Формирование УУД в классах ОВЗ
статья по биологии

Морозова Ирина Викторовна

В статье изложен материал из опыта работы в классах ОВЗ IV вида (слабовидение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_v_klassah_ovz.docx39.9 КБ

Предварительный просмотр:

 «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В КЛАССАХ ОВЗ IV ВИДА (СЛАБОВИДЕНИЕ). ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ»

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда [1, с.24].

То есть мы должны учить наших подопечных не только усваивать знания и умения, ими оперировать, но и быть готовыми воспринимать новую информацию, применять и обновлять её по мере накопления новых знаний, а также готовить детей к работе с новыми техническими новинками. Потому в лексиконе учителя появляется новое понятие – «универсальные учебные действия».

Напомню, что универсальные учебные действия (УУД) бывают следующих видов:

  1. личностные;
  2. метапредметные:
  • регулятивные;
  • познавательные;
  • коммуникативные [1, с.28-31].

Для формирования УУД необходимо учитывать не только возрастно-психологические особенности учеников, но и состояние физического здоровья, так как  наряду с общеобразовательными классами в школе есть классы для детей с ОВЗ IV вида (слабовидение), работа в которых отличается от работы с учениками общеобразовательных классов.

Как же формировать познавательные универсальные учебные действия у обучающихся этих классов?

Идя на урок в такой класс, нужно помнить, что:

  • записи на доске делаются чётко и крупным шрифтом;
  • если ребёнок плохо видит запись на доске, он может подойти ближе и посмотреть, без разрешения учителя (этот нюанс оговаривается на первом уроке в начале года);
  • помимо проблем со зрением в таких классах есть дети, у которых проблемы со слухом: такой ученик должен сидеть за первой партой. Каждый звук нужно проговаривать чётко, так как дети с проблемами слуха с раннего детства учатся читать по губам.

Физкультминутки провожу и для глаз, и для всего тела не зависимо от этапа урока: если вижу, что дети отвлекаются, рассеяны.

У понятия «универсальные учебные действия» несколько определений:

  1. в широком смысле - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [1, с.27];
  2. в узком смысле - совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [1, с.27].

На уроках учитель формирует «совокупность способов действий учащегося…». С возрастом, продвигаясь по ступеням обучения, у учеников формируется «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию …».

Но детей нужно научить использовать универсальные учебные действия, полученные на учебном занятии, применять не только на любом другом уроке, но и в повседневной жизни или при обучении в профессиональных учебных заведениях – колледжах и ВУЗах.

Познавательные УУД - умения самостоятельно добывать (открывать) субъективно новые знания. Как же мои ученики добывают новые знания?

На этапе проверки домашнего задания формирую общеучебные универсальные действия, например, моделирование: перевод текстовой информации в графическую – рисунок или схему, где выделены характеристики объекта с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область [2].

Оценку ответу дают ученики с помощью учителя. У ребёнка, который отвечал, не остается вопросов о выставленной в журнал отметке.

Также формирую навыки понимания текста – подбор информации из дополнительных источников (сообщения, доклады, рефераты). А затем проводим обсуждение подготовленного ответа-сообщения с последующим оцениванием.

Для этапа «переход к новому материалу» подбираю информацию, которая привлечёт внимание детей и позволит назвать тему урока без помощи учителя – эти формы познавательных УУД называются логическими.

Общеучебные познавательные универсальные действия формирую и на этапе постановки цели и задач урока, которые ученики формулируют с помощью наводящих вопросов, подсказок, загадок, интересных фактов или обсуждения материала, изученного на предыдущем уроке.

При изучении нового материала комбинирую общеучебные и логические познавательные универсальные действия: работу с текстом учебника и создание краткого конспекта с рисунками или схему изучаемых объектов и работу с опорными понятиями или фразами.

В итоге на доске и в тетрадях учеников появляется опорный конспект.

И в конце урока обязательно провожу рефлексию – ученики подводят итог урока:

  • на все ли вопросы, которые были заданы в начале урока, даны ответы;
  • что нового узнали на уроке;
  • всё ли понятно.

К этой форме общеучебных универсальных действий относится оформление результатов деятельности как конечного продукта –  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме [3].

Часто домашнее задание содержит обязательную и дополнительную части. Можно также предложить ученикам индивидуальное домашнее задание, как по теме, изученной на уроке, так и на опережение материала – по теме, которая будет изучаться на следующем уроке.

Таким образом, в соответствии с новыми стандартами обучения детей с ОВЗ, прежде всего, необходимо усилить мотивацию  детей к обучению, продемонстрировать им, что школьные уроки – это получение не отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни [4].

Литература

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.

Интернет-источники

  1. https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/statya-na-temu-poznavatelnye-uud/
  2. https://pedsovet.su/publ/115-1-0-5169
  3. https://урок.рф/library/osobennosti_obucheniya_detej_s_ovz_v_srednej_shkole_193603.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения 4 класс по теме "Лето"

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения. 4 класс. Тема :Лето", с презентацией....

Рабочая программа по развитию слуха и формированию произношения 1 класс

Рабочая программа разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...

Рабочая программа по развитию слуха и формированию произношения 2 класс

Рабочая программа разработана для слабослышащих учащихся 2 класс...

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 5 класс II вид

В первой части ("формирование произношения") представлены разнообразные виды работы и задания по автоматизации, дифференциации звуков, формированию естественной интонации. Смена заданий способствует п...

Презентация к I части занятия по формированию произношения 5 класс II вид

Первая часть занятия представлена в форме презентации с использованием анимации....

Концептуальная основа формирования воспитательной системы класса

В нашем учебном учреждении успешно функционирует воспитательная система. Поэтому, построение воспитательной системы в классе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необхо...

Проблемы преемственности в формировании воспитательной системы класса (из опыта работы)

В материале рассматривается вопрос воспитания, как один из сложнейших социальных процессов. Показана необходимость системного подхода к воспитанию и каким образом системный подход выражается в создани...