ПРАКТИЧЕСКИЙ УРОК «СОХРАНИМ КЛИМАТ С ПОМОЩЬЮ ПРОСТЫХ РЕШЕНИЙ ПО СБЕРЕЖЕНИЮ ЭНЕРГИИ И РЕСУРСОВ»
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Бирюкова Светлана Валерьевна    sveta-m-73@mail.ru

Цель занятия – развить ответственное отношение школьников к водным ресурсам и стимулировать их совершать конкретные шаги по водосбережению и охране природы в повседневной жизни.

  1. Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:

- учащиеся научатся формулировать значение воды для жизни на планете, разъяснять необходимость бережного отношения к водным ресурсам;

- обучающиеся получат возможность принять личное участие в решении задач ресурсосбережения;

- учащиеся научатся экономному использованию воды в домашнем хозяйстве.

2. Цель-способ / цель-метапредметные результаты / цель развивающая:

- обучающиеся продолжат развивать творческое мышление, интеллектуальные способности, монологическую речь и умение публично выступать;

- обучающиеся получат возможность для осмысления необходимости партнёрства и сотрудничества в решении экологических проблем, связанных с использованием водных ресурсов;

- учащиеся получат возможность осваивать приёмы рационального повседневного водопользования в быту, развивать умения применять полученные знания в повседневной жизни, анализировать результаты своей деятельности и делать выводы.

3. Цель-ценность /цель-личностные результаты / цель воспитательная:

- обучающиеся убеждаются в необходимости рационального повседневного водопользования в быту, необходимости личного участия каждого в решении экологических проблем, связанных с использованием водных ресурсов;

- обучающиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи; умения работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний;

- обучающиеся осуществляют сотрудничество в ходе групповой формы работы на уроке;

- школьники продолжат развивать способности соотносить собственные потребности в водных ресурсах с потребностями других людей;

- обучающиеся проявляют интерес к изучаемому на занятии материалу и осознают важность приобретённых знаний и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_urok_chistoy_vody.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКИЙ УРОК «СОХРАНИМ КЛИМАТ С ПОМОЩЬЮ ПРОСТЫХ РЕШЕНИЙ ПО СБЕРЕЖЕНИЮ ЭНЕРГИИ И РЕСУРСОВ»

Внеучебное занятие по теме «Урок чистой воды» для учащихся 8-ых классов

Бирюкова Светлана Валерьевна

МБОУ «Лицей № 87 имени Л.И. Новиковой»

учитель биологии

Введение

Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства. Пресной воды существенно меньше, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток.

Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения.

В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями, возникла проблема коммунального, промышленного, сельскохозяйственного загрязнения воды.

Грязные сточные воды с заводов и фабрик вливаются в озёра и реки. Многие из них настолько загрязнены вредными веществами, что погибают рыбы и другие водные обитатели.

Любой естественный водоём способен самоочищаться благодаря тем бактериям, растениям, грибам, моллюскам, которые живут в нем. Но когда в водоём сбрасывают ядовитые отходы, то природные санитары гибнут. Приходится использовать различные установки, которые очищают воду.

Непрерывно загрязняются воды океанов и морей. В них в большом количестве попадают нефть, горячие масла, бензин, керосин и другие отходы. Особенно вреден для живых организмов слой нефти на воде. Он затрудняет газообмен, питание, уменьшает количество кислорода, необходимое для дыхания подводных обитателей.

Необходимо растить грамотное население, формировать в детях навык разумного водопотребления, чтобы в будущем избежать серьезных экологических проблем, связанных с нехваткой и загрязнением воды.

Цель занятия – развить ответственное отношение школьников к водным ресурсам и стимулировать их совершать конкретные шаги по водосбережению и охране природы в повседневной жизни.

  1. Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:

- учащиеся научатся формулировать значение воды для жизни на планете, разъяснять необходимость бережного отношения к водным ресурсам;

- обучающиеся получат возможность принять личное участие в решении задач ресурсосбережения;

- учащиеся научатся экономному использованию воды в домашнем хозяйстве.

