Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс)

Савинова Елена Алексеевна

Рабочая программа по биологии 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.1poyasnitelnaya_zapiska_-6.docx26.68 КБ
Файл 1.2planiruemye_rezultaty.docx22.68 КБ
Файл 1.3soderzhanie.docx18.44 КБ
Файл 1.4_ktp.docx24.38 КБ
Файл 1.5_k.r.docx13.83 КБ

Предварительный просмотр:

             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2)

Рабочая программа разработана на основе:

1.Приказа Министерства просвещения Российской Федерации  от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;    

 2.СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573) 

3.Образовательной программы ООО МБОУ СОШ с. Восток;

учебного плана МБОУ СОШ с. Восток.

4.Примерные программы общеобразовательных учреждений по биологии М., Просвещение, 2011 год. Серия «Стандарты второго поколения». Линия инновационных интерактивных учебно-методических комплексов «Навигатор» по биологии для 5–11 классов В. И. Сивоглазова.

5.Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

6.Положение о критериях оценивания учебных достижений учащихся.

      Реализация рабочей программы осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

— систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1—4 классы»;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; — формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков

Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.

Курс для учащихся 6 классов реализует следующие задачи:

- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.

Рабочая программа, согласно учебному плану рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), из них контрольных работ -5.

Предлагаемая рабочая программа реализуется на основе учебно-методического комплекса из серии «Навигатор», Сивоглазов В. И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник-навигатор. — (М.: Дрофа, любое издание после 2013 г )  - Издательство «Просвещение».

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения учебного предмета «биология» формируются следующие предметные результаты:

- выделять основные признаки строения клетки.

- называть основные органоиды клетки.

- описывать функции основных органоидов клетки.

- различать на таблицах и микропрепаратах органоиды клетки.

- обосновывать биологическое значение процесса деления клетки

- распознавать основные группы клеток.

- устанавливать связь между строением и функциями клеток тканей.

- называть основные функции тканей.

- описывать и сравнивать строение различных групп тканей

- называть части побега, описывать и сравнивать части побега.

- устанавливать связь между строениями и функциями органов.

- описывать внутреннее строение частей побега и их функции.

- называть основные органы и их системы у животных.

- объяснять роль систем органов животных.

- обосновывать важность взаимосвязи систем органов организма

- описывать особенности питания растений.

- определять сущность воздушного и почвенного питания.

- обосновывать биологическую роль зелёных растений.

- определять тип питания животных.

- называть основные отделы пищеварительной системы животных.

- обосновывать связь системы органов между собой

- определять сущность процесса дыхания.

- сравнивать процессы фотосинтеза и дыхания.

- называть органы, участвующие в процессе дыхания.

- называть типы дыхания у животных.

- приводить примеры животных и называть их тип дыхания

- называть и описывать проводящие системы растений и животных.

- устанавливать роль кровеносной системы у животных организмов.

- описывать кровообращение млекопитающих.

- устанавливать взаимосвязь кровеносной системы с дыхательной и органами кровообращения

- определять существенные признаки процесса выделения.

- определять значение выделения в жизни организмов.

- приводить примеры выделительных систем животных.

- устанавливать взаимосвязь систем органов организма в процессе обмена веществ.

- доказывать, что обмен веществ — важнейший признак живого

- называть и описывать строение опорных систем растений и животных.

- выявлять признаки опорных систем, указывать на взаимосвязь их строения и функций

- называть и описывать способы движения животных, приводить примеры.

- объяснять роль движений в жизни живых организмов.

- сравнивать способы движения между собой.

- устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма.

- приводить доказательства двигательной активности растений

- называть и определять части регуляторных систем.

- сравнивать нервную и эндокринную системы, объяснять их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов.

- описывать реакции растений на изменения в окружающей среде

- определять роль размножения в жизни живых организмов.

- выявлять особенности бесполого и полового размножения.

- определять преимущества полового размножения.

- называть и описывать части цветка, указывать их значение.

- делать выводы о биологическом значении цветка, плода и семян

-  объяснять особенности роста и развития растений.

- объяснять особенности развития животных.

- сравнивать непрямое и прямое развитие животных организмов.

- проводить наблюдение за ростом и развитием организмов

- называть единицы строения живых организмов (клеток, тканей, органов).

