Формирование функциональной грамотности на уроках технологии (девочки)
статья по технологии (6 класс)
Выступление на педагогических чтениях по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках технологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_formirovaniya_osnov_funktsionalnoy_gramotnosti.docx | 30.88 КБ |
priemy_formirovaniya.pptx | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы формирования основ функциональной грамотности на уроках в средней школе (технология - девочки)
Содержание предмета «Технология» обладает огромным потенциалом для развития функциональной грамотности, причем всех её составляющих. Однако для повышения эффективности необходимо, чтобы задания соответствовали определённым критериям. Содержание заданий должно увлекать ученика, а это значит, что данные должны быть актуальными и соответствовать зоне ближайшего развития каждого обучающегося
Основой формирования функциональной грамотности является умение учиться, поэтому в своей деятельности в первую очередь я стараюсь сформировать у учеников навыки обучения тому, как обучаться. Следствием чего, должно стать развитие их независимости, повышение учебной мотивации, увлеченность предметом, уверенность в себе, повышение ответственности за результаты своего труда. На уроках технологии присутствуют идеи семи модулей: новые подходы в преподавании, обучение критическому мышлению, оценивание для обучения и оценивание обучения (суммативное оценивание), использование ИКТ в преподавании и обучении, обучение талантливых и одаренных учеников, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников, управление и лидерство в обучении.
Чтобы найти себя в этой сложной и быстро меняющейся реальности, современные ученики должны освоить необходимые навыки, знания и умения.
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. (например: оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному компьютеру и т.д.)
Данное понятие подразумевает формирование различных навыков, умений и знаний, которые помогают обучающемуся в формировании и становлении личности, а также общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизни в современном мире.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
1. Профессиональная компетентность учителя
2. Системно - деятельностный подход
3. Продуктивный характер учебной деятельности на уроке
4. Межпредметная интеграция
5. Образовательные технологии
6. Исследовательские и проблемные стратегии
7. Работа с технической документацией
8. Учебно-практические задания
На изучения темы урока подойдут различные приемы развивающие читательскую грамотность: тонкие и толстые вопросы, прием «Инсерт» (чтение с пометками). При закреплении знаний можно использовать прием Клок баддис — структура, позволяющая осуществлять эффективное взаимодействие.
3. ПРИМЕРЫ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ ЗАДАНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
Умения планировать, работать самостоятельно, анализировать, делать выводы.
Задание. Выполнение творческого проекта. В ходе выполнения проекта обучающийся разрабатывает и изготавливает новый продукт. Подготовительная часть проекта выполняется под руководством педагога и плавно переходит в самостоятельную работу обучающегося. На всем протяжении выполнения проекта обучающийся проектирует, моделирует, анализирует, оценивает, выполняет коррекцию. Выполняя проект обучающийся должен продумать мельчайшие особенности изделия своего проекта, для этого выполнить эскиз изделия, а также оформить чертежную документацию. Подобрать необходимые материалы и инструменты для выполнения поставленной задачи, оптимальную технологию изготовления, выполнить практическую часть проекта и оформить пояснительную записку проекта. В заключение подготовить варианты презентации готового изделия. Всё это формирует умения и навыки функциональной грамотности.
Рассматривая проект «День рождения», дается задание.
У тебя скоро день рождения. Ты пригласишь друзей. Как лучше организовать праздник?
-составь меню сладкого стола, который ты приготовишь;
-что лучше: приготовить торт самой или купить в магазине? Обоснуй (затраты, состав и т.д.);
- придумай оформление комнаты и сервировку стола;
- опиши сценарий твоего праздника;
- подсчитай затраты праздника.
Умение применять естественно -научные знания в ситуациях, близких к реальным.
Задание. Ребенок после употребления в пищу печенья стал покрываться красными пятнами, а на теле появилась отечность. Врачи поставили диагноз: «острая аллергическая реакция». Рассмотрите состав печенья. Как Вы думаете, что именно могло вызвать реакцию? Свой ответ обоснуйте.
Состав: мука пшеничная, сахар, масло пальмовое, вода питьевая, крахмал кукурузный, яичный порошок, разрыхлители (гидрокарбонат натрия), соль, ароматизатор «ванилин-молоко», идентичный натуральному, эмульгатор лецитин соевый, сухая молочная сыворотка, витамины, регулятор кислотности кислота лимонная. Без консервантов.
Содержит: пшеницу, глютин, лецитин соевый, яйца. Может содержать следы кунжута, арахиса, других орехов.
Задание. Веселые путешественники
Вы оказались в небольшом населенном пункте, в котором имеется один магазин . Продуктов в вашем рюкзаке не много и Вы решили приобрести что- то в магазине для приготовления ужина и завтрака. Зайдя в магазин и рассмотрев продукты, Вы заметили, что дата приготовления продуктов одинаковая. Их произвели 5 дней тому назад. Что Вы приобретете из списка ниже.
Охлажденные котлеты «По- Киевски», биточки «Нежные», охлажденное мясо птицы.
