формирование функциональной грамотности через разные технологии
методическая разработка по биологии (9 класс)

Ринчинова Мираида Валерьевна

формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочных мероприятих 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии через различные технологии

Функциональная грамотность рассматривается как способность личности использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Современному учителю необходимо создать условия для развития функциональной грамотности школьников, использовать такие технологии, которые будут инструментами в ее развитии. В методическом арсенале учителя много различных приемов, способов, инновационных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся.

Наиболее актуальными в условиях реализации ФГОС становятся технологии развивающего обучения, уровневой дифференциации, технологии развития критического мышления, проблемного обучения, здоровьесберегающие, игровые, модульная, проектная, информационно – коммуникационная технологии. Проектную деятельность можно отнести к эффективному методу развития функциональной грамотности. Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения учебных задач. Данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором обучаемые берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу, отвечают за успехи каждого члена группы,…проектная технология создает условия для взаимодействия сотрудничества в системе «ученик – учитель – группа» и актуализации коллективного субъекта учебной деятельности.

Качественно выполненный проект - это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Актуальность использования данной технологии является в том, что:

- во-первых, в решении проблемной задачи каждый ученик имеет возможность самореализоваться;

- во-вторых, применение различных способностей обучающихся (аналитических, творческих, коммуникативных и др.);

- в-третьих, проектная деятельность дает возможность каждому ученику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

Цель: сформировать у ребенка способность самостоятельно, творчески осваивать программный материал, умело применять знания из различных областей науки.

Задачи:

1. Сформировать у учащихся приемы и способы проектной технологии;

2.Способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;

3. Научить учащихся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

4. Развить творческое, ассоциативное мышление, воображение.

Формирование и развитие функциональной грамотности через проектную деятельность учащихся на уроках

В новом словаре методических терминов и понятий термин «функциональная грамотность» поясняется как «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

По определению А.А Леонтьева: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Виноградова Н.Ф.: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенок должен обладать:

- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;

- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;

- способностью строить социальные отношения…;

- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»

Функциональная грамотность включает в себя математическую, читательскую, естественно-научную, финансовую, информационную, социальную грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление.

Проектную деятельность можно отнести к эффективному методу развития функциональной грамотности.

Вот две цитаты, которые иллюстрируют содержание данной методической разработки.

«В сфере развития познавательных учебных действий приоритетное внимание уделяется практическому освоению обучающимися основ проектной и исследовательской деятельности» (Фундаментальное ядро содержания общего образования)

«В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной и исследовательской деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию, самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации, и эффективности учебной деятельности» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения)

Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмет, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.

I этап - Погружение в проект

- Замысел

- Формулирование проблемы

II этап – Организация деятельности

- Создание группы

- Постановка цели и задач

- Планирование

III этап – осуществление деятельности в группах

- Сбор материала, работа с источником

- Обработка материала

- Формулирование выводов, подготовка схем и т.д.

IV этап Презентация.

В специальной литературе предлагается несколько вариантов типологии учебных проектов, которые основываются:

— на комплексности или предметно-содержательной области (моно- и межпредметные);

— характере контактов (внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные);

— количестве участников (индивидуальные и групповые);

— продолжительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);

— доминирующей деятельности учащихся, в которой выделяют:

- Практико-ориентированный проект.

- Информационный проект

- Творческий проект

- Игровой или ролевой проект

Изучив всю типологию проектов, предпочтение отдала учебным мини-проектам, которые интегрируют в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые методики, ИКТ. Использование данных проектов в течение одного урока позволяет вовлечь всех учащихся в активную познавательную деятельность.

Мини-проекты отличаются от больших проектов рядом особенностей:

- во-первых, они должны отвечать уровню психофизического развития учащихся и обязательно включать игровой, творческий моменты;

- во-вторых, они не должны занимать слишком много учебного времени, должны быть рассчитаны на быструю их реализацию;

- в-третьих, проекты должны подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую для каждого ученика индивидуальные условия его творческой самореализации.

По способам своей реализации мини-проекты можно разделить на несколько видов: творческие домашние задания, проблемные задачи на уроке, комбинированные, индивидуальные, групповые.

На уроках чаще использую метод проектов при изучении новой темы. Но в связи с ограничением времени это могут быть либо клише проектов.

Рассмотрим, как развивается функциональная грамотность с использованием технологии проектной технологии.

Например, урок биологии в 5 классе «Что такое живой организм?»

Разделы матрицы проекта

1

Название проекта: “Что такое живой организм?”

2

Проблема: Как отличать живые организмы от тел неживой природы?

3

Цель проекта: Определить главное отличие живых организмов от тел неживой природы

4

Результат: Оформить в виде таблицы или схемы на ватмане или на листе

А4 по своей части проекта.

5

Учебные предметы, содержание которых включено в проект: биология, экология, физика

6

Количество школьников: 3 групп по 4-5 человек. В течение 15 минут группы решают свои задачи, а по окончании «защищают» свою часть проекта:

1 группа:1.Выписать признаки живых организмов.

2.Сравнить неживой объект и живой организм: растение и сосулька,

по этим признакам.

2 группа: 1.Выписать признаки живых организмов.