- выявлять взаимосвязь между особенностями строения и функциями.

- устанавливать взаимосвязь между работой органов и систем органов организма

Планируемые результаты освоения учебной  программы по биологии в 6 классе:

В результате освоения курса биологии 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
  • Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
  • развитие навыков обучения;
  • формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
  • формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • осознание значения семьи в жизни человека;
  • уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
  • Выявлять причины и следствия простых явлений;
  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • характеризовать ботанику как биологическую науку, ее разделы и связи с другими науками и техникой;
  • приводить примеры вклада российских (в том числе В.В. Докучаев, К.А. Тимирязев, С.Г. Навашин) и зарубежных (Р. Гук, М. Мальпиги) ученых в развитие наук о растениях;
  • использовать биологические термины и понятия (в том числе: ботаника, растительная клетка, растительная ткань, орган растения, система органов растения, растительный организм, минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост, развитие, размножение, научные методы познания) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
  • описывать строение и жизнедеятельность растительного организма (на примере покрытосеменных, или цветковых): поглощение воды и минеральное питание, фотосинтез, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение; связь с выполнением функций строения вегетативных (корня, побега: листа, стебля, почки) и генеративных (цветка, плода, семени) органов;
  • перечислять разнообразие вегетативных (корня, побега: листьев, стеблей, почек) и генеративных (цветок, плод, семя) органов в связи с выполняемыми функциями; видоизменений вегетативных органов растения (корнеплод, корневые шишки, корневище, клубень, луковица, ловчие листья);
  • различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений по заданному плану, части растений по изображениям, схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам;
  • раскрывать общие признаки растений, уровни организации растительного организма, части растений: клетку, ткани, органы, системы органов, организм;
  • сравнивать растительные ткани и органы растений между собой;
  • выполнять практические и лабораторные работы по морфологии и физиологии растений, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;
  • характеризовать процессы жизнедеятельности растений: поглощение воды и минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост, развитие, способы естественного и искусственного вегетативного размножения; семенное размножение (на примере покрытосеменных, или цветковых);
  • выявлять причинно-следственные связи между строением и функциями тканей и органов растений, строением и жизнедеятельностью растений;
  • классифицировать растения и их части по разным основаниям;
  • объяснять роль растений в природе и жизни человека; демонстрировать на конкретных примерах связь знаний по биологии со знаниями по географии, истории, литературе, математике; создавать собственные письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии;
  • применять полученные знания для выращивания и размножения культурных растений;
  • использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, описывать растения и их части, ставить простейшие опыты и эксперименты;
  • соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных и практических работ на уроке, а также во время внеклассной и внеурочной деятельности.
  • Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
  • Понимать смысл биологических терминов;
  • Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

Знать

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;
  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.



Предварительный просмотр:

Планируемые предметные результаты

В результате изучения учебного предмета «биология» формируются следующие предметные результаты:

- выделять основные признаки строения клетки.

- называть основные органоиды клетки.

- описывать функции основных органоидов клетки.

- различать на таблицах и микропрепаратах органоиды клетки.

- обосновывать биологическое значение процесса деления клетки

- распознавать основные группы клеток.

- устанавливать связь между строением и функциями клеток тканей.

- называть основные функции тканей.

- описывать и сравнивать строение различных групп тканей

- называть части побега, описывать и сравнивать части побега.

- устанавливать связь между строениями и функциями органов.

- описывать внутреннее строение частей побега и их функции.

- называть основные органы и их системы у животных.

- объяснять роль систем органов животных.

- обосновывать важность взаимосвязи систем органов организма

- описывать особенности питания растений.

- определять сущность воздушного и почвенного питания.

- обосновывать биологическую роль зелёных растений.

- определять тип питания животных.

- называть основные отделы пищеварительной системы животных.

- обосновывать связь системы органов между собой

- определять сущность процесса дыхания.

- сравнивать процессы фотосинтеза и дыхания.

- называть органы, участвующие в процессе дыхания.

- называть типы дыхания у животных.

- приводить примеры животных и называть их тип дыхания

- называть и описывать проводящие системы растений и животных.

- устанавливать роль кровеносной системы у животных организмов.

- описывать кровообращение млекопитающих.

