Рабочая программа по развитию слуха и формированию произношения 1 класс
рабочая программа по теме

Ковтун Нина Анатольевна

Рабочая программа разработана для слабослышащих учащихся 1 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Развитие слуха и формирование произношения» 1 класс составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2003). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.

Развитие слухового восприятия и формирование устной речи у слабослышащих детей тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения учащихся.

Целями работы по развитию слуха и формированию произношения являются: 

  • формирование речевого слуха;
  • создание межанализаторных условно-рефлекторных связей восприятия и воспроизведения устной речи;
  • формирование у детей с нарушенным слухом устной речи.

Задачи:

- интенсивное развитие остаточного и сниженного слуха у слабослышащих учащихся;

- усиление слухового компонента в слухо-зрительном восприятии устной речи;

- обогащение представлений о звуках окружающей действительности;

- использование остаточного и сниженного слуха для формирования произношения;

- формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии;

- формирование навыков самоконтроля за произносительной стороной речи;

-формирование навыков речевого общения в разных видах речевой деятельности.

Специальные занятия по развитию слуха и формированию произношения проводятся со всеми учащимися, независимо от состояния их тонального слуха и произносительных навыков. Оснащенность занятий техническими средствами и дидактическим материалом также является непременным условием коррекционной работы. Занятия проводятся систематически через равные промежутки времени. Продолжительность одного индивидуального занятия не менее 20 мин. При этом время занятия делится поровну между специальной работой по развитию слухового восприятия и специальной работой над произношением. Занятия по возможности должны заканчиваться до 16 ч.

   Программа предназначена для ранооглохших детей обучающихся в первом классе   первой ступени образовательных (коррекционных) учреждений II вида.

Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:

   -  Пфафенродт А.Н., Власова Т.М., Кочанова М.Е., Марголина И.Б. Учебное пособие для подготовительного класса школы слабослышащих (II отделение) «Произношение» Москва «Просвещение» 1991г.

- Слезина Н. Ф. Пособие по формированию произношения в 1-2 классах школ слабослышащих. М., 1983.

- Т.К. Королевская. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида: пособие для учителя: в 2 ч.: 1 /Т.К.Королевская, А.Н. Пфафенродт. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.: ил. – (Коррекционная педагогика);

- Л.П. Назарова. Методика развития слухового восприятия у детей у детей с нарушениями слуха /Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

 Развитие слуха

Работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях в I классе 2-го отделения заключается в обучении учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без неё. Она является составной частью работы по развитию речевого слуха, охватывающей весь учебно-воспитательный процесс в школе для слабослышащих детей.

Требования программы составлены с учетом степени снижения слуха, уровня речевого развития учащихся, года их обучения.

Рекомендуемый для занятий речевой материал должен отвечать задачам формирования устной речи, служить средством развития речевого слуха и содержать осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова, тексты. Это, как правило, наиболее употребительный словарь, необходимый в общении в школьных и бытовых условиях, соответствующий речевому развитию учащихся, знакомый им по значению. Постепенно в речевой материал включаются слова и фразы, незнакомые учащимся, значение которых объясняется контекстом.

Речевой материал условно разбит на разделы:

  • речевой материал обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности;
  • речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;
  • тексты.

С самого первого занятия в I классе проводится специальная работа над произношением (первая часть индивидуального занятия) и по развитию восприятия речи на слух (вторая часть индивидуального занятия).

В зависимости от речевого развития учащихся учитель при необходимости может заменить отдельные слова, фразы, упростить тексты, не изменяя при этом типа фраз, объема предлагаемого речевого материала.

Организуя индивидуальные занятия, учитель должен учитывать, что в начале обучения учащиеся воспринимают знакомые по значению слова, простые, короткие фразы, небольшие тексты, содержание которых близко личному опыту и наблюдениям школьников. Важно, чтобы ученик при предъявлении на слух текста постепенно научился понимать основное его содержание, а затем из воспринятого на слух текста выделять главную мысль.

