рабочая программа по биологии 9 класс
методическая разработка по биологии (9 класс)

Гагарина Оксана Викторовна

рабочая программа по биологии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii-9_klass.docx61.92 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Могильно-Посельская СОШ

Принято Решением педагогического совета МБОУ «Могильно –Посельская СОШ» Большереченского МР Омской области Протокол № 1 от «29» август 2023г

Утверждена Директор МБОУ «Могильно-Посельская СОШ» Большереченского МР Омской области _______________________Е.Г.Храмова

Приказ № 35 от «29» августа 2023г

Рабочая программа
основного общего образования
по биологии (ID 418948)
для
9 класса
на 2023-2024 учебный год

Составитель: Гагарина Оксана Викторовна

учитель биологии

С. Могильно-Посельское 2023- 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Примерной программы воспитания.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Федеральной образовательной программы основного общего образования (ФООП ООО).

Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.

В программе определяются основные цели изучения биологии на уровне 5 класса основного общего образования, планируемые результаты освоения курса биологии: личностные, метапредметные, предметные.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях.

Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:

  1. формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;
  2. формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;
  3. формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе и организма человека;
  4. формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;
  5. формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;
  6. формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.

Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:

  1. приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
  2. овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;
  3. освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;
  4. воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в 9 классе — 2 ч в неделю, всего - 68 часа, 4 лабораторных работ, 6 практических.

Рабочая программа ориентирована на учебник: Биология 9 класс:учеб. для общеобразоват. Организаций/ В.В. Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов, З.Г.Гапонюк; под ред. В.В.Пасечник.-9-е изд., стер.-М.: Просвещение, с.:ил.-(Линия жизни)

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:

  1. отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.

Гражданское воспитание:

  1. готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

Духовно-нравственное воспитание:

  1. готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;. понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.

Эстетическое воспитание:

  1. понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.

Ценности научного познания:

  • ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
  • понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
  • развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.

Формирование культуры здоровья:

  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
  • соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
  • сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.

Трудовое воспитание:

  • активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.

Экологическое воспитание:

  • ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;
  • осознание экологических проблем и путей их решения;
  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • адекватная оценка изменяющихся условий;
  • принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации.

Планируемые результаты

Личностные:

• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

• реализация установок здорового образа жизни;

• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные:

• умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

• умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные

Обучающийся научится:

- выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

- аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

- аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

- выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

- знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

- анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

- описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Обучающийся получит возможность научиться:

- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

- находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

- создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Содержание учебного материала

Тема 1. Человек биосоциальный вид (2 ч)

Какое значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья; какие особенности строения и жизнедеятельности позволяют отнести человека к царству Животные; какое место занимает вид Человек разумный в современной системе живой природы; какие науки занимаются изучением организма человека; методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни; когда появились и кто были предки современного человека; какие человеческие расы известны; какими особенностями отличаются друг от друга представители разных рас.

Тема 2. Структура организма человека (3 ч)

Каковы особенности строения клетки животного организма; каков химический состав клеток тела человека; какие функции выполняют неорганические и органические вещества в клетке; какое строение имеют ткани организма человека; какие разновидности различных типов тканей выделяют; чем отличаются понятия «система органов» и «аппарат органов»; какие органы входят в состав систем и аппаратов органов человека; что обеспечивает функционирование организма человека как единого целого.

Тема 3. Нейрогуморальная регуляция (6 ч)

Какие системы организма регулируют его работу; нервная система; эндокринная система; чем отличаются нервная и гуморальная регуляции; как классифицируют нервную систему по местоположению и по выполняемым функциям; на какие группы делятся железы и какие функции они выполняют; гормоны; как устроен головной и спинной мозг человека, какие функции они выполняют; какие заболевания возникают в следствие нарушений в работе нервной системы и желез внутренней и смешанной секреции.

