практическая работа для 7 класса
план-конспект занятия по биологии (7 класс)

способы вегетативного размножения картофеля

Скачать:


Предварительный просмотр:

тема занятия:

«Вегетативное размножение картофеля как способ производства и оздоровления посадочного материала», продолжительность - 30 минут

Приветствие учителя.

Ребята, доброе утро! Желаю вам хорошего настроения, плодотворной работы, приобрести новые знания, умения, навыки, которые пригодятся в жизни.

Учитель: сегодня занятие агрокласса будет посвящено вегетативному размножению картофеля. Наша с вами цель выявить как можно больше методов вегетативного размножения картофеля, как способ производства и оздоровления посадочного материала.

Для начала давайте вспомним, что такое вегетативное размножение растений

Ответ:

Вегетативным размножением растений называется бесполое размножение растений из их вегетативных частей, то есть из фрагментов таллома, побега, листа или корня.

Учитель:

Правильно, также вегетативное размножение — это естественный способ размножения растений, при котором дочерние организмы обладают наследственными свойствами материнского растения. Вегетативное размножение также широко применяется в растениеводстве.

Скажите, пожалуйста, а почему мы говорим о вегетативном размножении, при этом на столе у каждой группы клубень картофеля?

Ответ: клубень картофеля – это видоизмененный побег.

А теперь, внимание, посмотрите на стол. Что вы видите на столе?

На столе черный ящик.

??? скажите, пожалуйста, что по вашему мнению в черном ящике?

Ответы: луковица, комнатное растение….

Правильный ответ: побег

В черном ящике лежит 8 веточек и раздается дополнительно к раздаточному материалу.

Прежде чем мы рассмотрим все возможные способа размножения картофеля, давайте с вами вспомним все доказательства во внешнем и внутреннем строении картофеля, которые свидетельствуют о том, что клубень картофеля – это видоизмененный побег.

Для этого необходимо выполнить лабораторную работу по изучению клубня картофеля. Перед вами рабочие листы, раздаточный материал – клубни картофеля. Начнем выполнение лабораторной работы.

Запишите тему, цель, оборудование.

Выполняется лабораторная работа по рабочему листу под контролем учителя

Пока выполняется работа можно проговорить, что Родина картофеля - Южная Америка. В Россию он завезен Петром I. Он насильно заставлял крестьян высаживать картофель, что вызывало настоящие картофельные бунты. Люди, по незнанию, ели ядовитые плоды-ягоды и травились. Сегодня картофель распространен по всему миру. Картофель называют « вторым хлебом».

По ходу выполнения работу дети отвечают на вопросы:

  1. Докажите, рассмотрев внешнее строение, что клубень картофеля – это видоизмененный побег.

Ответ: доказательством того, что клубень картофеля – это побег является то, что во внешнем строении он имеет боковые почки, верхушечную почку и стебель.

Перед началом выполнения практической части давайте вспомним правила техники безопасности при работе с канцелярским ножом: нельзя направлять лезвие на себя или другого человека, держать нож строго за ручку.

Разрежьте клубень картофеля поперек. Рассмотрите внутреннее строение с помощью лупы.

  1. Докажите, что клубень картофеля – это видоизменный побег.

Ответ: рассмотрев внутреннее строение, мы доказали, что клубень картофеля – это побег, так как клубень, как и стебель, имеет кору, луб, древесину и сердцевину.

Перед вами раствор йода, аккуратно капните каплю раствора на срез картофеля, что вы наблюдаете?

Ответ: изменение окраски, потемнение

  1. Что доказывает наличие синей окраски на срезе клубня картофеля?

Ответ: изменение окраски среза клубня картофеля в месте, где добавили каплю йода, свидетельствует о том, что клубень картофеля запасает органические вещества.

Учитель: мы доказали, что клубень картофеля -это видоизмененный побег. Значит для клубня картофеля возможны все способы размножения частями побега. Культурное растение картофель отличается множеством способов размножения. Каждый из них имеет свои особенности, достоинства и недостатки. Выбор агротехнических приемов зависит от условий выращивания, качества и количества посевного материала.

