Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
статья
Метод проектов относится к технологии развивающего обучения, т.к. направлен на развитие творческих качеств личности. А проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта. Если выпускник приобретает эти качества, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. Научить ученика думать – это значит сделать для него значительно больше, чем только снабдить определенным объемом знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_v_obrazovatelnom_prostranstve.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №461
Колпинского района Санкт-Петербурга
« Роль проектной деятельности
в образовательном процессе»
Выполнила: учитель технологии,
педагог дополнительного образования
Баранова Н.А.
Санкт-Петербург
2016
Образовательный процесс основан на системном применении активного метода обучения – создания, представления и реализации ученических проектов – индивидуальных, групповых, коллективных.
Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности. Работу над проектом можно разбить на 4 этапа. Принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися основной школы.
Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация – проблема, заключенная в ней и осознанная учащимся – поиск способов разрешения проблемы – решение.
1. Поисковый:
- определение и анализ проблемы;
- определение потребности;
- моделирование идеальной (желаемой) ситуации;
- анализ имеющейся информации;
- сбор и изучение информации.
2. Аналитический:
- анализ ресурсов;
- планирование проекта;
- определение проблемы, постановка цели и задач проекта;
- определение способа решения проблемы;
- анализ рисков;
- составление плана реализации проекта;
- определение потребности в информации.
3. Практический
- пошаговое выполнение поставленных задач и опытов, конструирование приборов
4. Презентационный
По окончании работы над проектом проводится презентация: ребята демонстрируют свои творческие наработки в классе, рассказывают о принципе действия прибора, его назначении (если он был в работе), использовании, делятся идеями о дальнейшей работе. Разработка и конструирование приборов происходит во внеурочное время, но является органичным продолжением использования на уроках метода проектов.
При выполнении этих пошаговых этапов работы над проектом, учащиеся могут пользоваться следующими методами:
1. мультимедиа-технологий при изучении учебного материала и подготовки презентаций;
2. межпредметных связей физики с другими учебными предметами (ведь при постановке проблемы, учащиеся прорабатывают огромный материал, связывающий физику с другими науками);
3. коллективного решения проблем;
4. использование электронных таблиц для решения задач;
5. проведение виртуальных опытов и лабораторных работ.
Приемы работы, способствующие развитию познавательного интереса к предмету
Заинтересовать ребенка, привлечь его внимание к своему предмету – это не легкая задача для учителя, поэтому приходится применять различные методики преподавания, чтобы достичь своей цели.
Традиционными методами развития познавательной активности учащихся являются:
- демонстрация опытов;
- решение интересных, занимательных задач;
- работа с ребусами и кроссвордами;
- игровые приемы на уроке;
- выполнение лабораторных работ
В настоящее время широко начали использоваться различные интерактивные методы обучения:
6. использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики (показ видеофильмов, интерактивные лаборатории, использование презентаций на уроках, тренинговые игры, интерактивные опыты)
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики позволяет формировать у учащихся умения и навыки информационно-поисковой деятельности: уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем.
Пример тренинговой игры на уроке физики в 8 классе при изучении новой темы: «Единицы работы электрического тока, применяемые на практике».
Задание 1(первая группа): У нас в наличии два фена (разных мощностей, написанных на приборе), определить какой прибор выгоднее использовать (в материальном плане) в домашних условиях?
Задание 2 (вторая группа): Какой мясорубкой быстрее сделаешь фарш их 2 кг мяса и сколько денег при этом затратишь (рассматриваются две мясорубки разных мощностей).
Примерный ход решения задач:
1. поиск мощности электрического прибора на его корпусе;
2. расчет работы электрического тока, за установленное учащимися время;
3. логический вывод новой единицы измерения работы;
4. наводящие вопросы учителю о стоимости электрической энергии;
5. расчет стоимости израсходованной энергии;
6. ответы и выводы учащихся.
В подобных примерах, учащиеся формируют все вышеперечисленные качества, навыки и умения, которые формируются на уроках при использовании ИКТ технологий.
Заключение
Учитель должен быть вооружен различными образовательными технологиями, адекватными обновленному содержанию образования. Ребята с большим интересом относятся к урокам с элементами проектирования. В дальнейшем они сами проявляют инициативу и предлагают по тем или иным темам разработать проекты и изготовить соответствующие конструкции и физические приборы. Они учатся находить возможности творчески применять свои знания на практике. В свою очередь практика делает более прочными знания.
Метод проектов относится к технологии развивающего обучения, т.к. направлен на развитие творческих качеств личности. А проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта. Если выпускник приобретает эти качества, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. Научить ученика думать – это значит сделать для него значительно больше, чем только снабдить определенным объемом знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
В данной статье рассматривается возможность формирования функциональной грамотности на уроках технологии....
Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
Проектная деятельность в дополнительном образовании не новшество последних десятилетий. Этот метод обучения появился еще в начале прошлого века, но до недавнего времени применялся в основном в школах ...
Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
ТехнологияФормирование функциональной грамотности на уроках технологии...
Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
Учебно-практическая деятельность на уроках технологии должна обеспечивать выполнение целей и задач Национального проекта образования. Поэтому в обязательном порядке на уроках должна присут...
Формирование функциональной грамотности на уроках технологии (девочки)
Выступление на педагогических чтениях по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках технологии"...