Сосиски, вареные и копченые колбасы.
Хлеб, батон
Хлебцы , печенье, пряники.
Творог, йогурт.
Молоко, сливки, кефир.
Различные крупы и макароны.
Яйца куриные
Свежие овощи: огурцы, помидоры, картофель, морковь, лук. Зелень.
Задания.
- Помоги сделать правильный выбор в приобретении продуктов с учетом сроков годности и правил здорового питания.
- Сколько продуктов нужно приобрести на 1 человека и на семью из 4 человек (2 взрослых и 2 ребенка).
- Предложи варианты блюд для ужина и завтрака , а так же посоветуй что можно приготовить в дорогу.
Задание. Используя данные таблиц, с расчетом калорий и цен на основные продукты, составьте меню на завтрак с учетом энергетической ценности продуктов питания, и рассчитать стоимость завтрака на 4 человека. У каждой группы своя проблемная ситуация. Одна группа рассчитывает завтрак, имея в бюджете всего 100 рублей, вторая группа в деньгах не ограничена, третья группа рассчитывает вредный завтрак для школьников, четвертая-для семьи из глухой деревни, которая использует продукты подсобного хозяйства, пятая- рассчитывает здоровый завтрак для спортсменов, шестая- для детей – первоклассников.
Умение выполнять несложные математические расчеты
При изучении темы «Интерьер жилого дома. Декорирование оконных проёмов» даётся задание. Выполните эскиз оформления окна детской комнаты.
1. На основе выполненного эскиза рассчитать количество необходимой ткани на пошив штор.
2. Выполнить расчет расходов на оформление окна детской комнаты, в расчетах учитывать крепёжные элементы.
При изучении темы «Освещение жилого дома» обучающиеся отвечают на следующие вопросы:
-какие лампочки можно использовать для освещения жилых помещений? (найдите их плюсы и минусы);
-опиши освещение детской комнаты и кухни, какие используются лампочки, их стоимость (лампы накаливания, галогенные, люминесцентные, светодиодные);
-элементы «умного» дома у вас дома. В чём их преимущество? Что ещё вы хотели бы добавить для комфортной среды обитания в своём доме и зачем?
-как утилизировать перегоревшие лампочки?
Рассматривая тему «Бюджет семьи» дается задание: скоро в школу За лето ты выросла и тебе нужно купить новые вещи, обувь и принадлежности для занятий. Составь список, что нужно приобрести и затраты. Что можно сделать, чтобы всё осуществить?
Умение выявлять вопросы, на которые может ответить наука
Задание. Группа британских учёных разрабатывает «умную» одежду, которая поможет детям с отклонениями в развитии «заговорить». Ребёнка, одетого в жилет из уникального электротекстиля, который подсоединён к синтезатору речи, можно будет понять просто по его постукиванию по чувствительной к прикосновению ткани.
Не повредив материал, одежду можно стирать, наматывать вокруг предметов или складывать. Учёный говорит, что материал можно запустить в дешёвое массовое производство.
Материал можно | Может ли качество материала быть проверено с помощью научного эксперимента в лаборатории? |
стирать, не повредив его | Да / Нет |
наматывать вокруг предметов, не повредив его | Да / Нет |
складывать, не повредив его | Да / Нет |
запустить в дешёвое массовое производство | Да / Нет |
Вопрос: можно ли качества материала, о которых говорилось в тексте, проверить с помощью научного эксперимента в лаборатории? Обведите «Да» или «Нет» в каждой строке.
Умение формулировать выводы и находить доказательства, подтверждающие или опровергающие эти выводы
Задание. Молоко – это первая в жизни пища, которую получают детёныши млекопитающих. Для их здоровья важно, чтобы питательные вещества в молоке, которое они употребляют, были идентичными тем, что и в молоке их матерей. Ниже в таблице указаны основные вещества, содержащиеся в молоке трёх млекопитающих: коровы, волка и человека. Приведённые в таблице данные показывают, сколько в среднем жиров, белков и углеводов содержится в 100 г молока.
Существуют легенды и истории, рассказывающие о маленьких детях, выросших среди волков и вскормленных на молоке волчиц. В одной из таких легенд говорится о ребёнке, который вырос в древние времена в одном из лесов Европы.
Вещество | Коровье молоко (г) | Молоко волчицы (г) | Женское молоко (г) |
Жиры | 3,9 | 9,6 | 4,0 |
Белки | 3,4 | 9,2 | 1,4 |
Углеводы | 4,9 | 3,4 | 7,0 |
Данные таблицы могут быть использованы как для того, чтобы подтвердить правдивость этой легенды, так и для того, чтобы её опровергнуть.
Вопрос: используя данные таблицы, приведите доказательство того, что
эта легенда могла быть правдивой.
