Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
статья

Баранова Наталья Алексеевна

 Метод проектов относится к технологии развивающего обучения, т.к. направлен на развитие творческих качеств личности. А проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта. Если выпускник приобретает эти качества, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. Научить ученика думать – это значит сделать для него значительно больше, чем только снабдить определенным объемом знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov_v_obrazovatelnom_prostranstve.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №461

Колпинского района Санкт-Петербурга

 « Роль проектной деятельности

в образовательном процессе»

Выполнила: учитель технологии,

 педагог дополнительного образования

Баранова Н.А.

Санкт-Петербург

2016

Образовательный процесс основан на системном применении активного метода обучения – создания, представления и реализации ученических проектов – индивидуальных, групповых, коллективных.

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности. Работу над проектом можно разбить на 4 этапа. Принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися основной школы.
Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация –
проблема, заключенная в ней и осознанная учащимся – поиск способов разрешения проблемы – решение.

1. Поисковый:

  • определение и анализ проблемы;
  • определение потребности;
  • моделирование идеальной (желаемой) ситуации;
  • анализ имеющейся информации;
  • сбор и изучение информации.

2. Аналитический:

  • анализ ресурсов;
  • планирование проекта;
  • определение проблемы, постановка цели и задач проекта;
  • определение способа решения проблемы;
  • анализ рисков;
  • составление плана реализации проекта;
  • определение потребности в информации.

3. Практический

  • пошаговое выполнение поставленных задач и опытов, конструирование приборов

4. Презентационный

По окончании работы над проектом проводится презентация: ребята демонстрируют свои творческие наработки в классе, рассказывают о принципе действия прибора, его назначении (если он был в работе), использовании, делятся идеями о дальнейшей работе. Разработка и конструирование приборов происходит во внеурочное время, но является органичным продолжением использования на уроках метода проектов.

 При выполнении этих пошаговых этапов работы над проектом, учащиеся могут пользоваться следующими методами:

1. мультимедиа-технологий при изучении учебного материала и подготовки презентаций;

2. межпредметных связей физики с другими учебными предметами (ведь при постановке проблемы, учащиеся прорабатывают огромный материал, связывающий физику с другими науками);

3. коллективного решения проблем;

4. использование электронных таблиц для решения задач;

5. проведение виртуальных опытов и лабораторных работ.

Приемы работы, способствующие развитию познавательного интереса к предмету

Заинтересовать ребенка, привлечь его внимание к своему предмету – это не легкая задача для учителя, поэтому приходится применять различные методики преподавания, чтобы достичь своей цели.

Традиционными методами развития познавательной активности учащихся являются:

  1. демонстрация опытов;
  2. решение интересных, занимательных задач;
  3. работа с ребусами и кроссвордами;
  4. игровые приемы на уроке;
  5. выполнение лабораторных работ

В настоящее время широко начали использоваться различные интерактивные методы обучения:

6. использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики (показ видеофильмов, интерактивные лаборатории, использование презентаций на уроках, тренинговые игры, интерактивные опыты)

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики позволяет формировать у учащихся умения и навыки информационно-поисковой деятельности: уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем.

Пример тренинговой игры на уроке физики в 8 классе при изучении новой темы: «Единицы работы электрического тока, применяемые на практике».

Задание 1(первая группа): У нас в наличии два фена (разных мощностей, написанных на приборе), определить какой прибор выгоднее использовать (в материальном плане) в домашних условиях?

Задание 2 (вторая группа): Какой мясорубкой быстрее сделаешь фарш их 2 кг мяса и сколько денег при этом затратишь (рассматриваются две мясорубки разных мощностей).

Примерный ход решения задач:

1. поиск мощности электрического прибора на его корпусе;

2. расчет работы электрического тока, за установленное учащимися время;

3. логический вывод новой единицы измерения работы;

4. наводящие вопросы учителю о стоимости электрической энергии;

5. расчет стоимости израсходованной энергии;

6. ответы и выводы учащихся.

В подобных примерах, учащиеся формируют все вышеперечисленные качества, навыки и умения, которые формируются на уроках при использовании ИКТ технологий.

Заключение

Учитель должен быть вооружен различными образовательными технологиями, адекватными обновленному содержанию образования. Ребята с большим интересом относятся к урокам с элементами проектирования. В дальнейшем они сами проявляют инициативу и предлагают по тем или иным темам разработать проекты и изготовить соответствующие конструкции и физические приборы. Они учатся находить возможности творчески применять свои знания на практике. В свою очередь практика делает более прочными знания.

 Метод проектов относится к технологии развивающего обучения, т.к. направлен на развитие творческих качеств личности. А проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта. Если выпускник приобретает эти качества, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. Научить ученика думать – это значит сделать для него значительно больше, чем только снабдить определенным объемом знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

В данной статье рассматривается возможность формирования функциональной грамотности на уроках технологии....

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

Проектная деятельность в дополнительном образовании не новшество последних десятилетий. Этот метод обучения появился еще в начале прошлого века, но до недавнего времени применялся в основном в школах ...

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

ТехнологияФормирование функциональной грамотности на уроках технологии...

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

Учебно-практическая деятельность на уроках технологии   должна обеспечивать выполнение целей и задач Национального проекта образования. Поэтому в обязательном порядке на уроках должна присут...

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии (девочки)

Выступление на педагогических чтениях по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках технологии"...