Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)

Савинова Елена Алексеевна

Рабочая программа по биологии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.1_poyasnitelnaya_zapiska.docx23.68 КБ
Файл 1.2_mt_obespechenie.docx13.44 КБ
Файл 1.3_planiruemye_rezultaty.docx16.9 КБ
Файл 1.4_soderzhanie.docx40.5 КБ
Файл 1.5_ktp.docx27.2 КБ
Файл 1.6_k.r_i_l.r.docx14.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2)

Рабочая программа разработана на основе

- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации  от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;    

- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573) 

  • Образовательной программы ООО МБОУ СОШ с. Восток;
  • учебного плана МБОУ СОШ с. Восток

Примерные программы по учебным предметам. М., Просвещение, 2011 год. Серия «Стандарты второго поколения»;

  • Линия инновационных интерактивных учебно-методических комплексов «Навигатор» по биологии для 5–11 классов В. И. Сивоглазов
  • Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
  • Положение о критериях оценивания учебных достижений учащихся.

      Реализация рабочей программы осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Цели и задачи курса биологии в 9  классе

Изложенные основные направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Биология» формулируют цели изучения предмета и обеспечивают целостность биологического образования в основной школе. Их фундамент формировался в начальной  школе в курсе окружающего мира.

1) Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значении биологии в жизни человека и общества. Жизнь – самый мощный регулятор природных процессов, развертывающихся в наружных оболочках Земли, составляющих ее биосферу. Именно это имел в виду В.И. Вернадский, называя жизнь самой мощной геологической силой, сравнимой по своим конечным последствиям с самыми мощными природными стихиями. Вся жизнь и деятельность людей осуществляется в биосфере. Она же является источником всех доступных видов ресурсов. Даже солнечную энергию мы получаем при посредстве биосферы. Поэтому знание основ организации и функционирования живого, его роли на Земле – необходимый элемент грамотного ведения планетарного хозяйства.

2) Формирование представления о природе как развивающейся системе. Космология  и неравновесная термодинамика во второй половине ХХ века ознаменовали окончательную победу принципа развития в естествознании. Всем природным объектам свойственна та или иная форма развития. Тем не менее, последние достижения в этой области еще не стали достоянием курсов средней школы. Роль биологии в формировании исторического взгляда на природу в этих условиях многократно возрастает. Наконец, школьная биология как никакая другая учебная дисциплина позволяет продемонстрировать познавательную силу единства системного, структурно-уровневого и исторического подхода к природным явлениям.

3) Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии. Современному человеку трудно ориентироваться даже в его собственном хозяйстве, не имея простейших представлений о естественнонаучных основах всех перечисленных отраслей человеческой деятельности. Наконец, ведение здорового образа жизни немыслимо вне специальных биологических знаний.

4) Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использованием в практической жизни. Ближайшим итогом овладения школьным курсом биологии должно быть овладение главными представлениями этой науки и навыком возможно более свободного и творческого оперирования ими в дальнейшей практической жизни.  Главный экзамен по биологии человек сдает всю жизнь, сознавая, например, что заложенный нос является следствием отека, что мороз, ударивший до выпадения  снега, уничтожает озимые и заставляет пересевать  поля весной, что детей не приносит аист. Когда наш бывший ученик встречается с не известной ему проблемой, он должен хотя бы понимать,  какого года книге или у какого специалиста ему надо проконсультироваться. Наконец, без изучения основ биологии применение на практике знаний других естественных и общественных предметов может оказаться опасным как для него самого, так и для окружающих.

5) Оценка биологического риска взаимоотношений человека и природы на основе овладения системой экологических и биосферных знаний, определяющих граничные условия активности человечества в целом и каждого отдельного человека. Могущество современного человечества, а нередко и отдельного человека настолько высоки, что могут представлять реальную угрозу окружающей природы, являющейся источником благополучия и удовлетворения всех потребностей людей. Поэтому вся деятельность людей должна быть ограничена экологическим требованием (императивом) сохранения основных функций биосферы. Только их соблюдение может устранить угрозу самоистребления человечества.

6) Оценка поведения человека с точки зрения здорового образа жизни.  Первым условием счастья и пользы для окружающих является человеческое здоровье. Его сохранение – личное дело каждого и его моральный долг. Общество и государство призваны обеспечить социальные условия сохранения здоровья населения.  Биологические знания – научная основа организации здорового образа жизни всего общества и каждого человека в отдельности.