Тема 4. Органы чувств и сенсорные системы. Анализаторы (6 ч)

Какие органы чувств есть в организме человека; из каких частей состоит анализатор; какие функции выполняют анализаторы в организме; какое строение имеют зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный, вкусовой анализаторы; какие функции в организме выполняет вестибулярный аппарат; нарушения зрения и слуха и их профилактика.

Тема 5. Опора и движение (8 ч)

Каково, строение опорно-двигательного аппарата человека; какие функции выполняют скелет и мускулатура; каково, строение костей и мышц, какими тканями образованы эти органы; какие вещества входят в состав костей; в чем отличие скелета человека от скелета других млекопитающих и с чем это связано; на какие группы делят мышцы, каковы особенности их строения; каково значение тренировки для сохранения здоровья; как правильно оказывать первую помощь при травмах; профилактика травматизма.

Тема 6. Кровь. Кровообращение. Лимфообращение (8 ч)

Какие жидкости формируют внутреннюю среду организма; каково значение постоянства внутренней среды организма; каков состав крови; какие функции выполняют различные клетки крови; группы крови; переливание крови; иммунитет; факторы, влияющие на иммунитет; значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета к чему приводят нарушения в работе иммунной системы организма.

Какое строение имеют органы кровеносной и лимфатической систем человека, в чем их значение; какие функции они выполняют; как устроено сердце человека, в чем причина его неутомимости; что такое автоматия сердечной мышцы; артериальное и венозное кровотечения; какие заболевания развиваются при нарушениях в работе сердечнососудистой и лимфатической систем; как правильно оказывать первую помощь при различных видах кровотечений.

Тема 7. Дыхательная система (6 ч)

Какое строение имеют органы дыхательной системы человека; каково значение дыхательной системы для организма; каково значение чистоты атмосферного воздуха как фактора здоровья; какие заболевания возникают в следствие нарушения работы органов дыхания, меры по их профилактике; как правильно оказать первую доврачебную помощь при остановке дыхания, при отравлении угарным газом, спасение утопающего.

Тема 8. Пищеварительная система (7 ч)

Какое строение имеют органы пищеварительной системы человека; каково значение пищеварения для организма; какое строение имеют зубы человека; какое значение имеют пищеварительные железы; какова роль ферментов в пищеварении; каково значение исследований И.П. Павлова в области пищеварения; пища как биологическая основа жизни; какие заболевания возникают в следствие нарушения работы органов пищеварительной системы (гепатит, кишечная инфекция), меры по их профилактике; как правильно оказать первую доврачебную помощь при отравлении.

Тема 9. Обмен веществ и превращение энергии (3 ч)

Каковы особенности пластического и энергетического обмена в организме человека; какие вещество относятся к витаминам, какое влияние на организм они оказывают; какие группы витаминов известны, какое их количество необходимо для сохранения здоровья, в каких продуктах они содержатся; какие нарушения обмена веществ бывают у человека; что такое нормы питания; авитаминозы и меры их предупреждения.

Тема 10. Мочевыделительная система и кожа (6 ч)

Какое строение имеют органы мочевыделительной системы человека; каково значение выделения для организма; как устроен нефрон; как идет процесс образования мочи; какие заболевания возникают вследствие нарушения работы органов мочевыделительной системы (мочеполовые инфекции), меры по их профилактике.

Как устроена кожа человека, какие функции она выполняет; какие железы расположены в коже; какое строение имеют волосы и ногти человека; что такое терморегуляция; какое значение имеет закаливание организма; как правильно ухаживать за кожей, волосами, ногтями; приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Тема 11. Размножение и развитие (6 ч)

Что такое размножение, каково его значение для живых организмов; какие структуры клетки отвечают за наследование признаков от родителей к потомству; наследственные болезни, их причины и предупреждение; какие виды изменчивости существуют, в чем их причины; как возникают мутации, к чему они приводят и что может спровоцировать их появление; как устроены половые системы женского и мужского организма в связи с выполняемыми функциями, как происходит оплодотворение; от чего зависит пол будущего ребенка; как происходит развитие ребенка в организме матери; на какие периоды делится жизнь человека после рождения; какие заболевания половой системы известны, их профилактика; ВИЧ-инфекция и ее профилактика; роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье.

