ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОТИ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ.
методическая разработка по биологии
Очень важно научить детей заботиться о своем здоровье смолоду. Именно поэтому в воспитании привычки к здоровому образу жизни большая роль отводится школе.
Богатство любого государства составляют не только природные ресурсы или материально-культурные ценности, хотя они, несомненно, важны, но и в первую очередь люди, его населяющие, состояние их здоровья.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Шарпе Вероника Евгеньевна
Учитель биологии
МАОУ СОШ №1
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОТИ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ.
Очень важно научить детей заботиться о своем здоровье смолоду. Именно поэтому в воспитании привычки к здоровому образу жизни большая роль отводится школе.
Богатство любого государства составляют не только природные ресурсы или материально-культурные ценности, хотя они, несомненно, важны, но и в первую очередь люди, его населяющие, состояние их здоровья. В последнее время резко уменьшается численность полностью здоровых людей, все чаще можно встретить людей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья.
По данным всемирной организации здравоохранения, здоровье, как и болезнь человека, определяется рядом факторов: образ жизни 50%, состояние окружающей среды 20%, наследственность 20%, организация здравоохранения 10%
Так как из всех факторов образ жизни оказывает наибольшее влияние оказывает наибольшее влияние на здоровье, возникла необходимость учить людей быть здоровыми, совершенствовать свой образ жизни. Среди компонентов здорового образа жизни большую роль играет рациональное питание. Известный русский публицист и литературный критик Д.И.Писарев удивительно точно подметил: «Измените пищу человека, и весь человек мало-помалу изменится». Уточним: здоровье человека может измениться в лучшую или худшую сторону.
О влиянии питания на здоровье человека можно говорить учащимся не только на уроках биологии и классных часах, но и на уроках недавно введенного в учебные планы школ курса «Основы финансовой грамотности». Предмет интересен школьникам тем, что он готовит их к жизни и затрагивает многие проблемы, с которыми они сталкиваются повседневно
. Биология может помочь учащимся понять основы экономики и финансов, особенно в области охраны здоровья и экологии.
Задания могут включать в себя:
— Анализ затрат и выгод от различных видов деятельности, связанных с охраной окружающей среды и здоровьем человека.
— Изучение принципов работы страховых компаний и медицинских учреждений на основе биологических процессов (например, обмен веществ, иммунная система и т. д.)
— Рассмотрение экономических аспектов использования биологических ресурсов.
Изучение финансовой грамотности на уроках биологии, может помочь поможет сформировать полезные привычки человека, потребность быть здоровым, внимательность и аккуратность, а также развить навыки самоконтроля, самоанализа, умение работать в коллективе. Уметь ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках математики. Формировать умение ставить и решать проблемы, развивать умение строить речевое высказывание.
СБОРНИК ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.
«Финансы и вредные привычки»
Задание 1. Иванов Иван выкуривает в день 15 сигарет (в пачке 20 шт.).
Средняя стоимость одной пачки сигарет составляет 100 рублей. Рассчитайте
ежемесячные затраты Иванова на пагубную привычку в месяц? В год?
Есть и дополнительные затраты на курительные аксессуары: освежители
дыхания, лекарственные препараты от кашля и т.д. А также в последнее время Иванов начал жаловаться на свое здоровье, его начали беспокоить кашель, отдышка, увеличивалось сердцебиение при физических нагрузках, в итоге он решил поберечь здоровье и семейный бюджет.
- Давайте же посмотрим, сколько Иванов тратил средств покупая сигареты?
И как никотин влияет на организм человека?
Задание 2. Решите задачу
Некоторые зарубежные фирмы за одну и ту же работу курильщикам устанавливают заработную плату на 15 % ниже, чем некурящим. Средняя заработная плата - 340 $ в месяц. Какова средняя заработная плата курящего человека?
ВЫВОД: Избавление от вредных привычек позволит очень существенно снизить
нагрузку на личный бюджет и высвободить личные финансы для других, более важных и полезных мероприятий.
Задание 3. Упражнение «Реклама». Учащимся предлагается прочитать 4 высказывания
великих людей:
А) Пьянство есть упражнение в безумстве (Пифагор).
Б) Пьянство не создает пороков, а только выставляет их напоказ. У спесивого растет чванство, у жестокого - свирепость, у завистливого – злость; всякий порок выходит на свободу (Л.Сенека).
В) Другие пороки притупляют разум, пьянство же разрушает его (М.Монтель).
Г) Избавиться от пьянства человек может не тогда, когда он будет лишен возможности пить, а тогда, когда он не станет пить, хотя бы перед ним стояло вино (Л.Н.Толстой).
Как вы считаете, целесообразно ли разместить в качестве антирекламы одно
из изречений на каждой бутылке спиртного? Если «да», то какое? Если «нет»,
то почему?
«Финансы и здоровое питание»
Задание 4. Рациональное питание – это сбалансированный рацион, составляется с учетом пола, возраста, состояния здоровья, образа жизни, характера труда и профессиональной деятельности человека, климатических условий его проживания. Правильно составленный рацион повышает способность организма к сопротивлению негативным факторам воздействия окружающей среды, способствует сохранению здоровья, активного долголетия, сопротивлению утомляемости и высокой работоспособности.
Задание 5. Решите задачу
В течение дня ученик получает некоторое количество различных витаминов. За завтраком он получил 0,2 всех витаминов, за обедом - 0,7 остатка, за ужином 30 мг витаминов. Какова норма витаминов, полученных учеников в день?
ВЫВОД: Отсутствие здорового образа жизни очень сильно усиливает угрозу возникновения в будущем серьезных заболеваний, требующих не менее серьезных расходов, что окажет просто сокрушительное воздействие на ваши личные финансы.
Задание 6. Придумайте рекламу о пользе витаминов для здоровья человека.
«Финансы и физическая активность»
Задание 7. Придумать реальную ситуацию экономии семейного бюджета, но с учетом ежедневных занятий физической культурой.
Задание 8. Решите задачу
Чтобы быть здоровым, человек должен каждый день употреблять 3 г белков на каждые 4 кг своего веса. Вычислите количество белков, необходимо для вашего веса.
ВЫВОД: Для того чтобы вести здоровый образ жизни, совсем не обязательно ходить в дорогие спортзалы и нести дополнительные ненужные расходы. Поэтому я хочу предложить несколько простых советов, позволяющих поддерживать свое здоровье в
надлежащем состоянии и не требующих вообще никаких дополнительных расходов. (раздаю листочки с советами)
Задание 9. Групповое. Предварительная подготовка:
Класс делится на несколько групп по 5-6 человек.
Первая группа – «Финансы и вредные привычки»
Вторая группа – «Финансы и здоровое питание»
Третья группа – «Финансы и физическая активность»
Четвертая группа – «Финансы и отдых»
Пятая группа - эксперты
Группам за неделю до проведения мероприятия выдаются задания:
Первая группа должна изучить влияние никотина на организм, придумать реальную ситуацию семьи, где имеются курильщики, и подсчитать их ежемесячную экономию при отказе от вредной привычки.
Вторая группа должна изучить основы рационального и сбалансированного питания, придумать реальную ситуацию семьи с указанием ежемесячных затрат на продукты питания с учетом использования не полезных для здоровья продуктов, подсчитать экономию семейного бюджета при отказе от этих продуктов.
Третья группа должна изучить влияние физической активности на здоровье человека, придумать реальную ситуацию экономии семейного бюджета, но с учетом ежедневных занятий физической культурой.
Четвертая группа должна изучить влияние положительных эмоций на состояние здоровья, придумать реальную ситуацию семьи с выбором места для отдыха и оптимальными финансовыми затратами на него.
Пятая группа должна разработать критерии оценивания групповой работы.
Задание 10. Также можно работать над проектной деятельностью о качестве пищевых продуктов, что поможет определить какие бренды стоить покупать , а какие лучше избегать.
Опыт №1.Определение качества пастеризации молока.
Пастеризацией предусматривается уничтожение патогенных микроорганизмов, которые ухудшают качество молока. Содержание белка при этом не должно уменьшаться.
1.К 3 мл молока добавить 3 мл дистиллированной воды.
2.По каплям добавлять 0.1 Н раствор H2SO4 хлопьев казеина. Отфильтровать.
3. Фильтрат. Нагреть до кипения.
КЛЮЧ. В сыром молоке вновь появляются хлопья казеина.
4.Предположите степень пастеризации молока в исследуемых пробах.
5.Предположите причины фальсификации различных проб.
6. К полученной пробе добавьте несколько капель концентрированной азотной кислоты. Нагрейте. Желтое окрашивание свидельствует о наличии в белке ароматических колец.(ксантопротеиновая реакция).
Опыт №2. Определение свежести молока.
К 3 мл 1% раствора фенола прилить 3 мл 1% раствора хлорида железа (III), отметить фиолетовое окрашивание, добавить 3 мл молока.
КЛЮЧ. Скисшее молоко дает желто-зеленое окрашивание.
Установите степень свежести, причины фальсификации разных проб.
Опыт №3. Определение примеси в сметане.
В химический стакан налить 10 мл горячей воды. В горячую воду поместить ложечку сметаны.
КЛЮЧ. При наличии примеси (творога, кефира, крахмала) жир всплывет, а казеин осядет на дно.
Зная, что в норме сметана не должна иметь осадка, предположите причины фальсификации разных проб.
Опыт №4. Определение свежести мяса.
1.Приготовить мясной бульон. (4 мл воды+кусочек мяса до кипения нагреть).
2. Отфильтровать в колбу, пользуясь воронкой.
3.Добавить 5 капель % H2SO4 и через несколько минут отметить результат.
КЛЮЧ. В свежем бульоне раствор прозрачный, при сомнительной свежести раствор становится мутным, а у безусловно несвежего мяса желеобразный осадок с хлопьями.
Определите степень фальсификации пробы. Сравните несколько разных проб. Предположите причины различных результатов.
Опыт №5. Определение белка в предложенных продуктах.
1. В 3 пробирки налить 4 мл воды. В 1 добавить 0,5 бульонного кубика, во 2-ю кусочек мяса, в 3-ю кусочек сосиски. Прокипятить.
2.Отфильтровать.
3.В каждую пробирку добавить концентрированную HNO3 по каплям и немного нагреть.
КЛЮЧ. В растворе, в котором присутствует белок будет желтое окрашивание.
Сделать вывод о качестве проб.
Связь биологии и экономики через экосистемы, природопользование и здоровый образ жизни
1. Задание: «Экономия ресурсов в природе и жизни»
Тема: Фотосинтез и рациональное использование энергии
Вопрос:
Растения преобразуют солнечную энергию в питательные вещества с КПД всего 1-2%. Люди тоже тратят энергию (электричество, топливо) неэффективно.
- Сравните КПД растений и человеческой экономики.
- Какие способы экономии ресурсов можно позаимствовать у природы?
Ответ:
- КПД солнечных панелей — 15-20%, двигателей — 30-40%, но часть энергии теряется.
- Примеры: использование вторсырья (как круговорот веществ в природе), энергосберегающие технологии (аналогия с суккулентами, запасающими воду).
2. Задание: «Бюджет семьи и пищевая цепь»
Тема: Пищевые цепи и расходы
Вопрос:
В экосистеме только 10% энергии передаётся на следующий уровень (правило Линдемана). В семье тоже есть «потери»:
- Составьте «пищевую цепь» семейного бюджета (например: зарплата → продукты → отходы).
- Как сократить «потери», как в природе?
Ответ:
- Пример: Покупать только нужное (аналогия с консументами, которые не едят всё подряд).
- Решение: Планирование покупок, компостирование отходов (как редуценты в природе).
3. Задание: «Страхование здоровья и иммунитет»
Тема: Иммунная система
Вопрос:
Иммунитет защищает организм от болезней, а страховка — от финансовых потерь.
- Какие «страховые механизмы» есть у организма (например, антитела)?
- Почему важно иметь финансовую «подушку безопасности»?
Ответ:
- Примеры: Лейкоциты = «страховые агенты», воспаление = «выплата по страховке».
- Финансовая подушка (6 месяцев доходов) нужна, как запас питательных веществ в семенах.
4. Задание: «Инвестиции в здоровье»
Тема: Обмен веществ
Вопрос:
Тело тратит энергию на жизнедеятельность (БАЗАЛЬНЫЙ обмен). Люди тоже вкладывают деньги (в еду, спорт, медицину).
- Посчитайте: сколько денег в месяц уходит на «поддержание тела» (еда, витамины, спортзал)?
- Что выгоднее: лечиться или предотвращать болезни (как профилактика в природе)?
Ответ:
- Пример: Витамины дешевле, чем лечение авитаминоза (как у животных: зимняя спячка экономит энергию).
5. Задание: «Биоэкономика: прибыль без вреда природе»
Тема: Устойчивое развитие
Вопрос:
Люди используют природные ресурсы (лес, нефть). Как получать доход, не разрушая экосистемы?
- Приведите примеры бизнеса, похожего на симбиоз (например, пчеловодство).
- Сколько денег можно сэкономить, перерабатывая мусор (аналогия с редуцентами)?
Ответ:
- Пример: Выращивание грибов на опилках (безотходное производство).
- Переработка 1 т макулатуры = экономия 20 000 л воды и 1000 кВт·ч энергии.
Как применять задания?
- На уроке — дискуссия после темы «Фотосинтез» или «Экосистемы».
- Проектная работа — расчёт бюджета на ЗОЖ или экобизнес-план.
- Игра — «Экосистема семьи» (распределение ролей: «продуценты» = доход, «консументы» = расходы).
Критерии оценки:
- Связь биологии и экономики.
- Практические расчёты.
- Творческие аналогии.
Такие задания покажут, что биология и финансы — части одной системы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме: "Формирование финансовой грамотности с помощью кейс- технологии на примере финансового мошенничества"
Мастер- класс по теме : "Формирование финансовой грамотности с помощью кейс- технологии на примере финансового мошенничества"...

Приказ № 617- Об участии в XV Всероссийской Олимпиады по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг
Приказ № 617- Об участии в XV Всероссийской Олимпиады по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг...

Приказ № 337 - Об участии во Всероссийской олимпиаде для старшеклассников по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг в 2019-2020 учебном году
Приказ № 337 - Об участии во Всероссийской олимпиаде для старшеклассников по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг в...

Приказ № 617 -О Об участии в XV Всероссийской Олимпиады по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг.
Приказ № 617 - О....
Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы
Методическое пособие «Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы» предст...
рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы
рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы...

Сборник заданий по финансовой грамотности
Сборник может быть полезен обучающимся и их наставникам при подготовке к ВсОШ по экономике, а также во внеурочной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» и в рамках школьных предмет...