Знакомый по значению речевой материал большинству учащихся дается сразу на слух. Учащиеся воспринимают новый текст на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов сначала целиком и по последовательно предъявляемым фразам, а затем воспринимают на слух задания по содержанию текстов. Вся работа с новым текстом проводится на 2-3 занятиях.

Одним из обязательных этапов каждого занятия является обучение восприятию на слух (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них) слов, словосочетаний и фраз обиходно-разговорного характера и речевого материала, относящегося к организации учебной деятельности, а также связанного с изучением учебных предметов. Обучение восприятию речи на слух в условиях ситуации на индивидуальных занятиях допускается только в случае необходимости и то в самом его начале непродолжительное время.

В программе указано примерное оптимальное расстояние, на котором учащиеся с разной степенью снижения слуха должны уметь воспринимать речевой материал на слух без аппарата (с расчетом на лучше слышащее ухо) и с индивидуальными слуховыми аппаратами.

Следует учесть, что в начале обучения учащиеся воспринимают речь с помощью звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа, что вызывается необходимостью привыкания школьников к новым условиям, к учителю. Со второго полугодия в I классе занятия проводятся только с индивидуальными слуховыми аппаратами. При хороших навыках восприятия речи на слух использование индивидуального аппарата начинается с первого же дня обучения.

Восприятие речевого материала на слух должно проходить в разных условиях:

  • в условиях ситуации (в начале обучения подбирается тематически однородный материал, объявляется тема слуховых упражнений, заглавие текста, предъявляется картинка, иллюстрирующая текст, фразы или слова);
  • в изолированных от шума помещениях;
  • в условиях, близких к естественным.

Программный речевой материал предъявляется непосредственно учителем (товарищем).

В приложении к программе для каждого класса 1-го и 2-го отделений содержится примерный проверочный речевой материал, включающий 50 фраз и текст. Эти фразы отобраны из числа уже знакомых учащимся, работа с которыми проводилась на индивидуальных занятиях в течение учебного года. Текст — новый для учащихся по содержанию. Аналогичный материал может быть составлен учителем.

Формирование произношения

Основной задачей обучения произношению является формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.

Произносительные навыки учащихся формируются в ходе всего учебно-воспитательного процесса как при непосредственном общении с учителем (воспитателем), так и во время индивидуальных занятий. Обучение произношению в первую очередь ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и слуховой основе. При этом на специальных занятиях широко используется такой методический прием, как фонетическая ритмика, а также специальные приемы вызывания звуков и коррекции произношения по отношению к тем фонетическим элементам, которые не усваиваются детьми (тем или иным учеником) на основе подражания.

Особенно важно на начальном этапе работы над произношением широко использовать стационарную звукоусиливающую аппаратуру как на индивидуальных занятиях, так и на всех уроках по общеобразовательным предметам и на внеурочных занятиях. Учащиеся, имеющие значительные остатки слуха, работают с индивидуальными слуховыми аппаратами. Постепенно, по мере формирования навыка восприятия речи на слух, все учащиеся переводятся на работу с индивидуальными слуховыми аппаратами. При их использовании учитывается расстояние, на котором ученик может воспринимать речь окружающих и собственную речь.

Речь учителя должна быть эмоционально окрашенной, выразительной, с соблюдением всех норм орфоэпии, правильным членением фраз на смысловые синтагмы.

Программа по обучению произношению во 2-м отделении состоит из следующих разделов: речевое дыхание, голос, звуки речи и их сочетания, слово, фраза. В программу включены требования к орфоэпии и интонации. Работа над словом, фразой является важнейшим разделом программы. Также ведется целенаправленная работа по формированию умений пользоваться голосом, речевым дыханием, воспроизводить звуки речи и их сочетания. Эти умения закрепляются при произнесении слов и фраз.

В связи с особенностями речевого развития учащихся 2-го отделения обучение их произношению проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работы. Обучение произношению происходит на речевом материале, который знаком учащимся по значению.