Все чаще отечественные экспериментаторы при возделывании картофеля применяют новые технологии, аграрные приемы и нестандартные методы.

Обычный способ размножения картофеля – посадка клубней. Этот метод относится к вегетативным и считается самым надежным и не требующим больших затрат времени и труда. Недостаток традиционного подхода – неэкономичность.

Применение альтернативных способов гарантирует хорошие урожаи и существенную экономию на посадочном материале. У картофеля практически все части пригодны к размножению и получению урожая. Главное, обеспечить необходимые для каждого способа условия.

Давайте выслушаем сообщения ребят по альтернативным способам посадки картофеля.

Ученик 1.

Деление клубней

Этот метод земледельцы применяют в случае нехватки посадочного материала или при необходимости быстро размножить нужный сорт.

Важно. Для деления используют только крупные клубни, прошедшие яровизацию – проращивание в течение 2-3 недель при температуре 18-25°С и рассеянном дневном освещении. На таком материале хорошо заметны проснувшиеся почки – «глазки». А появившиеся в процессе яровизации ростки получаются крепкими и не вытягиваются.

Отобранные клубни делят на несколько частей. На каждом фрагменте должен быть хотя бы один «глазок».

Срезы опудривают древесной золой.

Подготовленные фрагменты высаживают в почву так же, как целые клубни.

Ухаживают как за традиционными клубневыми посадками.

Из-за небольших размеров посадочного материала состояние почвы имеет особое значение. Она не должна пересыхать или покрываться коркой. Сильное переувлажнение тоже противопоказано.

Достоинства: экономия посадочного материала и получение хорошего урожая (при использовании второго способа урожайность может быть значительно выше).

Недостатки: трудозатраты выше, чем при традиционной клубневой посадке.

Ученик 2.

Размножение ростками

Используя этот способ, огородники получают ростки высокого качества. Затраченное время – примерно два месяца.

Технология: Определяют время начала проращивания материала. Для этого отсчитывают назад 60 дней от обычных сроков появления картофельных всходов. Можно ориентироваться на сроки посадки, но в этом случае требуется полностью исключить риски поздних заморозков.

Обеспечивают подходящую температуру от 12 до 15°С. При таком режиме получаются мощные ростки, способные в дальнейшем сформировать полноценный рассадный кустик.

Выгонка допускает два режима освещения: в темноте и на свету. В темноте ростки вытягиваются быстрее, но получаются тонкими и бесцветными. На свету процесс прорастания проходит медленнее, но ростковый материал формируется крепким и «коренастым». В обоих случаях жизнеспособность материала высока.

Обеспечивают необходимую влажность во избежание пересыхания точек роста. Лучший способ — разместить клубни на влажной «подушке» из толстой ткани или опилок. Требуется периодическое опрыскивание.

Пока картофель прорастает, для ростков готовят почвенную смесь. Она должна быть плодородной и рыхлой.

Ростковые почки картофеля пробуждаются неравномерно. Первыми просыпаются «глазки» на верхушечной части клубня. Готовые ростки аккуратно отделяют от клубня, слегка проворачивая их по оси. Перед посадкой рекомендуется обмакнуть нижнюю часть материала в древесную золу, обеспечивая подкормку микроэлементами и дезинфекцию. Допускается высаживать рассаду в ящики в комнатных условиях, в теплые парники, а в условиях мягкого климата – прямо в грунт, защищенный пленочным укрытием. Поливом обеспечивают необходимую влажность почвы и ее прилегание к росткам. Посадки обязательно притеняют .На приживление уйдет около недели. Затем рассада начнет расти, на ней появится зелень. Посадки приучают к открытому солнцу, убирая притенение сначала на короткое время. Через три дня рассаду можно открыть полностью. Теперь она активно наращивает зеленую массу и корни.

Через три недели крепкая рассада готова к размещению в открытом грунте. Ее высаживают на постоянное место по схеме, подходящей для конкретного сорта.

Достоинства: значительная экономия посадочного материала, высокая урожайность.

Справка. Использованные клубни можно применить для второй выгонки ростков.

