Смысловое чтение и работа с текстом на уроках биологии.
материал по биологии

Касяник Людмила Васильевна

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie_i_rabota_s_tekstom._kasyanik_l._v.docx158.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №23 города Орска»

Смысловое чтение и работа с текстом

на уроках биологии

Касяник Л. В., учитель биологии первой категории

Орск 2016

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках биологии

 Касяник Л.В.,  учитель биологии

первой категории

МОАУ «СОШ № 23 г. Орска»

Эффективное чтение - сложный процесс активного восприятия и критического осмысления информации с целью включения в собственный контекст.  Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

 Узкий круг самостоятельного чтения школьников создает проблему при подготовке детей к ОГЭ и ЕГЭ. Преимущественно школьники  мало читают научно-познавательной литературы и не могут ориентироваться в соответствующих возрасту словарях, справочниках, энциклопедиях, в справочной литературе  по предмету. Каждый ученик  берет из текста ровно столько, сколько он способен взять на данный момент, в зависимости от его потребностей и способностей. Оттого и разница в восприятии на уроке изучаемого материала. Учитель – предметник в рамках своего предмета должен проводить работу по развитию и совершенствованию навыков смыслового чтения.

Проблема обучения чтению становится актуальной в свете модернизации общего образования. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению в школе и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный»  или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Огромное влияние на современных подростков оказывает СМИ (прежде всего Интернет и телевидение), что же касается высокохудожественной литературы с ее смелыми интеллектуальными экспериментами, то она  становится предметом исследования избранных. С каждым годом  настоящих читателей (произведения массовой культуры или чтение классики в сокращении не в счёт) становится всё меньше. Именно  поэтому  учителя-предметники должны обратить внимание на то, ЧТО и КАК читают школьники. 

Смысловое (с мыслью) чтение может стать основой формирования личности, создания своего образа на великих нравственных, культурных образцах. Большинство толковых и философских словарей определяют смысл как синоним значения. Благодаря возникновению герменевтики (философия понимания текстов) появилось такое понятие как скрытый смысл. Герменевтика – это искусство понимания и толкования проявлений духовной деятельности человека и, прежде всего, художественных текстов, без интерпретации которых не обходится школьное образование.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, процесс  наделения смыслом.

С.В. Суматохин выделяет следующие виды чтения

  • ознакомительное – направлено на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;
  • изучающее – предполагает извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;
  • поисковое (просмотровое) – направлено на нахождение конкретной информации, нужного факта;
  • рефлексивное (вдумчивое) – размышление о содержании прочитанного, осмысление своих и чужих интеллектуальных действий, эмоционального состояния.

Ознакомительное чтение

  • более подробное, чем просмотровое;
  •  дает общее представление о смысле написанного в параграфе;
  •  читают первый и последний абзацы, выборочно отдельные предложения или абзацы целиком, определения, выводы, вопросы и задания в конце параграфа;
  •  значение непонятных слов уточняют в биологическом словаре;
  •  позволяет психологически настроиться на восприятие нового материала.

Изучающее чтение

  •  направлено на восприятие, понимание и логическую переработку учебной информации;
  •  необходимо развивать у учащихся языковые знания и логические умения: восприятие смысловых частей текста и логических связей между ними; понимание слов, предложений, абзацев;
  •  для осмысления учебного текста используют приемы: постановка вопросов к тексту, составление логических графических схем, составление плана, написание тезисов.  

Поисковое чтение

  •    скоростное чтение;  
  •  помогает оценить структуру учебника (раздела, главы, параграфа);
  •  дает общее представление о сложности и новизне содержания;
  •  позволяет вспомнить известные учащимся сведения,  облегчить восприятие нового материала;
  •  общее представление о структуре учебника поможет учащимся быстро ориентироваться в нем.

Рефлексивное чтение

  • сопоставление разных точек зрения и разных источников информации;
  •  смысловое свертывание выделенных фактов, понимание назначения разных видов текста;
  •  анализ изменения своего эмоционального состояния при чтении, получении и переработке полученной информации;
  •  направление внимания на полезную в данный момент информацию;
  •  сопоставление иллюстративного материала с информацией текста.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым,  учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Этапы формирования умений смыслового чтения:

1. Смысло-ориентирующий. На данном этапе основными умениями является:

  • вычленение информации, заданной в тексте в явном виде.
  • определение из текста значения терминов.
  • сопоставление информации из разных частей текста.
  • установление в тексте последовательности действий.