2. Цель-способ / цель-метапредметные результаты / цель развивающая:

- обучающиеся продолжат развивать творческое мышление, интеллектуальные способности, монологическую речь и умение публично выступать;

- обучающиеся получат возможность для осмысления необходимости партнёрства и сотрудничества в решении экологических проблем, связанных с использованием водных ресурсов;

- учащиеся получат возможность осваивать приёмы рационального повседневного водопользования в быту, развивать умения применять полученные знания в повседневной жизни, анализировать результаты своей деятельности и делать выводы.

3. Цель-ценность /цель-личностные результаты / цель воспитательная:

- обучающиеся убеждаются в необходимости рационального повседневного водопользования в быту, необходимости личного участия каждого в решении экологических проблем, связанных с использованием водных ресурсов;

- обучающиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи; умения работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний;

- обучающиеся осуществляют сотрудничество в ходе групповой формы работы на уроке;

- школьники продолжат развивать способности соотносить собственные потребности в водных ресурсах с потребностями других людей;

- обучающиеся проявляют интерес к изучаемому на занятии материалу и осознают важность приобретённых знаний и умений.

Методы:

  1. объяснительно-иллюстративный;
  2. репродуктивный;
  3. частично-поисковый.

Результаты:

  1. Личностные

o принятие и освоение социальной роли обучающегося;

o развитие мотивов учебной деятельности;

o развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

o формирование установки на наличие мотивации на результат;

o развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение выходить из спорных ситуаций.

  1. Метапредметные

o овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

o освоение способов решения проблем поискового характера;

o формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

o использование схем решения учебных и практических задач;

o активное использование речевых средств для решения познавательных задач;

o овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинноследственных связей;

o формирование готовности слушать собеседника.

  1. Предметные:

o сформированность уважительного отношения к водным ресурсам;

o освоение основ экологической грамотности;

o освоение доступных способов изучения природы (наблюдения, опыт, сравнение).

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Интерактивная доска или аудиторная магнитная доска
  4. Глобус
  5. Фломастеры и маркеры
  6. Листы белой бумаги формата А4 и А3
  7. Стеклянная литровая банка, пипетка, мерный цилиндр, форма для замораживания льда, стакан, горшок с землёй (почвой).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие, мотивация детей на активное участие.

Учитель. У каждого из Вас есть лист бумаги. Все листы одинаковые.

1.        Возьмите лист бумаги А4 в руки и закройте глаза.

2.        Сложите лист пополам.

3.        Ещё раз пополам.

4.        Теперь оторвите правый верхний угол.

5.        Оторвите теперь левый нижний угол.

6.        Откройте глаза и разверните Ваш лист.

7.        Поднимите лист перед собой, чтобы остальные ребята видели, что у Вас получилось.

Вопросы для обсуждения:

  1. Одинаковый ли результат получился у каждого из Вас? В чём сходство и в чём различия?
  2. Почему результат у каждого из Вас получился разный?

Учитель. Не секрет, что все мы разные. Нет ни одного человека на планете, который был бы в точности похож на каждого из Вас. Мы по-разному воспринимаем окружающий мир и действуем в нём, но от наших действий и поступков зависит наше будущее и будущее нашей планеты.

Начать наше сегодняшнее занятие я хочу со слов В.И.Вернадского: ... «Она стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества - минерала, горной породы, живого тела, которое ее не заключало бы. Все земное вещество... ею проникнуто и охвачено». О каком веществе идет речь? (О воде).

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь» – эти слова написал французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери после того, как его самолет разбился в пустыне и он несколько дней провел под палящим солнцем.
Мы обычно не задумывается о воде, когда её достаточно, воспринимаем как должное. Монгольская пословица гласит: «Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник». Так давайте же говорить о воде, о её проблемах, пока источник не иссяк, ведь он уже много лет просит о помощи. 

2. Актуализация имеющейся у детей информации о значении воды на планете и её роли в жизни живых организмов.

Учитель демонстрирует учащимся глобус.

