Дополнительная общеобразовательная программа Естественнонаучной направленности "Ботаника и зоология"
рабочая программа по биологии

Михайлютенко Наталья Викторовна

Срок реализации программы 1 год.Данная программа предназначена для учащихся ,интересующихся исследовательской и проектной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon botanika_i_zoologiya_2023-2024.doc288.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление Администрации по образованию и делам молодежи

Благовещенского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Яготинская средняя общеобразовательная школа»

Благовещенского района Алтайского края

     РАССМОТРЕНО

методическим объединением

учителей естественнонаучного цикла

Руководитель ____________         Т. А. Белолюбская

Протокол № _______

от «___» ___________ 2023 г.

     СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

_________ О. Н. Березова

«___» _____________ 2023 г.

    УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________ Г. И. Фридель

Приказ №_______

от «___» ___________ 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «БОТАНИКА И ЗООЛОГИЯ»

Возраст обучающихся: 11  14 лет (5-8 класс)

Срок реализации программы: 1 год

                 Разработчик программы:

                                                                                  коллектив учителей

Яготино — 2023

СОДЕРЖАНИЕ

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы                                                                                   3

1.1.Пояснительная записка                                                                                            3

1.2. Цели и задачи программы                                                                                       4

1.2. Содержание программы                                                                                          6

1.3. Учебный план                                                                                                           6

1.4. Ожидаемые результаты                                                                                          11

2. Комплекс организационно - педагогических условий                                           12

2.1. Календарный учебный график                                                                               12

2.2. Условия реализации программы                                                                            18

2.3. Формы аттестации                                                                                                   18

2.4. Оценочные материалы                                                                                            19

2.5. Методические материалы                                                                                       19

2.6.  Формы контроля                                                                                                     19

Список информационных источников                                                                          20

Приложение                                                                                                                     21

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной

общеразвивающей программы

  1. Пояснительная записка

Актуальность. Целостное познание живой природы тесно связано с развитием биологии, в частности с детальным и углубленным изучением отдельных структур и организмов. Подрастающее поколение формирует особый социальный заказ повышения биологической грамотности посредством использования новейших технологий и научных достижений.

Применение микроскопической техники открывает для ребенка многогранность и глубину окружающего мира, формируя абсолютно новые мироощущение и мировосприятие. Микроскопическая техника в современное время, когда биология решает многие практические задачи, а ее значимость возрастает с каждым годом, является важнейшим методологическим фундаментом для планирования и практического выполнения различных медико-биологических исследований и экспериментов в периоды школьного обучения, профессионального определения или выбора специальности подрастающего поколения.

Новизна программы. Для детей 11-14 лет систематизированы исследовательские методики в области биологии и предложены в виде образовательного цикла микроскопической техники. Конкретизированы данные по методу микроскопии в отношении применения к различным биологическим объектам. Впервые на примере микроскопических методов показана научная целесообразность и ценность исследований.

Уровень сложности.

Базовый.

Организация обучения по программе опирается на нормативно-правовые документы:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р).

Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.  СанПиН 2.4.3648-20», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.

Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».

Устав МБОУ «Яготинская средняя общеобразовательная школа» и другие локальные акты центра.

Программа составлена коллективом педагогов МБОУ «Яготинская средняя общеобразовательная школа» в составе: Березова О. Н., Зрюева О. В., Михайлютенко Н. В.

Направленность: естественнонаучная.

Адресат программы: учащиеся 11-14 лет.  Данный этап формирования ребенка характеризуется закладкой основ моральных, этических принципов и социальных установок, происходит развитие навыков логической мыслительной деятельности, затем теоретического мышления, формируется логическая память. Также активно созревают творческие способности, и вырабатывается индивидуальная манера деятельности, которая находит свое отображение в стиле мыслительной деятельности.

Срок и объем освоения программы: 1 года обучения, 34 педагогических часов.

Форма обучения: очная (с использованием дистанционных технологий)

Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные по 10-15 человек.

Режим занятий: 1раз в неделю по 1 часу – 34 часов в год.

Язык, на котором осуществляется образовательная деятельность – государственный язык Российской Федерации – русский.

Сведения об обеспечении образовательных прав и обязанностей обучающихся:

- обучающиеся имеют право выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогом в рамках программы;

- обучающиеся имеют право принимать участие в массовые мероприятия МБОУ ЯСОШ, в том числе для создания условий для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей);

- дети с ОВЗ имеют право обучаться по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития.

1.2. Цель, задачи

Целью данной программы является углубление, расширение и систематизация знаний обучающихся, развитие у них биологического мышления и интереса к самостоятельному изучению биологических наук, подготовка к участию в олимпиадах по биологии и экологии.

Задачи:

Предметные:

  • углубление и расширение знаний обучающихся по следующим разделам: ботаника, физиология растений, зоология, экология.

  • овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;

  • роводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • изучение роли растений и животных в масштабе планеты и жизни человека;

  • развитие интереса к биологии, способствование выбору учащимися путей дальнейшего продолжения биологического или естественнонаучного образования.

Метапредметные

- формирование мотивации к исследованию и познанию окружающей среды;

- развитие самостоятельности и ответственного отношения к исследовательской деятельности и работе в лабораторных условиях;

- развитие алгоритмичного и аккуратного подхода к данному виду деятельности.

Личностные

-приобщение к гуманному отношению к окружающей среде и ценностному подходу к научному знанию;

-воспитание культуры делового, научного и межличностного общения и поведения в обществе, в общественной среде;

-расширение и углубление гигиенических, в частности, санитарных знаний и навыков.

1.3. Содержание программы

Учебный план

Название раздела и темы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

1

1

-

Обсуждение

2

Ботаника – наука о растениях.