     Результат: общая ориентация в тексте.

  2. Содержательно-смысловой. Основные умения:

  • выделять главную мысль отдельных частей текста.
  • делать выводы на основе информации из текста.
  • преобразовывать информацию из текста в графическую и наоборот.
  • ранжировать, группировать или классифицировать объекты, описанные в тексте.
  • выделять информацию, не соответствующую содержанию текста.

     Результат: глубокое понимание текста.

           3. Рефлексивно-личностный. Основные умения:

  • применять знания, полученные из соответствующих информационных блоков для анализа и объяснения новой ситуации.
  • интерпретировать результаты исследований на основе глубокого понимания информации текста.
  • самостоятельно конструировать новую (или существенно измененную) по отношению к тексту ситуацию.

       Результат: применение полученной информации в практической деятельности.

Какие УУД развивает технология формирования типа правильной читательской деятельности?

  1. Коммуникативные – формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора)
  2. Познавательные– извлекать информацию из текста
  3. Личностные – в случае если анализ текста порождает Личностные суждения
  4. Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму)

Примеры некоторых приемов по формированию смыслового чтения:

  1. «Дополни определение». Учащимся предлагается найти в тексте определение (например, «живой организм», «питание», «раздражимость» и др.). Дополнить это определение  основными признаками, перечисленными в тексте.
  2. «Сконструируй определение».  Учащимся предлагается  самим сформулировать понятие (например, предложить сформулировать понятие «обмен веществ», сопоставив информацию из нескольких предложения текста).
  3. «Установите соответствие».
  4. «Задай вопрос» Учитель создаёт ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к тексту. Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ.
  5. «Составь задание». Такие задания можно задать на дом. Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание к тексту. Это уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом.
  6. Прием «толстых» и «тонких» вопросов.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Что?

Кто?

Когда?

Как звать ...?

Было ли ...?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Что, если ...?

Может ...?

Будет ...?

Мог ли ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

Предположите, что будет, если ...?

    7. Прием «Верные и неверные утверждения».

    8. Приём «Лови ошибку» Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока

   9. Приём «Восстанови текст».

   10. Сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов.

   11. Прием «Кластер». Это выделение смысловых единиц текста

Примеры смыслового текста.

Текст к уроку «Большие полушария» 8 класс

Прочитайте текст, останавливаясь на значках /, осмысливая прочитанное.

Ответьте на вопросы (1-3) и выполните задания (1-3)

                     Текст «Секреты головного мозга»

Передний мозг состоит из сильно развитых полушарий, связанных между собой мозолистым телом, его образуют около 175 млн. нервных волокон, соединяющих оба полушария. Поверхность полушарий образована серым веществом или корой, состоящей из тел нейронов, под корой залегает белое вещество – проводящие пути. Проводящие пути соединяют отдельные центры в пределах одного полушария, либо головного и спинного мозга. В белом веществе находятся также скопления нервных клеток, образующие подкорковые ядра серого вещества. Общая поверхность коры полушарий составляет 2000-2500см2 , толщина - 2,5-3 мм. Кора включает более 14 млрд. нервных клеток, расположенных шестью слоями/.

Анатомы сравнивают кору со смятым плащом или мантией, на которых видны крупные складки. У трехмесячного зародыша поверхность полушарий гладкая, но кора растет быстрее, чем мозговая коробка, поэтому образуются складки – извилины, ограниченные бороздами; в них заключено около 70% поверхности коры/.

По бороздам проводят условные границы, разделяющие кору на доли: лобную, теменную, височную, затылочную, по четыре с каждой стороны.  

Самые глубокие борозды – центральные, отделяющие лобные доли от теменных, и боковые, которые отграничивают височные доли от остальных. Впереди от центральной борозды в лобной доле находится передняя центральная извилина, позади нее – задняя центральная извилина/.

Копия Мозг1

Сведения о значении разных частей мозга встречаются еще в древних медицинских трактатах. На передние отделы возлагали ответственность за воображение, в средние помещали мысли, а в задние – ум. Не исключено, что именно с этими представлениями связано народное выражение « задним умом крепок»/.

В деятельности коры головного мозга наблюдаются половые различия. Так, мужчины лучше решают в уме пространственные задачи, легче выбирают маршруты пути. Женщины точнее выражают свои мысли словами, быстрее воспринимают изменения в окружающей обстановке/.