Задачи:

1. формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

 2.формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

3.приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

4.воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

5.создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона. Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов (растений); о роли биологической науки в практической деятельности; методах познания живой природы

6.Функционально-целостный подход к явлениям жизни. Жизнь – свойство целого, а не его частей. Поэтому в программах 5–9 классов строение и функции организмов рассматриваются не отдельно по органам и системам органов, а в виде целостных планов строения. Особенное внимание при этом уделяется роли каждой части организма в функционировании целого. Идейным стержнем программы 8-го класса является рассмотрение роли основных функциональных систем в поддержании гомеостаза и постоянства внутренней среды организма. Основной идеей программы 9-го класса служит регуляция жизненных процессов как основа устойчивого существования и развития, показанная на всех уровнях организации живого.

7.Исторический подход к явлениям жизни. Особенность данного курса биологии состоит в том, что историческое воззрение на природу проводится с самого начала изучения предмета в основной средней школе. В программе 5–7-го классов показана историческая связь планов строения и жизненных циклов важнейших групп живых организмов. В программе 8-го класса показано историческое становление основных структур и функций человеческого тела. В 9-м классе исторический подход последовательно проведен не только в эволюционных, но и в экологических разделах курса.

8.Экосистемный подход. Биологическое образование  в средней школе должно  быть, экологически ориентированным на решение практических задач.

          В 9 классе учащиеся получают знания об основных законах жизни на всех уровнях её организации, знакомятся с современными достижениями в области биологии, осознают место человека в биосфере и его ответственность за состояние природы. В курсе также проходятся основы цитологии, генетики, селекции, теория эволюции.

           Учебный курс биологии в 9 классе (68 часов) полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10—11 классов. В нем сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ и  демонстраций, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе. Разработанная  учителем  учебная программа предусматривает изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней содержатся задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию. Изучение курса «Биология. Общие закономерности» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Введение в биологию» В. И. Сивоглазова и А. А. Плешакова, учебником «Живой организм»  В.И. Сивоглазова,  для учащихся 6 класса, учебником «Биология. Многообразие живых организмов»  В. И. Сивоглазова  и В. Б. Захарова для 7 класса и учебником «Человек» В. И. Сивоглазова, М. Р. Сапина и А. А. Каменского для 8 класса.

Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин, изучаемых факультативно или иным образом в соответствии с профессиональной ориентацией школы. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусмотрено   выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Биология. Общие закономерности. 9 класс 68 ч, 2 ч в неделю.



Предварительный просмотр:

РП ориентирована на УМК:

Примерные программы по учебным предметам. М., Просвещение, 2011 год. Серия «Стандарты второго поколения»;

Линия инновационных интерактивных учебно-методических комплексов «Навигатор» по биологии для 5–11 классов В. И. Сивоглазова.

МАТЕРИАЛЬНО — ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА  

Сивоглазов В. И., Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Агафонова И. Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс: учебник-навигатор. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

Рабочая программа полностью соответствует примерной программе по учебным предметам. М., Просвещение, 2011 год. Серия «Стандарты второго поколения»;

Линия инновационных интерактивных учебно-методических комплексов «Навигатор» по биологии для 5–11 классов В. И. Сивоглазова.



Предварительный просмотр:

В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации, указаны. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Биология. Общие закономерности» с другими изучаемыми предметами.

                 В процессе освоения курса выпускник научится:

• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

 • владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы к окончанию 9 класса у учащихся необходимо сформировать готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы; школьники должны освоить межпредметные понятия и универсальные учебные действия и научиться их использовать в учебной и познавательной деятельности, умение формировать и реализовывать индивидуальные образовательные траектории.

           В предметной области предполагается формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира; формирование систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов, проведения экологического мониторинга в окружающей среде; формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 9 класс

В результате изучения предмета учащиеся 9 класса должны: знать/понимать

• особенности жизни как формы существования материи;

• роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

• фундаментальные понятия биологии;

• сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

• основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

• соотношение социального и биологического в эволюции человека;

• основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

• пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

• давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

• работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

• решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

• работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

• владеть языком предмета.