Работа над словом в I классе предусматривает не только воспроизведение слова по образцу учителя и по графическому знаку, но и изображение ритмов с помощью рисунков, схем, а также подбор слов к соответствующим ритмам и т. д. Эти упражнения подготавливают учащихся к восприятию во II классе понятий «слог», «ударный», «безударный».

Знакомство с правилами орфоэпии происходит по подражанию речи учителя с последующим подключением правильного произношения слова по надстрочному знаку.

Формирование интонационной стороны речи начинается с обучения учащихся выделять ритмическую структуру слова, фразы, а затем с воспроизведения повествовательной и вопросительной интонации, с передачи эмоциональной окрашенности речи.

Значительная часть звуков и их сочетаний может усваиваться учащимися на основе слухо-зрительного и слухового подражания речи учителя. Как правило, хорошо усваиваются звуки а, о, у, и, э, йа(я), йо(ё), йэ(е), йу(ю), м, н, п, т. Звуки ы, в, ф, к, х, л, з, ж, г, ч требуют более длительной тренировки.

Усвоение звуков с, ш, р, б, д, ц требует, как правило, специальных индивидуальных занятий. Все звуки, появившиеся в речи детей или вызванные в период обучения в подготовительном классе, закрепляются. Кроме того, в программе I класса выделены звуки для целенаправленной работы по их правильному произнесению на основе подражания, на слухо-зрительной и слуховой основе с использованием специальных приемов: ы, з, ж, г, ц, ч. В I классе допускается приближенное произношение с использованием допустимых замен еще не усвоенных учащимися звуков, включая ш – с (лабиализованный звук с), д – т, р – фрикативный или одноударный звук р, л' –  полумягкий звук л, ц – с.

В I классе проводится целенаправленная работа по закреплению (на материале слогов, слов, фраз и небольших стихотворных и прозаических текстов) звуков, имеющихся в речи учащихся и вызванных в том числе и с использованием специальных приемов, и дифференциации звуков, часто смешиваемых слабослышащими детьми (свистящие — шипящие, звонкие — глухие, ротовые — носовые и т. п.).

При коррекции дефектов звуков используются слуховые дифференцировки, направленные на различение правильного и неправильного произнесения звука с последующим самостоятельным произношением слова (фразы). Коррекция недостатков воспроизведения звуков проводится на индивидуальных занятиях и составляет их основное содержание.

При обучении произношению следует учитывать индивидуальные возможности восприятия учащимися фонетических элементов речи без аппарата. Формирование у учащихся умений произносить снова слитно на одном выдохе, определять количество слогов в слоне, фразе, изменять силу голоса в связи со словесным ударением, С повествовательной и вопросительной интонацией служит предпосылкой к выработке выразительности устной речи.

В I классе учащиеся сначала учатся произносить ряды слогов с разным ритмическим контуром (например, п'апапапа, пап'апапа, папап'апа), затем слова, словосочетания и фразы, состоящие из 4-6 слогов; во втором полугодии увеличивается количество слогов 7-8, произносимых учеником на одном выдохе. От учащихся, помимо сопряженного и отраженного проговаривания, требуется и самостоятельное проговаривание.

Сопряженное проговаривание способствует формированию речевого дыхания и слитного произнесения слов и фраз учащимися в соответствующем темпе. При отраженном проговаривании слова, фразы воспроизводятся после прослушивания речи учителя.

На материале слогов, слов, фраз формируется умение изменять силу голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину.

Одновременно с работой над членением фразы формируются умения изменять силу голоса, необходимую для выделения логического ударения (сначала сопряженно с учителем и по подражанию, а затем и самостоятельно), соблюдать повествовательную и вопросительную интонацию при чтении текста, воспроизводить побудительную (повелительную) и восклицательную интонации, уметь самостоятельно пользоваться основными правилами орфоэпии в речи.

Дефекты голоса, требующие специальной работы, исправляются на индивидуальных занятиях.

