Методическая разработка по теме: " Эволюционная теория Ч. Дарвина"
методическая разработка по биологии (9 класс)
В методической разработке собраны теоретические материалы по теме : "Эволюционная теория" для подготовки учащихся 9-х классов к итоговой аттестации ( ОГЭ). По теме подобраны тестовые задания разных типов и уровней.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции.
Тезисы:
Развитие эволюционных идей.
Значение эволюционной теории Ч. Дарвина.
Синтетическая теория эволюции.
Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Анализ содержания материала темы.
Эволюция – процесс исторического развития живой природы. К.Линней ввел бинарную (двойную) номенклатуру названий вида. Жан Батист Ламарк – первый эволюционист. Создал градуалистическую концепцию: движущие силы эволюции – прямое воздействие среды на организмы, стремление организмов к совершенствованию и наследование благоприобретенных признаков. Сформулировал три закона эволюции органического мира: прямого приспособления; упражнения и неупражнения органов; наследования благоприобретенных признаков.
Ч.Дарвин определил основные движущие силы (факторы) эволюции: наследственная изменчивость, борьбы за существование и естественный отбор. Образование новых видов происходит в результате естественного отбора. Он выделил и охарактеризовал две основные формы изменчивости: определённую и неопределённую. Определённая, или групповая, изменчивость – ответная реакция организма на воздействие среды, не наследуется, и при прекращении действия фактора среды признак возвращается к исходной форме. Неопределённая, или индивидуальная, изменчивость обусловлена внутренними причинами, отсутствует у предков, возникает внезапно (спонтанно), единична, неадекватна воздействию внешних факторов, всегда наследуется. Она является причиной неоднородности особей. Ч. Дарвин выделил ещё одну форму изменчивости — соотносительную (коррелятивную), при которой изменение одного признака обусловливает появление и других признаков. Любая форма изменчивости сама по себе ещё не может привести к появлению в природе нового вида.
Основные положения теории Ч.Дарвина. Причинами эволюции видов в природе являются высокая плодовитость и интенсивность размножения организмов, но ограниченность природных ресурсов. Вследствие этого происходит борьба за существование. Борьба за существование — это совокупность всех отношений особей друг с другом и с неживой природой, определяющихся способностью данной особи к выживанию и оставлению потомства. Ч. Дарвин выделил три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с неблагоприятными условиями внешней среды.
Наличие наследственной изменчивости и борьбы за существование ведёт к естественному отбору. Естественный отбор – это избирательное уничтожение одних особей и преимущественное размножение других, процесс сохранения одних особей за счёт гибели других. Результатом естественного отбора являются возникновение приспособленности организмов к среде обитания и образование новых видов.
Новые виды образуются в результате дивергенции – расхождения признаков, возникающего под действием естественного отбора, при этом из одной исходной формы образуются две и более дочерних.
Основные положения синтетической теории эволюции:
- Материалом для эволюции служит наследственная изменчивость организмов (мутации и комбинации генов).
- Мутационный процесс, комбинативная изменчивость, популяционные волны – движущие силы эволюции. Они поставляют материал для естественного отбора и носят случайный характер.
- Направляющий фактор эволюции – естественный отбор основан на сохранении и накоплении наследственных изменений у организмов.
- Элементарная единица эволюции – популяция – относительно обособленная группа особей одного вида, которые населяют определённую территорию внутри его ареала и свободно скрещиваются между собой. Она обладает общим генофондом — совокупность генов особей, составляющих популяцию.
- Элементарное эволюционное явление – длительное и направленное изменение генофонда популяции, генетическая предпосылка эволюции.
- Вид состоит из различающихся по некоторым признакам, но генетически однородных единиц — популяций и подвидов, существующих в пределах своего ареала. Генетическая однородность вида поддерживается скрещива¬нием особей, образующих его популяции.
- Обмен генами возможен лишь внутри вида. Генофонд каждой популяции содержит генетический груз — часть наследственной изменчивости, которая определяет появление в ней менее приспособленных особей.
- Эволюция имеет постепенный и длительный характер. Видообразование как этап эволюции представляет собой последовательную смену одной популяции другой и называется микроэволюцией.
- Эволюция на уровне, превышающем вид, т. е. образование родов, семейств, отрядов, классов и других над видовых систематических групп организмов, называется макроэволюцией.
- Эволюция непредсказуема: у неё нет конечной цели и финал недостижим.
Пример контрольной работы по теме: «Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции».
Для отработки части 1 экзаменационной работы
#1055;о Ч. Дарвину, способность живых существ производить большое
количество потомков и ограниченность мест обитания и жизненных ресурсов - это непосредственные причины:
1) наследственной изменчивости