             В данной  рабочей  программе  по биологии предусмотрен  интегрированный подход к обучению с привлечением информационно-коммуникативных технологий и использованием учебно-методических комплектов серии «Навигатор», которые позволяют разбить изучаемый материал на основной и дополнительный (в программе отмечен *) и реализовать личностно-ориентированный подход к обучению путем создания индивидуальных образовательных траекторий.



Предварительный просмотр:

                  Содержание курса

              Введение (1 час).  Место курса «Общая биология» в системе естественно-научных дисциплин, а также в биологических науках. Цель и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.

 Раздел 1.Раздел 1. Многообразие  и свойства живого (2 часа)

Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа). Уровни организации живой природы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие. Демонстрация схем структуры царств живой природы.

 Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— уровни организации живой природы;

— научные дисциплины, изучающие природу на разных уровнях;

— свойства живых систем;

 — царства живой природы, систематику и представителей разных таксонов. Учащиеся должны уметь:

— давать определение уровней организации живого и характеризовать процессы, происходящие на каждом уровне;

— приводить примеры проявлений свойств живого на каждом уровне;

 — доказывать принадлежность организмов к разным систематическим группам.

 Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, составлять конспект параграфа;

— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации; — готовить устные сообщения и рефераты на заданную тему;

— пользоваться поисковыми системами Интернета.

Раздел 2. Становление биологии как науки (2 часа). *Тема 2. 1. Развитие биологии (2 часа). Биологические науки о форме и строении организмов. Развитие систематики. Развитие эволюционных идей. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Представление о лестнице живых существ. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Работы Кювье. Демонстрация Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— представления естествоиспытателей додарвиновской эпохи о сущности живой природы;

— взгляды К. Линнея на систему живого мира;

— основные положения теории Ж. Б. Ламарка.

Учащиеся должны уметь:

— оценивать значение эволюционной теории Ж. Б. Ламарка для развития биологии.

 Раздел 3. Тема 3.1. Теория ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (4 часа). Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Виды борьбы за существование. Предпосылки борьбы за существование и естественного отбора. *А. Уоллес и его вклад в разработку теории естественного отбора.

 Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

 — учение Ч. Дарвина об искусственном отборе;

— учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

 Учащиеся должны уметь:

— характеризовать предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина; — оценивать особенности домашних животных и культурных растений по сравнению с их дикими предками;

— определять понятия «вид» и «популяция»;

— характеризовать причины борьбы за существование;

— определять значение различных видов борьбы за существование;

 — давать оценку естественного отбора как результата борьбы за существование.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать, анализировать и делать выводы;

— находить нужную информацию, используя различные источники информации.

Раздел 4. Структурная и функциональная  организация живых организмов (10 часов).

 Тема 4.1. Химическая организация клетки (2 часа).  Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК. Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

–макро- и микроэлементы, входящие в состав живого, и их роль в организме;

— химические свойства и биологическую роль воды;

— роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности;

— принципы структурной организации и функции белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот;

— структуру нуклеиновых кислот.

Учащиеся должны уметь:

 — объяснять принцип действия ферментов; — характеризовать функции белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот.

 Тема 4.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа). Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Пластический и энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, *жиров и *углеводов в клетке.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— этапы энергетического обмена;

— примеры пластического обмена;

— этапы фотосинтеза и его роль в природе.

Учащиеся должны уметь:

— описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке;

— приводить подробную схему процесса биосинтеза белка.

 Тема 4.3. Строение и функции клеток (5 часов). Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; *организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органоиды  цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. *Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов. Демонстрация.  Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.

Лабораторная работа.  Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.

Основные понятия: Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (циано-бактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.

 Умения:  Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования. Межпредметные связи:  Неорганическая химия:  Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия.  Принципы организации органических соединений. Строение молекул органических веществ. Денатурация. Полимеры. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение прокариотической клетки;

— многообразие прокариот;

— строение эукариотической клетки;

— многообразие эукариот;

 — клетки одноклеточных и многоклеточных организмов;

— особенности растительных и животных клеток;

 — митотический и жизненный цикл клетки;

 — биологическое значение митоза;

— положения клеточной теории строения организмов.