2.Сравнить неживой объект и живой организм: гриб и строящийся дом,

по этим признакам.

3 группа:1) Выписать признаки живых организмов.

2.Сравнить неживой объект и живой организм: животное и самолет/автомобиль по этим признакам.

7

Материально-технические ресурсы: Так как проект выполняется на уроке, то основным источником информации служит учебник, но так же для обучающихся подготовлен дополнительный материал.

8

Время: один урок

9

Формы работы:

- работа с различными источниками информации,

- самостоятельная работа,

- групповая работа,

- оформление таблицы или схемы

10

Рефлексия: обучающиеся делятся своими успехами и, что особенно важно, затруднениями с обязательным анализом причин и способов их решения.

 

Цель данной технологии: формирование таких гражданских умений и навыков, как умение вырабатывать своё собственное мнение, осмысливать опыт, работать с информацией, приходить к определённым умозаключениям, логично выстраивать цепь доказательств и принимать взвешенные решения,  выражать себя ясно и уверенно. Конечным результатом может служить повышение качества образования, социализация личности ученика, развитие универсальных учебных действий согласно ФГОС.

      Работая по данной технологии можно успешно развивать УУД: личностные (смыслообразования, ориентация в межличностных отношениях); познавательные (умение ставить учебную задачу, структурировать полученные знания); коммуникативные (умение вступать в диалог); регулятивные (планирование, корректировка плана).

Обучение направлено на формирование обобщённых знаний, умение графически оформить текстовый материал, творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

2. Появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин;

3. Создаются условия для вариативности и дифференциации;

4. Формируется направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.

Содержательные знания:

ЗЕМЛЯ И КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ:

  • ГЕОГРАФИЯ
  • ФИЗИКА
  • АСТРОНОМИЯ
  • ЭКОЛОГИЯ

ФИЗИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ:

  • ФИЗИКА
  • ХИМИЯ
  • БИОЛОГИЯ
  • АСТРОНОМИЯ

ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ

  • ЗЕМЛЯ И КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ:
  • ГЕОГРАФИЯ
  • ФИЗИКА
  • АСТРОНОМИЯ
  • ЭКОЛОГИЯ

Технология  Развития  Критического Мышления

  • помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни;
  • предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор;
  • повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией.
  • формирует субъектную позицию личности.

Структура технологии урока

«Вызов»

«Осмысление содержания»

« Рефлексия»

  • активизация имеющихся знаний;
  •  пробуждение интереса к получению новой информации;
  •  постановка учеником собственных целей обучения

  • получение новой информации;
  •  корректировка учеником поставленных целей обучения

  • размышление, рождение нового знания;

- постановка учеником новых целей обучения (на перспективу)

Приемы используемые на стадии вызова:

  • Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики –нолики»)
  • «Верите ли вы, что …?»
  • Проблемные вопросы;
  • «Толстые и тонкие» вопросы;
  • Рассказ-предположение по ключевым словам;
  • Перепутанные логические цепочки;
  • Кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения
  • Таблицы
  • Корзина идей
  • Покопаемся в памяти
  • Ассоциация
  • Инструкции
  • Мозговой штурм
  • Игра-упражнение «Веер»
  • Прием «Поясните цитату»
  • Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»
  • Прием «Как бы вы прокомментировали….»
  • Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать - узнал»)
  • Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)

Например:  Кластер « Сердце»

Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти

Сколько камер  в сердце?

Сколько клапанов в сердце?

Как называется  самая крупная артерия?  т. д.

Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»

Правильно ли я Вас поняла, что митральный клапан называется еще двухстворчатым?

Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации

Почему кровь в сердце движется в одном направлении? Объясните это через строение створчатых клапанов.

Оценочные вопросы (сравнение)

Сравните стенки правого и левого желудочков сердца? С чем это связано?

Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»

Опираясь на  длительность этапов сердечного цикла, объясните почему сердце может работать всю жизнь, не останавливаясь и не уставая?

Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

Сделайте выводы о  достоинствах строения сердца, определяющих теплокровность. Аргументируйте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

Метод проектов относится к технологии развивающего обучения, т.к. направлен на развитие творческих качеств личности. А проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственну...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИЕМЫ РАБOТЫ C ТЕКCТOМ НА УРOКАХ ИCТOРИИ И OБЩЕCТВOЗНАНИЯ

Учащийcя, у кoтoрoгo cфoрмирoваны навыки функциoнальнoгo чтения, мoжет «cвoбoднo иcпoльзoвать навыки чтения и пиcьма для пoлучения инфoрмации из текcта — для егo пoнимания, cжатия, преoбра...

Формирование функциональной грамотности через проектно-исследовательскую деятельность в области естественных наук

Функционально грамотный человек – это человек способный использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в разл...

Доклад «Формирование функциональной грамотности через применение разных педагогических технологий и форм работы на уроках технологии»

Предмет “Технология” - особенный. Он формирует у детей широкий кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями, помогает сориентироваться в мире профессий. На уроках техноло...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

В современном усложняющемся мире использовать технические навыки чтения или просто уметь читать является недостаточным. Необходимо иметь навыки функционального чтения, т. е. уметь воспринимать текст, ...