- устанавливать взаимосвязь кровеносной системы с дыхательной и органами кровообращения

- определять существенные признаки процесса выделения.

- определять значение выделения в жизни организмов.

- приводить примеры выделительных систем животных.

- устанавливать взаимосвязь систем органов организма в процессе обмена веществ.

- доказывать, что обмен веществ — важнейший признак живого

- называть и описывать строение опорных систем растений и животных.

- выявлять признаки опорных систем, указывать на взаимосвязь их строения и функций

- называть и описывать способы движения животных, приводить примеры.

- объяснять роль движений в жизни живых организмов.

- сравнивать способы движения между собой.

- устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма.

- приводить доказательства двигательной активности растений

- называть и определять части регуляторных систем.

- сравнивать нервную и эндокринную системы, объяснять их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов.

- описывать реакции растений на изменения в окружающей среде

- определять роль размножения в жизни живых организмов.

- выявлять особенности бесполого и полового размножения.

- определять преимущества полового размножения.

- называть и описывать части цветка, указывать их значение.

- делать выводы о биологическом значении цветка, плода и семян

-  объяснять особенности роста и развития растений.

- объяснять особенности развития животных.

- сравнивать непрямое и прямое развитие животных организмов.

- проводить наблюдение за ростом и развитием организмов

- называть единицы строения живых организмов (клеток, тканей, органов).

- выявлять взаимосвязь между особенностями строения и функциями.

- устанавливать взаимосвязь между работой органов и систем органов организма

Планируемые результаты освоения учебной  программы по биологии в 6 классе:

В результате освоения курса биологии 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
  • Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
  • развитие навыков обучения;
  • формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
  • формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • осознание значения семьи в жизни человека;
  • уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
  • Выявлять причины и следствия простых явлений;
  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • характеризовать ботанику как биологическую науку, ее разделы и связи с другими науками и техникой;
  • приводить примеры вклада российских (в том числе В.В. Докучаев, К.А. Тимирязев, С.Г. Навашин) и зарубежных (Р. Гук, М. Мальпиги) ученых в развитие наук о растениях;
  • использовать биологические термины и понятия (в том числе: ботаника, растительная клетка, растительная ткань, орган растения, система органов растения, растительный организм, минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост, развитие, размножение, научные методы познания) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
  • описывать строение и жизнедеятельность растительного организма (на примере покрытосеменных, или цветковых): поглощение воды и минеральное питание, фотосинтез, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение; связь с выполнением функций строения вегетативных (корня, побега: листа, стебля, почки) и генеративных (цветка, плода, семени) органов;
  • перечислять разнообразие вегетативных (корня, побега: листьев, стеблей, почек) и генеративных (цветок, плод, семя) органов в связи с выполняемыми функциями; видоизменений вегетативных органов растения (корнеплод, корневые шишки, корневище, клубень, луковица, ловчие листья);
  • различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений по заданному плану, части растений по изображениям, схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам;
  • раскрывать общие признаки растений, уровни организации растительного организма, части растений: клетку, ткани, органы, системы органов, организм;
  • сравнивать растительные ткани и органы растений между собой;
  • выполнять практические и лабораторные работы по морфологии и физиологии растений, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;
  • характеризовать процессы жизнедеятельности растений: поглощение воды и минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост, развитие, способы естественного и искусственного вегетативного размножения; семенное размножение (на примере покрытосеменных, или цветковых);
  • выявлять причинно-следственные связи между строением и функциями тканей и органов растений, строением и жизнедеятельностью растений;
  • классифицировать растения и их части по разным основаниям;
  • объяснять роль растений в природе и жизни человека; демонстрировать на конкретных примерах связь знаний по биологии со знаниями по географии, истории, литературе, математике; создавать собственные письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии;
  • применять полученные знания для выращивания и размножения культурных растений;
  • использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, описывать растения и их части, ставить простейшие опыты и эксперименты;
  • соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных и практических работ на уроке, а также во время внеклассной и внеурочной деятельности.
  • Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
  • Понимать смысл биологических терминов;
  • Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

Знать

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;
  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.



Предварительный просмотр:

        Содержание учебного предмета.

