Сценарий открытого урока по развитию слуха и формированию произношения «Дифференциация звуков Ц-Ть», Текст «Школьная елка»
план-конспект занятия (5 класс)

Филимонова Ирина Евгеньевна

Урок по РС и ФПРС в 5 классе. Работа в режиме дистанционного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_rsv_v_5.docx33.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по РСВ в 5-в классе 14 декабря 2022

Тема: «Дифференциация звуков Ц-Ть»,

        Текст «Школьная елка»

Задачи: 
1. Коррекционно - развивающие: 
• Коррекция и развитие мыслительной деятельности на уровне аналитико-синтетической деятельности на примере слов, словосочетаний, предложений; 
• Коррекция и развитие фонематического восприятия, памяти, внимания, мышления, путём выполнения заданий на соотношение и воспроизведение слов и словосочетаний и т.д.; 
• Продолжение изменения высоты и силы голоса слова, на которые падает логическое ударение, вести работу над интонационной окраской речи.

2. Коррекционно - образовательные: 
• Продолжать вести работу дифференциации звуков [ц - ть] на материале слов, словосочетаний, предложений и в самостоятельной речи.; 
• Формировать умение определять наличие слов со звуком [ц -ть] в рассказе; 
• Тренировать умение составлять словосочетания, предложения с использование опорных слов; 
• Продолжать обогащать словарный запас. 
3. Коррекционно – воспитательные: 
• Формировать умение выделять главное, существенное в прочитанном; 
• Формировать умение логически излагать свои мысли; 
• Воспитывать положительное отношение к занятию;     
• Воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью. 

Цель: продолжить знакомство ученика 5 класса с  текстом, продолжить работу над звуком [ц - ть] на уровне слова, словосочетания, предложения (на разнообразном речевом материале). 

План: 
ФП 
• Слуховая дифференцировка. 
• Работа с профилями. 
• Работа на память. 
• Самостоятельная деятельность, работа на мышление. 
• Работа над интонацией, логическим ударением. 
• Итог занятия. 
РСВ 
• Организационный момент. 
• Продолжить работу с текстом. 
• Придумать вопросы к тексту и самостоятельно на них ответить. 
• Восприятие на слух предложений, словосочетаний, слов по данному тексту. 

Матвиенко Владислав

Двусторонняя сенсоневральная тугоухость  слеваIV ст., справа II ст, протезирован бинаурально аппаратами WIDEX UnigUE  
рабочее расстояние (голое ухо) L 0,5 метра; 
резервное расстояние (голое ухо) L 0,2  метра; 
рабочее расстояние (ИСА) L 1 : 2,5 -  метров (л.у.); 
резервное расстояние (ИСА) L 2 : 4 метров (л.у.); 
тональная аудиометрия соответствует речевой. 

ФП

1. Орг. момент

- Какое у тебя настроение?

- Отличное (замечательное, хорошее, так себе)

- С таким хорошим настроением мы и продолжим наш урок.

- Хорошо.

- Какой сейчас будет урок? Я совсем забыла.

- Сейчас будет урок по слуховой работе

- Какой звук мы будем говорить?

- Звуки Ц и Ть

1. Повтори слоги:

тя – тя – ца

цо – тё – цо

цу – цу – тю

ти – ти – цы

те - те – це

2.Хлопни, если услышишь звук [Т’]:  в  слогах: слушай внимательно

ца, цо, тё, ци, ти, це, те,цу, тю, ца, тя, тю, ти, цо, тё

3. Повтори слова парами:  сам

Теплица -

птицы

цикать — тикать

Темница -

ситец

цыплята — телята

Телятница -

полотенце

ценный — тесный

Птенцы -

платьице

сцена — стена

4. Вставь пропущенную букву Ц или  Т: сам

Коль…о, ко…ёнок, блюд…е, певи…а, дерев…о, бо…инки, …ё…я, ме…ели…а, кос…и, кон…ы, …юльпан, …епочка,  …яжёлый, …енный.

5. Прочитай, соблюдая правила произношения: сам

Умница-разумница.

Про умницу-разумницу

Знала вся улица

- Петух да курица.

Не надо больше ссорится!

  • то и мяч не ловится,
  • книжка не читается
  • дождик начинается.

6. Прочитай текст, соблюдая правила произношения сам

Перелётные птицы.