Согласно базисному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (Приказ Министерства образования Российской Федерации 2002г., №29/2065-п) программа по развитию слухового восприятия  и обучению произношению для учащихся II отделения II и III варианты  рассчитана на 99 часов на каждого учащегося в год (3 часа в неделю).  На работу по восприятию на слух программного речевого материала и формированию произношения отводится  87 часов, 12 часов  используются для проведения:

  • педагогического обследования состояния слуховой функции и произносительной стороны речи          - 6 часов в начале учебного года,

                                                                              - 3 часа в конце учебного года;

  • контрольных работ по учету навыков восприятия на слух с индивидуальными  слуховыми аппаратами программного речевого материала                                                    - 2 часа;
  • проверки произносительных навыков (промежуточный учёт)    -  1 час.


Основные требования к умениям учащихся

по развитию слуха

Учащиеся к концу I класса должны уметь:

  • воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них речевой материал (знакомые по значению слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера и относящийся к учебной деятельности учащихся типа: Возьми мяч. У тебя есть кукла? Возьми семь палочек. Сколько в классе учеников?
  • воспринимать на слух указанный речевой материал:

а) без аппарата на расстоянии не менее 0,3 – 0,4 м (учащиеся со II степенью тугоухости), 5 – 7 см (учащиеся с III степенью тугоухости);

б) с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии не менее 1 – 1,2 м (учащиеся со II степенью тугоухости), 0,5 – 0,7 м (учащиеся с III степенью тугоухости);

  • воспринимать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами тексты (из 5-7 простых предложений), содержание которых близко опыту детей, на более близком расстоянии.

Основные требования к умениям учащихся

по формированию произношения

Учащиеся к концу I класса должны уметь:

  • правильно произносить звуки и их сочетания, определенные программой первого класса;
  • произносить слитно, на одном выдохе слова, словосочетания и фразы в 5-7 слогов (сопряжено по подражанию и отраженно по подражанию);
  • изменять силу голоса в связи со словесным ударением (сопряжено по подражанию и отраженно по подражанию);
  • произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, тембра и силы, с соблюдением звукового состава (точно или приближенно)  и словесного ударения (сопряжено, отраженно, по надстрочному знаку);
  • воспроизводить повествовательную и вопросительную интонации (сопряжено и отраженно);
  • соблюдать в речи правила орфоэпии, определённые программой (сопряженно и отраженно, по надстрочному знаку).


Календарно-тематическое планирование по развитию слуха

и формированию произношения

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечания

1

Речевой материал обиходно-разговорного характера

102 часа

В течение учебного года

На одном занятии используется речевой материал из всех разделов

2

Речевой материал, связанный с учебной деятельностью

В течение учебного года

3

Тексты

В течение учебного года

3.1

Обследование РСВ и ФП

I четверть

02.09-13.09

Класс

16.09-20.09

Школа

23.09-27.09

Клумба

30.09-04.10

Знакомство

07.10-11.10

Огород

14.10-18.10

Наши игрушки

21.10-25.10

3.2

Осень

II четверть

04.11-08.11

На кухне

11.11-15.11

Поздняя осень

18.11-22.11

На прогулке

25.11-29.11

В первом классе

02.12-06.12

Зима

09.12-13.12

Контрольный учёт пр. мат-ла

16.12-20.12

Забавы зимой

23.12-27.12

3.3

Ёлка

III четверть

13.01.-17.01

Январь

20.01-24.01

На прогулку

27.01-31.01

Вова заболел

03.02-07.02

Снежная баба

17.02-21.02

Ребята – друзья птиц

24.02-28.02

Синичка

03.03-07.03

Семья

10.03-14-03

Столовая

17.03-21.03

3.4

Весна

IV четверть

31.03-04.04

В умывальной

07.04-11.04

На лесной поляне

14.04-18.04

День рождения

21.04-25.04

Диалог

28.04-02.05

Школьный огород

05.05-09.05

Обследование РСВ и ФП

12.05-16.05

Скоро лето

19.05-23.05

Содержание работы

Сроки

Примечание

Ш. Д.

1.

