рабочая программа по биологии 9 класс
методическая разработка по биологии (9 класс)
рабочая программа по биологии 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Могильно-Посельская СОШ
Принято Решением педагогического совета МБОУ «Могильно –Посельская СОШ» Большереченского МР Омской области Протокол № 1 от «29» август 2023г | Утверждена Директор МБОУ «Могильно-Посельская СОШ» Большереченского МР Омской области _______________________Е.Г.Храмова Приказ № 35 от «29» августа 2023г |
Рабочая программа
основного общего образования
по биологии (ID 418948)
для 9 класса
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Гагарина Оксана Викторовна
учитель биологии
С. Могильно-Посельское 2023- 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Примерной программы воспитания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Федеральной образовательной программы основного общего образования (ФООП ООО).
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
В программе определяются основные цели изучения биологии на уровне 5 класса основного общего образования, планируемые результаты освоения курса биологии: личностные, метапредметные, предметные.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:
- формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;
- формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;
- формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе и организма человека;
- формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;
- формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;
- формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:
- приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
- овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;
- освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;
- воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в 9 классе — 2 ч в неделю, всего - 68 часа, 4 лабораторных работ, 6 практических.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Биология 9 класс:учеб. для общеобразоват. Организаций/ В.В. Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов, З.Г.Гапонюк; под ред. В.В.Пасечник.-9-е изд., стер.-М.: Просвещение, с.:ил.-(Линия жизни)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
- отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.
Гражданское воспитание:
- готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
Духовно-нравственное воспитание:
- готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;. понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.
Эстетическое воспитание:
- понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.
Ценности научного познания:
- ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
- развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья:
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
- сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.
Трудовое воспитание:
- активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.
Экологическое воспитание:
- ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;
- осознание экологических проблем и путей их решения;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- адекватная оценка изменяющихся условий;
- принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации.
Планируемые результаты
Личностные:
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
• реализация установок здорового образа жизни;
• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные:
• умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные
Обучающийся научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
- аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
- аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
- выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
- анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
- описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
- находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
- создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание учебного материала
Тема 1. Человек биосоциальный вид (2 ч)
Какое значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья; какие особенности строения и жизнедеятельности позволяют отнести человека к царству Животные; какое место занимает вид Человек разумный в современной системе живой природы; какие науки занимаются изучением организма человека; методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни; когда появились и кто были предки современного человека; какие человеческие расы известны; какими особенностями отличаются друг от друга представители разных рас.
Тема 2. Структура организма человека (3 ч)
Каковы особенности строения клетки животного организма; каков химический состав клеток тела человека; какие функции выполняют неорганические и органические вещества в клетке; какое строение имеют ткани организма человека; какие разновидности различных типов тканей выделяют; чем отличаются понятия «система органов» и «аппарат органов»; какие органы входят в состав систем и аппаратов органов человека; что обеспечивает функционирование организма человека как единого целого.
Тема 3. Нейрогуморальная регуляция (6 ч)
Какие системы организма регулируют его работу; нервная система; эндокринная система; чем отличаются нервная и гуморальная регуляции; как классифицируют нервную систему по местоположению и по выполняемым функциям; на какие группы делятся железы и какие функции они выполняют; гормоны; как устроен головной и спинной мозг человека, какие функции они выполняют; какие заболевания возникают в следствие нарушений в работе нервной системы и желез внутренней и смешанной секреции.
Тема 4. Органы чувств и сенсорные системы. Анализаторы (6 ч)
Какие органы чувств есть в организме человека; из каких частей состоит анализатор; какие функции выполняют анализаторы в организме; какое строение имеют зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный, вкусовой анализаторы; какие функции в организме выполняет вестибулярный аппарат; нарушения зрения и слуха и их профилактика.
Тема 5. Опора и движение (8 ч)
Каково, строение опорно-двигательного аппарата человека; какие функции выполняют скелет и мускулатура; каково, строение костей и мышц, какими тканями образованы эти органы; какие вещества входят в состав костей; в чем отличие скелета человека от скелета других млекопитающих и с чем это связано; на какие группы делят мышцы, каковы особенности их строения; каково значение тренировки для сохранения здоровья; как правильно оказывать первую помощь при травмах; профилактика травматизма.