Учащиеся должны уметь:

— характеризовать организацию метаболизма у прокариот;

— описывать генетический аппарат бактерий, спорообразование и размножение;

— характеризовать функции органоидов;

— определять значение включений;

— описывать строение и функции хромосом;

— давать определение кариотипа и характеризовать его.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний;

— обобщать информацию и делать выводы;

— работать с дополнительными источниками информации;

— самостоятельно составлять схемы процессов и составлять по ним связный рассказ;

— работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопического исследования.

Раздел 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов).

 Тема 5.1. Размножение организмов (2 часа). Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение растений и животных; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Этапы образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение. Демонстрация схем, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— формы и распространенность бесполого размножения;

— сущность полового размножения и его биологическое значение;

— процесс гаметогенеза и его этапы;

 — мейоз и его биологическое значение;

— сущность оплодотворения.

Учащиеся должны уметь:

— характеризовать биологическое значение бесполого размножения;

— объяснять процесс мейоза и характеризовать его этапы.

Тема 5.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа).   Эмбриональный период развития. *Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; *закономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. *Общие закономерности развития. Биогенетический закон. *Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости. Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуекрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.

Основные понятия: Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.

 Умения: Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Физика.  Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— определение понятия «онтогенез»;

— периодизацию индивидуального развития;

— этапы эмбрионального развития;

— формы постэмбрионального развития;

— особенности прямого развития;

— основной биогенетический закон.

Учащиеся должны уметь:

— описывать процессы, происходящие при дроблении, гаструляции и органогенезе;

 — характеризовать формы постэмбрионального развития;

 — различать полный и неполный метаморфоз;

— раскрывать биологический смысл развития с метаморфозом;

— характеризовать этапы онтогенеза.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— сравнивать и сопоставлять этапы развития животных разных таксонов;

— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

— выявлять признаки сходства и различия в развитии животных различных групп;

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— работать с дополнительными источниками информации, в том числе с Интернетом;

— представлять материал, используя возможности компьютерных технологий.

Раздел 6. Наследственность и изменчивость организмов (10 часов).

 Тема 6.1. Закономерности наследования признаков (4 часа) Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Основные понятия генетики (ген, локус, гомологичные хромосомы, гомозигота, гетерозигота, доминантность, рецессивность, генотип, фенотип). *Гибридологический метод изучения наследственности. * Законы Менделя. *Сцепленное наследование. Генетическое определение пола. *Генетика пола. *Генотип как целостная система. *Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

Демонстрация.  Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Лабораторная работа.  Решение генетических задач и составление родословных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные генетические понятия: «ген», «доминантный признак», «рецессивный признак», «фенотип», «генотип»;

— сущность гибридологического метода изучения наследственности;

— законы Менделя;

— закон Моргана;

— генетическое определение пола.

Учащиеся должны уметь:

— использовать генетическую символику при составлении схем скрещивания;

— записывать генотипы организмов и выписывать их гаметы;

 — составлять простейшие родословные и решать генетические задачи;

 — характеризовать генотип как систему взаимодействующих генов организма.

Тема 6.2. Закономерности изменчивости (6 часов).  Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Норма реакции.

Демонстрация.  Примеры модификационной изменчивости.

Лабораторная работа.  Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— наследственную и ненаследственную изменчивость и их разновидности. Учащиеся должны уметь:

— распознавать мутационную и комбинативную изменчивость.

Раздел 7. Селекция.  *Тема 7.1. Селекция растений, животных и микроорганизмов (3 часа).  Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Демонстрация.  Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

Основные понятия:  Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.

Умения: Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

Межпредметные связи.  Химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Физика.  Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— определения понятий «сорт», «порода», «штамм»;

— методы селекции;

— смысл и значение гетерозиса и полиплоидии.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, составлять конспект параграфа;

— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации; — готовить устные сообщения и рефераты на заданную тему;

— пользоваться поисковыми системами Интернета.

Раздел 8. Современные предстставления об эволюции. (8 часов).

Тема 8.1. Микроэволюция (3 часа (2 + *1)). Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Критерии вида. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. *Элементарные эволюционные факторы. *Формы естественного отбора.

 Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

Лабораторные и практические работы. Изучение приспособленности организмов к среде обитания. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных и декоративных растений.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— сущность генетических процессов в популяциях;

— формы видообразования.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять причины разделения видов, занимающих обширный ареал обитания; — характеризовать процесс экологического и географического видообразования.

*Тема 8.2. Макроэволюция (2 часа). Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— главные направления эволюции;

— пути достижения биологического прогресса и формы эволюции групп;

 — результаты эволюции.

Учащиеся должны уметь:

— характеризовать пути достижения биологического прогресса;

— приводить примеры гомологичных и аналогичных органов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, составлять конспект параграфа;

— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;

— готовить устные сообщения и рефераты на заданную тему;

— пользоваться поисковыми системами Интернета.

Тема 8.3. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (3 часа (2 + *1)) Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

 Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— типы покровительственной окраски и формы и их значение для выживания;

— особенности приспособительного поведения;

— значение заботы о потомстве для выживания.

Учащиеся должны уметь:

— приводить примеры приспособительного строения и поведения;

— объяснять, почему приспособления носят относительный характер.

Раздел 9. Возникновение и развитие жизни на Земле. (7 часов).

Тема 9.1.  Возникновение и развитие  жизни на земле (2 часа). Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. *Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

 Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

Тема 1.8. Эволюция  органического мира (5 часов). Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.

Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни». Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.

Умения:  Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи. Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма.

Межпредметные связи: Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы Периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства.  Органическая химия. Основные группы органических соединений. Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите.Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система; ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе. История. Культура Западной Европы конца XV — первой половины XVII в. Культура первого периода Новой истории. Великие географические открытия. Экономическая география  зарубежных стран. Население мира. География населения мира. Физическая география. История континентов.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— теорию академика А. И. Опарина;

— развитие животных и растений в различные периоды существования Земли;

— движущие силы антропогенеза;

— систематическое положение человека в системе органического мира;

— особенности человека как биологического вида;

 — этапы становления человека как биологического вида;

— антинаучную и реакционную сущность расизма.

Учащиеся должны уметь:

— характеризовать этапы развития живой природы;

— описывать развитие жизни на Земле в различные эры;

— характеризовать роль различных факторов в становлении человека;

— выявлять признаки сходства и различия в строении и поведении животных и человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

— обобщать и делать выводы;

— работать с дополнительными источниками информации;

— представлять материал, используя возможности компьютерных технологий.

Раздел 10. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (12 ч.)

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции (5 часов).  Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. *История формирования природных сообществ. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе; б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши; в) диафильмов и кинофильма «Биосфера»; г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.

Лабораторные и практические работы.  Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— определения понятий «биосфера», «экология», «среда обитания»;

— структуру и компоненты биосферы;

— компоненты живого вещества и его функции.

Учащиеся должны уметь:

— различать продуцентов, консументов и редуцентов;

— характеризовать биомассу Земли, биологическую продуктивность;

— описывать биологический круговорот веществ;

Тема 5.2.  Условия жизни и адаптации к ним. (4 часа).  Факторы среды обитания и приспособления организмов. Абиотические факторы. Интенсивность действия факторов среды. Биотические факторы среды. Типы связей между организмами в биоценозе. Взаимодействия между организмами.Факторы среды обитания и приспособления к ним живых организмов. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

Демонстрации. Пищевые связи. Экосистема тундры.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— определения понятий «абиотический», «биотический»;

— структуру и компоненты биоценоза;

Учащиеся должны уметь:

— классифицировать экологические факторы;

— различать продуценты, консументы и редуценты;

— характеризовать биомассу Земли, биологическую продуктивность;

— описывать биологический круговорот веществ;

— характеризовать действие абиотических, биотических и антропогенных факторов на биоценоз;

— описывать экологические системы;

— приводить примеры саморегуляции, смены биоценозов;

 — характеризовать формы взаимоотношений между организмами.

Тема 5.3. Биосфера и человек (3 часа).  Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Основы рационального природопользования.

Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.

Практическая работа.  Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.

Основные понятия:  Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.

Умения: Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания. Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Межпредметные связи.  Химия.  Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. География.Климат Земли, климатическая зональность. Физика.  Понятие о дозе излучения и биологической защите.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— антропогенные факторы;

— характер воздействия человека на биосферу;

— способы и методы охраны природы;

— смысл сохранения видового разнообразия;

— основы рационального природопользования;

— неисчерпаемые и исчерпаемые природные ресурсы;

— заповедники, заказники, национальные парки,  виды, занесенные в Красную книгу.