Тема 12. Поведение и психика человека. Высшая нервная деятельность (6 ч)

Каковы общие представления о поведении и психике человека; исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина. Высшая нервная деятельность; какие рефлексы называются врожденными, а какие приобретенными; каковы особенности и значение сна; какие виды внимания и памяти существуют; познавательная деятельность мозга; какова роль обучения для развития личности человека; каково значение второй сигнальной системы человека; биологическая природа и социальная сущность человека; сознание человека; память, эмоции, речь, мышление; особенности психики человека: осмысленность, восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации; значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей; цели и мотивы деятельности; индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер; роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека рациональная организация труда и отдыха; соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни; укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность; влияние физических упражнений на органы и системы органов; факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение; вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Тема 13. Человек и окружающая среда (2 ч)

Какое влияние оказывают на организм факторы окружающей среды: природной и социальной; как организм человека адаптируется к условиям жизни; какие факторы нарушают здоровье человека, а какие его сберегают и укрепляют; значение окружающей среды как источника веществ и энергии; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни; культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Промежуточная аттестация (1 ч)

Календарно-тематическое планирование

Тема

Количество часов, отводимых на изучение темы

Дата проведения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете биологии. Введение: биологическая и социальная природа человека

1

РЭШ, инфоурок

Глава 1. Человек и биосоциальный вид (2 ч)

2

Науки об организме человека

1

РЭШ, инфоурок

3

Структура тела. Место человека в живой природе. Происхождение человека

1

РЭШ, инфоурок

Глава 2. Структура организма человека (3 ч)

4

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.

1

РЭШ, инфоурок

5

Ткани.

Лабораторная работа. № 1 «Типы тканей в животном организме»

1

РЭШ, инфоурок

6

Системы органов в организме. Уровни организации организма

1

РЭШ, инфоурок

Глава 3. Нейрогуморальная регуляция (6 ч)

7

Общие принципы регуляции жизнедеятельности организма. Гуморальная регуляция. Эндокринная система.

1

РЭШ, инфоурок

8

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

1

РЭШ, инфоурок

9

Значение, строение и функционирование нервной системы. Нервная регуляция. П.р. «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение»,

П.р. «Действие прямых и обратных связей»

1

РЭШ, инфоурок

10

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. П.р. « Штриховое раздражение кожи»

1

РЭШ, инфоурок

11

Спинной мозг

1

РЭШ, инфоурок

12

Головной мозг: строение и функции.

Лабораторная работа № 2» Изучение строение головного мозга»

1

РЭШ, инфоурок

Глава 4. Органы чувств. Анализаторы. (6 ч)

13

Как действуют органы чувств и анализаторы. Анализаторы

1

РЭШ, инфоурок

14

Орган зрения и зрительный анализатор.

Лабораторная работа № 4 « Изучение строения и работы органа зрения»

Практическая работа «Принципы работы хрусталика»

Практическая работа «Обнаружение слепого пятна»

1

РЭШ, инфоурок

15

Заболевания и повреждения глаз

1

РЭШ, инфоурок

16

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы

Практическая работа « Проверьте ваш вестибулярный аппарат»

1

РЭШ, инфоурок

17

Органы осязания, обоняния и вкуса

Практическая работа №6 «Раздражение тактильных рецепторов»

1

РЭШ, инфоурок

18

Обобщение и систематизация знаний по темам "Эндокринная и нервная системы", "Органы чувств. Анализаторы"

1

РЭШ, инфоурок

Глава 5. Опора и движение (8ч)

19

Скелет. Строение, состав и соединение костей

Лабораторная работа № 5 «Строение костной ткани»

