Сохранить природу - сохранить жизнь
методическая разработка по биологии (8 класс)

Завьялова Татьяна Николаевна

 Мудрецы и мечтатели прошлого не один аз пытались перечислить «чудеса света» - чудеса, сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большой долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, - загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brifing_sohranit_prirodu-sohranit_zhizn.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                     «СОХРАНИТЬ ПРИОДУ – СОХРАНИТЬ ЖИЗНЬ»

                                                                   (брифинг)

               Цели: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому; помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли; формирование экологической культуры.

 Эпиграф:

 Нельзя допустить, чтобы люди  направляли на свое уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить.      

  Ф. Жолио-Кюри

                                                                                         План

1. Значение природы для человека.

2. Существует ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?

3. Какова экологическая обстановка а нашем городе?

4. Что может сделать каждый из нас для сохранении природы?

В брифинге принимают участие:

- эколог,

- представитель комитета по охране природы,

- медицинский работник,

- экономист.

                                                                Ход брифинга

  1. Вступительное слово учителя о значении природы для человека.

        Мудрецы и мечтатели прошлого не один аз пытались перечислить «чудеса света» - чудеса, сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большой долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, - загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.

        Это чудо – Природа. Человек – ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формирует характер, делает, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. « Сохранить природу- сохранить жизнь»-тема брифинга.

                                                    Аэродромы,

                                                                               пирсы

                                                                                             и перроны,

                                                     лес а без птиц

                                                                                      и земли без воды …

                                                      Все меньше - окружающей  природы.

                                                      Все больше – окружающей среды.

              Всего четыре строки стихотворения Р. Рождественского, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для сегодняшнего и последующих поколений?  Предоставим слово ведущим специалистам.

                              2. Выступления специалистов.

    Ведущий называет вопросы, которые необходимо рассмотреть на брифинге, и приглашает к выступлению специалистов.

              -Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?

                С информацией по этому вопросу выступает эколог.

               Эколог. Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.

                Указ Петра 1 от 1718 года предписывал «  преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и ушня, наказание батогами, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр 1 потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.

                  Согласно Указу 1719 года об охране водоемов: «…если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…»
                Тысячелетиями расширялось вторжение человека  в природу. Но особенно большие изменения в окружающей среде произошли в эпоху научно-технической  революции. И не всегда они положительны.
               Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить… К сожалению, не все понимают важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди и созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, а также города…
               Еще несколько десятилетий назад академик В.И. Вернадский, создатель науки биогеохимии, предостерег от хищнического отношения к природе и ее богатствам : результат может быть только один - полное ее уничтожение.  
               Выражение «необходим как воздух» возникло неслучайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды – дни, а без воздуха – минуты.
              За последние 25-30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2-3 миллиона лет.  В атмосферу выбрасываются сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5млрд тонн, что может привести к потеплению, частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в том случае трудно даже вообразить.
         Более 50 городов России имеют уровень загрязненности окружающей среды, превышающий санитарные нормы.
        Все острее становится проблема источников чистой пресной воды.
        Леса – «легкие планеты», безотказные фильтры атмосферы, -  вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины – это почти полтонны поглощенной из воздуха углекислоты.
       Биологи уже доказали, что генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой, может быть искажена и нарушена под воздействием так называемых «мутантов». К их числу относятся радиация, активные химически вещества, ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы.

В моря и океаны в течение веков сбрасывалось все и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.

Приведенные экологом факты тревожны. Они могут показаться вам далекими.

И ТОЛЬКО АХАЕТ ПРИРОДА…

Весна! Ручьи не умолкают:

Потоки в буйстве – там и тут.

И в наше озеро стекают

И удобренья, и мазут.

Весь берег стал похож на свалку –

Чего, чего тут только нет:

Объедки, старые мочалки,

Обрывки книжек и газет…

Растут те свалки год от года

По берегам озер и рек,

И сокрушается Природа:

- Зачем все это, Человек?!

Иду таежною долиной…

И снова – горькие слова:

У сосен высохли вершины,

С берез осыпалась листва,

На травах – черные болячки –

Беда, куда ни погляди…

И разъяснил мне егерь мрачно:

- А что? Кислотные дожди…

… Лес плакал, точно в непогоду,

Скрипучей жалобой калек,

И я услышал стон Природы:

- Что натворил ты, Человек?!

Раз в туристическом вояже

Я искупаться захотел.

Но прогулялся возле пляжа

И, верь, раздеться не посмел.

Тянуло от воды отравой –

Шибали запахи волной.