4

2

2

Практическая работа

3

Разнообразие растений.

6

3

3

Практическая работа

4

Царство Грибы. Царство Бактерии.

3

1

2

Практическая работа

5

Физиология растений.

5

2

3

Практическая работа

6

Зоология – наука о животных.

10

5

5

Практическая работа

7

Лабораторный практикум.

4

1

3

Практическая работа

8

Подведение итогов

1

-

1

Деловая игра

Всего

34

15

19

Содержание учебного плана

Введение

Теория.  Знакомство с учащимися, ознакомление их с центром, планом работы, учебными объектами, правилами ТБ и ПБ.

История биологии как науки. Основные направления. Значение науки биологии в жизни человека. Происхождение жизни на Земле. Подразделение природы на живое и неживое. Границы жизни.

История создания микроскопа. Знакомство с лабораторной (химической) посудой, строением микроскопа.

Практика.

Лабораторная работа № 1. Строение микроскопа. Работа с фиксированными препаратами.

ТЕМА 1. Ботаника- наука о растениях

Теория.  История ботаники как науки.  Общая характеристика царства растений.

Иерархическое строение царства Растения.  Особенности растительного организма.

Значение растений в природе и в жизни человека.

Строение клетки. Строение органоидов и органелл. Строение клеточной мембраны и клеточной стенки. Клеточное ядро. Прокариоты и эукариоты. Явления плазмолиза и деплазмолиза. Понятие о тканях. Типы растительных тканей, их функции. Меристемы. Покровные ткани: эпидерма, перидерма, корка. Механические ткани: колленхима, склеренхима, склереиды. Проводящие ткани: ксилема, флоэма. Хлоренхима. Запасающие ткани. Аэренхима. Выделительные ткани. Понятие вегетативного органа. Основные вегетативные органы: корень, стебель, почка, лист. Понятие о корне, классификация корней и корневых систем. Строение и видоизменения корня.

Стебель – как осевой орган растения. Строение и выполняемые функции. Типы нарастания и ветвления побегов. Формы поперечного сечения стебля. Видоизменение стебля: подземные (корневища, клубни, луковицы); надземные (усы, сочные побеги у стеблевых суккулентов, колючки, филлокладии, усики).

Классификация почек по строению, расположению на побеге. Строение листа. Типы листовой пластинки. Понятие о столбчатой и губчатой ткани. Функции листа. Устьица и их функции. Видоизменение листа.

Строение типичного цветка. Строение околоцветника. Симметрия венчика: актиноморфные, зигоморфные, ассиметричные цветки. Андроцей. Гинецей (апокарпный, ценокарпный). Формулы цветков. Диаграммы цветков. Двудомные и однодомные растения.

Опыление растений и его разновидности. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Строение плода. Типы плодов по строению околоплодника. Классификация плодов по типу гинецея. Строение семени. Типы распространения семян.

Практика.

Лабораторная работа № 2. Изучение строения растительной клетки кожицы лука (традесканции) под микроскопом. Явления плазмолиза и деплазмолиза.

Лабораторная работа № 3. Изучение строения корня. Типы корневых систем. Видоизменение корней.

Лабораторная работа № 4. Морфология и анатомия стебля.

Лабораторная работа № 5. Морфология и анатомия почек и листа.

Лабораторная работа № 6. Изучение генеративных органов покрытосеменных.

Подведение итогов: решение тестовых заданий, кроссвордов.

ТЕМА 2. Разнообразие растений 

Теория. Классификация растений. Бинарная номенклатура. Разнообразие растений разных климатических условий.

Одноклеточные Водоросли. Отделы Сине-зеленые водоросли; Зеленые водоросли; Диатомовые водоросли; Бурые водоросли; Красные водоросли. Общая характеристика, систематика, значение в природе и для человека.

Особенности строения, размножение, систематика, значение. Классы: Печеночные мхи, Листостебельные мхи. Порядки Зеленые мхи, Сфагновые мхи.

Особенности строения плаунов, размножение, систематика, роль в природе и в жизни человека.

Особенности строения хвощей, размножение, систематика, значение.

Особенности строения папоротниковидных растений, размножение, систематика, значение. Папоротниковидные Крыма.

Строение, размножение, экология, систематика, значение в природе, и в жизни человека Голосеменных. Классы Саговниковые, Гинкговые, Хвойные, Гнетовые.

Общая характеристика покрытосеменных растений. Отличительные черты Покрытосеменных и Голосеменных растений. Систематика. Покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, отличительные признаки.

Подведение итогов. Брейн-ринг «Ботаника. Разнообразие растений».

Практика.

Лабораторная работа № 7. Изучение разнообразия водорослей.

Лабораторная работа № 8. Изучение строения и размножения высших споровых растений.

Лабораторная работа № 9. Изучение голосеменных растений.

Лабораторная работа № 10. Изучение признаков разнообразных семейств покрытосеменных растений.

Лабораторная работа № 11. Работа с определителем растений Крыма.

ТЕМА 3. Царство-грибы. Царство- бактерии.

Теория. Строение, размножение и экология. Систематика. Грибы-сапрофиты и паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Охраняемые грибы Крыма. Роль грибов в природе и в жизни человека. Лишайники. Накипные, листоватые и кустистые лишайники. Строение лишайников.

Понятие о микробиологии. Общая характеристика. Форма бактерий, строение. Типы движения, размножение, метаболизм. Экология бактерий. Значение бактерий в природе, сельском хозяйстве, медицине, промышленности. Опасные бактерии. Понятие о санитарной микробиологии.

Практика.

Лабораторная работа № 12. Изучение строения и процессов жизнедеятельности грибов и лишайников.