Учащиеся должны уметь:

— применять на практике сведения об экологических закономерностях.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, составлять конспект параграфа;

— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;

— готовить устные сообщения и рефераты на заданную тему;

— пользоваться поисковыми системами Интернета.

Личностные результаты обучения

— Проявление чувства российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

— ответственное отношение к учебе, готовность и способность к самообразованию;

— формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии;

— способность строить индивидуальную образовательную траекторию;

— формирование целостного естественно-научного мировоззрения;

— соблюдение правил поведения в природе;

— умение реализовать теоретические познания на практике;

 — способность признавать собственные ошибки и исправлять их;

— умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения;

— критичное отношение к собственным поступкам, осознание ответственности за их результаты;

— уважительное и доброжелательное отношение к другим людям;

— умение слушать и слышать других, вести дискуссию, оперировать фактами.

 Заключение (1 час).

 Резервное время — 3часа.

Критерии оценки качества знаний

Достижения личностных результатов оцениваются на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам выполнения лабораторных и практических работ.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование   9 класса.

               Тема

Количество часов

Домашнее задание

Дата проведения

1

Введение

1

Стр.3-6

1 нед.сентября

Раздел 1. Многообразие  и свойства живого (2 часа)

2

1.1Уровни организации живой природы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю.

1

§ 1

1нед.сентября

3

1.2 Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

1

§1

2 нед.сентября

Раздел 2. Становление биологии как науки (2 часа)

4

2.1Биологические науки о форме и строении организмов. Развитие систематики. Развитие эволюционных идей. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Представление о лестнице живых существ.

1

§ 26

2нед.сентября

5

2.2 Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Работы Кювье. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарк.

1

§ 27

3нед.сентября

Раздел 3.  Теория  Ч. Дарвина о происхождении видов (4 часа)

3 нед.сентября

6

3.1Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина.

1

§28

4нед.сентября

7

3.2Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

1

§29

4нед.сентября

8

3.3Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.

1

§30

1нед.октября

9

3.4Борьба за существование и естественный отбор. Виды борьбы за существование. Предпосылки борьбы за существование и естественного отбора.

1

Стр.138-142

Раздел 4. Структурная и функциональная  организация живых организмов (10 часов).

10

4.1Элементный состав клетки. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза.

1

Стр.14-15 §11

11

4.2Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. ДНК — молекулы наследственности. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

1

§2

12

4.3Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

1

§5

13

4.4Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органоиды  цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток.

1

§6

14

4.5Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко.

1

§7

15

4.6Деление клеток. Клетки в многоклеточном организм. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

1

§8

1нед.октября

16

4.7Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория строения организмов.

Лабораторная работа.  «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах».

1

§9

2нед.октября

Раздел5.Размножение организмов и индивидуальное развитие организмов(5 часов).

2нед.октября

17

5.1Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных.

1

§ 10

3нед.октября

18

5.2Половое размножение растений и животных; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения.

1

§11

3нед.октября

19

5.3 Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; *закономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем.

1

§12

4нед.октября

20

5.4 Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

1

§13

4нед.октября

21

5.5Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

1

§13 доп.мат.

1нед.ноября

Раздел6.Наследственность и изменчивость организмов (10 часов).

1нед.ноября

22

6.1ОткрытиеГ.Менделем закономерностей наследования признаков. Основные понятия генетики (ген, локус, гомологичные хромосомы, гомозигота, гетерозигота, доминантность, рецессивность, генотип, фенотип). Гибридологический метод изучения наследственности.

1

§14,15

2нед.ноября

23

6.2 Законы Менделя. Сцепленное наследование.

1

§16,17,18,19

2нед.ноября

24

6.3. Генетическое определение пола. Генетика пола.

1

§20

3нед.ноября

25

6.4Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

Лабораторная работа.  «Решение генетических задач и составление родословных.»

1

§19-20

3нед.ноября

26

6.5Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость.

1

§21,22

4нед.ноября

27

6.6 Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.

1

§21 доп.мат.

4нед.ноября

28

6.7.Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

1

конспект

1нед.декабря

29

6.8Фенотипическая,илимодификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Норма реакции.