Не море – сточная канава

Плескалась тихо предо мной.

Дымили вдалеке заводы,

Шумел космический наш век.

Но грустным был венец Природы –

Ее созданье – Человек.

Наш разум стал Природе игом!

А не случится ли вдруг так,

Что нам самим до Красной книги

Останется всего лишь шаг?

От термоядерных реакций

И от химических новаций

Не раз рвалась потомства нить.

Волна чудовищных мутаций

Грозит планету затопить.

Все может быть, все может статься…

Вопрос ребром: быть иль не быть?

Никто за нас того вопроса

И не подумает решить.

А между тем все час за часом

Мы продолжаем зло вершить.

И вот уж нет лесных запасов,

Уже в реке нельзя попить.

Ракеты бьют по небосводу,

Тревожа мирный наш ночлег,

И только ахает Природа:

-Да сын ли ты мне, Человек?

Медицинский работник.       Загрязнение воздуха на 43 – 45 % повинно в ухудшении здоровья населения. На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды. В Амурской, Курганской, Кемеровской, Новгородской областях и Мордовской республике установлено прямое влияние химического загрязнения на возникновение заболеваний центральной нервной системы, гепатитов, токсикозов при беременности, на увеличение мертворожденных детей и врожденных аномалий.

Бактериальное и вирусное загрязнение рек России создает постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций. Во многих регионах нашей страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведет к заболеваемости детей анемией, туберкулезом.

На территориях, подверженных радиоактивному загрязнению в результате аварий в Челябинске, Чернобыле, увеличилось количество заболевших лейкозами, страдающих эндокринными заболеваниями. Учеными зарегистрирован рост общей смертности на 17 – 24 %.                                                                             Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов  и стойкий химический соединений , их употребление опасно для здоровья .                                                                                                Ведущий.  Изменение среды самым непосредственным образом затрагивает здоровье человека, его биологию, все живое. Безрассудная деятельность человека  по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных . В Красную книгу включено: 115 видом животных, 25% птиц и 44% зверей, находящихся на грани исчезновения. С лица земли уже исчезли 118 видов млекопитающих ,127 видов птиц. В зоне экологического бедствия в Росси поживает 35 млн. человек .  Огромный ущерб природе наносят аварии , природные катастрофы(засуха, наводнение, землетрясения…)                                                                                                                                                    Экономист. Прежде всего, необходимо создавать безопасные технологии, очистные сооружения , нужны также больницы с современным оборудованием…   На это требуются огромные средства. Их пока недостаточно  .  Необходимо научится бережному отношению к природным ресурсам и сообществам.                                                                                                                                                                               Для образования в природе слоя почвы толщиной 5 см требуется , по подсчетам уеных,2000 лет. Веками , тысячелетиями создавалось это величайшее богатство . Мы обязаны дорожить  им, оберегать от разрушительных последствий.                                                                                                                                                Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник?

Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьем воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ . И мы сами - мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за охранение Природы, а следовательно , жизни на Земле.                                                                         Послушайте стихотворение:

Берегите Землю!                                                                                                                                                                                                                                Берегите                                                                                                                                                                                                                    Жаворонка в голубом зените,                                                                                                                                                                                                                                         Бабочку на листьях повилики,                                                                                                                                                                                 На тропинке солнечные блики…                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Берегите молодые всходы                                                                                                                                                                              На зеленом празднике природы,                                                                                                                                                                              Небо в звездах, океан и сушу                                                                                                                                                                                         И в бессмертье верящую душу,-                                                                                                                                                                     Всех судеб связующие нити.                                                                                                                                                           Берегите Землю!                                                                                                                                                                                                                                                                                       Берегите….    

                                                                                                                                                              М.Дудин.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брифинг "Сохранить природу-сохранить жизнь"

Цели: ·         воспитание чувства любви к природе,·         уважения ко всему живому,·...

Классный час "Сохранить природу- сохранить жизнь"

Презентация на тему "Окружающая среда", Разработка классного часа....

Классный час "Сохранить природу- сохранить жизнь"

Презентация на тему "Окружающая среда", Разработка классного часа....

презентация к классному часу "Сохрани природу-сохранишь жизнь!"

презентация к классному часу "Сохрани природу-сохранишь жизнь!"...

Конспект классного часа "Сохранить природу- сохранить жизнь"

Содействовать формированию чувства ответственности за природу и все живое...

Сохранить природу - сохранить жизнь!

В последние годы в результате ухудшающейся экологической обстановки во многих странах мира, а также под влиянием решений международной общественности вопросам образования на всех уровнях обучения, а т...