Раздел 1. Строение живых организмов (11 часов)

Тема 1.1. Чем живое отличается от неживого. (1 час) Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Тема 1.2. Химический состав клетки (1 час)

Атомы и молекулы. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Тема 1.3. Строение клеток растений и животных (1 час) Клетка — элементарная единица живого.  Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.  Различия в строении растительной и животной клеток.  Лизосомы. Эндоплазматическая сеть. Аппарат Гольджи.

Лабораторная работа № 1 «Строение клеток живых организмов».

Тема 1.4. Деление клетки (1 час) Деление — способ размножения клеток. Наследственная информация. Способы размножения клеток. Митоз и мейоз. Значение митоза и мейоза.

Тема 1.5. Ткани растений и животных (2 часа) Понятие «ткань». Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторная работа. Ткани живых организмов. Определение растительных и животных тканей (на готовых микро-препаратах и/или виртуально).

Контрольная работа № 1 по теме: «Клетка. Ткани».

Тема 1.6. Органы цветковых растений (3 часа). Понятие об органе. Вегетативные и генеративные органы. Корень: внешнее и внутреннее строение и функции. *Видоизменения корней. Побег: внешнее и внутреннее строение и функции. *Видоизменения побегов. Лист. Цветок: строение и функции. Плод. Классификация плодов. Семя: строение.

 Лабораторные и практические работы. Типы корневых систем (на гербариях или виртуально). Виды плодов (на натуральных объектах или виртуально).

Тема 1.7. Органы и системы органов животных (1 часа)

 Понятие об органе и системе органов. Системы органов животных: их состав и функциональное назначение.

Тема 1.8. Организм как единое целое. (1 час)

Понятие о многоклеточном организме и его функционировании как едином целом. Основные понятия. Организм. Клетка. Ткань. Орган. Система органов. Умения: объяснять разницу между одноклеточными и многоклеточными организмами, доядерными и ядерными. Относить живой организм к царству живого. Различать на растении органы и знать их функции.

Контрольная работа № 2 по теме «Строение организма»

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (18+2 часов)

Тема 2.1. Питание и пищеварение (2 часа) Понятие о питании и пищеварении. Воздушное и почвенное питание растений. *Фотосинтез. Питание животных (растительноядные, хищники, паразиты). *Растения-паразиты и хищники.

*Лабораторная работа. Изучение ферментов. *Действие слюны на крахмал (виртуально). Действие желудочного сока на белок (виртуально). Образование крахмала на свету (виртуально или на натуральном объекте).

Тема 2.2. Дыхание (2 часа) Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Аэробы и анаэробы.

Тема 2.3. Транспорт веществ в организме (2 часа)

Понятие о транспорте веществ. Транспортная система растений. Корневое давление. Испарение воды листьями. Транспорт в организме животных. Сосудистая система животных. Состав сердечно-сосудистой системы.

Лабораторные работы. Транспорт веществ в растении (виртуально или на натуральных объектах). *Демонстрация анимаций. Перемещение пищеварительного пузырька у простейших. Перемещение хлоропластов.

Тема 2.4. Выделение. Обмен веществ и энергии (2 +1?часа)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии у животных и растений.

Контрольная работа № 3 «Питание, дыхание, транспорт»

Тема 2.5. Опорные системы клетки и организма (1 час)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Лабораторная работа. *Строение и свойства костей. Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Тема 2.6. Движение (1 час).  Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Демонстрации анимаций. Движение инфузории туфельки. Перемещение дождевого червя.

Тема 2.7. Координация и регуляция (2 часа).  Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Безусловные и условные рефлексы. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Тема 2.8. Размножение организмов (4 часа). Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Практическая работа. Вегетативное размножение комнатных растений.

Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.

Тема 2.9. Рост и развитие организмов (1 час).  Прорастание семян и его типы. *Распространение семян. Рост и развитие многоклеточных животных: формирование зародыша и процессы, происходящие при этом: дробление, образование двухслойного и трехслойного зародыша. Понятия «бластула», «гаструла», «нейрула». Типы развития животных (прямое и непрямое).

*Лабораторные и практические работы.  *Влияние различных факторов на прорастание семян (виртуально или на натуральных объектах). *Прорастание семени фасоли (виртуально и на натуральных объектах). Определение типов развития животных.