Вопросы:

1.Сколько смысловых рядов в данном тексте?

2.Чем образована  кора полушарий большого мозга?

3.Какие половые различия в деятельности коры головного мозга наблюдаются у мужчин и женщин? Ответ перенесите в таблицу.

Задания:

1.Установи соответствие между числовыми данными и характеристиками головного мозга:

1.Общая поверхность коры полушарий                        А.14 млрд.

2.Количество нервных волокон                                     Б.175 млн.          

3.Толщина коры полушарий                                           В.2000-2500см2

4.Количество нервных клеток                                        Г. 2,5 – 3мм.

2.Назовите функциональные доли больших полушарий и укажите их на рисунке.

s_nerv_central_clip_image006 - копия

3. Найдите ошибки в предложении и запишите его верно.

На передние отделы возлагали ответственность за ум, в средние помещали мысли, а в задние – воображение.

Деятельность учеников по работе с текстом и критерии оценивания

Ответы

Критерии оценивания

Вопрос 1

Деятельность: Выявление количества смысловых рядов в тексте

Ответ: 5

1 балл – правильный ответ.

Комментарий: Каждый абзац текста соответствует смысловому ряду.

Вопрос 2

Деятельность: Нахождение информации из текста

Ответ: серым веществом,  белым веществом

1 балл – перечислен правильный состав коры

Комментарии: В тексте указан состав коры полушарий.

Вопрос 3

Деятельность: Составление таблицы с использованием текста

Ответ:

Деятельность

Мужской пол

Женский пол

Решение в уме пространственных задач

+

Выражение мыслей словами

+

Быстрое восприятие изменений в окружающей обстановке

+

Выбор маршрута пути

+

1 балл – текст переведен в таблицу, перечисляя  частично

половые различия в деятельности коры головного мозга

2 балла – перечислены половые различия в деятельности коры головного мозга.

Комментарии: В тексте расписаны половые различия в деятельности коры головного мозга .  

Задание 1

Деятельность: Установление соответствия

Ответ: 

1 – В     2 – Б    3 – Г    4 - А

1 балл – в соответствии допущена одна ошибка

2 балла – соответствие установлено верно

Комментарии: В тексте указаны  числовые  данные и характеристики полушарий головного мозга

Задание 2

Деятельность: Обозначение рисунка с использованием текста

Ответ:

Копия Мозг1

        

1 балл – названы функциональные доли больших полушарий

2 балла - названы функциональные доли больших полушарий и указаны на рисунке.

Комментарии: В тексте дан рисунок с изображением функциональных долей больших полушарий

Задание 3

Деятельность: Выявление ошибок в предложении

Ответ: На передние отделы возлагали ответственность за воображение, в средние помещали мысли, а в задние – ум.

1 балл – найдены ошибки и записано верное предложение

Комментарии: В тексте полностью прописано данное предложение.

Итого: 9 баллов

Перевод баллов в отметку.

8-9 баллов - отметка «5»

6-7 баллов - отметка «4»

5 баллов – отметка «3»

К уроку «Выделение. Строение и функции почек» 8 класс

Прочитайте текст, останавливаясь на значках /, осмысливая прочитанное, и выполните задания (1-4)

Текст «Наши почки»

     Рассмотрев рисунок (рис. 1), можно увидеть, что почки  являются анатомически двойным органом и имеют чуть асимметричное расположение по отношению к позвоночнику. Правая почка находится в области печени, а левая в районе диафрагмы. По виду почки человека похожи на бобы, размер которых у взрослого человека составляет от 10 до 12 см./  Вес почки при этом может колебаться в пределах от 120 до 250 гр.
      Функции почек в теле человека можно сравнить с работой фильтра. Они убирают из организма вредные продукты распада. Потому при разных нарушениях в работе почки происходит отравление человеческого организма. Кроме того, почки принимают участие в процессах кровообразования, регулируют кислотно-щелочной и водяной баланс человеческого организма./

      Оказывают негативное воздействие на почки так же другие острые и хронические заболевания других человеческих органов. Приём, различных медицинских средств, преумножает нагрузку на фильтрующую функцию почек, что соответственно приводит к неполадкам в их деятельности  и заболеваниям почек. Взаимосвязь неправильного питания и функций.

