значение, гигиена сна.

1

60

Познавательные процессы. Внимание и память.

1

61

Речь и мышление

1

62

Типы нервной деятельности

1

Раздел 16. Человек и его здоровье. Резерв.  

6

63

Здоровый образ жизни

1

64

Гигиена человека

1

65

Человек и окружающая среда

1

66

Итоговая контрольная работа

1

67

Резервное время

1

68

Резервное время

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...