Работа над дыханием

Произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов (папа, папапапа), слов, словосочетаний и фраз в 4-6 слогов, выделяя дыхательными паузами синтагмы (сопряжено с учителем, отражённо по подражанию, руководствуясь диакритическим знаком паузы).

В течение года

2.

Работа над голосом

 Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (сопряженно с учителем и отраженно по подражанию) на материале слогов, слов и знакомых фраз.

В течение года

3.

Работа над звуками и их сочетаниями

Коррекция звуков: п, а, м, т, о, в, у, н, и, л, э, и, к, с, ш, ф, х, йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е).

с последующей автоматизацией

Дифференцированное произношение в словах звуков: а) гласных: а - о, а – э, о – у, э – и, и – ы, и – у;  б) согласных: носовых и ротовых: м – п,  н – т, т – л, л - н; свистящих и шипящих: с – ш.

В течение года

4.    

Работа над орфоэпией:

  • безударный о произносится как а;
  • звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются;
  • удвоенные согласные  произносятся  как один долгий   (касса, ванна);
  • слова что, чтобы произносятся как што, штобы; кого, чего и окончания

 -ого, -его — как каво, чево, -ова, -ева;

  • непроизносимые согласные в словах не произносятся (чу(в)ствуют, со(л)нце).

1-я четверть

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

5.

Работа над фразой:

Произнесение слитно, на одном выдохе, фразы в 4—5 слогов в темпе, близком к естественному (сопряженно и отраженно).

Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряженно и отраженно).

В течение года

Содержание работы

Сроки

Примечание

Ш. М.

1.

Работа над дыханием

Произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов (папа, папапапа), слов, словосочетаний и фраз в 5-7 слогов, выделяя дыхательными паузами синтагмы (сопряжено с учителем, отражённо по подражанию, руководствуясь диакритическим знаком паузы).

В течение года

2.

Работа над голосом

     Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (сопряженно с учителем и отраженно по подражанию) на материале слогов, слов и знакомых фраз.

В течение года

3.

Работа над звуками и их сочетаниями

Коррекция и постановка звуков: с, ш, ф, э, р, йэ (е), б, д

Автоматизация: в, к, йа (я), йо (ё), йу (ю).

Дифференцированное произношение в словах звуков: а) гласных: а - о, а – э, о – у, э – и, и – ы, и – у;  б) согласных: носовых и ротовых: м – п,  н – т, т – л, л - н; свистящих и шипящих: с – ш; звонких и глухих: в – ф ,  б – п, д – т, з – с, к - х.

В течение года

4.    

Работа над орфоэпией:

  • безударный о произносится как а;
  • звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются;
  • удвоенные согласные  произносятся  как один долгий   (касса, ванна);
  • слова что, чтобы произносятся как што, штобы; кого, чего и окончания

 -ого, -его — как каво, чево, -ова, -ева;

  • непроизносимые согласные в словах не произносятся (чу(в)ствуют, со(л)нце).

1-я четверть

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

5.

Работа над фразой:

Произнесение слитно, на одном выдохе, фразы в 5-7 слогов в темпе, близком к естественному (сопряженно и отраженно).

Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряженно и отраженно).

В течение года

Содержание работы

Сроки

Примечание

У. П.

1.

Работа над дыханием

Произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов (папа, папапапа), слов, словосочетаний и фраз в 4-5 слогов, выделяя дыхательными паузами синтагмы (сопряжено с учителем, отражённо по подражанию, руководствуясь диакритическим знаком паузы).

В течение года

2.

Работа над голосом

Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (сопряженно с учителем и отраженно по подражанию) на материале слогов, слов и знакомых фраз.

В течение года

3

Работа над звуками и их сочетаниями

Коррекция и постановка звуков: к, с, ш, р, йэ (е), йу (ю).

Автоматизация: н, л, э

Дифференцированное произношение в словах звуков: а) гласных: а - о, а – э, о – у, э – и, и – ы, и – у;  б) согласных: носовых и ротовых: м – п,  н – т, т – л, л - н; свистящих и шипящих: с – ш; звонких и глухих: в – ф ,  б – п, д – т, з – с, к - х.