Тема 6. Кровь. Кровообращение. Лимфообращение (8 ч)
Какие жидкости формируют внутреннюю среду организма; каково значение постоянства внутренней среды организма; каков состав крови; какие функции выполняют различные клетки крови; группы крови; переливание крови; иммунитет; факторы, влияющие на иммунитет; значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета к чему приводят нарушения в работе иммунной системы организма.
Какое строение имеют органы кровеносной и лимфатической систем человека, в чем их значение; какие функции они выполняют; как устроено сердце человека, в чем причина его неутомимости; что такое автоматия сердечной мышцы; артериальное и венозное кровотечения; какие заболевания развиваются при нарушениях в работе сердечнососудистой и лимфатической систем; как правильно оказывать первую помощь при различных видах кровотечений.
Тема 7. Дыхательная система (6 ч)
Какое строение имеют органы дыхательной системы человека; каково значение дыхательной системы для организма; каково значение чистоты атмосферного воздуха как фактора здоровья; какие заболевания возникают в следствие нарушения работы органов дыхания, меры по их профилактике; как правильно оказать первую доврачебную помощь при остановке дыхания, при отравлении угарным газом, спасение утопающего.
Тема 8. Пищеварительная система (7 ч)
Какое строение имеют органы пищеварительной системы человека; каково значение пищеварения для организма; какое строение имеют зубы человека; какое значение имеют пищеварительные железы; какова роль ферментов в пищеварении; каково значение исследований И.П. Павлова в области пищеварения; пища как биологическая основа жизни; какие заболевания возникают в следствие нарушения работы органов пищеварительной системы (гепатит, кишечная инфекция), меры по их профилактике; как правильно оказать первую доврачебную помощь при отравлении.
Тема 9. Обмен веществ и превращение энергии (3 ч)
Каковы особенности пластического и энергетического обмена в организме человека; какие вещество относятся к витаминам, какое влияние на организм они оказывают; какие группы витаминов известны, какое их количество необходимо для сохранения здоровья, в каких продуктах они содержатся; какие нарушения обмена веществ бывают у человека; что такое нормы питания; авитаминозы и меры их предупреждения.
Тема 10. Мочевыделительная система и кожа (6 ч)
Какое строение имеют органы мочевыделительной системы человека; каково значение выделения для организма; как устроен нефрон; как идет процесс образования мочи; какие заболевания возникают вследствие нарушения работы органов мочевыделительной системы (мочеполовые инфекции), меры по их профилактике.
Как устроена кожа человека, какие функции она выполняет; какие железы расположены в коже; какое строение имеют волосы и ногти человека; что такое терморегуляция; какое значение имеет закаливание организма; как правильно ухаживать за кожей, волосами, ногтями; приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Тема 11. Размножение и развитие (6 ч)
Что такое размножение, каково его значение для живых организмов; какие структуры клетки отвечают за наследование признаков от родителей к потомству; наследственные болезни, их причины и предупреждение; какие виды изменчивости существуют, в чем их причины; как возникают мутации, к чему они приводят и что может спровоцировать их появление; как устроены половые системы женского и мужского организма в связи с выполняемыми функциями, как происходит оплодотворение; от чего зависит пол будущего ребенка; как происходит развитие ребенка в организме матери; на какие периоды делится жизнь человека после рождения; какие заболевания половой системы известны, их профилактика; ВИЧ-инфекция и ее профилактика; роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье.