1

§22

1нед.декабря

30

6.9 Лабораторная работа. « Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)».

1

Записи в тетрадях.

2нед.декабря

31

6.10 Обобщение темы

1

Повторить §14-22

2нед.декабря

Раздел7.Селекция(3 часа)

32

7.1Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм.

1

§23

3нед.декабря

33

7.2 Методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1

§24

3нед.декабря

34

7.3 Достижения и основные направления современной селекции.

 Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

1

§25 доп.мат.

4нед.декабря

Раздел 8. Современные представления об эволюции. (8 часов).

35

8.1 Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Критерии вида.

Практическая работа

«Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных и декоративных растений.»

1

§31

4нед.декабря

36

8.2 Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

 Практическая работа.

«Изучение изменчивости, результатов искусственного отбора на сортах культурных и декоративных растений».

1

§31

2нед.января

37

8.3Элементарные эволюционные факторы. Формы естественного отбора.

1

§32,33

2нед.января

38

8.4 Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса.

1

§34

3нед.января

39

8.5 Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции.

1

§35

3нед.января

40

8.6 Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.

1

§36

4нед.января

41

8.7Лабораторная работа «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

1

конспект

4нед.января

42

8.8 Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

1

§37,38

1нед.февраля

Раздел 9. Возникновение и развитие жизни на Земле. (7 часов).

43

9.1Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

1

§39

1нед.февраля

44

9.2 Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

1

§40

2нед.февраля

45

9.3 Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений

1

§41

2нед.февраля

46

9.4Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

1

§42

3нед.февраля

47

9.5 Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих.

1

§43,44

3нед.февраля

48

9.6. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных.

1

§45

4нед.февраля

49

9.7Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида.

1

§45

4нед.февраля

50

9.8Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

1

§45 доп.мат.

1нед.марта

Раздел 10. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (12 ч.)

51

10.1 Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский).

1

§46

1нед.марта

52

10.2 Круговорот веществ в природе.

1

§47

2нед.марта

53

10.3 Естественные сообщества живых организмов. История формирования природных сообществ.

1

§48§

2нед.марта

54

10.4Биогеоценозы.Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты.

Лабораторная работа. « Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».

1

§49

3нед.марта

55

10.5 Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Практическая работа. «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.»

1

§49

3нед.марта

56

10.6Факторы среды обитания и приспособления организмов. Абиотические факторы. Интенсивность действия факторов среды.

1

§50,51

4нед.марта

57

10.7 Биотические факторы среды. Типы связей между организмами в биоценозе. Взаимодействия между организмами. Факторы среды обитания и приспособления к ним живых организмов

1

§52

4нед.марта

58

10.8 Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии.

1

§53

1нед.апреля

59

10.9 Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ

1

Конспект, доп.мат.

1нед.апреля

60

10.10 Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека.

Практическая работа.  «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.»

1

§54

2нед.апреля

61

10.11Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Основы рационального природопользования.

1

§55

2нед.апреля

62

10.12Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Основы рационального природопользования.

1

§56

3нед.апреля

63

10.13 Обобщение и повторение темы: Экология и биосфера.

1

§46-56

3нед.апреля

64

Повторение темы: Клетка.

1

Повторить, конспект

4нед.апреля

65

Повторение темы: Размножение и развитие организмов.

1

Повторить, конспект

4нед.апреля

66

Повторение темы: Генетика и селекция.

1

Повторить, конспект

1нед.мая

67

Повторение темы: Эволюция.

1

Повторить, конспект

1 нед.мая

68

Итоговый контроль. Тестирование.

1

2нед.мая



Предварительный просмотр:

Перечень л\р,п\р,к\р.

Лабораторные работы

Кол.ч

Практические работы

Кол.ч

Контрольные работы

Кол.ч

1

«Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах».

1

«Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных и декоративных растений.»

1

Обобщение темы: «Основы генетики». тест

1

2

«Решение генетических задач и составление родословных.»

1

«Изучение изменчивости, результатов искусственного отбора на сортах культурных и декоративных растений».

1

Обобщение и повторение темы: Экология и биосфера. тест

1

3

«Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)».

1

«Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.»

1

Итоговый контроль за курс.

1

4

«Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

1

«Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.»

1

5

« Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».

1

Итого

5

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...