В течение года

4.    

Работа над орфоэпией:

  • безударный о произносится как а;
  • звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются;
  • удвоенные согласные  произносятся  как один долгий   (касса, ванна);
  • слова что, чтобы произносятся как што, штобы; кого, чего и окончания

 -ого, -его — как каво, чево, -ова, -ева;

  • непроизносимые согласные в словах не произносятся (чу(в)ствуют, со(л)нце).

1-я четверть

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

Работа над фразой:

Произнесение слитно, на одном выдохе, фразы в 4—5 слогов в темпе, близком к естественному (сопряженно и отраженно).

Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряженно и отраженно).

В течение года


Содержание работы

Сроки

Примечание

Б. А.

1.

Работа над дыханием

Произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов (папа, папапапа), слов, словосочетаний и фраз в 4-5 слогов, выделяя дыхательными паузами синтагмы (сопряжено с учителем, отражённо по подражанию, руководствуясь диакритическим знаком паузы).

В течение года

2.

Работа над голосом

Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (сопряженно с учителем и отраженно по подражанию) на материале слогов, слов и знакомых фраз.

В течение года

3

Работа над звуками и их сочетаниями

Коррекция и постановка звуков: к, с, ш, р, йэ (е), йу (ю).

Автоматизация: н, л, э

Дифференцированное произношение в словах звуков: а) гласных: а - о, а – э, о – у, э – и, и – ы, и – у;  б) согласных: носовых и ротовых: м – п,  н – т, т – л, л - н; свистящих и шипящих: с – ш; звонких и глухих: в – ф ,  б – п, д – т, з – с, к - х.

В течение года

4.    

Работа над орфоэпией:

  • безударный о произносится как а;
  • звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются;
  • удвоенные согласные  произносятся  как один долгий   (касса, ванна);
  • слова что, чтобы произносятся как што, штобы; кого, чего и окончания

 -ого, -его — как каво, чево, -ова, -ева;

  • непроизносимые согласные в словах не произносятся (чу(в)ствуют, со(л)нце).

1-я четверть

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

Работа над фразой:

Произнесение слитно, на одном выдохе, фразы в 4—5 слогов в темпе, близком к естественному (сопряженно и отраженно).

Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряженно и отраженно).

В течение года


Содержание учебного курса

Развитие слухового восприятия

2-е отделение (II и  III варианты)

Первая четверть

Восприятие на слух с помощью стационарной звукоусиливающей аппаратуры или индивидуальных слуховых аппаратов и без аппаратуры (на оптимальном для учащихся расстоянии) знакомого по значению речевого материала (слов, словосочетаний, коротких фраз):

- обиходно-разговорного характера и относящегося к организации учебной деятельности типа: Включи аппарат. Как тебя зовут?

-  относящегося к изучению общеобразовательных предметов по темам: «Игрушки», «В умывальной комнате», «Учебные вещи», «Части тела, лица», «Растения», а также математической терминологии и заданий (сначала в условиях ситуации, а затем — вне ее).

Восприятие на слух незнакомых текстов, состоящих из 4-5 коротких предложений, составленных из знакомых по значению слов (сначала в условиях ситуации, а затем вне ее), по темам: «Класс», «Школа», «Санитар».

Вторая четверть

Восприятие на слух со стационарной звукоусиливающей аппаратурой (учащимися с III степенью тугоухости) и с индивидуальными слуховыми аппаратами (учащимися с I, II степенью тугоухости) знакомого по значению речевого материала (вне ситуации):

- обиходно-разговорного характера и относящегося к организации учебной деятельности типа: Какая сегодня погода? Как зовут твою учительницу? Скажи за экраном;

- относящегося к изучению общеобразовательных предметов по темам: «В столовой. Продукты питания», «Спальная комната», «Одежда и обувь», «Овощи, фрукты», а также математической терминологии.

Восприятие на слух незнакомых текстов (из 5-6 предложений), содержание которых близко личному опыту учащихся по темам: «В первом классе», «Осень», «Зима».