Лабораторная работа № 6 « Состав костей»

1

РЭШ, инфоурок

20

Скелет головы и туловища

Лабораторная работа № 7 «Выявление особенностей строения позвонков»

1

РЭШ, инфоурок

21

Скелет конечностей

1

РЭШ, инфоурок

22

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

1

РЭШ, инфоурок

23

Мышцы

1

РЭШ, инфоурок

24

Работа мышц

1

РЭШ, инфоурок

25

Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы

Практическая работа «Проверяем правильность осанки»

Практическая работа « Есть ли у вас плоскостопие»

1

РЭШ, инфоурок

26

Обобщение и систематизация знаний по теме "Опорно-двигательная система"

1

РЭШ, инфоурок

Глава 6. Кровь. Кровообращение. Лимфообращение. (8 ч)

27

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав

Лабораторная работа №8 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» Внутренняя среда организма. Кровь. Значение крови и ее состав.

1

РЭШ, инфоурок

28

Иммунитет

1

РЭШ, инфоурок

29

Тканевая совместимость и переливание крови

1

РЭШ, инфоурок

30

Строение и работа сердца. Круги кровообращения

1

РЭШ, инфоурок

31

Движение лимфы.

Практическая работа «Кислородное голодание»

1

РЭШ, инфоурок

32

Движение крови по сосудам

Практическая работа «Измерение артериального давления»

Практическая работа «Пульс и движение крови»

Практическая работа «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки»

Практическая работа «Рефлекторный приток крови к мышцам , включившимся в работу»

1

РЭШ, инфоурок

33

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

Практическая работа «Функциональная сердечно-сосудистая проба»

1

РЭШ, инфоурок

34

Первая помощь при кровотечениях

1

РЭШ, инфоурок

Глава 7. Дыхание (6 ч)

35

Значение дыхания. Органы дыхания

1

РЭШ, инфоурок

36

Строение легких. Газообмен в легких и тканях

Лабораторная работа №9 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

1

РЭШ, инфоурок

37

Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Лабораторная работа №10 «Дыхательные движения»

Практическая работа «Определение жизненной емкости лёгких»

1

РЭШ, инфоурок

38

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Практическая работа «Определение запыленности воздуха в зимнее время»

1

РЭШ, инфоурок

39

Первая помощь при поражении органов дыхания

1

РЭШ, инфоурок

40

Обобщение и систематизация знаний по темам "Кровеносная система. Внутренняя среда организма", "Дыхательная система"

1

РЭШ, инфоурок

Глава 8. Пищеварительная система (7 ч)

41

Значение пищи и ее состав

1

РЭШ, инфоурок

42

Органы пищеварения.

Практическая работа «Определение местоположения слюнных желез»

1

РЭШ, инфоурок

43

Зубы. Пищеварение в ротовой полости и в желудке

Лабораторная работа №11 «Действие ферментов слюны на крахмал»

Лабораторная работа № 12 «Действие ферментов желудочного сока на белки»

1

РЭШ, инфоурок

44

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

1

РЭШ, инфоурок

45

Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и ее состав

1

РЭШ, инфоурок

46

Заболевания органов пищеварения

1

РЭШ, инфоурок

47

Обобщение и систематизация знаний по теме "Пищеварительная система"

1

РЭШ, инфоурок

Глава 9. Обмен веществ и превращение энергии (3 ч)

48

Обменные процессы в организме

1

РЭШ, инфоурок

49

Нормы питания

Практическая работа «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»

1

РЭШ, инфоурок

50

Витамины

1

РЭШ, инфоурок

Глав 9. Мочевыделительная система и кожа (6 ч)

51

Строение и функции почек

1

РЭШ, инфоурок

52

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим

1

РЭШ, инфоурок

53

Значение кожи и ее строение

1

РЭШ, инфоурок

54

Нарушения кожных покровов и повреждения кожи.