Вступительное слово учителя. «Земля – планета поразительной голубизны!» – восторженно докладывали возвращающиеся из далёкого космоса первые космонавты. Да и могла ли наша планета выглядеть по-другому, если более 2/3 её поверхности занимают моря и океаны, ледники и озёра, реки, пруды и водохранилища. Вода – самое распространённое вещество на нашей планете. Повседневно используя её, мы привыкли к ней так, что считаем её чем-то обычным и обыденным, а между тем вода удивительна и загадочна. Она подлинное чудо природы, единственное в своём роде. Сегодня мы заглянем в её тайны.

  1. Мозговой штурм «Значение воды».

Учащимся предлагается ответить на вопрос: «Какое значение имеет вода для жизни на нашей планете?». Ребята высказывают свою точку зрения по данной теме, затем учитель предлагает школьникам ознакомиться со стандартным списком значения воды на планете (см. ниже). Учащиеся анализируют список и дополняют.

В заключение учитель обобщает высказывания школьников и отмечает, что воде принадлежит важнейшая роль в геологии, в эволюции планеты. Без воды невозможно существование живых организмов. Большинство технологических процессов на предприятиях химической промышленности и металлургии, производстве лекарственных препаратов и пищевых продуктов протекают преимущественно в водных растворах. Огромную роль играет вода и в быту.

Значение воды на планете.

  • Вода – источник энергии.
  • Вода растворяет питательные вещества, доставляет их в клетки организмов и удаляет продукты распада в окружающую среду.
  • Океаны и моря являются регуляторами климата в отдельных областях земного шара.
  • Вода – источник свободного кислорода на планете, который выделяется в процессе фотосинтеза.
  • Вода – среда гидробионтов.
  • Вода спасает живые организмы от перегрева.
  • Вода входит в состав жидкостей в живых организмах: крови, лимфы, межклеточного вещества.
  • Вода играет важную роль в быту.
  • Вода участвует в распространении семян.
  • Водные пути – это средство для перемещения грузов и передвижения организмов.
  • Вода используется во многих технологических процессах, в промышленности и сельском хозяйстве.
  • Вода используется для уменьшения трения.
  • Вода может хранить и передавать информацию.

Демонстрируются видеофрагменты «Значение воды», «Значение воды для живых организмов»: https://www.youtube.com/watch?v=yrueRLAa84Q

https://www.youtube.com/watch?v=U94C0GOqc4w

  1. Демонстрационный опыт «Распределение водных ресурсов на планете».

Вступительное слово учителя. Большая часть нашей платы покрыта водой, но распределена она по поверхности неравномерно, и далеко не всей водой мы можем воспользоваться. Попробуем оценить масштабы водных запасов.  

Ход демонстрации:

1.        Наполним литровую банку, подкрашенной голубым красителем или гуашью водой. Она будет символизировать все земные запасы воды.

2.        Наберём 0,5 пипетки (1 мл) воды из литровой банки и выжмем её в воздух. Это вода, которая находится в атмосфере.

3.        Две пипетки с водой выливаем в стакан – это пресная вода в реках и озёрах.

4.        21 мл переливаем в форму для льда – именно такое количество воды (в соответствии с нашим масштабом) находится на Земле в замороженном состоянии.

5.        Одну пипетку (2 мл) выливаем в почву. Это вода, находящаяся внутри земной поверхности.

6.        В оставшуюся воду добавляем соль – это солёная вода морей и солёных озёр.

Вопросы для обсуждения:

- В каких ёмкостях находится вода, пригодная для человека? (Для использования пригодна вода в стакане, символизирующая воду в реках, озёрах и почве).

- Почему вода, находящаяся в атмосфере, ледниках, почве, а также солёная вода морей и солёных озёр непригодна для использования человеком?

Физкультминутка «Вода – не вода!»

Если названное слово обозначает то, что содержит воду (облако, снег, лужа, сосулька, иней, снежинки, туча), то дети должны подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши.

Если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба, водоросли, волны), дети качаются из стороны в сторону.

Если называется предмет или явление, не имеющие никакой связи с водой (ветер, пустыня, гора), дети приседают.

  1. Групповая работа. Анализ расхода воды в домашнем хозяйстве.

