Рабочая программа по развитию слуха и формированию произношения в подготовительном классе
рабочая программа на тему

Ковтун Нина Анатольевна

Рабочая программа разработана для слабослышащих учащихся подготовительного класса с глубоким недоразвитием речи и непрошедших дошкольную подготовку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_0kl.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению подготовительный класс составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2003). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.

           Развитие слухового восприятия и формирование устной речи у слабослышащих детей тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения учащихся.

        Целями работы по развитию слухового восприятия речи и обучению произношению являются: 

  • формирование речевого слуха;
  • создание межанализаторных условно-рефлекторных связей восприятия и воспроизведения устной речи;
  • формирование у детей с нарушенным слухом устной речи.

Задачи:

- интенсивное развитие остаточного и сниженного слуха у слабослышащих учащихся;

- усиление слухового компонента в слухо-зрительном восприятии устной речи;

- обогащение представлений о звуках окружающей действительности;

- использование остаточного и сниженного слуха для формирования произношения;

- формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии;

- формирование навыков самоконтроля за произносительной стороной речи;

-формирование навыков речевого общения в разных видах речевой деятельности.

В предлагаемую программу специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида внесены изменения в соответствии с программой развития слухового восприятия, речи, познавательных навыков и с учетом психофизического развития группы обучающихся в подготовительном  классе.  

   Программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов и предназначена для ранооглохших детей обучающихся в подготовительном классе   первой ступени образовательных (коррекционных) учреждений II вида.

Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:

   -  Пфафенродт А.Н., Власова Т.М., Кочанова М.Е., Марголина И.Б. Учебное пособие для подготовительного класса школы слабослышащих (II отделение) «Произношение» Москва «Просвещение» 1991г.

- Т.К. Королевская. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида: пособие для учителя: в 2 ч.: 1 /Т.К.Королевская, А.Н. Пфафенродт. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.: ил. – (Коррекционная педагогика);

- Л.П. Назарова. Методика развития слухового восприятия у детей у детей с нарушениями слуха /Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Развитие   слухового   восприятия

Цель программы слухоречевого тренинга у ранооглохших детей: развить слуховое восприятие, научить их узнавать окружающие звуки, различать и узнавать звуки речи, слова и предложения.

Основные задачи:

- научить обучающегося находить соответствие между слуховыми образами слов и неречевых звуков с теми, которые хранятся в его памяти;

- научить обучающегося выделять в новых образах звуков речи акустические корреляторы дифференциальных признаков фонем – «гласный-согласный»,  «звонкость-глухость», место и способ образования и др. Умение узнавать звуки речи и делать это быстро необходимо для хорошей разборчивости речи при восприятии на слух, а для детей это является основой овладения новыми словами;

- накопить в памяти обучающегося новые слуховые образы звуков речи, слов, фраз, звуков окружающей среды.

Работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях в подготовительном классе должна проводиться в различных направлениях и определенной последовательности.  Она является составной частью работы по развитию речевого слуха, охватывающей весь учебно-воспитательный процесс в школе для слабослышащих детей.

При проведении индивидуальных занятий с обучающимися подготовительного класса  в начале их обучения уделяется особое внимание созданию условий, облегчающих восприятие речи на слух. Учащиеся воспринимают знакомые по значению слова, простые короткие фразы, тексты, содержание которых близко их личному опыту и наблюдениям.

В слуховую тренировку включается:

- различение на слух звуков речи по громкости, длительности;      

- различение на слух речевых и неречевых звуков по количеству: -1/ много ударов (хлопков, свистков, фонем, слогов…), -1 /3 и др.;

- различение на слух слов с разным количеством слогов, с одинаковым количеством слогов и разным положением ударного слога;

- различение и опознавание на слух изолированных фонем, односложных слов, коротких фраз;

- дифференциация слов, отличающихся 1 звуком;

- различение и опознавание на слух слов, фраз с разной интонацией.

Большое внимание на занятиях уделяется развитию слуховой памяти и внимания с использованием неречевых и речевых звуков.  

Одним из обязательных этапов каждого занятия является обучение восприятию на слух слов, словосочетаний и фраз обиходно-разговорного характера и относящихся к организации учебной деятельности, а также связанных с изучением учебных предметов. Обучение восприятию речи на слух в условиях ситуации на индивидуальных занятиях допускается в самом начале обучения.

Учащимся подготовительного класса в начале обучения слова и фразы предъявляются на слух после небольшой слухо-зрительной тренировки (нескольких занятий).

