Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 11-х классов "БИОэрудит"
материал по биологии (11 класс)
Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 11-х классов "БИОэрудит"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по биологии
для учащихся 11-х классов: "БИОэрудит"
Цель: стимулировать интерес учащихся к изучению биологии, создать условия для творческого развития личности
Задачи:
образовательные: актуализировать и систематизировать знания учащихся по разным биологическим дисциплинам: ботаника, зоология, анатомия, общая биология и экология.
воспитательные: формирование коммуникативных качеств, культуры общения, чувство ответственности за успехи команды; формирование естественно-научного мировоззрения.
развивающие: развитие интеллектуальных способностей, навыков самообразования, интереса к биологическим знаниям, умения работать в команде.
«Разминка»
- Наука, изучающая клетку? (цитология)
- Участвует ли вода в химических реакциях клетки? (да)
- Как называются вещества, хорошо растворимые в воде? (гидрофильные)
- Какие клетки человека и животных способны к фагоцитозу? (лейкоциты)
- Из каких веществ построена клеточная мембрана? (липиды, белки)
- Каким образом попадают в клетку твердые вещества? (фагозитозом)
- Из чего состоит клеточная стенка у растений? (целлюлозы)
- Из каких мономеров состоит белок? (аминокислот)
- Сколько различных аминокислот входит в состав молекул белка? (20)
- Какова функция рибосом? (биосинтез белка)
- Как называется наука о наследственности? (генетика)
- Кто автор первых законов по генетике? (Г.Мендель)
- При разведении пчел, имеющих нормальные крылья, в потомстве часть особей оказалась с короткими крыльями. Что можно сказать о генотипах родительских пар? Аа х Аа – гетерозиготны
- У здоровых родителей один ребенок родился здоровым, а второй имел тяжелую наследственную болезнь и умер сразу после рождения. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет здоров. Рассматривается одна пара аутосомных генов.
Р Аа хАа
F АА, 2Аа, аа – умер
Вероятность рождения здорового ребенка = 75% - У родителей 1 группа крови. Возможно ли рождение ребенка в этой семье с другой группой крови? Нет
- У родителей 4 группа крови. Какую группу крови могут иметь их дети? 2,3,4
- С каким изменением генотипа связано явление полиплоидии? Кратное увеличение числа хромосом
- В семье здоровых родителей родился мальчик гемофилик. От кого из родителей он получил ген, несущий данное заболевание? От мамы, её Х хромосома несет ген гемофилии
- Откуда пошло выражение “Покраснел как рак?” При варке цвет панциря изменяется с коричневато-зеленого на красный, как более устойчивый.
«Литературная гостиная»
Чтобы справиться с данным конкурсом, необходимо окунуться в мир детства и вспомнить сказки.
1. Каких животных Киплинг в «Книге Джунглей» называл бандерлогами? (Обезьян)
2. В какой посуде выставил угощение журавль лисе? (В кувшине)
3. Спаситель Мухи - Цикотухи. (Комар)
4. Как называется русская народная сказка, главный герой которой жестоко
поплатился за нарушение санитарно-гигиенических правил? (Сестрица Аленушка
и братец Иванушка)
5. «В темнице там царевна тужит, а … ей верно служит». (Серый волк)
6. В какую птицу оборачивается Финист из русской народной сказки. (В сокола)
7. Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку? (30 лет и 3
года)
8. Кто съел Таракана Корнея Чуковского? (Воробей)
9. Что потерял ослик Иа в сказке про Винни-Пуха? (Хвост)
10. Как называлась харчевня в сказке А. Толстого «Золотой ключик»? (Три
пескаря)
11. Коротышку – врача из сказки н. Носова звали Пилюлькин, а как звали
коротышку-докторшу? (Медуницу)
12. Как в русских народных сказках называют птицу с золотыми перьями?
(Жар-птица)
13. На чем совершал путешествие за мёдом Винни-пух? (На воздушном шаре)
14. В кого превращался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане» А.С.