Тема 12. Поведение и психика человека. Высшая нервная деятельность (6 ч)
Каковы общие представления о поведении и психике человека; исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина. Высшая нервная деятельность; какие рефлексы называются врожденными, а какие приобретенными; каковы особенности и значение сна; какие виды внимания и памяти существуют; познавательная деятельность мозга; какова роль обучения для развития личности человека; каково значение второй сигнальной системы человека; биологическая природа и социальная сущность человека; сознание человека; память, эмоции, речь, мышление; особенности психики человека: осмысленность, восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации; значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей; цели и мотивы деятельности; индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер; роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека рациональная организация труда и отдыха; соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни; укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность; влияние физических упражнений на органы и системы органов; факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение; вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Тема 13. Человек и окружающая среда (2 ч)
Какое влияние оказывают на организм факторы окружающей среды: природной и социальной; как организм человека адаптируется к условиям жизни; какие факторы нарушают здоровье человека, а какие его сберегают и укрепляют; значение окружающей среды как источника веществ и энергии; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни; культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Промежуточная аттестация (1 ч)
Календарно-тематическое планирование | ||||
№ | Тема | Количество часов, отводимых на изучение темы | Дата проведения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете биологии. Введение: биологическая и социальная природа человека | 1 | РЭШ, инфоурок | |
Глава 1. Человек и биосоциальный вид (2 ч) | ||||
2 | Науки об организме человека | 1 | РЭШ, инфоурок | |
3 | Структура тела. Место человека в живой природе. Происхождение человека | 1 | РЭШ, инфоурок | |
Глава 2. Структура организма человека (3 ч) | ||||
4 | Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. | 1 | РЭШ, инфоурок | |
5 | Ткани. Лабораторная работа. № 1 «Типы тканей в животном организме» | 1 | РЭШ, инфоурок | |
6 | Системы органов в организме. Уровни организации организма | 1 | РЭШ, инфоурок | |
Глава 3. Нейрогуморальная регуляция (6 ч) | ||||
7 | Общие принципы регуляции жизнедеятельности организма. Гуморальная регуляция. Эндокринная система. | 1 | РЭШ, инфоурок | |
8 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма | 1 | РЭШ, инфоурок | |
9 | Значение, строение и функционирование нервной системы. Нервная регуляция. П.р. «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение», П.р. «Действие прямых и обратных связей» | 1 | РЭШ, инфоурок | |
10 | Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. П.р. « Штриховое раздражение кожи» | 1 | РЭШ, инфоурок | |
11 | Спинной мозг | 1 | РЭШ, инфоурок | |
12 | Головной мозг: строение и функции. Лабораторная работа № 2» Изучение строение головного мозга» | 1 | РЭШ, инфоурок | |
Глава 4. Органы чувств. Анализаторы. (6 ч) | ||||
13 | Как действуют органы чувств и анализаторы. Анализаторы | 1 | РЭШ, инфоурок | |
14 | Орган зрения и зрительный анализатор. Лабораторная работа № 4 « Изучение строения и работы органа зрения» Практическая работа «Принципы работы хрусталика» Практическая работа «Обнаружение слепого пятна» | 1 | РЭШ, инфоурок | |
15 | Заболевания и повреждения глаз | 1 | РЭШ, инфоурок | |
16 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы Практическая работа « Проверьте ваш вестибулярный аппарат» | 1 | РЭШ, инфоурок | |
17 | Органы осязания, обоняния и вкуса Практическая работа №6 «Раздражение тактильных рецепторов» | 1 | РЭШ, инфоурок | |
18 | Обобщение и систематизация знаний по темам "Эндокринная и нервная системы", "Органы чувств. Анализаторы" | 1 | РЭШ, инфоурок | |
Глава 5. Опора и движение (8ч) | ||||
19 | Скелет. Строение, состав и соединение костей Лабораторная работа № 5 «Строение костной ткани» Лабораторная работа № 6 « Состав костей» | 1 | РЭШ, инфоурок | |
20 | Скелет головы и туловища Лабораторная работа № 7 «Выявление особенностей строения позвонков» | 1 | РЭШ, инфоурок | |