Восприятие речевого материала на слух должно проходить по-разному: в условиях ситуации (подбирается тематически однородный материал, объявляется тема слуховых упражнений, заглавие текста, предъявляется картинка,  иллюстрирующая текст, фразы или слова, – в начале обучения); в изолированных от шума условиях; в условиях, близких к естественным.

 Обучение произношению

Цель обучения произношению – развитие навыков программирования, воспроизведения и контроля последовательных артикуляторных движений (автоматизации звукопроизношения) с использованием зрительного подкрепления (написанные слова, жесты).

Задачей обучения произношению в подготовительном классе является формирование у обучающихся фонетически внятной, членораздельной, выразительной речи.

Формирование произносительных навыков осуществляется на всех учебно-воспитательных занятиях, включая индивидуальные, при постоянном речевом общении с учителем, с использованием специальных приемов. Обучение произношению в первую очередь ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и слуховой основе.

 При этом на специальных занятиях широко используется такой методический прием, как фонетическая ритмика, а также специальные приемы вызывания звуков и коррекции произношения по отношению к тем фонетическим элементам, которые не усваиваются детьми (тем или иным учеником) на основе подражания.

На этом этапе особо важное значение имеет речь учителя, которая служит учащимся образцом для подражания. Поэтому речь учителя должна быть эмоционально окрашенной, выразительной, с соблюдением всех норм орфоэпии, с правильным членением фраз на смысловые синтагмы.

Основными разделами программы в подготовительном классе являются разделы «Слово» и «Фраза». Работа над словом предусматривает как точное его воспроизведение по образцу, так и приближенное, с использованием допустимых звуковых замен. Также ведется целенаправленная работа по формированию умений пользоваться голосом, речевым дыханием, воспроизводить звуки и их сочетания. Эти умения закрепляются при произнесении слов и фраз.

Знакомство с интонационной стороной речи происходит по подражанию речи учителя.

Значительная часть звуков и их сочетаний может усваиваться учащимися на основе слухо-зрительного подражания речи учителя. Как правило хорошо усваиваются звуки а, о, у, э, и, йа (я),  йо (ё), йу (ю), йэ (е), м, н, п, т.  Звуки ы, в, ф, к, х, л, з, ж, г, ч усваиваются после длительной тренировки. Усвоение звуков с, ш, р, б, д, ц,  как правило, требует специальных индивидуальных занятий.

Все звуки, появившиеся в речи детей или вызванные в дошкольный период обучения, закрепляются. Кроме того, в программе подготовительного класса выделены звуки для целенаправленной работы по усвоению их правильного произнесения на основе подражания на слухо-зрительной и слуховой основе и с использованием специальных приемов: п, а, м, т, о, в, у, н, и, л, э, и, йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е), к, ф, х, с, ш, р, б, д.

В подготовительном классе допускается приближенное произношение с использованием допустимых замен еще не усвоенных звуков, включая замены: ш – с (лабиализованный звук с), р (фрикативный или р мягкий), л (полумягкий звук л).

Согласно базисному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (Приказ Министерства образования Российской Федерации 2002г., №29/2065-п) программа по развитию слухового восприятия  и формированию произношения для учащихся II отделения III вариант рассчитана на 99 часа на каждого учащегося в год (3 часа в неделю).  На работу по восприятию на слух программного речевого материала и формированию произношения отводится  88 часов. 11 часов  используются для проведения:

  • педагогического обследования состояния слуховой функции и произносительной стороны речи            - 6 часов в начале учебного года,

                                                                              - 3 часа в конце учебного года;

  • контрольных работ по учету навыков восприятия на слух с индивидуальными  слуховыми аппаратами программного речевого материала                                                    - 1 часа;
  • проверки произносительных навыков (промежуточный учет)    -  1 час.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся  

по развитию слухового восприятия

Учащиеся подготовительного класса к концу учебного года должны уметь:

  • воспринимать на слух знакомый по значению речевой материал (слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера и связанный с учебной деятельностью учащихся типа: Дай мяч. Как тебя зовут? Возьми книгу. Как зовут твою учительницу? Дай три кубика и т. п.;
  • воспринимать на слух незнакомые по содержанию тексты (из 3-4 простых предложений), содержание которых близко опыту учащихся.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по обучению произношению

Учащиеся подготовительного класса к концу учебного года должны уметь:

  • правильно произносить звуки и их сочетания, определенные программой подготовительного класса;
  • произносить слитно, на одном выдохе слова, словосочетания и фразы в 4-5 слогов (сопряжено по подражанию и отраженно по подражанию);
  • изменять силу голоса в связи со словесным ударением (сопряжено по подражанию и отраженно по подражанию);
  • произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, тембра и силы, с соблюдением звукового состава (точно или приближенно)  и словесного ударения (сопряжено, отраженно, по надстрочному знаку);
  • воспроизводить повествовательную и вопросительную интонации (сопряжено и отраженно).