Недостатки:

большие затраты времени и труда;

нарушение технологии повлечет не просто снижение урожая, а полною потерю посадочного материала.

Ученик 3.

Зелеными черенками

Размножение картофеля черенками применяется редко.

Технология:

Пророщенный картофель высаживают по традиционной схеме или немного реже. Сроки для высадки маточных клубней – на две недели раньше стандартных для региона. Как только всходы появятся, их подкармливают раствором минерального удобрения, содержащего азот, калий и фосфор. Удобрения добавляют в воду из расчета 1 ст. л. каждого на 10 л воды. Под куст вносят 200 мл раствора. При высоте всходов около 7-10 см посадки окучивают. Через две недели после первой требуется аналогичная повторная подкормка. Подросшие растения окучивают второй раз. Регулярно рыхлят и пропалывают землю. При необходимости поливают и регулируют температурный режим с помощью пленочных укрытий.

При высоте кустов 15-20 см проводят прищипку верхушек, что стимулирует выгонку будущих черенков из пазушных почек.

Черенки нарезают во время массового цветения картофеля. В этот период приживаемость выше. Для черенков лезвием срезают пазушные побеги и делят их на отрезки. На каждом сегменте должно быть целое междоузлие и лист. Черенок рекомендуется выдержать в любом биостимуляторе в течение срока, указанного на упаковке конкретного препарата. Этот прием сократит период образования корней. Полученный материал высаживают по традиционной схеме, поливают и притеняют на первые дни. Уход обычный.

Достоинства:

значительная экономия посадочного материала;

возможность быстро получить семенной материал для размножения редкого или понравившегося сорта.

Внимание. Величина урожая будет зависеть от сроков укоренения и условий выращивания.

Недостатки:

значительные трудозатраты;

получение в первый год только мелкого (семенного) картофеля.

Ученик 4.

«Глазками»

Каждый глазок – это почка, которая, в хороших условиях, даст куст, способный дать клубни. Для выращивания нового растения хватит даже одного «глазка» с небольшим кусочком прилегающей ткани. В результате получается двойная экономия: продукт используется для питания, а отходы – для размножения.

Технология:

За неделю-две до стандартных для региона сроков посадки приступают к подготовке материала. Дезинфицируют нож с узким лезвием. Вырезают «глазок», захватывая прилегающую ткань. Глубина выемки не более 1 см. Вырезанные почки раскладывают на бумажном полотенце и выдерживают в течение недели. Температурный режим – в пределах 18-22°С. Регулярно в меру увлажняют материал. В этот период поверхность среза должна загрубеть в процессе опробковения. Начинают отрастать корешки и появляться проростки. Ежедневно в течение 2 часов прогревают материал при температуре 40°С. Этот прием уничтожит любую инфекцию и грибок. Высаживают подготовленные «глазки» в обычные сроки, переждав угрозу поздних заморозков. Глубина посадки определяется небольшим размером материала и составляет примерно 4 см. Схема стандартная при выращивании культуры. Особенности ухода на этом этапе заключаются в соблюдении водного режима. Нельзя допускать пересыхания почвы, так как корешки еще очень малы. После того, как кустики окрепнут, можно применять любую технологию выращивания.

Достоинства: самые низкие затраты материала.

Справка. При хорошем уходе урожай от одного растения, полученного в результате проращивания «глазка», может составлять около 2 кг.

Недостатки: требуется особое внимание в первое время после посадки в открытый грунт.

Ученик 5.

Кожурой

Как и предыдущий, этот способ не требует расхода клубней. Рассаду выращивают из заготовленной и пророщенной кожуры.

Технология: Весной, примерно за 1-2 месяца до стандартных сроков появления картофельных всходов начинают собирать и готовить посадочный материал. Кожура для рассады должна иметь неповрежденные «глазки». Хранят очистки в прохладном светлом помещении. Располагают кожуру рядами, выкладывая по мере накопления на влажные опилки, торф или почву, засыпанные в ящики. Разложенные очистки засыпают слоем опилок или другого субстрата толщиной 2-3 см. Субстрат поддерживают в умеренно влажном состоянии. Ростки проклюнутся через три недели. При высоте в 6 см ростки уже имеют достаточно развитые корни. Рассаду высаживают в открытый грунт по любой понравившейся схеме. Уход за посадками – обычный, как за традиционными клубневыми.