Пушкина? (В комара, муху, шмеля)
«Переведи термины»
- На греческий – «наружу» (Экзо)
- На греческий - «приносящий здоровье» (Гигиена)
- На латинский – «показатель» (Индикатор)
- На греческий – «сам питаюсь» (Автотроф)
- На английский – «равновесие, уравновешивать» (Баланс)
- На латинский- «освобождение» (Иммунитет)
- На греческий – «происхождение» (Генезис)
- На латинский – «народ, население» (Популяция)
- На греческий – «занимающий одно и то же место» (Изотоп)
- На латинский – «внутри семени» (Эндосперм)
- На греческоий – «иной», «различный» (гетеро)
«Найди биологическую ошибку»
А.Фет
“Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мала.
Весь бархат мой со всем живым миганьем –
лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
и вот дышу…”
(Ответ: Два крыла; у бабочки – 2 пары крыльев)
“У веретеницы шесть ног,
Под пнем она таится.
Лишь ночью выйдет на часок,
А днем всего боится”
(Ответ: Веретеница – безногая ящерица; ведет дневной образ жизни)
“Дальше, дальше, дальше”
1.Назвать ночную хищную птицу сова, филин
2.Как называется брачный ритуал у некоторых куриных птиц? ток
3. Как называется процесс увеличения размеров организма? рост
4.Как называется наука о птицах? орнитология
5.Самая крупная рыба? акула
6.Какое вещество образует твердый покров членистоногих? хитин
7.Кто является главой пчелиной семьи? матка
8.Процесс считывания информации с ДНК на РНК ? транскрипция
9.Место прохождения фотосинтеза ? хлоропласты
10.Как генетики называют преобладающий признак? доминантный
11.Энергетический центр клетки? митохондрии
12.Как называется количество хромосом в половой клетке?? гаплоидное
13.Какие органы называют гомологичными? одинаковые по происхождению
14.Мандаринка – это курица или утка? утка
15.Кто изобрел акваланг? Кусто
16.Как называются простые углеводы? моносахариды
17.Атмосфера? Газовая оболочка Земли
18.Инстинкт? Сложное наследственное поведение животных
19.Симбиоз? Взаимовыгодное сожительство организмов
20.Могут ли белки быть источником энергии? Да
21.Какие двигательные белки вы знаете? Актин, миозин
22.Какова функция митохондрий? Синтез АТФ
23.Сколько хромосом в клетках человека? 46
24.Как называется участок ДНК, несущий информацию о структуре белка? Ген
25.Какой орган отсутствует у самца кенгуру как ненужный? Сумка
26.К какому классу относится крокодил? Кл. Пресмыкающиеся
«О чём речь?»
Вашему вниманию будут представлены слайды, на которых даны по 3-4 картинки, ваша задача, сказать одним словом, что за явление или процесс зашифрован за этими картинками. Команда, которая первая догадалась, поднимает сигнальную карточку и отвечает. Если же ответ неверный право ответить предоставляется другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.
1 вопрос: листок растения, СО2, вода, солнце; (фотосинтез)
2 вопрос: часы, Ч. Дарвин, обезьяна; (эволюция)
3 вопрос: почкование гидры, деление эвглены зелёной, оплодотворение яйцеклетки; (размножение)
4 вопрос: хромосомы, цепь ДНК, семья. (наследственность.)
«Легенды и мифы»
1. Древняя легенда рассказывает, как однажды много дней древнееврейский народ брел по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти.
Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба.
— Манна, манна! С неба падает манна!
Все бросились собирать эту “манну”: брали пригоршнями серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки.
О чём идёт речь? (Лишайники)
2. Древнегреческие легенды о них самые красивые. В Греции их считали «людьми моря», так как верили, что однажды бог вина и веселья Дионис возвращался морем домой, и на него напали пираты, не ведающие о его божественной природе. Они заковали Диониса в цепи, но оковы сами упали с рук бога и оплели виноградной лозой мачты и паруса корабля, а Дионис предстал перед своими обидчиками в образе тигра. Пираты испугались, бросились в море и превратились … Так бог покарал морских разбойников, изменив им облик, но оставив прежний разум. С тех пор плавают они по морям и океанам, искупая свою вину, спасают людей. Кто, они? (Дельфины)
3. По народным поверьям, считается, что там, где падает звезда, расцветает этот цветок. А еще говорят, что эти цветы — это маленькие солнышки, которые соединяют множество святых дорог-лепестков. Их считают схожими по форме с зонтиками, а по легенде — они в давние времена были зонтиками для маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется этим цветком, либо сорвет его и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по цветочному зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим. (Ромашка)
«Экологические задачи»
1,После того как железная дорога Лондон- Глазго была электрифицирована, специалисты отметили значительное увеличение численности грызунов в прилегающих угодьях. Долгое время этому не могли дать никакого объяснения, но потом причина всё-таки вскрылась и оказалась вполне «экологичной». Как вы думаете, что это была за причина?