Третья четверть

Восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов (учащиеся с I-III степенью тугоухости) речевого материала:

- обиходно-разговорного характера и относящегося к организации учебной деятельности типа Кто вчера был дежурный? Где работает твоя мама? и т. п.;

- относящегося к изучению общеобразовательных предметов по темам: «Учебные вещи», «Признаки предметов по цвету», «На школьной кухне», «Зимние каникулы», «Мамин праздник», а также математической терминологии и заданий.

Восприятие на слух незнакомых текстов (из 6-7 предложений), содержание которых близко личному опыту и наблюдениям учащихся по темам: «Новый год», «Семья», «Зима».

Четвертая четверть

Восприятие на слух речевого материала:

- обиходно-разговорного характера и относящегося к организации учебной деятельности типа: Что вы делали на уроке математики (чтения...)? Положи книгу на стол. Когда будут летние каникулы? и т. п.;

- относящегося к изучению общеобразовательных предметов но темам: «Части тела человека», «Весна», «Растения», а также математической терминологии и заданий.

Восприятие на слух незнакомых текстов (из 6-7 предложений) по темам: «Весна», «День рождения», «Скоро лето».

Обучение произношению

2-е отделение

I. Речевое дыхание

Произношение слитно, на одном выдохе, рядов слогов (папапапа, папапапапа), слов, словосочетаний и фраз в 4-6 слогов (первое полугодие), в 7-8 слогов (второе полугодие), например: дайте тетрадь; можно вытереть доску? (сопряженно с учителем и отраженно по подражанию).

II. Голос

Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (по подражанию и произвольно). Изменение высоты и силы голоса в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряженно и отраженно).

III. Звуки и их сочетания

Закрепление правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний: п, а, м, т, о, в, у, н, с, и, л, э; звукосочетаний йа (и), йо (ё), йу (ю), йэ (е) в начальной позиции (яблоко) и после гласных (красная);  позиционное  смягчение согласных перед гласными и, э (пишет, мел); к, с, ш; я, е, ю, ё после разделительных ь, ъ (обезьяна, съел); р, ф, х, б, д; мягкие согласные т,

н, х, п, м, ф  в конце слов (пить, день). При начале обучения с Iкласса требуется правильное их усвоение; при этом для специального обучения выделяются на I четверть звуки с, б, на вторую – звуки ш, д, р, ц.

Правильное произношение  в словах звуков  и  их сочетаний: ы, з, ж, г, ц, ч.

Дифференцированное произношение в слогах и словах звуков: и – ы, с – ш, с – з, ш – ж, б – п, д – т, ц – с, ч – ш, ц – ч.

Произношение мягких звуков по подражанию и самостоятельно (пять, няня, сядь, несет, пюре) и т. д.

Дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции,  ходе их усвоения.

 Работа по коррекции усвоенных звуков.

IV. Слово

        Произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, тембра, силы, с соблюдением звукового состава (точно или приближенно), с использованием допустимых звуковых замен (I – IV четверть), а также слов со стечением согласных (III – IV четверть), с соблюдением словесного ударения в двух-, трехсложных словах (сопряженно, отраженно, по надстрочному знаку, в знакомых словах самостоятельно); изображение ритма слова и подбор слов по ритмическому контуру.

Соблюдение в речи правил орфоэпии (сопряженно и отраженно, по надстрочному знаку):

  • безударный о произносится как а;
  • звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются;
  • удвоенные согласные  произносятся  как один долгий   (касса, ванна);
  • слова что, чтобы произносятся как што, штобы; кого, чего и окончания

 -ого, -его — как каво, чево, -ова, -ева;

  • непроизносимые согласные в словах не произносятся (чу(в)ствуют, со(л)нце).

V. Фраза

Произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному (сопряженно и отраженно).

Изменение  темпа произношения:  говорить быстро,  медленно (сопряженно и отраженно).

Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряженно и отраженно).