1

РЭШ, инфоурок

55

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах

1

РЭШ, инфоурок

56

Обобщение и систематизация знаний по темам "Обмен веществ и энергии», «Мочевыделительная система", "Кожа"

1

РЭШ, инфоурок

Глава 10. Поведение и психика человека. Высшая нервная деятельность (7 ч)

57

Общие представления о поведении и психике человека

1

РЭШ, инфоурок

58

Врожденные и приобретенные программы поведения. Практическая работа №16 «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма»

1

РЭШ, инфоурок

59

Закономерности работы головного мозга

1

РЭШ, инфоурок

60

Биологические ритмы. Сон и его значение

1

РЭШ, инфоурок

61

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы

1

РЭШ, инфоурок

62

Воля и эмоции. Внимание

Практическая работа №17 «Изучение внимания при разных условиях»

1

РЭШ, инфоурок

63

Психологические особенности личности

1

РЭШ, инфоурок

Глава 11. Размножение и развитие (6 ч)

64

Половая система человека

1

РЭШ, инфоурок

65

Наследственные и врождённые заболевания.

Болезни, передающиеся половым путём

1

РЭШ, инфоурок

66

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения

1

РЭШ, инфоурок

Здоровье. Охрана здоровья человека (2ч)

67

Здоровье и образ жизни. О вреде наркогенных веществ

1

РЭШ, инфоурок

68

Человек - часть живой природы

1

РЭШ, инфоурок

всего

68

Поурочное планирование по биологии 9 класс 2023-2024г

Тема

Количество часов, отводимых на изучение темы

Дата проведения

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете биологии. Введение: биологическая и социальная природа человека

1

Глава 1. Человек и биосоциальный вид (2 ч)

2

Науки об организме человека

1

3

Структура тела. Место человека в живой природе. Происхождение человека

1

Глава 2. Структура организма человека (3 ч)

4

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.

1

5

Ткани.

Лабораторная работа. № 1 «Типы тканей в животном организме»

1

6

Системы органов в организме. Уровни организации организма

1

Глава 3. Нейрогуморальная регуляция (6 ч)

7

Общие принципы регуляции жизнедеятельности организма. Гуморальная регуляция. Эндокринная система.

1

8

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

1

9

Значение, строение и функционирование нервной системы. Нервная регуляция. П.р. «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение»,

П.р. «Действие прямых и обратных связей»

1

10

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. П.р. « Штриховое раздражение кожи»

1

11

Спинной мозг

1

12

Головной мозг: строение и функции.

Лабораторная работа № 2» Изучение строение головного мозга»

1

Глава 4. Органы чувств. Анализаторы. (6 ч)

13

Как действуют органы чувств и анализаторы. Анализаторы

1

14

Орган зрения и зрительный анализатор.

Лабораторная работа № 4 « Изучение строения и работы органа зрения»

Практическая работа «Принципы работы хрусталика»

Практическая работа «Обнаружение слепого пятна»

1

15

Заболевания и повреждения глаз

1

16

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы

Практическая работа « Проверьте ваш вестибулярный аппарат»

1

17

Органы осязания, обоняния и вкуса

Практическая работа №6 «Раздражение тактильных рецепторов»

1

18

Обобщение и систематизация знаний по темам "Эндокринная и нервная системы", "Органы чувств. Анализаторы"

1

Глава 5. Опора и движение (8ч)

19

Скелет. Строение, состав и соединение костей

Лабораторная работа № 5 «Строение костной ткани»

Лабораторная работа № 6 « Состав костей»

1

20

Скелет головы и туловища

Лабораторная работа № 7 «Выявление особенностей строения позвонков»

1

21

Скелет конечностей

1

22

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

1

23

Мышцы

1

24

Работа мышц

25

Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы

Практическая работа «Проверяем правильность осанки»

Практическая работа « Есть ли у вас плоскостопие»

1

26

Обобщение и систематизация знаний по теме "Опорно-двигательная система"

1

Глава 6. Кровь. Кровообращение. Лимфообращение. (8 ч)

27

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав

Лабораторная работа №8 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» Внутренняя среда организма. Кровь. Значение крови и ее состав.