Вредные напитки:

- алкоголь, разрушает клетки;

- минеральная вода, чрезмерное употребление может начать образование почечных камней;

      К правильным жидкостям можно отнести чаи из трав, компоты из свежих фруктов и из сухих фруктов, зеленый чай, клюквенный морс. Дневная норма воды или жидкости, которую должен потребить человек для естественной работы почек, составляет 2 л.

Продукты, нормализирующие в организме жидкостный баланс в организме человека: морепродукты в организме человека, красные овощи и фрукты, яблоки и болгарский перец, арбуз, мед, огурцы, дыня, капуста, редька.

Рисунок 1

C:\Users\1\Desktop\мама\Bior8_42_1.gif

Задание 1.

Назовите особенности расположения почек в организме человека?

Задание  2.

Составьте синквейн на тему «Почка».

Задание  3.

Заполните таблицу «Вредные и полезные продукты питания»

Таблица 1

Вредные продукты

Полезные продукты

Задание 4. На основе текста сделайте вывод о том,  в чем заключаются основные функции почек.

Деятельность учеников по работе с текстом и критерии оценивания

Таблица 2

Деятельность

Критерии оценивания

Задание 1.

Деятельность:  Выявление информации в тексте.

Ответ:  Почки имеют чуть асимметричное расположение по отношению к позвоночнику. Правая почка находится в области печени, а левая в районе диафрагмы. По виду почки человека похожи на бобы, размер которых у взрослого человека составляет от 10 до 12 см.

1 балл – правильный ответ. 

Комментарий: В первом абзаце текста есть указание на особенности расположения почек в организме человека.

Задание 2.

Деятельность: Составить синквейн на тему «Почка».

Ответ:  1строка - название синквейна;

2 строка – два прилагательных на тему;

3 строка - три глагола на тему;

4 строка – фраза на тему;

5 строка – существительное на тему.

5 баллов – правильный ответ.        

Комментарии: в тексте отражаются все пункты, необходимые для составления синквейна.

Задание 2

Деятельность: Перевод одной формы текста (схемы) в другую (словесный текст.)

Ответ: Взаимосвязь неправильного питания и функций.

Вредные напитки:

- алкоголь, разрушает клетки;

- минеральная вода, чрезмерное употребление может начать образование почечных камней;

      К правильным жидкостям можно отнести чаи из трав, компоты из свежих фруктов и из сухих фруктов, зеленый чай, клюквенный морс. Дневная норма воды или жидкости, которую должен потребить человек для естественной работы почек, составляет 2 л.

Продукты, нормализирующие в организме жидкостный баланс в организме человека: морепродукты в организме человека, красные овощи и фрукты, яблоки и болгарский перец, арбуз, мед, огурцы, дыня, капуста, редька.

2 балла – текст переведён верно, правильно указаны все продукты питания.

Комментарии: В тексте есть указания н влияние продуктов питания на почки человека. Это становится ясно при внимательном прочтении текста.

Задание 4

Деятельность: Анализ текста и предыдущих заданий и формулировка вывода или обобщение полученной информации

Ответ:         

Функции почек в теле человека можно сравнить с работой фильтра. Но есть  и другие функции: очистка  крови, выработка  гормона ренина,
выведение из организма вредных продуктов распада. Кроме того, почки принимают участие в процессах кровообразования, регулируют кислотно-щелочной и водяной баланс человеческого организма.

4 балла – при перечислении шести функций;

2 балла – три функции;

Комментарии: В тексте  отражаются все функции почек человека.

Итого:

Перевод баллов в оценку

10-12 баллов  - «5»

7-9 баллов  «4»

6  баллов  «3»

Смысловое чтение. 5- класс. Введение в биологию. Н.И. Сонин, А.А. Плешаков

Прочитайте текст «Лягушачьи тайны», останавливаясь на значке &, осмысливая прочитанное, ответьте на вопросы №1-3 , выполните задания №1-4.