Формы и средства учёта и контроля

Обучение учащихся может быть успешным в том случае, если ведётся систематический учёт состояния их знаний. Данные учёта составляют основу для планирования работы, на их основе можно оптимальным образом учесть индивидуальные особенности каждого ученика.

        В первом классе контроль и учёт навыков слухового восприятия и произношения учащихся проводится в форме:

  • педагогического обследования состояния слуховой функции и произносительной стороны речи - проводятся в начале учебного года (результаты проверок фиксируются в протоколах) и в конце учебного года (результаты проверок фиксируются в речевой карте учащегося);
  • контрольных работ по учёту навыков восприятия на слух с индивидуальными  слуховыми аппаратами программного речевого материала – проводятся в конце полугодия;
  • проверки произносительных навыков (промежуточный учёт) – проводится по окончании четверти.
  • проверки уровня восприятия 50 контрольных слов на стабильном  расстояния - проводятся  в конце учебного года (результаты проверок фиксируются в протоколах и хранятся в личном деле учащихся).

Учебно-методические средства обучения

Основная литература

1. Пфафенродт А.Н., Кочанова М.Е. Произношение: Учебное пособие для первого класса школы слабослышаших -М.: Просвещение – 1994.

Слезина Н. Ф. Пособие по формированию произношения в 1-2 классах школ слабослышащих. М., 1983.

2. Королевская Т.К.  Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида : пособие для учителя : в 2 ч. : 1 /Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н.. – М. : Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2004.: ил. – (Коррекционная педагогика);

3. Назарова Л.П.  Методика развития слухового восприятия у детей у детей с нарушениями слуха /Под ред. Селиверстова В.И.. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

4. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей. -М.: Просвещение – 1981.

Дополнительная литература

    1.Филичева Т. Б., Каше Г. А. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М. 1989.

    2. Гаркунова И. Л., Канакина В. П. Картинный словарь для 2 класса. – М. 1989.

    3.Турган Е. П. Играйте все. – М. 1988.

    4. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. 2 часть. -  М. 2004.

    5.Соколенко Н. И. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М. 1978.

    6. Резниченко Т. С., Ларина О. Д. Говори правильно. – М. 2000.

    7.Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ч, Щ. – Ярославль. 1996.

         8. Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ш, Ж..  

    Ярославль. 1996.

         9. Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Л, ЛЬ. - Ярославль. 1996.

        10. Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р, РЬ. - Ярославль. 1996.

     11.Остапенко В. И. В помощь школьнику. – М. 1988.

     12. Карганова Е. К. Лото на четырёх языках. – М. 1986.

     13. Майорова М. А. Сложи картинку. – М. 1985.

     14. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Логопедическое лото. Подбери и назови. – М. 1982.

     15. Крещановская А.С. Ботаническое лото. Зелёный друг. – М. 1985.

     16. Воронина Е. В. Игра-самоделка. Необычные  цветы. – М. 1983.

          17. Крещановская А.С. Зоологическое лото. – М. 1986.

          18. Забрамная С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в МПК. – М. 1985.

Компьютерные программы

  1. «Видимая речь – 3»
  2. «Игры для Тигры»
  3. Презентации                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью коррекционных школ 8 вида....

Рабочая программа по развитию слуха и формированию произношения в подготовительном классе

Рабочая программа разработана для слабослышащих учащихся подготовительного класса с глубоким недоразвитием речи и непрошедших дошкольную подготовку....

Рабочая программа по развитию слуха и формированию произношения 2 класс

Рабочая программа разработана для слабослышащих учащихся 2 класс...

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ (ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)

В программу включены темы занятий по развитию слуха и формированию произношения относительно математического языка для обучающихся с ограниченными возможностями слуха и речи (5 класс). План заня тий р...

Приложение к рабочей программе по предмету развитие слуха и формирование произношения 3 класс

Приложение к рабочей программе по предмету РС и ФП разработано для учащихся 3 класса школы II вида....

Приложение к рабочей программе по предмету развитие слуха и формирование произношения 4 класс

Приложение к рабочей программе по предмету РС и ФП разработано для учащихся 4 класса школы II вида....