21 | Скелет конечностей | 1 | РЭШ, инфоурок | |
22 | Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей | 1 | РЭШ, инфоурок | |
23 | Мышцы | 1 | РЭШ, инфоурок | |
24 | Работа мышц | 1 | РЭШ, инфоурок | |
25 | Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы Практическая работа «Проверяем правильность осанки» Практическая работа « Есть ли у вас плоскостопие» | 1 | РЭШ, инфоурок | |
26 | Обобщение и систематизация знаний по теме "Опорно-двигательная система" | 1 | РЭШ, инфоурок | |
Глава 6. Кровь. Кровообращение. Лимфообращение. (8 ч) | ||||
27 | Внутренняя среда. Значение крови и ее состав Лабораторная работа №8 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» Внутренняя среда организма. Кровь. Значение крови и ее состав. | 1 | РЭШ, инфоурок | |
28 | Иммунитет | 1 | РЭШ, инфоурок | |
29 | Тканевая совместимость и переливание крови | 1 | РЭШ, инфоурок | |
30 | Строение и работа сердца. Круги кровообращения | 1 | РЭШ, инфоурок | |
31 | Движение лимфы. Практическая работа «Кислородное голодание» | 1 | РЭШ, инфоурок | |
32 | Движение крови по сосудам Практическая работа «Измерение артериального давления» Практическая работа «Пульс и движение крови» Практическая работа «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки» Практическая работа «Рефлекторный приток крови к мышцам , включившимся в работу» | 1 | РЭШ, инфоурок | |
33 | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Практическая работа «Функциональная сердечно-сосудистая проба» | 1 | РЭШ, инфоурок | |
34 | Первая помощь при кровотечениях | 1 | РЭШ, инфоурок | |
Глава 7. Дыхание (6 ч) | ||||
35 | Значение дыхания. Органы дыхания | 1 | РЭШ, инфоурок | |
36 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях Лабораторная работа №9 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | 1 | РЭШ, инфоурок | |
37 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Лабораторная работа №10 «Дыхательные движения» Практическая работа «Определение жизненной емкости лёгких» | 1 | РЭШ, инфоурок | |
38 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Практическая работа «Определение запыленности воздуха в зимнее время» | 1 | РЭШ, инфоурок | |
39 | Первая помощь при поражении органов дыхания | 1 | РЭШ, инфоурок | |
40 | Обобщение и систематизация знаний по темам "Кровеносная система. Внутренняя среда организма", "Дыхательная система" | 1 | РЭШ, инфоурок | |
Глава 8. Пищеварительная система (7 ч) | ||||
41 | Значение пищи и ее состав | 1 | РЭШ, инфоурок | |
42 | Органы пищеварения. Практическая работа «Определение местоположения слюнных желез» | 1 | РЭШ, инфоурок | |
43 | Зубы. Пищеварение в ротовой полости и в желудке Лабораторная работа №11 «Действие ферментов слюны на крахмал» Лабораторная работа № 12 «Действие ферментов желудочного сока на белки» | 1 | РЭШ, инфоурок | |
44 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ | 1 | РЭШ, инфоурок | |
45 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и ее состав | 1 | РЭШ, инфоурок | |
46 | Заболевания органов пищеварения | 1 | РЭШ, инфоурок | |
47 | Обобщение и систематизация знаний по теме "Пищеварительная система" | 1 | РЭШ, инфоурок | |
Глава 9. Обмен веществ и превращение энергии (3 ч) | ||||
48 | Обменные процессы в организме | 1 | РЭШ, инфоурок | |
49 | Нормы питания Практическая работа «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» | 1 | РЭШ, инфоурок | |
50 | Витамины | 1 | РЭШ, инфоурок | |
Глав 9. Мочевыделительная система и кожа (6 ч) | ||||
51 | Строение и функции почек | 1 | РЭШ, инфоурок | |
52 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим | 1 | РЭШ, инфоурок | |
53 | Значение кожи и ее строение | 1 | РЭШ, инфоурок | |
54 | Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. | 1 | РЭШ, инфоурок | |
55 | Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах | 1 | РЭШ, инфоурок | |
56 | Обобщение и систематизация знаний по темам "Обмен веществ и энергии», «Мочевыделительная система", "Кожа" | 1 | РЭШ, инфоурок | |
Глава 10. Поведение и психика человека. Высшая нервная деятельность (7 ч) | ||||
57 | Общие представления о поведении и психике человека | 1 | РЭШ, инфоурок | |
58 | Врожденные и приобретенные программы поведения. Практическая работа №16 «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма» | 1 | РЭШ, инфоурок | |
59 | Закономерности работы головного мозга | 1 | РЭШ, инфоурок | |