“ЛЯГУШАЧЬИ ТАЙНЫ”

Лягушки – это поистине удивительные создания. На территории Оренбургской области повсеместно встречаются: лягушка травяная и лягушка остромордая, на юге области – жаба обыкновенная.  & Активны лягушки в тёплое время года, в конце сентября они уходят на зимовку. Места зимовок – незамерзающие участки рек. &

Лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. Тонкая и нежная  кожа лягушки всегда влажная, благодаря жидким слизистым выделениям кожных желез. Периодически происходит линька. & Лягушкам нет нужды пить воду ртом, они впитывают влагу всей кожей. Прогуляются амфибии по траве, мокрой от росы, и наберут воды. &

Тело лягушки состоит из головы, туловища и конечностей. Шеи у лягушки  нет, но она все же может поворачивать голову в стороны и наклонять ее. На голове заметны два больших выпученных глаза, защищенные веками& Впереди глаз - пара ноздрей. Позади каждого глаза заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это наружная часть органа слуха - барабанная перепонка. & Самцы некоторых видов лягушек громко квакают. Усилению звуков способствуют особые мешки - резонаторы, которые раздуваются у самца по бокам головы. & У лягушки хорошо развиты парные конечности. Кисть заканчивается четырьмя пальцами (пятый палец у нее недоразвит), между пятью пальцами задних ног – плавательные перепонки. Задние ноги значительно длиннее и сильнее передних, быстро распрямляя их, лягушка совершает прыжок. Плавает лягушка брассом, подтягивая и выпрямляя задние конечности &

 Легкие имеют вид мешков, развиты слабо, и кожное дыхание для лягушки  так же важно, как и лёгочное. Газообмен возможен только при влажной коже. Если лягушку поместить в сухой сосуд, то вскоре кожа её высыхает, и животное может погибнуть. &Погруженная в воду, лягушка целиком переходит на кожное дыхание. Обмен веществ у земноводных протекает медленно, температура тела лягушки зависит от температуры окружающей среды& Это холоднокровное животное.

Лягушки питаются исключительно животной пищей, и только такой, которая движется. Это комары, мухи, жуки, черви, слизни, пауки, иногда мальки рыб. А вот кусать они не могут. Заметив стрекозу, лягушка выбрасывает изо рта широкий липкий язык, к которому и прилипает жертва. Когда лягушка проглатывает насекомое, она закрывает глаза, глазные  яблоки опускаются внутрь головы и проталкивают добычу в глотку &

Вопросы к тексту (базовый уровень)

  1. Какие виды лягушек встречаются в Оренбургской области?
  2. Почему лягушки не пьют?
  3. Почему лягушка является холоднокровным животным?

Задания к тексту (повышенный уровень)

Задание №1. Выберите признаки из текста, характеризующие лягушку:

А) как наземное животное

Б) как водное животное

Задание №2.

Используя текст, заполните  в таблице графы, обозначенные цифрами

Отличительные признаки

особенности

Отделы тела

1

Органы чувств

2

3

Легкие имеют вид мешков, развиты слабо, и кожное дыхание для лягушки  так же важно, как и лёгочное.

4

Заметив стрекозу, лягушка выбрасывает изо рта широкий липкий язык, к которому и прилипает жертва. Когда лягушка проглатывает насекомое, она закрывает глаза, глазные  яблоки опускаются внутрь головы и проталкивают добычу в глотку

Задание №3.

Подумайте и ответьте…

Если в террариум с голодной лягушкой положить обездвиженных насекомых, то лягушка их не тронет.

Задание №4.

Какие системы органов  видоизменились у земноводных  в связи с выходом на сушу?

Эталон ответов и критерии оценивания текста

Ответы

Критерии оценивания

Вопрос № 1

Деятельность: выявление информации в  тексте.

Ответ:  На территории Оренбургской области повсеместно встречаются: лягушка травяная и лягушка остромордая, на юге области – жаба обыкновенная.

1балл - правильный ответ

Вопрос №2

Деятельность: выявление информации в  тексте.

Ответ: Лягушкам нет нужды пить воду ртом, они впитывают влагу всей кожей.

1балл - правильный ответ

Вопрос №3

Деятельность: выявление информации в  тексте.

Ответ: Обмен веществ у земноводных протекает медленно, температура тела лягушки зависит от температуры окружающей среды. Это холоднокровное животное.

1балл - правильный ответ

Задание №1

Деятельность: анализ текста и обобщение полученной информации

Ответ: А) две пары конечностей, тазовые кости, шейный позвонок, развитые мышцы задних конечностей

Б) плавательные перепонки на ногах, расположение глаз и ноздрей на верхней стороне головы, кожное дыхание, развитие икринок в воде.

2 балла - ответ полный, без биологических ошибок

1балл - ответ неполный, без биологических ошибок

0 баллов - ответ отсутствует

Задание №2

Деятельность: перевод одной формы текста (словесный текст) в другую (таблица)

Ответ:

1- тело лягушки состоит из головы, туловища и конечностей.