Достоинства: низкие затраты материала.

Недостатки: необходимо организовать место для размещения посадок.

Учитель: не забудьте заполнить схему по способам вегетативного размножения картофеля.

Ученики заполняют схему.

Учитель: скажите, пожалуйста, какой метод размножения картофеля вы можете привести в пример, как наиболее возможный в условиях лабораторной работы?

Ответ: наиболее возможный метод для нас – это метод деление клубня.

Учитель: верно, давайте попробуем подготовить посадочный материал и высадим части побега в подготовленный грунт.

Клубни картофеля подготовлены, прошли яровизацию – проращивание в течение 2-3 недель при температуре 18-25°С и рассеянном дневном освещении. На таком материале хорошо заметны проснувшиеся почки – «глазки». А появившиеся в процессе яровизации ростки получаются крепкими и не вытягиваются.

Делим отобранные клубни несколько частей. На каждом фрагменте должен быть хотя бы один «глазок». Подготовленные фрагменты высаживают в почву так же, как целые клубни.

Ухаживают как за традиционными клубневыми посадками.

И в заключение практической части нашего занятия, давайте сделаем вывод для чего необходимо изучать столько разных методов размножения картофеля?

Ответ: Способность картофеля размножаться с помощью различных частей растения позволяет получить богатый урожай при небольших затратах, быстро размножить полюбившийся сорт, восполнить недостаток посевного материала.

Ответ: Разнообразие агротехнических приемов и их неожиданные комбинации делают процесс живым и увлекательным, а результат – весомым.

Ответ: Понравившийся сорт картофеля можно быстро размножить, имея для этого всего несколько клубней. Цель ускоренного размножения - получить от каждого клубня наибольшее количество кустов, а от каждого растения как можно больше семенных клубней.

Учитель: Тамбовский картофель – это бренд, известный всей России. В Тамбовской области очень развито картофелеводство. Богатый ассортимент картофеля выращивают в личных подсобных хозяйствах и сельскохозяйственных предприятиях. Разнообразные методы вегетативного размножения имеют практическое значение для отрасли. Это возможность получить урожай при небольших затратах, быстро размножить сортовой и элитный картофель, восполнить недостаток посадочного материала. Часто картофель - это монокультура, которая возделывается на одной и той же площади и накапливает болезни и вредителей. Агротехнические приемы позволяют оздоровить посадочный материал.

Учитель: ребята скажите, пожалуйста, где в жизни Вам пригодиться могут знания, полученные на сегодняшнем занятии?

Ответ: на уроках биологии, при приготовлении пищи, при выращивании картофеля на приусадебном участке, ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Учитель: В растениеводстве существует огромное множество различных профессий и специальностей, связанных с выращиванием разных видов растений. Давайте с Вами рассмотрим некоторые из них и подумаем, какие профессии могут быть отнесены к профессиям, связанным с выращиваем картофеля. Перед вами на столе рабочая карточка с профессиями, отметьте любым знаком те, профессии, которые на ваш взгляд связаны с выращиванием картофеля.

Мы рассмотрим лишь самые массовые профессии в России:

  • агроном,
  • семеновод,
  • тракторист/комбайнер,
  • слесарь по ремонту сельхозмашин,
  • инженер-мелиоратор,
  • почвовед,
  • агрохимик.

Текст у детей.

Агроном — главный человек на сельхозпредприятии в вопросах технологии выращивания растений. Он отвечает за организацию производства всех культур, разрабатывает систему севооборота, внесения удобрений и применения других агротехнических приемов. В его обязанности входит составление карт возделывания культур, планов выполнения работ.

Семеновод занимается подготовкой семян к посеву, обрабатывает их специальными химикатами для борьбы с болезнями и насекомыми. Также в обязанности семеновода входит уход за растениями, руководство работами по обмолоту, очистке и сушке семян.