Также формирование функциональной грамотности осуществляется на основных идеях модуля «Обучение критическому мышлению». Здесь используются приёмы:
-«Знаю-Хочу узнать -Узнал;
- «Толстые и тонкие вопросы»;
-синквейн;
-кластеры;
-«Древо предсказаний»;
-«Верите ли вы?»;
-таблица «Синтез»;
-кроссворд;
-Закончи предложение».
Критическое и творческое мышление развиваются в синтезе. Применяя в педагогической практике приемы технологии критического мышления, тем самым способствуем творческому и интеллектуальному развитию обучающихся.
На уроках технологии организовываю работу в группах и в паре, создаю условия для развития коммуникативной компетенции, а значит формирую у учеников взаимодействовать с другими, планировать и осуществлять совместную деятельность, анализировать результату совместной деятельности оценивать вклад каждого члена группы.
Подобная система работы помогает формировать на уроках функциональную грамотность учащихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учащихся.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Цель учителя - развить ребёнка -Развить мышление из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое -Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение - Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику - Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Условия формирования функциональной грамотности на уроках технологии - П рофессиональная компетентность учителя; -Системно- деятельностный подход; Межпредметная интеграция; Образовательные технологии; Исследовательские и проблемные стратегии; Работа с технической документацией; Учебно-практические задания.
Примеры компетентностных заданий технологического содержания 1. Умение планировать, работать самостоятельно, анализировать, делать выводы. (Задание . Выполнение творческого проекта) 2. Умение применять естественно- научные знания в ситуациях, близких к реальным. ( Задание. Составить меню с расчетом калорий. Рассмотреть состав печенья. 3. Умение выполнять несложные математические расчеты. (Задание .Выполнить эскиз оформления окна детской комнаты. 4. Умение формулировать выводы и находить доказательства, подтверждающие или опровергающие эти выводы. (Задание. Используя данные таблицы, привести доказательство)
Практическая направленность Основные формы функциональной грамотности грамотность в чтении и письме грамотность в естественных науках математическая грамотность компьютерная грамотность бытовая грамотность грамотность в вопросах здоровья правовая грамотность
Тема «Интерьер жилого дома» освещение жилого дома Практическая работа: - какие лампочки можно использовать для освещения жилых помещений? (найдите их плюсы и минусы) - опиши освещение детской комнаты и кухни, какие используются лампочки, их стоимость (лампы накаливания, галогенные, люминесцентные, светодиодные) - элементы «умного дома» у вас дома. В чем их преимущество? Что ещё вы хотели бы добавить для комфортной среды обитания в своём доме и зачем? - как утилизировать перегоревшие лампочки
Тема «Интерьер жилого дома » декорирование оконных проёмов Практическая работа: - необходимо нарисовать и раскрасить оформление окна - рассчитать количество ткани на гардины и шторы - подсчитать расходы на оформление окна, учитывая крепёжный материал
Проект «День рождения» У тебя скоро день рождения. Ты пригласишь друзей. Как лучше организовать этот праздник? - составь меню сладкого стола, который ты приготовишь - что лучше: приготовить торт самой или купить в магазине? Обоснуй (затраты, состав и т.п.) - придумай оформление комнаты и сервировку стола - опиши сценарий твоего праздника - подсчитай затраты праздника
Мини-проект «Составление меню на завтрак» составить меню на завтрак, с учетом энергетической ценности продуктов питания и рассчитать стоимость завтрака на 4 человек. Перед вами таблица с расчетом калорий, а также таблица цен на основные продукты, которые могут понадобиться для завтрака. Вам надо создать мини-проект «Составление меню на завтрак». У каждой группы своя проблемная ситуация. Одна группа рассчитывает завтрак, имея в бюджете всего 100 рублей, вторая группа в деньгах не ограничена, третья группа рассчитывает вредный завтрак для школьников, четвертая - находится в глухой деревне, где кормит семью свое хозяйство, пятая - рассчитывает здоровый завтрак для спортсменов, шестая-для детей - первоклассников.
Тема «Бюджет семьи» Скоро в школу. За лето ты выросла и тебе нужно купить новые вещи, обувь и принадлежности для занятий. Составь список, что нужно приобрести и затраты. Что можно сделать чтобы всё осуществить .
« РЕБЕНОК-ЭТО НЕ СОСУД, КОТОРЫЙ НАДО ЗАПОЛНИТЬ ,А ФАКЕЛ , КОТОРЫЙ НАДО ЗАЖЕЧЬ». Д. К. УШИНСКИЙ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
Метод проектов относится к технологии развивающего обучения, т.к. направлен на развитие творческих качеств личности. А проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственну...
Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
В данной статье рассматривается возможность формирования функциональной грамотности на уроках технологии....
Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
Проектная деятельность в дополнительном образовании не новшество последних десятилетий. Этот метод обучения появился еще в начале прошлого века, но до недавнего времени применялся в основном в школах ...
Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
ТехнологияФормирование функциональной грамотности на уроках технологии...
Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
Учебно-практическая деятельность на уроках технологии должна обеспечивать выполнение целей и задач Национального проекта образования. Поэтому в обязательном порядке на уроках должна присут...