Скворцы, ласточки, аисты, цапли, дикие утки и очень многие другие птицы на зиму улетают в тёплые страны. Этих птиц называют перелётными птицами. Весной перелётные птицы снова возвращаются на свою родину. Как только на полях появляются проталины, первыми прилетают грачи, скворцы и жаворонки. Последними возвращаются ласточки.

7. Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

http://konspekta.net/poisk-ruru/baza9/464569537046.files/image089.jpg

8. Составь их слов предложения и запиши: сам

У, пять, курицы, цыплят.

Купила, кольцо,  Настя, золотое.

В, зацвели, саду, тюльпаны, нашем.

Артём, на, катался, целый, самокате, день.

На, цапли, болоте, вывели, птенцов.

- Влад, что ты делал? Что мы делали?

- Я говорил звуки Ц и Ть. Мы говорили Звук Ц и Ть.

- Будем слушать. Что будем делать?

- Будем слушать.

РСВ

  1. Сначала читаю я, потом читаешь ты

Текст «Школьная ёлка»

Скоро наступит Новый год. Это праз(д)ник всех ребят. Ученики 5-го (пятого- пятава) класса считают, что это лучший праз(д)ник в году. За две недели до ёлки ребята стали готовиться к праз(д)нику. Они украшали свой класс гирляндами, флажками, снежинками. На уроках труда смастерили много красивых игрушек, сшили новогодние костюмы. Был составлен новогодний сценарий. Ребята пятого класса принимали активное участие в составлении этого сценария. Наконец в зале поставили лку. Её привезли из леса. Ребята помогали наряжать. С нетерпением ждут они новогодний праздник, весёлый карнавал.

- Послушай, что я скажу. Повтори. Сначала я скажу слово. Потом словосочетание, потом предложение.

- Я буду слушать.

Задания к тексту:

  1. О чём рассказ?
  2. Почему для ребят новогодняя ёлка – лучший праздник?
  3. Расскажи о подготовке пятиклассников к новогодней ёлке.

I. Речевой материал обиходно-разговорного характера

Послушай внимательно. Ответь на вопрос.

  1. Какие зимние забавы ты знаешь? (Катание на санках, на лыжах, на коньках, игры в снежки).
  2. Какие профессии ты знаешь? (Учитель, воспитатель, строитель, повар и другие).
  3. Назови правила поведения в общественном транспорте. (Нужно уступать место пожилым людям, не шуметь, аккуратно заходить и выходить из транспорта).

II. Материал, относящийся к учебной деятельности

Послушай внимательно. Ответь на вопрос.

  1. Запомните основные службы и номера их телефонов:

Пожарная охрана -01, полиция – 02, скорая помощь – 03, газовая служба – 04. Единый номер вызова МЧС – 112

  1. Водители, заметив на нерегулируемом пешеходном переходе людей, должны снизить скорость.

Итог урока:

- Что мы делали?

- Я говорил звуки и слушал.

- Тебе понравился урок?

- Да.

- Спасибо за урок, до свидания.

- До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию слуха и формированию произношения в подготовительном классе

Рабочая программа разработана для слабослышащих учащихся подготовительного класса с глубоким недоразвитием речи и непрошедших дошкольную подготовку....

Рабочая программа по развитию слуха и формированию произношения 1 класс

Рабочая программа разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...

Рабочая программа по развитию слуха и формированию произношения 2 класс

Рабочая программа разработана для слабослышащих учащихся 2 класс...

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ (ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)

В программу включены темы занятий по развитию слуха и формированию произношения относительно математического языка для обучающихся с ограниченными возможностями слуха и речи (5 класс). План заня тий р...

Приложение к рабочей программе по предмету развитие слуха и формирование произношения 3 класс

Приложение к рабочей программе по предмету РС и ФП разработано для учащихся 3 класса школы II вида....

Приложение к рабочей программе по предмету развитие слуха и формирование произношения 4 класс

Приложение к рабочей программе по предмету РС и ФП разработано для учащихся 4 класса школы II вида....

Учебно- наглядное пособие для уроков по развитию речевого слуха и формированию произношения по теме "Жизнедеятельность организмов. Текст "Хордовые. Рыбы. Ланцетник""

Данная презентация содержит материалы для работы учителю- дефектологу во время коррекционной работы по предмету "Развитие речевого слуха и формирование произношения (индивидуальные занятия)"...