Ответ: Вспышка численности грызунов в прилегающем к дороге ландшафте была связана с уменьшением численности хищников - консументов в трофической цепи, в данном случае сов. Которые гибли, поражённые электрическим током, когда садились на провода и одновременно задевали крыльями металлические конструкции ( чаще всего это случалось под мостами).
2. Англичане, любители молочных продуктов, пополнили фауну Австралии коровами. Но случилось непредвиденное. Навоз стал отравлять растительность, почвы подверглись эрозии. Как можно исправить положение?
Ответ: Нужно завезти в Австралию естественных санитаров- навозных жуков.
3. В конце 80-х годов одно из государств юго-восточной Азии Бангладеш весьма успешно зарабатывало валюту, экспортируя лягушачьи ножки. Общий объем прибыли достигал 10млн. долларов в год. Однако вскоре этому государству пришлось потратить значительно большие суммы на «смягчение» весьма неблагоприятных экологических последствий подобного бизнеса. Как вы полагаете, почему?
Ответ: История весьма незамысловата: из-за того, что численность лягушек сократилась, мухи и комары( среди последних был и переносчик малярии) размножились до такой степени, что для борьбы с ними пришлось закупить
Инсектициды истратить гораздо больше валюты.
4.Жители северного побережья Австралии охвачены тревогой. Радио, газеты, телевидение предупреждают: купаться опасно- в заливе появились ядовитые медузы. Они особенно опасны, потому что прозрачны и практически невидимы в воде. Специалисты связывают появление медуз с уменьшением численности морских черепах. Почему это происходит?
Ответ: Численность черепах снизилась из-за загрязнения вод залива и хищнического истребления животных. Черепахи питаются медузами. При уменьшении численности естественных врагов численность медуз резко возросла.
Подведение итогов.
Пока жюри подводит итоги, давайте проведем рефлексию
- понравилось ли вам мероприятие? Если да поднимите правую руку вверх, если нет левую.
- расскажите, что вам больше всего запомнилось?
Жюри оглашает итоги.
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Внеклассное мероприятия в рамках предметной недели по биологии "БиоЭрудит"
Предметная неделя по биологии Задачи игры:1. Расширить кругозор школьников2. Привить навыки работы с дополнительной литратурой по предмету.3....

Внеклассное мероприятие с родителями учащихся 1-4 классов "Устами младенца"
Разработка внеклассного мероприятия "Устами младенца" ...
Внеклассное мероприятие Семинар для учащихся 8-9 класса «Виды особо охраняемых природных территорий. Их роль в охране окружающей среды»
Внеклассное мероприятиеСеминар для учащихся 8-9 класса «Виды особо охраняемых природных территорий. Их роль в охране окружающей среды»...

Внеклассное мероприятие – игра для учащихся 10 – 11 классов “Who wants to be the champion”
Методическая разработка данного мероприятия поможет повторить изученный материал по истории, политическому устройству, литературе, культуре англоязычных стран....

Внеклассное мероприятия в рамках предметной недели по биологии "БиоЭрудит"
Задачи игры:1. Расширить кругозор школьников2. Привить навыки работы с дополнительной литратурой по предмету.3. Учить оценивать ...

Разработка внеклассного мероприятия по биологии для 9-11 классов "Биоэрудит"
Цели мероприятия: привлечь внимание учащихся к проблеме потери растительного и животного мира, проблеме загрязнения мест обитания растений и животных; пересмотреть потребительскую позицию человека в о...