2- на голове  два больших выпученных глаза, защищенные веками. Впереди глаз - пара ноздрей. Позади каждого глаза заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это наружная часть органа слуха - барабанная перепонка.

3 - особенности дыхания

4 - особенности питания

За каждый правильный ответ 1 балл (всего 4 балла)

Задание №3

Деятельность: формулирование свободного ответа с использованием новых знаний.

Ответ:   Лягушки питаются исключительно животной пищей, и только такой, которая движется, в связи с особенностями зрения.

2 балла - ответ правильный с обоснованием.

1 балл-без обоснования.

0 баллов-ответ отсутствует

Задание №4

Деятельность:

Высказать предположение и обосновать его.

Ответ:

1.органы чувств: глаза с веками, барабанная перепонка

2 дыхательная система: появление легких

3опорно-двигательный аппарат: появление конечностей наземного типа, мышцы не сегментированы.

3 балла - ответ включает три названных элемента, не содержит биологических ошибок.

2 балла - содержит два названных элемента, не содержит биологических ошибок или включает три элемента, но содержит биологические ошибки.

1 балл- ответ включает один из названных элементов и не содержит биологических ошибок или два элемента, но содержит биологические ошибки.

0 баллов - ответ отсутствует.

Итого: 14 баллов

Шкала переводов баллов

Отметку «5» ученик получает, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объёме соответствует учебной программе, допускается один недочёт, объём освоенного материала составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему; ученик демонстрирует умение применять определения, правила в конкретных случаях, обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку «4» ученик получает, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы, но имеются одна или две негрубые ошибки или три недочёта и объём   освоенного материала составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку «3» ученик получает, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется:
1 грубая ошибка и 2 недочёта, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и 3 недочёта, или 4-5 недочётов. Учащийся владеет изучаемым материалом в объёме 50-70% содержания (правильный, но неполный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку «2» ученик получает, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объём усвоения материала учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).

баллы

процент выполнения работы (%)

отметка

13-14

90-100

«5»

10-12

70-89

«4»

7-9

50-69

«3»

Менее 7

Менее 50

«2»

УМК Плешаков А. А., Сонин. А. А. Введение в биологию. «Дрофа»

5 класс. Тема урока:  « Бактерии».

Прочитайте текст. Сделайте смысловые остановки после /, подумайте

Текст «Отчего скисает молоко?»

Машина подъехала к приемному пункту молочного завода. С веселым перезвоном выгружены фляги. С лязгом откинута одна, другая, третья крышка. И вдруг  - разочарование. Из открытых фляг пахнуло чем – то затхлым, прокислым. Было свежее цельное молоко, а стало нечто неаппетитное, какая – то неприятная мутная жидкость. Дело в том, что молоко может в любую минуту испортиться – стоит лишь недоглядеть./

В молоке могут размножаться микробы, вызывающие так называемое «нетипичное» брожение сахаристых веществ, и вскоре на дне бутылки появится хлопьевидный рыхлый осадок, а над осадком пенящаяся сыворотка. В молоке разовьются микробы, разлагающие жиры, и молоко станет прогорклым. Гнилостные бактерии придают молоку горький вкус. Эти невидимые нарушители попадают в молоко отовсюду. От кожи и шерсти нечищеной коровы, от неопрятных рук доильщицы, наконец, из воздуха вместе с пылью./

Гнилостные, жирорасщепляющие бактерии и многие другие приводят молоко в негодность. Но уже в древности повсеместно были широко распространены «благородные» молочнокислые бактерии. Они превращают молоко в простоквашу, кумыс, кефир и другие молочнокислые продукты. Эти продукты с успехом применяются для лечения заболеваний желудка, укрепления нервной системы и при лечении туберкулеза./

Вопрос 1.  Почему скисло молоко?

Вопрос 2. Откуда в молоко попадают бактерии?

Вопрос 3. О каких группах бактерий говорится в тексте?

Вопрос 4. Какие молочнокислые продукты вам известны?

Задание 1. Как вы считаете, какое значение имеют молочнокислые продукты в жизни человека?

Домашнее задание:

 Изучите упаковки от молочнокислых продуктов.

 Что можно узнать по упаковке, какая информация имеется на ней?