Лабораторная работа № 13. Изучение разнообразия бактерий.

ТЕМА 4. Основы физиологии

Теория. Типы питания растений (минеральное, органическое, водное, воздушное, растения-хищники, растения-паразиты). Роль различных микроэлементов в жизнедеятельности растительных организмов, удобрения.

Признаки нехватки некоторых элементов питания. Корень – как основной орган поглощения воды и ионов.

Понятие о фотосинтезе. Лист – как орган фотосинтеза. Хлорофилл и другие пигменты листа. Роль фотосинтеза на планете.

Понятие о дыхании растений. Транспирация. Значение дыхания и транспирации для растений. Лист – как основной орган транспирации.

Типы размножения. Значение разных видов размножения для жизнедеятельности растений. Размножение листовыми и стеблевыми черенками, корневыми отпрысками, выводковыми почками, луковицами, клубнями, усами. Выращивание растений invitro. Понятие о движении растений. Тропизмы, настии и таксисы. Фотопериодизм. Подведение итогов. Брейн-ринг «Физиология растений»

Практика.

Лабораторная работа № 14. Заложения опыта повыращиванию семян пшеницы на разных субстратах (водной культуре, почве, дистиллированной воде). Опыт «Окрашивание цветка».

Лабораторная работа № 15. Подведение итогов опыта Л. Р. № 14. Заложение опыта «образование крахмала в листьях растений».

Лабораторная работа № 16. Результаты опыта Л. Р. № 15. Опыт «Могут ли растения дышать?» Заложение опыта Л.Р. № 17.

Лабораторная        работа        № 17.        Размножение        растений        вегетативным        способом.

Заложение опыта Л. Р. №18.

Лабораторная работа № 18. Изучение фототаксических движений различных растений. Результаты опыта.

ТЕМА 5. Зоология- наука о животных

Теория. История зоологии как науки. Царство животные. Черты сходства и различия животных и растений. Систематика. Значение зоологии в жизни человека. Понятие о теплокровных и холоднокровных животных. Работа с тестовыми заданиями. Сходство и различия растительной и животной клетки. Строение органоидов.

Строение клеточной мембраны. Понятие гликокаликса.

Общая характеристика тканей. Строение и функции разных типов тканей. Понятие об органе и системах органов, их классификация и функции.

Общая характеристика простейших. Особенности жизнедеятельности. Значение в природе и жизни человека.

Общая характеристика многоклеточных животных. Понятие о позвоночных и беспозвоночных животных. Тип Губки. Тип Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе.

Общая характеристика плоских червей. Систематика. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе и в жизни человека.

Патогенез. Меры предупреждения от заражения. Циклы развития. Понятие о промежуточном и окончательном хозяине.

Общая характеристика круглых и кольчатых червей. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе и в жизни человека. Систематика Меры предупреждения от заражения. Общая характеристика. Систематика. Особенности строения и жизнедеятельности. Анатомия дождевого червя.

Общая характеристика типа Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности. Систематика: Класс Ракообразные, класс Паукообразные, класс Насекомые. Роль в природе и жизни человека.

Общая характеристика типа Моллюски. Систематика: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе.

Общая характеристика типа Иглокожие. Особенности строения и жизнедеятельности.

Роль в природе.

Общая характеристика типа Хордовые. Систематика:класс Рыбы, класс Земноводные, класс Пресмыкающиеся, класс Птицы, класс Млекопитающие. Особенности строения и

жизнедеятельности ланцетника, среда его обитания. Роль хордовых животных в природе.

Класс Хрящевые рыбы, класс Костные рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе, хозяйственное значение. Искусственное разведение рыб. Аквариум – как искусственная экосистема. Редкие и древние виды.

Общая характеристика класса Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе. Редкие виды. Земноводные Алтайского края. Общая характеристика класса пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе. Редкие виды. Пресмыкающиеся Алтайского края. Общая характеристика класса Птицы. Особенности строения и жизнедеятельности. Особенности размножения и формирования яйца. Сезонные явления в жизни птиц. Роль в природе и в жизнедеятельности человека. Искусственное разведение птиц. Птицеводство. Редкие виды Алтайского края.

Общая характеристика класса Млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности. Размножение и забота о потомстве. Систематическое положение человека. Роль в природе и в жизни человека. Редкие и охраняемые виды Алтайского края.

Систематика млекопитающих: отряд Яйцекладущие, отряд Сумчатые, отряд Насекомоядные, отряд Рукокрылые, отряд Приматы, отряд Зайцеобразные, отряд Грызуны, отряд Китообразные, отряд Хищные, отряд Ластоногие, отряд Непарнокопытные, отряд Парнокопытные. Понятие об атавизмах и рудиментах. Теория эволюции Дарвина.

Понятие о породах. Селекция. Животноводство. Сельскохозяйственные животные, искусственное разведение. Происхождение домашних животных.

Практика.

Лабораторная работа № 19. Изучение строения клетки животных.

 Лабораторная работа № 20. Изучение строения простейших животных. 

Лабораторная работа № 21. Изучение особенностей кишечнополостных животных на примере гидры.

Лабораторная работа № 22. Изучение анатомии и морфологии плоских, круглых и кольчатых червей.

Лабораторная работа № 23. Сравнение представителей классов Ракообразные, Паукообразные и Насекомые.

Лабораторная работа № 24. Изучение представителей класса Насекомые. 

Лабораторная работа № 25. Изучение строения различных классов типа Моллюски. Лабораторная работа № 26. Изучение внешнего и внутреннего строения рыб. Лабораторная работа № 27.Изучение внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки.

Лабораторная работа № 28. Изучение строения пресмыкающихся.