Календарно тематический план по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

примечания

I

Материал обиходно-разговорного характера.

 88 час

В течение всего учебного года

Педагогическое обследование

II

Материал, связанный с учебной деятельностью

В течение всего учебного года

III

Тексты.

со II четверти

1-я четверть

Тема: Обследование

3.09-14.09

Тема: Учебные вещи

17.09-21.09

Тема: Школьная мебель

24.09-28.09

Тема: Части тела

1.10-5.10

Тема: Игрушки

8.10-12.10

Тема: Фрукты

15.10-19.10

Тема: Овощи

22.10-26.10

2 –я четверть

Тема: Кто? Что делает?

5.11-9.11

Тема: Времена года

12.11-16.11

Тема: Посуда

19.11-23.11

Тема: Продукты питания

26.11-30.11

Тема: Одежда

3.12-7.12

Тема: Обувь

10.12-14.12

Тема: Пестрый материал

17.12-21.12

Тема: Зима

24.12-28.12

3-я четверть

Тема: Моя семья

11.01-19.01

Тема: Семья (Кто? Что делает?)

21.01-25.01

Тема: Зимние забавы

28.01-1.02

Тема: Зимние забавы

4.02-8.02

Тема: Кто? Что делает? Что?

18.02-22.02

Тема: Что делает? Что делают?

25.02-1.03

Тема: Домашние животные

4.03-8.03

Тема: Дикие животные

11.03-15.03

Тема: Мебель

18.03-22.03

4-я четверть

Текст: На каникулах

1.04-5.04

Текст: Весна

8.04-12.04

Текст: Семья

15.04-19.04

Текст: День рождения

22.04-26.04

Текст: Школьный огород

29.04-3.05

Текст: Летом на реке

6.05-10.05

Текст: Летом в лесу

13.05-17.05

Контрольный учет программного речевого материала на слух

Обследование слуховой функции                                                      20.05-24.05


Содержание работы

Сроки

Примечание

П. В.

1.

Работа над дыханием

Произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов (папа, папапапа), слов, словосочетаний и фраз в 4-5 слогов, выделяя дыхательными паузами синтагмы (сопряжено с учителем, отражённо по подражанию, руководствуясь диакритическим знаком паузы).

В течение года

2.

Работа над голосом

 Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (сопряженно с учителем и отраженно по подражанию) на материале слогов, слов и знакомых фраз.

В течение года

3

Работа над звуками и их сочетаниями

Коррекция звуков: п, а, м, т, о, в, у, н, и, л, э, и, к, с, ш, ф, х, йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е).

с последующей автоматизацией

Дифференцированное произношение в словах звуков: а) гласных: а - о, а – э, о – у, э – и, и – ы, и – у;  б) согласных: носовых и ротовых: м – п,  н – т, т – л, л - н; свистящих и шипящих: с – ш.

В течение года

4.    

Работа над фразой:

Произнесение слитно, на одном выдохе, фразы в 4—5 слогов в темпе, близком к естественному (сопряженно и отраженно).

Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряженно и отраженно).

В течение года


Содержание работы

Сроки

Примечание

Б. А.

1.

Работа над дыханием

Произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов (папа, папапапа), слов, словосочетаний и фраз в 4-5 слогов, выделяя дыхательными паузами синтагмы (сопряжено с учителем, отражённо по подражанию, руководствуясь диакритическим знаком паузы).

В течение года

2.

Работа над голосом

     Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (сопряженно с учителем и отраженно по подражанию) на материале слогов, слов и знакомых фраз.

В течение года

3

Работа над звуками и их сочетаниями

Коррекция и постановка звуков: с, ш, ф, э, р, йэ (е), б, д

Автоматизация: в, к, йа (я), йо (ё), йу (ю).

Дифференцированное произношение в словах звуков: а) гласных: а - о, а – э, о – у, э – и, и – ы, и – у;  б) согласных: носовых и ротовых: м – п,  н – т, т – л, л - н; свистящих и шипящих: с – ш; звонких и глухих: в – ф ,  б – п, д – т, з – с, к - х.

В течение года

4.    

Работа над фразой:

Произнесение слитно, на одном выдохе, фразы в 4—5 слогов в темпе, близком к естественному (сопряженно и отраженно).

Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряженно и отраженно).

В течение года

Содержание учебного курса по развитию слухового восприятия

Подготовительный класс

Первая четверть

Восприятие на слух  и анализ окружающих звуков (Бытовые звуки: шуршание бумаги, стук в дверь, звук льющейся воды из крана и др.)

Восприятие на слух в условиях ситуации знакомых по значению слов (мяч, ручка, карандаш и т.п.), словосочетаний и фраз, связанных с учебной деятельностью, типа Встань. Иди сюда. Повтори число … .

Вторая четверть

Восприятие на слух в условиях ситуации и вне ее с  индивидуальными слуховыми аппаратами знакомого по значению речевого материала:

связанного с учебной деятельностью учащихся, типа: Покажи нож (стакан, ...). Возьми кофту. Возьми две палочки. Ученик рисует;

обиходно-разговорного характера типа: Как зовут твою маму? Как твоя фамилия? Сколько тебе лет?

Восприятие на слух с  индивидуальными слуховыми аппаратами в условиях ситуации сначала знакомых, а затем незнакомых по содержанию текстов (из 3-4 коротких фраз, составленных из знакомых по значению слов) по темам: «Класс», «Школа», «В умывальной комнате».

Третья четверть

Восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов знакомого по значению речевого материала (слов, словосочетаний, фраз):

обиходно-разговорного характера типа Вчера шел снег. Сегодня дует холодный ветер. Какой сегодня день?

связанного с учебной деятельностью учащихся, типа Дежурные раздают тетради. Убери ручку в пенал. Поставь цветок на окно.

Восприятие на слух незнакомых по содержанию текстов (из 4-5 коротких фраз) в условиях ситуации (для учащихся II и III степени тугоухости) по темам: «Елка», «Зима», «Столовая», «В классе».

Четвертая четверть

Восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов знакомых по значению слов, словосочетаний, небольших фраз, связанных с учебной деятельностью учащихся, типа Где лежат тетради? Ученик сидит в классе. Убери зеленый карандаш в пенал. Считай от одного до пяти.

Восприятие на слух вне ситуации коротких незнакомых по содержанию текстов (из 5-6 фраз) по темам: «Весна», «День рождения», «Семья».

Содержание учебного курса по обучению произношению

Подготовительный класс

  1. Речевое дыхание

Произносить слитно, на одном выдохе рядов слогов (папа, папапа), слов, словосочетаний и фраз в 4-5 слогов, например: я написал(-а), я решил(-а)  (сопряжено по подражанию и отраженно по подражанию);

II. Голос

Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (сопряженно с учителем и отраженно по подражанию) на материале слогов, слов и знакомых фраз.

III. Звуки и их сочетания

Правильное произношение в словах звуков речи и их сочетаний: п, а, м, т, о, в, у, н, с, и, л, э, звукосочетаний йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е) в начальной позиции (яблоко) и после гласных (красная); позиционное смягчение согласных перед гласными и, э (пишет, мел); к, с, ш; я, е, ю, ё после разделительных ь, ъ (обезьяна, съел); р, ф, х, б, д; мягкие согласные т, н, с, х, п, м, ф в конце слов (пить, день). Для специального обучения выделяются: на первую четверть — звук с, на вторую — звук ш, на третью — звуки и, р, б, д.

Вызывание звуков речи по подражанию (на слух и слухо-зрительно).

Приближенное произнесение слов, включающих еще не усвоенные звуки, используя допустимые звуковые замены, например: «тай» (дай), «сопака» (собака), «мошно» (можно), «колова» (голова), «яйсо» (яйцо), «рушка» (ручка), «шетка» (щетка), «мило» (мыло), «пать»  (пять).

Дифференцированное произнесение в слогах, словах и фразах звуков:

а – о, а – э, о – у, э – и, и – у, а – я, о – ё, у – ю, э – е, м – п, н – т, т – л, л – н,

с – ш, к – х, в – ф, п – б, т – д.

IV.  Слово

Произнесение слов слитно, голосом нормальной высоты, тембра и силы, с соблюдением звукового состава (точно или приближенно) и словесного ударения (сопряженно, отраженно, по надстрочному знаку) в двух-, трехсложных словах.