2) борьбы за существование
3) вымирания
4) видообразования.
Ответ: _____
Почему выбранный ответ является верным?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости:
1) цитоплазматическая
2) модификационная
3) комбинативная
4) мутационная.
Ответ: _____
Почему выбранный ответ является верным?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3. Естественный отбор:
1) создает новые признаки организмов
2) увеличивает изменчивость в популяциях
3) сохраняет наиболее полезные изменения
4) создает новые виды.
Ответ: _____
Почему выбранный ответ является верным?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
4. Результатом действия естественного отбора не является:
1) приспособленность организмов к среде обитания
2) многообразие органического мира
3) борьба за существование
4) совершенствование организации живых существ.
Ответ: _____
Почему выбранный ответ является верным?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5. Иллюстрацией действия стабилизирующего отбора не является
существование:
1) клювоголовой рептилии гаттерии
2) кистеперой рыбы латимерии
3) темноокрашенных бабочек березовой пяденицы в промышленных
районах Англии
4) голосеменного растения гинкго.
Ответ: _____
Почему выбранный ответ является верным?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6. Различия генотипов разных особей одной популяции, обусловленные
скрещиванием, определяются изменчивостью:
1) мутационной
2) комбинативной
3) соотносительной
4) модификационной.
Ответ: _____
Почему выбранный ответ является верным?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
7. Эволюция - это процесс:
1) индивидуального развития любого живого существ
2) исторического развития органического мира
3) размножения и развития клеток
4) улучшения и создания новых сортов растений и пород животных.
Ответ: _____
Почему выбранный ответ является верным?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
8. Выберите три верных ответа из пяти и запишите в ответе цифры, под которыми они
указаны.
Заслуга Ч. Дарвина состоит в том, что он:
1) создал первую эволюционную теорию
2) разработал теорию естественного отбора
3) сформулировал закон гомологических рядов наследственной
изменчивости
4) объяснил причину многообразия видов в природе
5) объяснил процессы видообразования
6) объяснил причины происхождения жизни.
Ответ: _____
№ ответа | Почему данный ответ является верным? |
9. Выберите три верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они
указаны.
Основным положением эволюционной теории Ж.-Б. Ламарка является утверждение о:
1) изначальной целесообразности природы
2) стремлении всего живого к совершенству
3) направленном влиянии окружающей среды
4) направляющем действии естественного отбора
5) неизменности видов
6) наследовании только полезных изменений.
Ответ: _____
№ ответа | Почему данный ответ является верным? |
10. установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
ПРИМЕР | ФОРМА ОТБОРА |
1) существование клювоголовой рептилии гаттерии 2) существование кистеперой рыбы латимерии 3) появление темноокрашенных бабочек березовой пяденицы в промышленных районах Англии 4) существование разнообразных вьюрков на Галапагосских островах 5) существование голосеменного растения гинкго 6) появление на океанических островах насекомых бескрылых либо с очень мощными крыльями | А.Стабилизирующий отбор Б. Движущий отбор В. Дизруптивный отбор |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Объяснение, почему выбранные ответы являются верными:
№ ответа | Почему данный ответ является верным? | |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 |
Подходы к оценке контрольной работы
Каждый вариант контрольной работы состоит из двух частей и включает 10 заданий,
различающихся форме и уровню сложности.
Часть 1 включает 7 заданий на выбор одного правильного ответа.
Часть 2 включает 4 задания – 3 на выбор с тремя элементами ответа,1 задани е на
установление соответствия . За задание этого уровня ставится максимально 2 балла.
Максимальное количество баллов за всю работу –13 баллов.
Вся работа рассчитана на урок (40 минут).
Оценка «5» ставится за 12-13 баллов
Оценка «4» ставится за 9-11 баллов
Оценка «3» ставится за 7-8баллов
Оценка «2» ставится за 6 и менее баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эволюционная теория Чарльза Дарвина
Презентация "Эволюционная теория Чарльза Дарвина" рассматривает данную тему в разделе"Эволюционное учение" в 9 и 11 классах. Знакомит с движущими силами эволюции, характеризует виды борьбы за су...

Тренажер по теме «Эволюционная теория» – 11 класс
Тренажер по теме «Эволюционная теория» – 11 класс...

Задания для проверки знаний по теме "Эволюционная теория" 11 класс
Задания для проверки знаний по теме "Эволюционная теория" 11 класс. Работа для 3-х вариантов, необходимо выбрать утверждения по заданной теме из общего списка....

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «Портреты великих… Чарльз Дарвин»
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «Портреты великих… Чарльз Дарвин», посвященное 160- летию со дня выхода в свет книги «Происхождение видов путем естественного отбора» ...

Конспект урока "Эволюционная теория Чарльза Дарвина"
Эволюционную теорию Чарльза Дарвина можно изложить следующим образом......