Лабораторная работа № 29. Изучение внешнего и внутреннего строения птиц. Лабораторная работа № 30. Изучение представителей семейств класса «Птицы». Лабораторная работа № 31. Изучение внешнего и внутреннего строения тела млекопитающих.

ТЕМА 6. Лабораторный

Теория.  Микроскопия. Изучение клеток растений. Методика приготовления временных микропрепаратов различных органов растений.

Изучение микробиоты реки. Экскурсия. Выращивание инфузорий и других простейших на различных питательных средах.

Красная книга Алтайского края. Изучение редких животных и растений.

Практика.

Изучение клеток растений. Методика приготовления временных микропрепаратов различных органов растений.

ТЕМА 7. Подведение итогов

Определение результатов обучения по программе путем тестирования устного опроса.

        Предметные результаты:

Знания:

–строение клетки растений, животных, грибов и бактерий, черты их различия и сходства; строение тканей растений и животных;

–строение вегетативных и генеративных органов растения, их анатомию, морфологию

  • физиологию; анатомию, морфологию и физиологию животных, особенности строения и функционирования основных систем органов в сравнительном плане;

–основные жизненные формы растений; систематику растительных организмов, особенности и жизненные циклы основных групп растений;

–систематику животных, особенности строения и размножения представителей разных классов и семейств; содержание, кормление, разведение домашних животных;

–заболевания, вызываемые болезнетворными бактериями и паразитами, правила их профилактики и меры борьбы с ними; ядовитые грибы и растения Крыма;

–роль растений, грибов, бактерий и животных в природе и жизни человека; –приспособленность организмов к среде обитания;

–основные законы об охране представителей растительного и животного мира, а также виды, занесенные в Красную книгу.

Умения и навыки:

–использовать ботанические и зоологические термины;

–работать с микроскопической техникой; делать временные микропрепараты; работать с постоянными микропрепаратами;

–ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; –проводить самостоятельный поиск биологической информации;

–работать с таблицами и схемами;

–пропагандировать общечеловеческие ценности, гуманное отношение к природе. Данная программа может быть адаптирована для учащихся с ОВЗ (с нарушением зрения, слуха, речи и опорно-двигательного аппарата).

1.4. Ожидаемые результаты

Предметными результатами освоения программы являются:

- сформированность системы представлений о современном уровне развития технологий в области боологии;

- уметь выбирать корректные методы (методики) при работе с различными биологическими объектами.

Метапредметными результатами освоения программы являются компетенции:

- учебно-познавательная, которая выражается в формировании навыков целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки деятельности, критического мышления, наблюдения и анализа во время практических работ, обработки материала, интерпретации результатов исследований;

 - коммуникативная: познавательные действия обучающихся и их мотивационные составляющие (умение высказываться и принимать высказывания других, формулировать проблему, вопрос, осуществлять поиск информации, анализировать и сравнивать ее, перерабатывать данные и моделировать новый продукт и т.д.); умение выдвигать предположения и формулировать биологические проблемы; навык подготовки сообщений по результатам наблюдений, изучения печатных источников; умение представлять результаты своей исследовательской и проектной  работы устно и письменно; сформировано видение командной работы, как эффективной технологии успешной проектно-исследовательской деятельности;

- информационная: умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; оформлять результаты поисковой работы в форме коллекций, описания, таблиц, выполнения рисунков, фотографий и т.п.; устанавливать причинноследственных зависимостей (делать оценку, прогнозировать, проектировать).

Результатом личностного развития станет:

- ценностно-смысловая компетентность (гуманное отношение к окружающей среде, ценностный подход к научному знанию; умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к экологической ситуации в Алтайском крае);

- стремление к личностному самосовершенствованию (потребность в самообразовании, самовоспитании);

- способность к творческой деятельности;

- социально-трудовая и общекультурная компетентность (сформированные качества для взаимодействия с обществом, успешного самоутверждения и последующей трудовой деятельности);

- развитая культура делового, научного и межличностного общения, поведения в

 обществе, в социуме.

  1. Комплекс организационно педагогических условий

2.1. Календарный учебный график, план

Этапы образовательной деятельности

Начало учебного года

1 сентября

Продолжительность учебного года

34 недели

Количество учебных часов

34

Продолжительность занятия

40 минут

Окончание учебного года

31 мая

Сроки промежуточного контроля

15-25 мая

Сроки итогового контроля (при наличии)

26-31 мая

Календарно- тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

по плану

Дата

по факту

  1. ВВЕДЕНИЕ

(1 час: 1 ч. – теория, 0 ч. – практика)

1

Знакомство с учащимися, ознакомление их с центром, планом работы, учебными объектами, правилами ТБ и ПБ.

0,5

История создания микроскопа. Знакомство с лабораторной (химической) посудой, строением микроскопа. Лабораторная работа № 1. Строение микроскопа. Работа с фиксированными препаратами.

0,5

Тема 1.  БОТАНИКА – НАУКА О РАСТЕНИЯХ (4 часа: 2 ч. – теория, 2 ч. – практика)

2

История ботаники как науки.  Общая характеристика царства растений.

Иерархическое строение царства Растения.  Особенности растительного организма.

Значение растений в природе и в жизни человека.

0,5

3

Строение клетки. Строение органоидов и органелл. Строение клеточной мембраны и клеточной стенки. Клеточное ядро. Прокариоты и эукариоты. Явления плазмолиза и деплазмолиза. Лабораторная работа № 2. Изучение строения растительной клетки кожицы лука (традесканции) под микроскопом. Явления плазмолиза и деплазмолиза.