V.  Фраза

Произнесение слитно, на одном выдохе, фразы в 4—5 слогов в темпе, близком к естественному (сопряженно и отраженно).

Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряженно и отраженно).

Формы и средства учёта и контроля

Обучение учащихся может быть успешным в том случае, если ведётся систематический учёт состояния их знаний. Данные учёта составляют основу для планирования работы, на их основе можно оптимальным образом учесть индивидуальные особенности каждого ученика.

        Во втором классе контроль и учёт навыков слухового восприятия и произношения учащихся проводится в форме:

  • педагогического обследования состояния слуховой функции и произносительной стороны речи - проводятся в начале учебного года (результаты проверок фиксируются в протоколах) и в конце учебного года (результаты проверок фиксируются в речевой карте учащегося);
  • контрольных работ по учёту навыков восприятия на слух с индивидуальными  слуховыми аппаратами программного речевого материала – проводятся в конце полугодия;
  • проверки произносительных навыков (промежуточный учёт) – проводится по окончании четверти.
  • проверки уровня восприятия 50 контрольных слов на стабильном  расстояния - проводятся в начале и в конце учебного года (результаты проверок фиксируются в протоколах и хранятся в личном деле учащихся).

Учебно-методические средства обучения

Основная литература

1. Пфафенродт А.Н., Кочанова М.Е. Произношение: Учебное пособие для второго класса школы слабослышаших -М.: Просвещение – 1994.

Слезина Н. Ф. Пособие по формированию произношения в 1-2 классах школ слабослышащих. М., 1983.

2. Королевская Т.К.  Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида : пособие для учителя : в 2 ч. : 1 /Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н.. – М. : Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2004.: ил. – (Коррекционная педагогика);

3. Назарова Л.П.  Методика развития слухового восприятия у детей у детей с нарушениями слуха /Под ред. Селиверстова В.И.. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

4. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей. -М.: Просвещение – 1981.

Дополнительная литература

    1.Филичева Т. Б., Каше Г. А. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М. 1989.

    2. Гаркунова И. Л., Канакина В. П. Картинный словарь для 2 класса. – М. 1989.

    3.Турган Е. П. Играйте все. – М. 1988.

    4. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. 2 часть. -  М. 2004.

    5.Соколенко Н. И. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М. 1978.

    6. Резниченко Т. С., Ларина О. Д. Говори правильно. – М. 2000.

    7.Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ч, Щ. – Ярославль. 1996.

         8. Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ш, Ж..  

    Ярославль. 1996.

         9. Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Л, ЛЬ. - Ярославль. 1996.

        10. Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р, РЬ. - Ярославль. 1996.

     11.Остапенко В. И. В помощь школьнику. – М. 1988.

     12. Карганова Е. К. Лото на четырёх языках. – М. 1986.

     13. Майорова М. А. Сложи картинку. – М. 1985.

     14. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Логопедическое лото. Подбери и назови. – М. 1982.

     15. Крещановская А.С. Ботаническое лото. Зелёный друг. – М. 1985.

     16. Воронина Е. В. Игра-самоделка. Необычные  цветы. – М. 1983.

          17. Крещановская А.С. Зоологическое лото. – М. 1986.

          18. Забрамная С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в МПК. – М. 1985.

Компьютерные программы

  1. «Видимая речь – 3»
  2. «Игры для Тигры»                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию слуха и формированию произношения 1 класс

Рабочая программа разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...

Рабочая программа по развитию слуха и формированию произношения 2 класс

Рабочая программа разработана для слабослышащих учащихся 2 класс...

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ (ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)

В программу включены темы занятий по развитию слуха и формированию произношения относительно математического языка для обучающихся с ограниченными возможностями слуха и речи (5 класс). План заня тий р...

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения в 6 классе

Тема: Звук [C]. Логическое ударение. Текст «Хозяева леса» Цель: - автоматизация звука [с] во всех позициях в слогах, словах, предложениях. - учить выделять голосом (воспроизводить) и различать г...

Приложение к рабочей программе по предмету развитие слуха и формирование произношения 3 класс

Приложение к рабочей программе по предмету РС и ФП разработано для учащихся 3 класса школы II вида....

Приложение к рабочей программе по предмету развитие слуха и формирование произношения 4 класс

Приложение к рабочей программе по предмету РС и ФП разработано для учащихся 4 класса школы II вида....