Учитель: Ребята! А Вы знаете что, в день на 1-го человека расходуется воды:

  • на мытье рук – 6-8 л;
  • на чистку зубов – 6-8 л (не закрывая кран);
  • на слив унитаза – 15 л (за один слив);
  • на душ – 15-20 л (в минуту);
  • на принятие ванны – 150 л;
  • на мытьё посуды – 8-10 л (не закрывая кран).

Учащиеся делятся на группы по 2-4 человека. Каждой группе предлагается выработать меры по сокращению потребления воды в домашнем хозяйстве и нарисовать плакат, призывающий экономно расходовать водные ресурсы в повседневном водопользовании в быту. После выполнения упражнения каждая группа представляет результаты работы. По окончании выполнения упражнения составляется памятка по рациональному потреблению воды в домашнем хозяйстве, с которой можно ознакомить родителей и учащихся.

Можно использовать презентацию «Детям о водосбережении», «Урок чистой воды».

Памятка. Советы по экономии воды: как сберечь чистую воду.

1.  Замените все протекающие краны. Неисправный кран за сутки может «накапать» 30–200 литров воды! Старайтесь плотно закрывать кран.

2.  При выборе смесителей отдайте предпочтение рычаговым. Они быстрее смешивают воду, чем смесители с двумя кранами, а значит, меньше уходит воды «впустую», когда Вы подбираете оптимальную температуру воды.

3.  На время, когда Вы чистите зубы, выключайте воду. Чтобы ополоснуть рот достаточно стакана с водой.

4.  Из сливного бачка в унитаз может постоянно течь вода. Из-за подобных протечек теряются десятки литров воды ежедневно. Старайтесь следить за состоянием сантехники в своей квартире и вовремя устранять неисправности.

5.  По возможности приобретайте экономичную сантехнику: например, унитаз с двумя режимами слива.

6.  При мытье посуды не держите постоянно кран открытым. Если Ваша раковина состоит из двух отделений, мойте посуду в наполненной водой раковине, предварительно закрыв слив. Вымытую посуду ополосните в отдельной ёмкости с чистой водой. Этот способ позволяет снизить потребление волы на мытье посуды в 3-5 раз. Использование посудомоечных машин –  хоть и более дорогой, но эффективный способ экономии воды и электроэнергии на мытье посуды.

7.  Используйте посудомоечную и стиральную машину только при полной загрузке.

8.  Не размораживайте продукты под струёй воды из-под крана. Лучше всего заранее переложить продукты из морозилки в холодильник.  

9.  Принимая душ, Вы в 5-7 раз снижаете потребление воды по сравнению с тем, когда Вы принимаете ванну. Воды тратится меньше, если использовать в душе экономичный рассеиватель с меньшим диаметром отверстий.

10.  Установите насадки-распылители на краны. Это поможет сократить потребление воды.

Мы никогда не будем иметь больше воды, чем имеем сейчас. Но если каждый день люди будут следовать простейшим советам по рациональному водопотреблению, объяснят друзьям и родителям как беречь воду, то будет улучшена экологическая ситуация на планете.

Демонстрируется видеофрагмент «Вода. Как сэкономить воду» https://www.youtube.com/watch?v=7oSvPe49_VM

4. Итоговая рефлексия «Капля настроения». Составление синквейна о воде.

Учитель. Ребята, вы знаете, что такое синквейн?

Синквейн (от фр. сinquains, пять) – это краткая, лаконичная форма изложения материала, позволяющая ученику обобщить и синтезировать информацию, развить творческие способности, а учителю выяснить, насколько у учащихся сформировалось представление о теме обсуждения, оценить понятийный аппарат.

Использование синквейна придаёт учебному процессу творческий, занимательный характер. На составление синквейна не требуется много времени. Возможна также групповая или коллективная работа, когда из двух или более синквейнов создается один. Это даёт возможность ещё раз критически рассмотреть тему, повторить материал.

Правила написания синквейна:

1. В первой строке задаётся тема обсуждения одним словом, обычно существительным.

2. Во второй строке приводятся два прилагательных, характеризующие тему обсуждения.

3. В третьей строке приводятся три глагола, связанные с темой обсуждения.