0,5

Понятие о тканях. Типы растительных тканей, их функции. Меристемы. Покровные ткани: эпидерма, перидерма, корка. Механические ткани: колленхима, склеренхима, склереиды. Проводящие ткани: ксилема, флоэма. Хлоренхима. Запасающие ткани. Аэренхима. Выделительные ткани.

0,5

4

Понятие вегетативного органа. Основные вегетативные органы: корень, стебель, почка, лист. Понятие о корне, классификация корней и корневых систем. Строение и видоизменения корня. Стебель – как осевой орган растения. Строение и выполняемые функции. Типы нарастания и ветвления побегов. Видоизменение стебля: подземные (корневища, клубни, луковицы); надземные (усы, сочные побеги у стеблевых суккулентов, колючки, филлокладии, усики). Лабораторная работа № 3. Изучение строения корня. Типы корневых систем. Видоизменение корней. Лабораторная работа № 4. Морфология и анатомия стебля.

0,5

Классификация почек по строению, расположению на побеге. Строение листа. Типы листовой пластинки. Понятие о столбчатой и губчатой ткани. Функции листа. Устьица и их функции. Видоизменение листа. Лабораторная работа № 5. Морфология и анатомия почек и листа.

0,5

5

Строение типичного цветка. Строение околоцветника. Симметрия венчика: актиноморфные, зигоморфные, ассиметричные цветки. Андроцей. Гинецей (апокарпный, ценокарпный). Формулы цветков. Диаграммы цветков. Двудомные и однодомные растения. Лабораторная работа № 6. Изучение генеративных органов покрытосеменных.

0,5

Опыление растений и его разновидности. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Строение плода. Типы плодов по строению околоплодника. Классификация плодов по типу гинецея. Строение семени. Типы распространения семян.

0,5

Тема 2.  РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ (6 ч.: 3 ч. – теория, 3 ч. – практика)

6

Классификация растений. Бинарная номенклатура. Разнообразие растений разных климатических условий. 

0,5

Одноклеточные Водоросли. Отделы Сине-зеленые водоросли; Зеленые водоросли; Диатомовые водоросли; Бурые водоросли; Красные водоросли. Общая характеристика, систематика, значение в природе и для человека. 

Лабораторная работа № 7. Изучение разнообразия водорослей.

0,5

7

Одноклеточные Водоросли. Отделы Сине-зеленые водоросли; Зеленые водоросли; Диатомовые водоросли; Бурые водоросли; Красные водоросли. Общая характеристика, систематика, значение в природе и для человека.

0,5

Особенности строения, размножение, систематика, значение. Классы: Печеночные мхи, Листостебельные мхи. Порядки Зеленые мхи, Сфагновые мхи.

0,5

8

Особенности строения, размножение, систематика, значение. Классы: Печеночные мхи, Листостебельные мхи. Порядки Зеленые мхи, Сфагновые мхи. Лабораторная работа № 8. Изучение строения и размножения высших споровых растений.

0,5

Особенности строения плаунов, размножение, систематика, роль в природе и в жизни человека.

0,5

9

Особенности строения хвощей, размножение, систематика, значение.

0,5

Особенности строения папоротниковидных растений, размножение, систематика, значение.

0,5

10

Голосеменные: строение, размножение, экология, систематика, значение в природе, и в жизни человека. Классы Саговниковые, Гинкговые, Хвойные, Гнетовые. Лабораторная работа № 9. Изучение голосеменных растений.

0,5

Общая характеристика покрытосеменных растений. Отличительные черты Покрытосеменных и Голосеменных растений. Систематика. Покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, отличительные признаки. Редкие растения Алтайского края. 

Лабораторная работа № 10. Изучение признаков разнообразных семейств покрытосеменных растений.

0,5

11

Общая характеристика покрытосеменных растений. Отличительные черты Покрытосеменных и Голосеменных растений. Систематика. Покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, отличительные признаки. Редкие растения Алтайского края. 

Лабораторная работа № 11. Работа с определителем растений Алтайского края.

0,5

Брейн-ринг «Ботаника. Разнообразие растений».

0,5

Тема 3.  ЦАРСТВО – ГРИБЫ. ЦАРСТВО – БАКТЕРИИ (3 часа: 1 ч. – теория, 2 ч. – практика)

12

Строение, размножение и экология. Систематика. Грибы-сапрофиты и паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека.

0,5

Строение, размножение и экология. Систематика. Грибы-сапрофиты и паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека.

0,5

13

Лишайники. Накипные, листоватые и кустистые лишайники. Строение лишайников.

0,5

Лишайники. Накипные, листоватые и кустистые лишайники. Строение лишайников. 

Лабораторная работа № 12. Изучение строения и процессов жизнедеятельности грибов и лишайников.

0,5

14

Понятие о микробиологии. Общая характеристика. Форма бактерий, строение. Типы движения, размножение, метаболизм. 

Лабораторная работа № 13. Изучение разнообразия бактерий.

0,5

Экология бактерий. Значение бактерий в природе, сельском хозяйстве, медицине, промышленности. Опасные бактерии. Понятие о санитарной микробиологии.

0,5

Тема 4.  ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ РАСТЕНИЙ (5 часов: 2 ч. – теория, 3 ч. – практика)

15

Типы питания растений (минеральное, органическое, водное, воздушное, растения-хищники, растения-паразиты). Роль различных микроэлементов в жизнедеятельности растительных организмов, удобрения.

0,5

Признаки нехватки некоторых элементов питания. Корень – как основной орган поглощения воды и ионов.

0,5

16

Понятие о фотосинтезе. Лист – как орган фотосинтеза. Хлорофилл и другие пигменты листа. Роль фотосинтеза на планете.