Контрольная работа № 4 «Организм как единое целое»

Раздел 3. Организм и среда (2 часа)

Тема 3.1. Среда обитания и экологические факторы (1 час).  Группы экологических факторов. Воздействие на живую природу.

Тема 3.2. Природные сообщества (1 час). Взаимоотношения организма и среды. Состав и связи в природных сообществах.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование 6 класса

Тема урока

Кол-во часов

д\з

Дата проведения

план

факт

1.Строение живых организмов (12 часов)

1

1.1. Инструктаж по ТБ в кабинете биологии. Чем живое отличается от неживого.

1

1 неделя сентября

2

1.2 Химический состав клетки

1

2 нед.сентября

3

1.3 Строение клеток растений и животных. Лабораторная работа № 1 «Строение клеток живых организмов».

1

3 нед. сентября

4

1.4 Деление клетки.

1

4 нед сентября

1.2. Ткани растений и животных. 2 ч

5

1.5.1 Ткани растений и животных

1

1 нед. октября

6

1.5.2 Ткани растений и животных. Лабораторная работа № 2 «Ткани живых организмов».

1

2 нед.октября

7

Контрольная работа № 1 по теме: «Клетка. Ткани».

1

3 нед.октября

1.3 Органы цветковых растений. 3 ч

8

1.6.1 Корень, его видоизменения Лабораторная работа № 3 «Типы корневых систем

1

4 нед.октября

9

1.6.2 Побег, его видоизменения. Лист.

1

1 нед.ноября

10

1.6.3 Цветок. Плод. Лабораторная работа № 4 «Виды плодов».

1

2 нед.ноября

11

1.7 Органы и системы органов животных

1

3 нед. ноября

12

1.8 Организм как единое целое. Контрольная работа № 2 по теме «Строение организма»

1

4 нед.ноября

2.Жизнедеятельность организмов (19 часов)

2.1 Питание и пищеварение.  2 ч

13

2.1.1 Особенности питания растений

1

1 нед.декабря

14

2.1.2. Особенности питания животных. Лабораторная работа № 5 «Изучение ферментов»

1

2 нед.декабря

2.2 Дыхание. 2 ч

15

2.2.1 Дыхание растений. Роль устьиц

1

3 нед.декабря

16

2.2.2 Дыхание. Органы дыхания животных

1

4 нед.декабря

2.3 Транспорт веществ в организме 2 ч

17

2.3.1 Транспортная система растений

1

2 нед.января

18

2.3.2 Транспорт в организме животных. Сердечно-сосудистая система

1

3 нед.января

2.4 Выделение. Обмен веществ и энергии  2 ч

19

2.4.1 Выделение.

1

4 нед.января

20

2.4.2 Обмен веществ и энергии.

1

1 нед.февраля

21

Контрольная работа № 3  «Питание, дыхание, транспорт»

1

2 нед.февраля

22

2.5 Опорные системы клетки и организма

1

3 нед.февраля

23

2.6 Движение

1

4 нед.февраля

2.5 Координация и регуляция 2 ч

24

2.7.1 Работа нервной системы

1

1 нед.марта

25

2.7.2 Работа эндокринной системы

1

2 нед.марта

2.6 Размножение организмов 4 ч

26

2.8.1 Бесполое размножение растений. Практическая работа № 1 «Вегетативное размножение комнатных растений»

1

3 нед.марта

27

2.8.2 Бесполое размножение животных

1

4 нед.марта

28

2.8.3 Половое размножение животных

1

1 нед.апреля

29

2.8.4 Половое размножение растений

1

2 нед.апреля

30

2.9 Рост и развитие организмов

1

3 нед.апреля

31

Контрольная работа № 4  «Организм как единое целое»

1

4 нед.апреля

3.Организм и среда (2 часа)

32

3.1 Среда обитания и экологические факторы

1

1 нед.мая

33

3.2 Природные сообщества

1

2 нед.мая

34

Итоговая контрольная работа «Жизнедеятельность организмов»

1

3 нед.мая



Предварительный просмотр:

Тема контрольной работы

Количество часов

Примечание

1

«Клетка. Ткани».

1

2

«Строение организма».

1

3

«Питание, дыхание, транспорт»

1

4

«Организм как единое целое»

1

5

«Жизнедеятельность организмов»

1

итого

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...