Трактористы выполняют значительную часть полевых работ в современном растениеводстве, управляя колесными и гусеничными тракторами с навесным оборудованием. В круг должностных обязанностей тракториста входит вспашка и культивация полей, посевные работы, внесение удобрений, разбрызгивание ядохимикатов, выполнение других работ в поле.

Слесарь по ремонту сельхозтехники и машин не участвует непосредственно в производстве продукции растениеводства. Тем не менее, ни одно серьезное растениеводческое хозяйство не может обойтись без одного или нескольких таких специалистов.

Инженер-мелиоратор отвечает за подготовку полей к орошению, под его руководством ведется обслуживание дождевальных установок.

Почвовед исследует характеристики грунтов на полях растениеводческого хозяйства, определяет естественные процессы, влияющие на состояние почвы, готовит рекомендации касательно использования тех или иных участков поля (какие культуры лучше выращивать, как повысить плодородие, как лучше бороться с эрозией и т.д.)

Агрохимик руководит проведением мероприятий по повышению урожайности сельхозкультур, под его началом агрохимическая лаборатория хозяйства определяет оптимальные для данной местности сорта растений и систему внесения удобрений. От него требуется знание общебиологических дисциплин, химии, основ селекции и семеноводства.


Рефлексия.

Перед вами на доске цитаты …………………………..

На лето может быть задание для агрокласса

Изучить метод размножения картофеля глазками и выяснить поможет ли он решить проблему снижения затрат на выращивание картофеля.

Цель: Изучение метода размножения картофеля глазками с целью снижения себестоимости продукта.

Задачи:

1) Изучить особенности выращивания картофеля.

2) Изучить сортовой ассортимент культуры картофеля.

3) Провести эксперимент размножения картофеля глазками.

4) Рассчитать себестоимость выращивания картофеля различными. методами.



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 5

«Изучение строения клубня картофеля. Вегетативное размножение картофеля как способ производства и оздоровления посадочного материала»

Цель: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы.

У растений наряду с типичными побегами часто развиваются видоизмененные побеги, выполняющие особые функции (запасание питательных веществ, перенесение неблагоприятных условий и вегетативное размножение и др.)

Клубень — это разрастание на конце длинного подземного побега, называемого столоном. На поверхности клубня находятся почки, так называемые глазки, из которых в дальнейшем могут развиться новые побеги.

Примеры растений, образующих клубни: картофель, топинамбур.

Picture 8

Рисунок 1. Клубень картофеля

Задания:

1. Рассмотрите клубень картофеля.

Обозначьте на рисунке:

  1. Верхушечную почку
  2. Боковую почку
  3. Стебель
  4. Столон

2. Рассмотрите поперечный срез картофеля, зарисуйте, подпишите все части

Подпишите:

1. Кора, 2. Луб, 3. Древесина, 4. Сердцевина

3. Опишите, что происходит, если на поперечный срез клубня капнуть раствором йода. Почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

#1054;ткуда органические вещества поступают в клубень?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Применив сведения, полученные из сообщений заполните схему.

Какие методы можно применить к картофелю?

Составьте схему по способам вегетативного размножения картофеля на основе сообщений одноклассников.


Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В выводе ответьте на вопросы:

  1. Для чего разрабатывают методы разные методы размножения картофеля.
  2. Каким образом эти методы могут повлиять на развитие сельского хозяйства.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа в классе. Тема План и карта.

Практическая направленность в географии, при всех изменениях ( сокращением часов  в 6 классе) должна обязательно присутствовать на уроках. Тема План и Карта - самая важная в курсе землеведе...

Практические работы 8 класс. Линия учебников " Полярная звезда"

Предлагаю методическую разработку практических работ для 8 класса по теме " Россия в мире"....

Практические работы 6 класс, СФЕРА №1-8

Разработки  практических работ...

Практические работы, 6 класс, СФЕРА, №9-10

Методические разработки практических работ...

Практические работы 9 класс (базовый уровень)

Документ содержит 21 оценочную практическую работу (класссные, домашние)....

Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений). Практическая работа 6 класс (ФГОС)

Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений). Практическая работа 6 класс (ФГОС)АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ Н...

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6 класс. Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6 классРабота с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений)....