1

28

Иммунитет

1

29

Тканевая совместимость и переливание крови

1

30

Строение и работа сердца. Круги кровообращения

1

31

Движение лимфы.

Практическая работа «Кислородное голодание»

1

32

Движение крови по сосудам

Практическая работа «Измерение артериального давления»

Практическая работа «Пульс и движение крови»

Практическая работа «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки»

Практическая работа «Рефлекторный приток крови к мышцам , включившимся в работу»

1

33

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

Практическая работа «Функциональная сердечно-сосудистая проба»

1

34

Первая помощь при кровотечениях

1

Глава 7. Дыхание (6 ч)

35

Значение дыхания. Органы дыхания

36

Строение легких. Газообмен в легких и тканях

Лабораторная работа №9 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

1

37

Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Лабораторная работа №10 «Дыхательные движения»

Практическая работа «Определение жизненной емкости лёгких»

1

38

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Практическая работа «Определение запыленности воздуха в зимнее время»

1

39

Первая помощь при поражении органов дыхания

1

40

Обобщение и систематизация знаний по темам "Кровеносная система. Внутренняя среда организма", "Дыхательная система"

1

Глава 8. Пищеварительная система (7 ч)

41

Значение пищи и ее состав

1

42

Органы пищеварения.

Практическая работа «Определение местоположения слюнных желез»

1

43

Зубы. Пищеварение в ротовой полости и в желудке

Лабораторная работа №11 «Действие ферментов слюны на крахмал»

Лабораторная работа № 12 «Действие ферментов желудочного сока на белки»

1

44

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

1

45

Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и ее состав

1

46

Заболевания органов пищеварения

1

47

Обобщение и систематизация знаний по теме "Пищеварительная система"

1

Глава 9. Обмен веществ и превращение энергии (3 ч)

48

Обменные процессы в организме

1

49

Нормы питания

Практическая работа «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»

1

50

Витамины

1

Глав 9. Мочевыделительная система и кожа (6 ч)

51

Строение и функции почек

1

52

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим

1

53

Значение кожи и ее строение

1

54

Нарушения кожных покровов и повреждения кожи.

1

55

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах

1

56

Обобщение и систематизация знаний по темам "Обмен веществ и энергии», «Мочевыделительная система", "Кожа"

Глава 10. Поведение и психика человека. Высшая нервная деятельность (7 ч)

57

Общие представления о поведении и психике человека

1

58

Врожденные и приобретенные программы поведения. Практическая работа №16 «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма»

1

59

Закономерности работы головного мозга

1

60

Биологические ритмы. Сон и его значение

1

61

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы

1

62

Воля и эмоции. Внимание

Практическая работа №17 «Изучение внимания при разных условиях»

1

63

Психологические особенности личности

1

Глава 11. Размножение и развитие (6 ч)

64

Половая система человека

1

65

Наследственные и врождённые заболевания.

Болезни, передающиеся половым путём

1

66

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения

1

Здоровье. Охрана здоровья человека (2ч)

67

Здоровье и образ жизни. О вреде наркогенных веществ

1

68

Человек - часть живой природы

1

всего

68

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

под редакцией В.В.Пасечника. Биология 9 класс:учеб. для общеобразоват. Организаций/ В.В. Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов, З.Г.Гапонюк; под ред. В.В.Пасечник.-9-е изд., стер.-М.: Просвещение, с.:ил.-(Линия жизни)

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Книгопечатная продукция:Биология 9 класс:учеб. для общеобразоват. Организаций/ В.В. Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов, З.Г.Гапонюк; под ред. В.В.Пасечник.-9-е изд., стер.-М.: Просвещение, с.:ил.-(Линия жизни)

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

01%5D %5BIL 03%

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...