0,5

Понятие о дыхании растений. Транспирация. Значение дыхания и транспирации для растений. Лист – как основной орган транспирации. Лабораторная работа № 16. Результаты опыта Л. Р. № 15. Опыт «Могут ли растения дышать?» Заложение опыта Л.Р. № 17.

0,5

17

Лабораторная работа № 14. Заложения опыта по выращиванию семян пшеницы на разных субстратах (водной культуре, почве, дистиллированной воде). Опыт «Окрашивание цветка».

0,5

Типы размножения. Значение разных видов размножения для жизнедеятельности растений. Размножение листовыми и стеблевыми черенками, корневыми отпрысками, выводковыми почками, луковицами, клубнями, усами.

0,5

18

Лабораторная работа № 15. Подведение итогов опыта Л. Р. № 14. Заложение опыта «образование крахмала в листьях растений».

0,5

Понятие о движении растений. Тропизмы, настии и таксисы. Фотопериодизм.

0,5

19

Лабораторная        работа        № 17.        Размножение растений        вегетативным способом. Заложение опыта Л. Р. №18.

0,5

Брейн-ринг «Физиология растений». Подведение итогов. Лабораторная работа № 18. Изучение фототаксических движений различных растений. Результаты опыта.

0,5

Тема 5.  ЗООЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВОТНЫХ (10 часов: 5 ч. – теория, 5 ч. – практика)

20

История зоологии как науки. Царство животные. Черты сходства и различия животных и растений. Систематика. Значение зоологии в жизни человека.

0,5

Сходство и различия растительной и животной клетки. Строение органоидов. Строение клеточной мембраны. Понятие гликокаликса. 

Лабораторная работа № 19. Изучение строения клетки животных.

0,5

21

Общая характеристика тканей. Строение и функции разных типов тканей. Понятие об органе и системах органов, их классификация и функции.

0,5

Общая характеристика простейших. Особенности жизнедеятельности. Значение в природе и жизни человека. 

Лабораторная работа № 20. Изучение строения простейших животных.

0,5

22

Общая характеристика многоклеточных животных. Понятие о позвоночных и беспозвоночных животных. Тип Губки. Тип Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе. Лабораторная работа № 21. Изучение особенностей кишечнополостных животных на примере гидры.

0,5

Общая характеристика плоских червей. Систематика. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе и в жизни человека.

Лабораторная работа № 22. Изучение анатомии и морфологии плоских, круглых и кольчатых червей.

0,5

23

Патогенез. Меры предупреждения от заражения. Циклы развития. Понятие о промежуточном и окончательном хозяине.

0,5

Общая характеристика круглых и кольчатых червей. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе и в жизни человека. Систематика Меры предупреждения от заражения. Общая характеристика. Систематика. Особенности строения и жизнедеятельности. Анатомия дождевого червя.

0,5

24

Общая характеристика типа Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности. Систематика: Класс Ракообразные, класс Паукообразные, класс Насекомые. Роль в природе и жизни человека.

Лабораторная работа № 23. Сравнение представителей классов Ракообразные, Паукообразные и Насекомые.

Лабораторная работа № 24. Изучение представителей класса Насекомые.

0,5

Общая характеристика типа Моллюски. Систематика: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе.

Общая характеристика типа Иглокожие. Особенности строения и жизнедеятельности.

Роль в природе. 

Лабораторная работа № 25. Изучение строения различных классов типа Моллюски.

0,5

25

Общая характеристика типа Хордовые. Систематика:класс Рыбы, класс Земноводные, класс Пресмыкающиеся, класс Птицы, класс Млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности ланцетника, среда его обитания. Роль хордовых животных в природе.

0,5

Класс Хрящевые рыбы, класс Костные рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе, хозяйственное значение. Искусственное разведение рыб. Аквариум – как искусственная экосистема. Редкие и древние виды. Лабораторная работа № 26. Изучение внешнего и внутреннего строения рыб.

0,5

26

Общая характеристика класса Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе. Редкие виды. Земноводные Алтайского края. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе. Лабораторная работа № 27.Изучение внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки.

0,5

Общая характеристика класса пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе. Лабораторная работа № 28. Изучение строения пресмыкающихся.

0,5

27

Общая характеристика класса Птицы. Особенности строения и жизнедеятельности. Особенности размножения и формирования яйца. Лабораторная работа № 29. Изучение внешнего и внутреннего строения птиц.

0,5

Сезонные явления в жизни птиц. Роль в природе и в жизнедеятельности человека. Искусственное разведение птиц. Птицеводство.  Лабораторная работа № 30. Изучение представителей семейств класса « Птицы».

0,5

28

Общая характеристика класса Млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности. Размножение и забота о потомстве. Систематическое положение человека. Роль в природе и в жизни человека. Редкие и охраняемые виды Алтайского края.

0,5

Систематика млекопитающих: отряд Яйцекладущие, отряд Сумчатые, отряд Насекомоядные, отряд Рукокрылые, Понятие об атавизмах и рудиментах. Теория эволюции Дарвина.

0,5

29

Систематика млекопитающих: отряд Приматы, отряд Зайцеобразные, отряд Грызуны, отряд Китообразные, отряд Хищные, отряд Ластоногие, отряд Непарнокопытные, отряд Парнокопытные. Понятие об атавизмах и рудиментах. Теория эволюции Дарвина. Лабораторная работа № 31. Изучение внешнего и внутреннего строения тела млекопитающих.

0,5

Понятие о породах. Селекция. Животноводство. Сельскохозяйственные животные, искусственное разведение. Происхождение домашних животных.

0,5

Тема 6.  ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 4 часа: 1 ч – теория, 3 ч. – практика)

30

Микроскопия. Изучение клеток растений.

0,5

Методика приготовления временных микропрепаратов различных органов растений.