60 | Биологические ритмы. Сон и его значение | 1 | РЭШ, инфоурок | |
61 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы | 1 | РЭШ, инфоурок | |
62 | Воля и эмоции. Внимание Практическая работа №17 «Изучение внимания при разных условиях» | 1 | РЭШ, инфоурок | |
63 | Психологические особенности личности | 1 | РЭШ, инфоурок | |
Глава 11. Размножение и развитие (6 ч) | ||||
64 | Половая система человека | 1 | РЭШ, инфоурок | |
65 | Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём | 1 | РЭШ, инфоурок | |
66 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения | 1 | РЭШ, инфоурок | |
Здоровье. Охрана здоровья человека (2ч) | ||||
67 | Здоровье и образ жизни. О вреде наркогенных веществ | 1 | РЭШ, инфоурок | |
68 | Человек - часть живой природы | 1 | РЭШ, инфоурок | |
всего | 68 |
Поурочное планирование по биологии 9 класс 2023-2024г | |||
№ | Тема | Количество часов, отводимых на изучение темы | Дата проведения |
1 | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете биологии. Введение: биологическая и социальная природа человека | 1 | |
Глава 1. Человек и биосоциальный вид (2 ч) | |||
2 | Науки об организме человека | 1 | |
3 | Структура тела. Место человека в живой природе. Происхождение человека | 1 | |
Глава 2. Структура организма человека (3 ч) | |||
4 | Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. | 1 | |
5 | Ткани. Лабораторная работа. № 1 «Типы тканей в животном организме» | 1 | |
6 | Системы органов в организме. Уровни организации организма | 1 | |
Глава 3. Нейрогуморальная регуляция (6 ч) | |||
7 | Общие принципы регуляции жизнедеятельности организма. Гуморальная регуляция. Эндокринная система. | 1 | |
8 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма | 1 | |
9 | Значение, строение и функционирование нервной системы. Нервная регуляция. П.р. «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение», П.р. «Действие прямых и обратных связей» | 1 | |
10 | Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. П.р. « Штриховое раздражение кожи» | 1 | |
11 | Спинной мозг | 1 | |
12 | Головной мозг: строение и функции. Лабораторная работа № 2» Изучение строение головного мозга» | 1 | |
Глава 4. Органы чувств. Анализаторы. (6 ч) | |||
13 | Как действуют органы чувств и анализаторы. Анализаторы | 1 | |
14 | Орган зрения и зрительный анализатор. Лабораторная работа № 4 « Изучение строения и работы органа зрения» Практическая работа «Принципы работы хрусталика» Практическая работа «Обнаружение слепого пятна» | 1 | |
15 | Заболевания и повреждения глаз | 1 | |
16 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы Практическая работа « Проверьте ваш вестибулярный аппарат» | 1 | |
17 | Органы осязания, обоняния и вкуса Практическая работа №6 «Раздражение тактильных рецепторов» | 1 | |
18 | Обобщение и систематизация знаний по темам "Эндокринная и нервная системы", "Органы чувств. Анализаторы" | 1 | |
Глава 5. Опора и движение (8ч) | |||
19 | Скелет. Строение, состав и соединение костей Лабораторная работа № 5 «Строение костной ткани» Лабораторная работа № 6 « Состав костей» | 1 | |
20 | Скелет головы и туловища Лабораторная работа № 7 «Выявление особенностей строения позвонков» | 1 | |
21 | Скелет конечностей | 1 | |
22 | Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей | 1 | |
23 | Мышцы | 1 | |
24 | Работа мышц | ||
25 | Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы Практическая работа «Проверяем правильность осанки» Практическая работа « Есть ли у вас плоскостопие» | 1 | |
26 | Обобщение и систематизация знаний по теме "Опорно-двигательная система" | 1 | |
Глава 6. Кровь. Кровообращение. Лимфообращение. (8 ч) | |||
27 | Внутренняя среда. Значение крови и ее состав Лабораторная работа №8 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» Внутренняя среда организма. Кровь. Значение крови и ее состав. | 1 | |
28 | Иммунитет | 1 | |
29 | Тканевая совместимость и переливание крови | 1 | |
30 | Строение и работа сердца. Круги кровообращения | 1 | |
31 | Движение лимфы. Практическая работа «Кислородное голодание» | 1 | |
32 | Движение крови по сосудам Практическая работа «Измерение артериального давления» Практическая работа «Пульс и движение крови» Практическая работа «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки» Практическая работа «Рефлекторный приток крови к мышцам , включившимся в работу» | 1 | |