4. Четвёртая строка выражает отношение автора к теме обсуждения. Обычно это фраза, состоящая из четырёх слов. Может быть использована какая-либо крылатая фраза, строчка из стихотворения или песни.

5. В пятой строке приводится ассоциация, т.е. слово, которое повторяет суть темы.

Пример синквейна.

1. Вода.

2. Ласковая, игривая.

3.Течёт, несёт, питает.

4. Знания прошлого сохраняет.

5. Жизнь.

1. Вода.

2. Солёная, пресная.

3. Кипит, поглощает, реагирует.

4. Сколько воды утекло!

5. Волшебница.

1. Вода.

2. Дождевая, питьевая.

3. Замерзает, испаряется, течет.

4. Вещество, определяющее возможность существования и саму жизнь на Земле.

5. Оксид водорода.

1. Вода.

2. Чистая, родниковая.
3. Журчит, течет, пьют.
4. Вода - источник жизни.
5. Жидкость.

Учитель. Сегодня на занятии мы обсудили значение воды для жизни на планете, осознали необходимость бережного отношения к водным ресурсам, научились экономному использованию воды в домашнем хозяйстве. Спасибо всем, до скорых встреч!

Литература.

  1. Байков Ю.И. Обучение ресурсосберегающим технологиям в образовательном учреждении. Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и учителей. – М.: Экопресс, 2012. 68 с.
  2. Вода – источник жизни. Методическое пособие для проведения занятий с детьми по сохранению воды. Авторы-составители: Колотилина Л.Н. Войтович Д.П. Экоцентр «Заповедники», http://www.wildnet.ru
  3. Жилищные уроки: Методическое пособие для проведения учебных занятий и классных часов по жилищному просветительству/ Е.С. Шомина, Т.В. Светенко, М.С. Ерохина, И.В. Галковская; под общей ред. С.Ю. Никонова. - Псков: Изд. «Гименей», 2009. - 160с.
  4. Колотилина Л.Н., Войтович Д.П. Вода – источник жизни. Методическое пособие для проведения занятий с детьми по сохранению воды. – М.: WWF, 2012. 52 с.
  5. Лукашевич О.Д., Колбек М.В. Чистая вода — для всех: Методическое пособие. — Томск: Печатная мануфактура, 2005. — 72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольная работа по физике для 7 класса про теме:"Простые механизмы, работа и энергия"

Данная контрольная работа содержит задания для учащихся с разным уровнем подготовки . Последняя задача выполняется только в случае выполнения основной части работы( для 1-2 вариантов)...

Cохраним климат с помощью простых энегретических решений

БОУ лицей № 389 «ЦЭО»Власова Ж.Е., Михайлова З.С. «Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» ВведениеСреди общих для всего мира проблем есть такие, возникновение которых обус...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка с помощью Интернет-ресурсов

В работе представлены различные Интернет-ресурсы, направленнные на повышение ИКТ-компетенции учителя, интенсификацию процесса формирования познавательных УУД у учащихся через внедрение информационных ...

Метапредметный урок «Комфорт и экологически сознательная жизнь совместимые понятия? Пути сбережения энергии» “Komfort und umweltbewusstes Leben – passt das zusammen?”

Системно-деятельностный урок в средней школе.Тип урока: урок комплексного применения предметных и метапредметных знаний с целью решения проблемы исследовательского характера.Форма обучения: урок - исс...

Метапредметный урок «Комфорт и экологически сознательная жизнь совместимые понятия? Пути сбережения энергии» “Komfort und umweltbewusstes Leben – passt das zusammen?”

Учитель может и должен выходить за рамки преподаваемого предмета, необходимо стремиться к метапредметному занятию. Цель деятельности педагога – обучение учащихся решению исследовательс...

Практическое занятие№17. Уход за автоматом, его хранение и сбережение.

Практическое занятие№17. Уход за автоматом, его хранение и сбережение.Уход за автоматомАвтомат должен содержаться в полной исправности и быть готовым к действию. Это достигается своевременной и умелой...

Конспект командной игры "Берегите энергию и ресурсы"

Командная игра разработата к Международному Дню Энергосбережения с целью привлечения внимания к понятию "энергоэффективный стиль жизни"....