0,5

31

Методика приготовления временных микропрепаратов различных органов растений.

0,5

Изучение микробиоты реки. Экскурсия.

0,5

32

Выращивание инфузорий и других простейших на различных питательных средах.

0,5

Красная книга Алтайского края. Изучение редких животных.

0,5

33

Красная книга Алтайского края. Изучение редких растений.

0,5

Красная книга Алтайского края. Изучение редких животных и растений.

0,5

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (1 ч.)

34

Определение результатов обучения по программе путем тестирования устного опроса.

1

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

 Для прохождения программы требуется:

цифровой USB-микроскоп, лупы лабораторные, микроскопы световые, иглы препаровальные, пинцеты, стекла предметные и покровные, бинокль; фильтровальная бумага, пипетки, пробирки, мензурки, лабораторные стаканы, колбы, наборы микропрепаратов «Ботаника», «Зоология», «Ткани животных»; муляжи живых организмов " Млекопитающие", " Птицы", "Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся", гербарий «Морфология растений», гербарий «Классификация покрытосеменных», коллекция «Насекомые», «Моллюски», внутреннее строение дождевого червя (влажные препараты); внутреннее строение лягушки (влажные препараты), внутреннее строение крысы (влажные препараты), внутреннее строение птицы (влажные препараты), внутреннее строение рыбы (влажные препараты), скелет: рыбы, лягушки, ящерицы, голубя, кролика; Красная книга Алтайского края, макет: съедобных или несъедобных грибов, лист растения, сложные и простые цветы, учебные таблицы: «Трофические цепи», «Биоценоз», «Строение клетки», «Строение тканей растений», «Строение вегетативных органов», «Строение генеративных органов», «Покрытосеменные», «Бактерии. Грибы», «Водоросли. Лишайники», «Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники», «Голосеменные», «Рыбы», «Кишечнополостные», «Черви», «Насекомые», «Земноводные», «Пресмыкающиеся», «Птицы», «Млекопитающие», комплект определителей и атласов живых организмов ноутбук с интерактивной доской, принтер.

Информационное обеспечение.

Программа реализуется при доступе к библиотечному фонду литературы; электронным библиотечным фондам; информационным интернет-ресурсам.

Кадровое обеспечение.

Реализация программы обеспечивается педагогическими работниками, отвечающими уровню образования по профилю программы и выполняющим трудовую функцию – Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам – согласно приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

 Без требований к опыту работы.

2.3. Формы аттестации

При проведении диагностики используются различные методы и инструменты контроля: наблюдение, анкетирование, тестирование, создание проблемных ситуаций, творческие проекты, карта мониторинга диагностики уровня освоения программы и др.

Результаты, полученные в ходе диагностики обучающихся, используются для коррекции образовательных воздействий.

Более подробно формы контроля отражаются в календарном учебном графике каждого модуля.

Итоговый контроль усвоения учащимся программы осуществляется на основании промежуточного контроля усвоения каждого модуля.

2.4. Оценочные материалы

Оценочные материалы разработаны отдельно для каждого модуля в соответствии с его содержанием и более подробно прописаны в календарном учебном графике.

2.5. Методические материалы

Методы обучения.

Активно-деятельностный, исследовательский, метод приобретения новых знаний, метод применения новых знаний, метод контроля и самоконтроля.

Формы организации образовательного процесса.

Групповое учебное занятие.

Формы организации учебного занятия.

Лабораторное занятие, защита проектов, ролевая игра, викторина, «мозговой штурм».

Образовательные (педагогические) технологии.

Коллективный способ обучения, технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения, кейс-технологии.

Алгоритм учебного занятия.

Этапы: а) организационный; б) подготовительный; в) основной; г) итоговый; д) рефлексивный.

Дидактические материалы.

Электронно-демонстративные материалы, карточки-инструкции, памятки, методики к лабораторным занятиям, коллекции тематического раздаточного материала.

2.6. Формы контроля

Время

Цель проведения

Формы

проведения

контроля

Входной контроль

В начале

Определение общих знаний в области

Тестирование

учебного года

ботаники и зоологии.

Текущий контроль

В течение

Определение степени усвоения

Устный опрос

всего

обучающимися учебного материала в рамках

практические

учебного года

определенной темы.  Определение

задания,

готовности детей к восприятию нового

лабораторные

материала. Подбор наиболее эффективных

работы

методов и средств обучения.

тематическое

тестирование.

Заключительный контроль

В конце курса

Определение результатов обучения,

Тестирование

освоения

определение изменения уровня развития

программы

детей.

Список информационных источников

  1. Биология. Весь школьный курс в таблицах / сост. Л.В. Ёлкина. – Минск: Букмастер: Кузьма, 2015. – 9-е изд. – 416 с.

  1. Дикорастущие полезные растения России / Отв. ред. А.Л. Буданцев,

Е.Е. Лесиовская. – СПб.: Издательство СПХФА, 2015. – 663 с.

  1. Грибы знакомые и незнакомые. Справочник-определитель грибов. 2-е издание: уточненное и дополненное. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2013-440 с., цв. иллюстрации.

  1. Цимбал В.А. Растения. Параллельный мир. – Фрязино: «Век 2», 2009-144 с.

  1. Чернова Н.М. Общая экология. – М.: Дрофа, 2004. – 298 с.: ил.

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.plantarium.ru
  2. https://mir-nasekomyh.ru
  3. https://givotniymir.ru
  4. http://bioformation.ru/

Приложение 1

Примерные перечни средств обучения и воспитания

Универсальное оборудование:

  • Комплект учебной оргтехники: ноутбук, МФУ, точка доступа, планшет на базе ОС Android
  • Комплект учебной канцелярии: бумага, ножницы, карандаши, ручки, готовальня, клей и др.
  • Комплект мебели: столы, стулья, столы лабораторные, шкафы для хранения и учебных коллекций и др.

Специальное оборудование:

  • Демонстрационные стенды
  • Комплект учебно-методических материалов и пособий: «Исследование почвы и др.
  • Учебные коллекции материалов: набор для выращивания биологических культур с автоматизированным контролем параметров
  • Микроскоп цифровой Levenhuk DTX 90, микроскоп световой
  • Весы аналитические электронные
  • Комплект «Гербаризация растений»: гербарные прессы, папки, покровные стёкла, сушка и др.

Точные количество и состав средств обучения и воспитания рассчитываются организаторами индивидуально в зависимости от решаемых педагогических задач (уровня программ), масштаба реализации типовой модели, количества групп и учащихся в группах для обеспечения необходимых гарантий качества и доступности материально-технического обеспечения программ новых мест.

В комплектацию рекомендуется включать учебно-методические пособия и методические инструкции по использованию.

Приложение 2

Диагностика уровня освоения программы обучающимися

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии, балл

1-3

4-7

8-10

1. Представления об окружающем мире, знания в области географии, краеведения, геоэкологии. Теоретические знания по основным разделам программы.

Поверхностные знания, отсутствие критической обработки информации, неспособность к анализу. Самостоятельные выводы вызывают затруднения. Разделы программы изучены минимально.

Средний уровень знаний, присутствуют затруднения при анализе информации, неполные представления об общих закономерностях. Некоторые разделы программы изучены недостаточно.

Полные и глубокие знания, анализ и смысловая обработка информации, способность к самостоятельному размышлению.

Соответствие теоретических знаний программным требованиям разделов.

2. Владение специальной терминологией

Определения терминов вызывают трудности, использование их часто не соответствует значению.

Термины используются в правильном контексте, но их определения не всегда точно воспроизводятся.

Терминология используется осмысленно и правильно, определения понятий трудностей не вызывают.

3. Практические навыки в области проведения наблюдений, опросов

Начальные навыки: требуется значительная помощь педагога при планировании и осуществлении деятельности. Нередки ошибки и нарушения.

Средний уровень навыков: большая часть работы выполняется самостоятельно, помощь педагога незначительна либо присутствует на некоторых этапах.

Высокий уровень навыков: работа выполняется самостоятельно на всех этапах, помощь педагога не требуется, либо выражается в виде консультации.

4. Потребность к самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию

Потребность выражена слабо, прогресс самосовершенствования незначительный или отсутствует.

Виден прогресс в самосовершенствовании, есть мотивация к самообразованию.

Четко выражена потребность в самосовершенствовании, заметен явный прогресс.

5. Информационная компетентность

Использует в основном информацию, полученную от педагога. Самостоятельный поиск информации вызывает трудности, анализ и отбор источников не соответствует критериям поиска, организация и передача информации происходит некорректно.

Стремится к самостоятельному поиску. Анализ информации чаще успешен, прослеживается корректный отбор и систематизация необходимой для решения учебных задач информации, организация и воспроизведение информации не вызывает серьезных затруднений.

Уверенное использование любых источников информации, включая сеть Интернет, ярко выражен навык самостоятельного поиска и систематизации информации, её анализа, организации, обработки и воспроизведения.

6. Развитие творческих способностей

Инициативу к творчеству не проявляет, либо проявляет редко. Выполняет работы по образцу, либо при непосредственной помощи педагога. Креативные элементы применяет изредка.

Достижения на уровне объединения, учреждения.

Проявляет творческую инициативу, может предложить идеи, но не всегда способен их самостоятельно реализовать. Есть признаки художественного вкуса. В работы по образцу вносит креативные элементы.

Значительные результаты на уровне учреждения, города, края.

Стремится к творческому самовыражению. Обладает оригинальностью и гибкостью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, богатым художественным вкусом.

Результаты на краевом, федеральном уровне.

Для определения уровня освоения программы баллы по каждому показателю суммируются, максимальное значение – 60 баллов, минимальное – 6. Количество баллов служит опорным показателем для коррекции образовательных воздействий:

от 60 до 48 баллов – высокий уровень мастерства, в коррекции не нуждается;

от 47 до 19 средний уровень, необходима точечная коррекция в соответствии с критериями;

от 6 до 18 баллов – низкий уровень, требуется общая коррекция, составление индивидуальной карты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Апробация проектно - исследовательской технологий на основе разработки интеллект карты (в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы естественнонаучной направленности «Земля у нас одна» )

В основе лежит создание  научного общества обучающихся на площадкеМБУ ДО «Еткульский РДДТ»Работа НОУ началась с организациигидрометеорологического поста на реке Чумляк(с.Калачево, Етк...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Юный исследователь"

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стил...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "От ремесла к науке"

Актуальность программы обусловлена анализом результатов опроса школьников 1-9 классов, проведенного педагогом данной программы в 2019 году, который показал, что программа кулинарной направленности вос...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности"Занимательная биология"

Направленность программы дополнительного образования «Занимательная биология» - естественнонаучная.В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной ...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Физико-химические исследования»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности базового уровня.Всегда существует проблема, как хорошо научить подрастающее поколение математике, физик...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности Лаборатория «Экспериментариум- территория будущего»

Данная программа формирует навыки исследовательской работы, учит выдвигать гипотезы, ставить опыты, сопоставлять результаты. Благодаря синтезу и анализу, полученных исследований обучающиеся самостояте...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В 9 КЛАССЕ»

Дополнительная общеобразовательная программаестественнонаучной направленности«ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В 9 КЛАССЕ»...