33 | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Практическая работа «Функциональная сердечно-сосудистая проба» | 1 | |
34 | Первая помощь при кровотечениях | 1 | |
Глава 7. Дыхание (6 ч) | |||
35 | Значение дыхания. Органы дыхания | ||
36 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях Лабораторная работа №9 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | 1 | |
37 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Лабораторная работа №10 «Дыхательные движения» Практическая работа «Определение жизненной емкости лёгких» | 1 | |
38 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Практическая работа «Определение запыленности воздуха в зимнее время» | 1 | |
39 | Первая помощь при поражении органов дыхания | 1 | |
40 | Обобщение и систематизация знаний по темам "Кровеносная система. Внутренняя среда организма", "Дыхательная система" | 1 | |
Глава 8. Пищеварительная система (7 ч) | |||
41 | Значение пищи и ее состав | 1 | |
42 | Органы пищеварения. Практическая работа «Определение местоположения слюнных желез» | 1 | |
43 | Зубы. Пищеварение в ротовой полости и в желудке Лабораторная работа №11 «Действие ферментов слюны на крахмал» Лабораторная работа № 12 «Действие ферментов желудочного сока на белки» | 1 | |
44 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ | 1 | |
45 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и ее состав | 1 | |
46 | Заболевания органов пищеварения | 1 | |
47 | Обобщение и систематизация знаний по теме "Пищеварительная система" | 1 | |
Глава 9. Обмен веществ и превращение энергии (3 ч) | |||
48 | Обменные процессы в организме | 1 | |
49 | Нормы питания Практическая работа «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» | 1 | |
50 | Витамины | 1 | |
Глав 9. Мочевыделительная система и кожа (6 ч) | |||
51 | Строение и функции почек | 1 | |
52 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим | 1 | |
53 | Значение кожи и ее строение | 1 | |
54 | Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. | 1 | |
55 | Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах | 1 | |
56 | Обобщение и систематизация знаний по темам "Обмен веществ и энергии», «Мочевыделительная система", "Кожа" | ||
Глава 10. Поведение и психика человека. Высшая нервная деятельность (7 ч) | |||
57 | Общие представления о поведении и психике человека | 1 | |
58 | Врожденные и приобретенные программы поведения. Практическая работа №16 «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма» | 1 | |
59 | Закономерности работы головного мозга | 1 | |
60 | Биологические ритмы. Сон и его значение | 1 | |
61 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы | 1 | |
62 | Воля и эмоции. Внимание Практическая работа №17 «Изучение внимания при разных условиях» | 1 | |
63 | Психологические особенности личности | 1 | |
Глава 11. Размножение и развитие (6 ч) | |||
64 | Половая система человека | 1 | |
65 | Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём | 1 | |
66 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения | 1 | |
Здоровье. Охрана здоровья человека (2ч) | |||
67 | Здоровье и образ жизни. О вреде наркогенных веществ | 1 | |
68 | Человек - часть живой природы | 1 | |
всего | 68 |
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
под редакцией В.В.Пасечника. Биология 9 класс:учеб. для общеобразоват. Организаций/ В.В. Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов, З.Г.Гапонюк; под ред. В.В.Пасечник.-9-е изд., стер.-М.: Просвещение, с.:ил.-(Линия жизни)
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Книгопечатная продукция:Биология 9 класс:учеб. для общеобразоват. Организаций/ В.В. Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов, З.Г.Гапонюк; под ред. В.В.Пасечник.-9-е изд., стер.-М.: Просвещение, с.:ил.-(Линия жизни)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/21/picture-258019-1369152044.jpg)
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/25/picture-390612-1390661995.jpg)
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/01/picture-489663-1412152158.jpg)
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-336673-1383818704.jpg)
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/13/picture-134847-1363189081.jpg)
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-332264-1421599102.jpg)
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-1302223-1609746647.jpg)
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...