  • Определите срок изготовления и срок годности продуктов.
  • Выделите новые неизвестные элементы упаковки.
  • Объясните,  как часто можно включать рассматриваемые продукты в рацион питания.

Ответы для учителя:

Вопрос 1. Молоко скисло т.к. в него попали бактерии, вызывающие брожение – 1 балл.

Вопрос 2. От кожи и шерсти нечищеной коровы, от неопрятных рук доильщицы, наконец, из воздуха вместе с пылью – 1 балл.

Вопрос 3. В тексте говорится о трех группах бактерий: гнилостные, жирорасщепляющие и молочнокислые–

1 балл.

Вопрос 4. Кефир, кумыс, творог, сыр, ряженка, бифидок, йогурт и др. – 1 балл.

Задание 1. Эти продукты с успехом применяются для лечения заболеваний желудка, укрепления нервной системы и при лечении туберкулеза– 1 балл.

Максимальное количество баллов за работу с текстом на уроке- 5 баллов (отметка «5»)

Максимальное количество баллов за домашнее задание  – 5 баллов (отметка «5»)

5 класс. Введение в биологию. УМК Сонин Н.И. А. А,Плешаков

Тема «Планеты земной  группы»

Текст «Марс»

Внимательно прочитайте текс и изучите его содержание. Ответьте на вопросы и выполните задания, предложенные в конце текста.

Четвертой планетой земной группы является Марс. Марс- красноватая планета, напоминающая своим цветом огонь и кровь, получила название в честь древнеримского бога войны. Это планета в два раза меньше Земли по диаметру  и почти в 10 раз меньше по массе.

Поверхность Марса-  пустыни, кратеры, горы. Некоторые горы очень высоки. Например, потухший вулкан Олимп достигает высоты 27 км. Грунт Марса богат железом. Этим и объясняется красноватый цвет планеты.

У Марса тонкая разреженная атмосфера, которая образована в основном углекислым газом. У полюсов планеты видны белые полярные шапки. Они состоят из замерзшей смеси воды и углекислого газа.

Средняя температура на Марсе составляет  -70 градусов. Только вблизи экватора она может иногда подниматься выше 0 градусов. На планете заметна смена времен года: размеры полярных шапок уменьшаются летом и увеличиваются зимой.

Марс имеет два спутника – Фобос и Деймос, что означает «страх» и «ужас».  Они обращены к Марсу одной стороной (как Луна к Земле). Фобос и Деймос имеют вид громадных каменных глыб, покрытых мелко раздробленной пылью. Размеры этих спутников 27 на 20 км., 15 на 11 км.соответственно.  Фобос совершает обращение вокруг планеты втрое  быстрее, чем сам Марс вращается вокруг своей оси. Совсем иначе движется Деймос, его период обращения больше периода вращения Марса, но ненамного.

Вопросы  и задания к тексту:

  1. К какой группе планет относится Марс?
  2. Какой цвет имеет Марс и почему?
  3. Какая средняя температура на Марсе?
  4. Имеет ли Марс спутники, как они называются?
  5. Сравните спутники Марса:

Вопросы для сравнения

Фобос

Деймос

  1. Размеры

  1. Вращение

  1. Поверхность

  1. Значение названия

  1. Напишите мини-сочинение о вашем путешествии на Марс.
  2. Как по вашему мнению, есть ли жизнь на Марсе, почему?

Критерии оценки:

За правильные ответы на вопросы

№ 1-4,7  - 1 балл;

№ 5 – 2 балла;

№ 6 – 3 балла.

10-9 баллов  – оценка «5»

8-7 – «4»

6-5 – «3»

Менее 5 – «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики в условиях введения ФГОС.

Зайцева Т.В. участник межтерриториальнойнаучно-практической конференции «Развитие профессиональной компетенцииучителей физии в условиях подготовкик реализации ФГОС основногообщего образования».г....

Развитие навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках немецкого языка

Обучение основам смыслового чтения является актуальным для подросткового возраста, когда дети хотят получить нужную информацию «здесь и сейчас». Дети понимают, что научиться выделять основную мысль, г...

Статья "Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках биологии".

Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:1. поиск информации и понимание прочитанного;2. преобразование ...

Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)

С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...

Исследовательская работа на тему:"Стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках иностранного языка"

Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и ...

Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».

Цель  урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...

Приемы формирования навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках биологии.

Смысловое чтение  отличается от другого чтения тем, что происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста....